Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Феномен русской культуры





Генезис русской культуры: истоки и интенция развития. Основные этапы становления и эволюции отечественной культуры.

Древние славяне: образ мира и образ жизни. Доминанты языческой религиозности. Языческая картина мира. Внутренние антагонизмы и имманентная исчерпанность язычества.

Крещение Руси: ее христианизация. Вероучительные основы ортодоксального христианства. Институт Восточной христианской церкви: ценностные ориентиры и общественная практика. Обусловленность национальной ментальности системой православных ценностей. Влияние монастырей на духовную жизнь Руси.

Нравственно-аксиологическое содержание культуры. Идеал святости. Национальные типы святости. Идея соборности и служения ближнему. Православное учение о любви и преображении личности. Вселенская и космическая сущность христианской ортодоксии.

Проблема власти: идея симфонии духовной и светской власти. Концепция «Святой Руси» и пути ее реализации. «Варяжско-византийско-монгольская» модель русской государственности.

Эволюция отечественной культуры в контексте проблемы «Восток – Запад»: византизм и национальная самобытность Руси. Русский раскол: староверы и никонианцы. Западничество и славянофильство как альтернативные пути развития русской культуры. «Золотой век» русской культуры. Революционный авангардизм и общинный коллективизм: патриотизм и космополитство. «Серебряный век» русской культуры.

Духовные искания русского человека. Этапы исканий нового идеала личности и пути общественного развития: богочеловечество и человекобожие. Становление русской философской мысли. «Русская идея»: пути ее реализации. «Историческое» православие и неохристианство. «Новое религиозное сознание» и революционный взрыв. Место Русской Православной Церкви в имманентном и общественном самоопределении личности.



Модернизирующаяся Россия: культурная традиция и инновации, ценностные приоритеты. Духовные основы современного российского общества: религиозный плюрализм; исламская культурная традиция в постсоветском пространстве.

Вопрос о национальной самоидентичности русского человека в свете проблем глобализации и мультикультурных процессов в современном мире: постпостмодернистские пропозиции.

Национальный эстетический идеал: нравственная интенция. Каноническое христианское искусство. Религиозное храмовое искусство: архитектура, иконопись, прикладное искусство. Древнерусская литература как духовное учительство. Светское искусство в его становлении и эволюции. Ренессансная содержательность отечественного символизма эпохи «серебряного века». Модерн и авангард в национальном проявлении.

Искусство андеграунда. Постмодернистское попурри в отечественном исполнении.

Культурная интенция, выявленная и сформированная русским искусством.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте анализ следующих определений культуры:

· культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;

· культура - это духовная жизнь общества;

· культура - это все созданное человеком, а не данное природой;

· культура - это материальная деятельность людей;

· культура - это эстетическая деятельность человека, созидание прекрасного.

2. Культуру часто называют “важнейшей памятью человечества”. Что кроется за этим выражением?

3. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?

4. Ортега-и-Гассет писал «Степень культуры измеряется степенью развития норм». Справедливо ли это утверждение?

5. Почему так сложно дать четко фиксированное определение культуры? С чем связано такое большое количество ее определений?

6. Объясните выражение: «инженерная деятельность - семиотическая (знаковая) система»?

7. Какова структура культуры?

8. Назовите функции культуры.

9. Определите составляющие культурной, религиозной, мифологической, научной, художественной картины мира. Установите точки отличия и соприкосновения.

10. Каким образом связи Древней Руси с восточными и западными странами отразились на ее культурной жизни? Привести примеры.

11. Какие черты русской архитектуры Х–XII вв. указывают на влияние византийского художественного стиля?

12. В чем состоит особенность и национальная самобытность древнерусской иконописи?

13. Какие памятники древнерусской литературы конца Х – начала ХI вв. вам известны? Какими отличительными чертами обладала древнерусская литература?

14. Что такое «отреченная» литература?

15. Как сформировалась естественно-научная литература, какова ее роль в культурной жизни русского общества.

16. Каковы исторические основания для появления двух направлений в культуре России западничества и славянофильства?

17. Что такое западничество? Каких представителей западничества вы знаете?

18. Что такое «историческое православие»?

19. Каковы были причины возникновения «неохристианства»? В чем заключались главные проблемы, решаемые «неохристианами»?

20. В чем смысл идеи «Богочеловечества»?

21. Каковы основные идеи религиозно-философских собраний конца ХIХ – начала ХХ вв.

22. Модернизм в культуре и модернизация социальности: как взаимосвязаны эти процессы?

23. Является ли авангардизм частью модернизма?

24. В чём заключаются причины возникновения постмодернизма?

25. Какие особенности русского постмодернизма вы можете выделить?

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Тематика практических занятий

Тема 1. Культура и ее характеристики (2 часа)

1. Культура как предмет гуманитарного знания.

1.1. Специфика культурологического знания: предмет и метод.

1.2. Опыт дефиниции культуры. Основные подходы к дефиниции культуры.

2. Содержание, сущность, функции культуры.

2.1. Сущность и структура культуры (многомерность и иерархичность культуры).

2.2. Функции и значение культуры.

2.3. Личность и культура (современные концепции личности).

2.4. Способ существования культуры и механизм его реализации.

3. Проблема типологии культуры.

3.1. Понятие «тип культуры».

3.2. Основные виды типологии культуры.

4. Подход с позиций ментальности как парадигма современного гуманитарного знания.

4.1. Понятие «ментальность».

4.2. Структура менталитета.

4.3. Типы менталитета:

· восточный и западный менталитет;

· концепция «осевого времени» Карла Ясперса;

4.4. Понятие «слом ментальности».

Рекомендуемая лиература по теме 1

1. Белик А. А. Подходы к определению понятия культуры // Культурология. Антропологические теории культуры. – М.: РГГУ, 1998. – С.11–16.

2. Введение в культурологию. В 3-х ч. Ч. 1. – М.: МГИЭМ, 1995.–
С. 18–38.

3. Введение в культурологию / ред. Е. В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1996.

4. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Понятие «культура» // Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 98–102.

5. Кононенко Б. И. Эволюция понятия «культура» // Основы культурологии. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 21–26.

6. Культурология / ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс,1995. – С.23–71.

7. Учебный курс по культурологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

8. Культурологический практикум / Н. А. Колодий, А. П. Моисеева и др. – Томск: Дельтаплан, 2005. – C. 12–32.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.