Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Предмет и функции культурологии





КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Методические указания и индивидуальные задания
для студентов ИДО, обучающихся по направлению
031600 «Реклама и связи с общественностью» и

080400 Управление персоналом

 

Составители: В.Н. Скворцова, Т.А.Чухно

 

Семестр
Кредиты
Лекции, часов
Практические занятия, часов
Индивидуальные задания № 1
Самостоятельная работа, часов
Формы контроля зачет

 

 

Издательство

Томского политехнического университета

УДК 7. 072(0758)

 

Культурология: рабочая программа, метод. указания и индивид. задания для студентов ИДО, обучающихся по напр. 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 Управление персоналом / сост. В.Н.Скворцова, Т.А. Чухно; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.– 25 с.

 

 

Методические указания и индивидуальные задания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры культурологии и социальной коммуникации
«____» ____________ 2011 года, протокол № ____.

 

 

Зав. кафедрой КТЛ,

профессор, д.ф.н. _________________ Н.А.Колодий

 

 

Аннотация

Методические указания и индивидуальные задания по дисциплине «Культурология» предназначены для студентов ИДО, обучающихся по напр. 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 «Управление персоналом». Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Приведено содержание основных тем дисциплины, указаны темы практических занятий. Приведены варианты заданий для индивидуальной домашней работы. Даны методические указания по выполнению индивидуальной домашней работы.


1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Дисциплина «Культурология» соответствует целям образовательных программ 031600 Реклама и связи с общественностью_(бакалавриат) и 080400 Управление персоналом (бакалавриат) в части подготовки выпускников, владеющих общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомых с современными научными представлениями о культуре, ее аксиологическом основании и структурно-иерархическом составе, о главных этапах и перспективах мирового культурно-исторического процесса.

Целями преподавания дисциплины являются:

· Анализ магистрального и регионального путей общественного развития.

· Выявление основополагающих общечеловеческих ценностей.

· Формирование навыков существования в условиях современной мультикультурной ситуации и диалога культур.

Задачи изучения дисциплины:

· Формирование представления о культуре как способе существования человека в истории.

· Анализ типов культур и их классификация, умение различать языки культуры.

· Освоение главных достижений мировой культуры.

· Попытка самоопределения личности в общекультурном пространстве.

· Выявление культурной самобытности России и оценка ее исторической роли и значения в мировой культуре.

Дисциплина относится к базовым дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.Б.4).

КОРЕКВИЗИТЫ: Мировая культура и искусства (для направления 031600 «Реклама и связи с общественностью»); Культура речи и деловое общение (для направления 080400 Управление персоналом).

Студент, завершивший изучение дисциплины «Культурология», должен обрести:

· представление о культуре как способе человеческого бытия, ориентированного на идеальные сакральные ценности и о возможностях самореализации личности в социокультурном бытии;

· знание основополагающих вех развертывания мировой и отечественной культуры;

· умение включать особенности культурно-исторического развития в межкультурные коммуникации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ[zvp1]

Тема 1. Предмет и функции культурологии

Предмет культурологии. Содержание понятия «культурология». Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культурология как синтез междисциплинарных исследований. Особенности историко-культурного знания.

Функции культурологии. Мировоззренческая функция. Значение культурологического знания.

Тема 2. Феномен культуры

Культурное бытие. Анализ содержания понятия «культура». Многомерность феномена культуры. Основные подходы к осмыслению культуры. Принципы интерпретации культуры: культура как смысловой мир, культура-текст, диалог культур.

Попытки дефиниции понятия «культура». Культура как способ общественного и индивидуального бытия.

Культура в качестве полагания смысла. Аксиологические основания культуры. Мир высших ценностей в культурном бытии: значение идеала (Н.Бердяев, Освальд Шпенглер). Культура как инакобытие. Концепция интенциональности культурной экзистенции (И. Ильин). «Истина бытия» как сверхценность.

Образ культуры. Характеристики культуры. Структурная выстроенность культуры.

Личность в культурном пространстве. Нравственное самоопределение личности: опыт добра и зла. Свобода воли как свобода морального выбора. Совестный акт и нравственный долг ответственности. Место любви в ценностной иерархии личности. Этика и этикет. Имидж культурного человека.

Тема 3. Типология культур

Ментальная парадигма культуры. Понятие «ментальность». Структура ментальности: пространство и время, природа и техника, этическая нормативность, власть и свобода, право и закон, знания и вера, труд и собственность, брак и семья, эстетические воззрения: прекрасное и искусство, отношение личности и общества к смерти.

«Слом» ментальности. Проблема культурного континуитета и культурной дискретности. Понятие «осевое время» (Карл Ясперс).

Проблема типологии культур. Тип культуры. Проблема типологии культур. Восточная модель культуры: традиционная культура и традиционная картина мира.

Западная модель культуры: инновационный тип культуры. Христианская культура: истоки, становление, эволюция. Постхристианство: модернизм и постмодернизм.

Виды типологии культур (Н. Бердяев, Макс Вебер, Освальд Шпенглер, Эрих Фромм, Питирим Сорокин).

Проблема коммуникации культур: диалог культур.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Тематика практических занятий

Тема 1. Культура и ее характеристики (2 часа)

1. Культура как предмет гуманитарного знания.

1.1. Специфика культурологического знания: предмет и метод.

1.2. Опыт дефиниции культуры. Основные подходы к дефиниции культуры.

2. Содержание, сущность, функции культуры.

2.1. Сущность и структура культуры (многомерность и иерархичность культуры).

2.2. Функции и значение культуры.

2.3. Личность и культура (современные концепции личности).

2.4. Способ существования культуры и механизм его реализации.

3. Проблема типологии культуры.

3.1. Понятие «тип культуры».

3.2. Основные виды типологии культуры.

4. Подход с позиций ментальности как парадигма современного гуманитарного знания.

4.1. Понятие «ментальность».

4.2. Структура менталитета.

4.3. Типы менталитета:

· восточный и западный менталитет;

· концепция «осевого времени» Карла Ясперса;

4.4. Понятие «слом ментальности».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Общие методические указания

В соответствии с учебным графиком для студентов, обучающихся по направлениям 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 «Управление персоналом» предусмотрено выполнение индивидуального домашнего задания. Это необходимо для закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков работы со специальной литературой и выяснения степени подготовленности студента к самостоятельным суждениям и оценкам идей, концепций, позиций.

В качестве индивидуального домашнего задания по курсу «Культурология» студентам дистанционного обучения предлагается написание реферата по культуре России по одной из тем, указанных в подразделе 4.2.

Реферат – это обзор литературы по какой-либо проблеме (изложение содержания работ, книг, статей, с обозначением позиций их авторов по соответствующим вопросам).

Реферат – условие допуска к зачету! Требования, предъявляемые к оформлению реферата см. в Приложении 1.

Тема реферата определяется как число, составленное из двух последних цифр зачетной книжки студентов. Если получаемое число больше 58, то из него нужно вычесть 58.

Варианты домашних заданий и методические указания

1. Истоки и зарождение русской культуры.

2. Природный фактор в русской культуре.

3. Система ценностей русской культуры.

4. Русский характер.

5. Русский менталитет.

6. Коллективизм как социальная основа российской цивилизации.

7. Идея свободы в русской культуре.

8. Понятие справедливости в русской культуре.

9. Мир славянского язычества.

10. Православное богослужение.

11. Таинства православной церкви.

12. Символ православной веры. Заповеди Божии.

13. Круг православных праздников.

14. История русской иконописи.

15. Образ Богородицы в русской иконописи.

16. Отношение христианства к суевериям, магии, оккультизму.

17. Нравственная сторона жизни православного христианина.

18. Православные святые.

19. Феномен юродства на Руси.

20. Православные обряды и обычаи в русском крестьянском доме (18–20 вв.).

21. Феномен любви в русской культуре.

22. Языческие традиции и христианство в древней Руси:
феномен двоеверия.

23. Русское религиозное разномыслие: «отреченные» книги и русские ереси.

24. Монастыри и монашество в России.

25. Житийная литература Руси: русские святые.

26. Отношение русских к богатству и бедности.

27. Отношение русских к труду.

28. Отношение к собственности в русской культуре.

29. Русская крестьянская изба.

30. Традиции русской кухни.

31. Древнерусская художественная традиция.

32. Самодержавие как феномен культуры.

33. Домострой: духовные основания повседневного бытия или устав религиозного служения для мирян.

34. Русские скоморохи и «смеховой» мир Руси.

35. Художественная культура Московской Руси.

36. Церковный раскол как явление русского сознания. Старообрядчество.

37. Культура русского дворянства.

38. Русское купечество: этика и национально-православные традиции ментальности.

39. Университеты в истории и культуре дореволюционной России.

40. Культура российского Просвещения.

41. «Потемкинские деревни» как культурный мир.

42. «Золотой век» русской культуры.

43. Западничество и славянофильство.

44. Русское искусство ХIХ в.

45. История праздников Рождества Христова и Нового года в России.

46. Русские меценаты.

47. «Серебряный век» русской культуры.

48. Космизм как явление русской культуры.

49. Русский символизм в поэзии и живописи начала XX в.

50. Русский символизм в поэзии и живописи начала XX в.

51. Русский авангардизм в национальной художественной традиции.

52. Культура русского зарубежья.

53. Искусство советского периода.

54. Русская идея и современность.

55. Русская свадьба: традиции и современность.

56. Молодежные субкультуры в России.

57. Культура постсоветской России: крах или обновление?

58. Русский постмодерн.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

После завершения изучения дисциплины студенты сдают зачет по вопросам разд.5.1.

При определении результата зачета учитываются результаты выполненного индивидуального домашнего задания.[zvp2]

Вопросы итогового контроля

по дисциплине «Культурология»

1. Предмет культурологии. Значение культурологии в системе гуманитарного знания.

2. Функции культурологического знания.

3. Понятие «культура». Основные подходы к дефиниции культуры.

4. Христианская концепция личности и культуры.

5. Аксиологический подход в культурологии.

6. Проблема типологии культур.

7. Ментальность: историко-культурный феномен.

8. Проблема русской культурной идентичности в контексте темы «Россия – Запад».

9. Становление христианской культуры: ветхозаветные истоки.

10. Аксиологические основания христианской культуры: вероучительные и мировоззренческие принципы.

11. Ценности и нормы христианской повседневной жизни.

12. Древние славяне: проблема происхождения и образ жизни.

13. Языческая картина мира восточных славян.

14. Крещение Руси. Основы христианского вероучения.

15. Просветительская роль монастырей на Руси.

16. Образование и литература в Древней Руси.

17. Культура Древней Руси: от византизма к национальной самобытности.

18. Формирование русской философской традиции (XI-XVIII вв.).

19. Становление русской национальной литературы (XIII-XVIII вв.).

20. Россия после Петра I: расколотое общество.

21. Ценностная ориентация западничества и славянофильства.

22. Духовные искания русского человека: через богообщение – к святости.

23. Идейное содержание «нового религиозного сознания» эпохи «серебряного века».

24. Русский символизм как проявление национального ренессансного мировоззрения.

25. Модернистские искания в России: модерн и модернизм.

26. Культура русского зарубежья. Этапы эмиграции. Духовные идеалы.

27. Постмодернизм в национальных вариациях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебники

1. Моисеева А. П., Сычева С. Г., Колодий Н. А. Культурология. Россия – Запад. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 224 с.

2. Введение в культурологию / ред. Е. В. Попов.– М.: ВЛАДОС, 1996. – 336с.

3. Викторов В. В. Культурология. – М.: Экзамен, 2002. – 544 с.

4. Культурология / ред. А. А. Радугин. – М.: ЦЕНТР, 1999, 2003. – 304с.

5. Культурология в вопросах и ответах / ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 416 с.

6. Культурологический практикум / Н. А. Колодий, А. П. Моисеева и др. – Томск: Дельтаплан, 2005. – 192 с.

Литература основная

7. Балакина Т. И. История русской культуры. – М.: Аз, 1996. – 206с.

8. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. – М: Юрайт, 2001. – 572 с.

9. Кондаков И. В. Культура России. Краткий очерк истории и теории. – М.: КДУ, 2007– 360 с.

10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997. – 624 с.

11. Российская повседневность: от истоков до середины 19 в. / Ред.
Л. Семенникова – М.: КДУ, 2007. – 240 с.

12. Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт ХI–ХVII вв. – М.: Владос, 1998. – 560 с.

13. Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт ХVIII–ХIХ вв. – М.: Владос, 1998. – 648 с.

14. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.

15. Хрестоматия по истории русской культуры. – М.: Аз, 1996. – 360с.

16. Хрестоматия по культурологии. В 2 т. Т. 2. Самосознание русской культуры / ред. И. Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 2000. – 512 с.

Литература дополнительная

17. Бердяев Н. Русская идея. – М.: Сварог и К., 1997.

18. Громова И. А. Православие и народные праздники. – М: Дрофа, 2005. –304с.

19. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. – М.: Республика, 1997.

20. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. – М.: Терра, 1992–1993.

21. Лосский Н. О. Характер русского народа. В 2 кн. – М.: Дар, 2005.

22. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. – М.: Прогресс, 1994.

23. Панченко А. М. О русской истории и культуре. – СПб.: Азбука, 2000.

24. Размышления о России и русских. Далекие предки I–XVII вв. – М.: Правда, 1996.

25. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. – СПб.: София, 1992.

26. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России.
IХ – ХХ вв. – М.: Простор, 1998.

27. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М.: Наука, 1999. – 331 с.

 


Приложение 1

 

РЕФЕРАТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Реферат – это учебная работа, содержащая результаты теоретических и аналитических исследований по отдельной учебной дисциплине. Реферат является самостоятельной работой студента, выполняемой по учебному плану.

Реферат - обзор литературы по какой-либо проблеме (изложение содержания работ, книг, статей, с обозначением позиций их авторов по соответствующим вопросам).

Цели написания реферата:

· Закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по культурологии;

· Развитие практических навыков самостоятельной работы со специальной литературой (навыки анализа культурологических источников);

· Выяснение степени подготовленности студента к самостоятельным суждениям и оценкам идей, концепций, позиций.

Реферат – условие допуска к зачету/экзамену!

Нормативный объем реферата (без приложений) – 10-15 страниц стандартного компьютерного текста в редакторе Microsoft Word, через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman, размером 14 пунктов, нормальной жирности.

При расчете рекомендуемых объемов исключены большие таблицы, громоздкие рисунки, список использованных источников, приложения. Все иллюстративные материалы должны быть вынесены в приложения.

Структура реферата. Реферат должен включать в указанной ниже последовательности:

– Титульный лист (см. Приложение А),

– Оглавление (см. Приложение Б),

– Введение,

– Основную часть, разбитую на главы и параграфы,

– Заключение,

– Список использованных источников (см. Приложение В),

– Приложения (в случае необходимости).

Оглавление. Оглавление должно отражать все материалы, представленные в работе. Слово «Оглавление» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Перечисляются заголовки разделов и подразделов, список источников, каждое из приложений. Указываются номера страниц, на которых они начинаются. Образец Оглавления приводится в Приложении Б.

Заключение. В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных во введении задач,

Заголовок «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишут с абзаца прописными буквами. Объем заключения – 1-2 стр.

Список использованных источников характеризует глубину и широту изучения темы, демонстрирует эрудицию и культуру исследования. В список включают все источники, на которые есть ссылки в тексте, в алфавитном порядке.

Каждый документ, включенный в список, оформляется в соответствии с библиографической записью по ГОСТу (см. Приложение В). Перед названием источника в списке проставляется порядковый номер.

Заголовок «Список использованных источников» пишут симметрично тексту прописными буквами.

Порядок расположения источников:

1) письменные памятники, документы;

2) научная и учебная литература (монографии, сборники статей, учебные пособия и др.)

Примеры описания отдельных источников даны в Приложении В.

 

Размеры полей: по – 20 мм.

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным пяти ударам пишущей машинки или стандартным отступом компьютерного редактора.

Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять аккуратным заклеиванием или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте и тем же способом исправленного текста.

Все страницы нумеруются от титульного листа, который считается первой страницей, хотя цифра «1» на нем не ставится. Страницы ставятся в правом нижнем углу.

Заголовки. Разделы, подразделы, параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание и соответствующие оглавлению.

Заголовки разделов основной части и слово «Оглавление» печатают или пишут симметрично тексту прописными буквами; заголовки подразделов, параграфов и пунктов – с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной).

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Точку и двоеточие в конце заголовков не ставят. После цифры нумерации заголовка точка ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Не допускается выделение заголовка другим цветом, подчеркиванием.

Все заголовки отделяются от текста или от других заголовков пробелом или пробельной строкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно удвоенному межстрочному интервалу; между заголовками раздела и подраздела – одному межстрочному интервалу.

Перед заголовком слова «раздел», «подраздел», «параграф» не указываются.

Нумерация заголовков допускается только арабскими цифрами. Заголовки «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» не нумеруются.

Иллюстрации. Иллюстрация располагается по тексту сразу после первого упоминания, если она размещается на листе формата А4. Если формат больше, ее следует помещать в приложении.

Все иллюстрации подписываются словом «Рисунок» с указанием порядкового номера и названия (Рисунок 1 - Храм Христа Спасителя).

Нумерация иллюстраций допускается как по разделам, так и сквозная. Порядковый номер иллюстрации обозначается арабской цифрой без знака № и без точки. Если нумерация идет по разделам, то перед порядковым номером иллюстрации ставят номер раздела (Рисунок 1.1 – Храм Христа Спасителя).

Название помещают под иллюстрацией симметрично изображению, в конце названия точку не ставят.

Цитаты. Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в другом издании. В этом случае ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн. ...

При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Допустимы лишь следующие отклонения: могут быть модернизированы орфография и пунктуация по современным правилам, если это не индивидуальная орфография или пунктуация автора; могут быть пропущены отдельные слова в цитате при условии, что мысль автора не искажается и этот пропуск обозначается многоточием.

Цитаты закавычиваются. Ссылке на незакавыченные цитаты предшествует сокращенное слово «смотрите» (см.).

 

Порядок оценки реферата

Работа не допускается к зачету, если не носит самостоятельного характера и не соответствует требованиям, изложенным в данных методических указаниях. Обязателен самостоятельный подбор и изучение научной литературы по избранной теме (от 5до10 источников).

В реферате студент должен показать глубокие знания по избранной теме, понимание полноты решения поставленных задач и их научную значимость.

«Незачтено»выставляется если:

· реферат не носит исследовательского характера, в нем не раскрыта тема, нет анализа избранной проблемы, он не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры;

· не имеет выводов в соответствии с поставленными во введении задачами;

· в реферате допущены существенные ошибки.

 


Приложение А

Приложение Б

Образец оглавления

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 2

 

1. ВСЕЛЕННАЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН................................................4

 

1.1. Система представлений о едином Мироздании.........................5

1.2. Представления древних славян о душе и посмертном существовании................................................................................. ....7

1.3. Мировоззренческое значение комплекса обрядов и роли жрецов в славянском язычестве..........................................................9

1.4. О земном устроении.................................................................. 10

1.5. Мать Земля и Отец Небо................................................. .........11

1.6. Род и Рожаницы........................................................................12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ .15

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...16

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Стороны Збручского идола


Приложение В

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Методические указания и индивидуальные задания

Составители

СКВОРЦОВА Валентина Николаевна

ЧУХНО Татьяна Анатольевна

 

Рецензент

доктор философских наук,

профессор кафедры КТЛ

В.Г. Ланкин

 

Редактор С.В. Ульянова

Компьютерная верстка Т.И. Тарасенко

Отпечатано в Издательстве ТПУ в полном соответствии
с качеством предоставленного оригинал-макета

 

Подписано к печати . Формат 60×84/16. Бумага «Снегурочка». Печать Xerox. Усл.печ.л. 1,34. Уч.-изд.л. 1,21. Заказ . Тираж экз.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет Система менеджмента качества Издательства Томского политехнического университета сертифицирована NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту BS EN ISO 9001:2008
. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30. Тел./факс: 8(3822)56-35-35, www.tpu.ru

 

[zvp1] В этом разделе должно быть представлено все содержание дисциплины.

[zvp2] Это для студентов КЗФ или ДОТ?

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Методические указания и индивидуальные задания
для студентов ИДО, обучающихся по направлению
031600 «Реклама и связи с общественностью» и

080400 Управление персоналом

 

Составители: В.Н. Скворцова, Т.А.Чухно

 

Семестр
Кредиты
Лекции, часов
Практические занятия, часов
Индивидуальные задания № 1
Самостоятельная работа, часов
Формы контроля зачет

 

 

Издательство

Томского политехнического университета

УДК 7. 072(0758)

 

Культурология: рабочая программа, метод. указания и индивид. задания для студентов ИДО, обучающихся по напр. 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 Управление персоналом / сост. В.Н.Скворцова, Т.А. Чухно; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.– 25 с.

 

 

Методические указания и индивидуальные задания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры культурологии и социальной коммуникации
«____» ____________ 2011 года, протокол № ____.

 

 

Зав. кафедрой КТЛ,

профессор, д.ф.н. _________________ Н.А.Колодий

 

 

Аннотация

Методические указания и индивидуальные задания по дисциплине «Культурология» предназначены для студентов ИДО, обучающихся по напр. 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 «Управление персоналом». Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Приведено содержание основных тем дисциплины, указаны темы практических занятий. Приведены варианты заданий для индивидуальной домашней работы. Даны методические указания по выполнению индивидуальной домашней работы.


1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Культурология» соответствует целям образовательных программ 031600 Реклама и связи с общественностью_(бакалавриат) и 080400 Управление персоналом (бакалавриат) в части подготовки выпускников, владеющих общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомых с современными научными представлениями о культуре, ее аксиологическом основании и структурно-иерархическом составе, о главных этапах и перспективах мирового культурно-исторического процесса.

Целями преподавания дисциплины являются:

· Анализ магистрального и регионального путей общественного развития.

· Выявление основополагающих общечеловеческих ценностей.

· Формирование навыков существования в условиях современной мультикультурной ситуации и диалога культур.

Задачи изучения дисциплины:

· Формирование представления о культуре как способе существования человека в истории.

· Анализ типов культур и их классификация, умение различать языки культуры.

· Освоение главных достижений мировой культуры.

· Попытка самоопределения личности в общекультурном пространстве.

· Выявление культурной самобытности России и оценка ее исторической роли и значения в мировой культуре.

Дисциплина относится к базовым дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.Б.4).

КОРЕКВИЗИТЫ: Мировая культура и искусства (для направления 031600 «Реклама и связи с общественностью»); Культура речи и деловое общение (для направления 080400 Управление персоналом).

Студент, завершивший изучение дисциплины «Культурология», должен обрести:

· представление о культуре как способе человеческого бытия, ориентированного на идеальные сакральные ценности и о возможностях самореализации личности в социокультурном бытии;

· знание основополагающих вех развертывания мировой и отечественной культуры;

· умение включать особенности культурно-исторического развития в межкультурные коммуникации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ[zvp1]

Тема 1. Предмет и функции культурологии

Предмет культурологии. Содержание понятия «культурология». Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культурология как синтез междисциплинарных исследований. Особенности историко-культурного знания.

Функции культурологии. Мировоззренческая функция. Значение культурологического знания.

Тема 2. Феномен культуры

Культурное бытие. Анализ содержания понятия «культура». Многомерность феномена культуры. Основные подходы к осмыслению культуры. Принципы интерпретации культуры: культура как смысловой мир, культура-текст, диалог культур.

Попытки дефиниции понятия «культура». Культура как способ общественного и индивидуального бытия.

Культура в качестве полагания смысла. Аксиологические основания культуры. Мир высших ценностей в культурном бытии: значение идеала (Н.Бердяев, Освальд Шпенглер). Культура как инакобытие. Концепция интенциональности культурной экзистенции (И. Ильин). «Истина бытия» как сверхценность.

Образ культуры. Характеристики культуры. Структурная выстроенность культуры.

Личность в культурном пространстве. Нравственное самоопределение личности: опыт добра и зла. Свобода воли как свобода морального выбора. Совестный акт и нравственный долг ответственности. Место любви в ценностной иерархии личности. Этика и этикет. Имидж культурного человека.

Тема 3. Типология культур

Ментальная парадигма культуры. Понятие «ментальность». Структура ментальности: пространство и время, природа и техника, этическая нормативность, власть и свобода, право и закон, знания и вера, труд и собственность, брак и семья, эстетические воззрения: прекрасное и искусство, отношение личности и общества к смерти.

«Слом» ментальности. Проблема культурного континуитета и культурной дискретности. Понятие «осевое время» (Карл Ясперс).

Проблема типологии культур. Тип культуры. Проблема типологии культур. Восточная модель культуры: традиционная культура и традиционная картина мира.

Западная модель культуры: инновационный тип культуры. Христианская культура: истоки, становление, эволюция. Постхристианство: модернизм и постмодернизм.

Виды типологии культур (Н. Бердяев, Макс Вебер, Освальд Шпенглер, Эрих Фромм, Питирим Сорокин).

Проблема коммуникации культур: диалог культур.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.