Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русская традиция и новые элементы культуры





Особое место в истории России занимает XVIII век. Петр I поставил задачу ввести вверенную ему Богом православную державу в число передовых стран Европы и считал, что для ее решения возможны все методы и средства. Идет процесс бурного развития промышленности и торговли. Большие изменения происходят в образовании и культуре. В корне была перестроена армия и создан военно-морской флот с базой в Кронштадте. Изменилось отношение к европейским порядкам, традициям, которые в допетровской Руси осмеивались. Привилегированные сословия и некоторые слои на­се­ления в интересах дела изучают иностранные языки и начинают совершать поездки в европейские страны.

При проведении реформ Петр I столкнулся прежде всего с нехваткой грамотных, инициативных, думающих помощников, которые должны были обеспечивать выполнение его предписаний. В тогдашней России практически не было образовательных учреждений, готовящих кадры для военной и гражданской деятельности. Были две академии, да и те имели духовную направленность. А Петру I требовались грамотные офицеры, генералы и адмиралы, инженеры, архитекторы, художники.

Эпоха царствования Петра I, как всякое знаменательное время, выдвинула крупных государственных деятелей, каждый из которых внес свой вклад в преобразование России. Русский царь обладал даром угадывать потенциальные способности людей и при подборе помощников не стеснялся привлекать их из самой разной социальной и национальной среды. В числе "птенцов гнезда Петрова" можно было встретить представителей древнейших аристократических родов и рядовых дворян, выходцев из "низов" общества, то есть посадских и даже бывших крепостных, русских и иностранцев.

Тем не менее на протяжении всего царствования Петр I испытывал острый недостаток в людях, обладавших знаниями, навыками, способностями, умевших тянуть общую лямку, подчиняться его суровой самовластной воле и терпеть нередко грубый и необузданный царский гнев. Для осуществления такой гигантской работы Петру I нужны были сподвижники, обладающие большой эрудицией.

Нехватка помощников из российской среды в какой-то степени компенсировалась привлечением на русскую службу иностранцев. По словам Е.Р. Дашковой, благодарные иностранцы (под ними она подразумевает прежде всего иностранных "писателей") за это создали Петру I репутацию, благодаря которой "русские ему всем обязаны, так как он создал Россию и русских". За то, что Петр I "вызвал некоторых из них [иностранцев] в Россию… они из тщеславия величали его создателем России, считая и себя его сотрудниками в деле возрождения России"[147][12].

Царствование Петра I бы наполнено противоречиями. При нем усилилась эксплуатация податного населения. Будучи единовластным главой огромной державы, царь и сам не гнушался никаким трудом и работал не покладая рук. С одной стороны, не могло быть и речи о народной свободе, с другой – проявлялась постоянная забота о развитии просвещения. Как заметил А.С. Пушкин, "Петр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более чем Наполеон"[148][13]. Пушкин прав, заявляя, что просвещение и свобода сопутствуют друг другу.

В первой половине XVIII в. русская культура во многом складывалась под влиянием реформаторской деятельности Петра I, которая проходила под знаком преодоления отсталости России от передовых европейских государств. Историко-культурный процесс не мог успешно развиваться без распространения светских знаний, образования, развития науки. Прогресса в культурном развитии можно было достичь за счет накопленных Россией традиций и опыта европейских стран. Для этого русский монарх должен был проводить реформирование не только в сфере экономики, управления, военного дела, но и в области науки, образования, быта, морали.

России предстояло отказаться от чувственного русско-право­слав­ного миропонимания и пойти по пути рационального восприятия мира. Для этого государству нужны были в большом количестве специалисты-профессионалы. В области культуры предстояло прежде всего преодолеть низкий уровень образования дворян и городского населения. Этот процесс начался еще до Петровских реформ и возглавлялся православной церковью. Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве было основано только в 1687 г. при Заиконоспасском монастыре под названием Эллино-греческая академия (с 1701 г. – Славяно-латинская, с 1775 г. – Славяно-греко-латинская академия). Несколько раньше, в 1631 г., Петром Могилой при Киево-Печерской лавре в Киеве была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. – Киево-Могилянская академия).

Светское образование, соединенное с обучением практической деятельности, должно было заменить прежнюю школу, где господствовала средневековая схоластика. Не случайно М.В. Ломоносов с сарказмом заметил, что по псалтырю нельзя научиться астрономии или химии.

Одним из путей подготовки столь необходимых для России специалистов было направление русских молодых людей на учебу за границу. В 1697 г. в Италию и Далмацию (39 человек), в Англию и Голландию (22 человека) отправились первые две группы россиян для изучения морского дела. Русские волонтеры должны были не только освоить строительство кораблей, но и заняться поисками мастеров морского дела для службы в России. Таким образом, первые командированные русские должны были не только учиться за границей, но заниматься поиском иностранцев, готовых обучать новым ремеслам в России. Но даже при наличии зарубежных учителей для решения второй задачи предстояло создать собственные светские школы.

В условиях Северной войны, реформирования государственного аппарата, создания принципиально новых вооруженных сил, интенсивного развития промышленности (мануфактур) и т.д. потребность в специалистах была особенно велика. В Москве в 1701 г. начинают работать в Сухаревой башне Школа математических и навигационных наук (Навигацкая школа), а на территории Пушечного двора (в районе современной Пушечной улицы) Пушкарская (артиллерийская) школа, в 1707 г. в Лефортове – Медицинское училище (Госпитальная школа), в 1712 г. – Инженерная школа. В 1716 г. в Санкт-Петербурге открыли Хирургическую школу, а годом раньше в новую столицу России перевели из Москвы старшие классы Навигацкой школы. В 1722 г. здесь открывают Артиллерийскую и Инженерную школы, для которых московская Пушкарская школа стал своеобразным подготовительным классом. Петербург становится основным центром светской подготовки кадров.

Одновременно получили развитие начальные формы образования. По указу Петра I в России открывают так называемые цифирные школы для обучения "молодых ребяток" от 10 до 15 лет. По инициативе начальника Горного правления сибирскими и казанскими казенными заводами В.Н. Татищева создаются казенные школы для рабочих при Кунгурском и Уктусском заводах, в 1737 г. горнозаводские школы в Екатеринбурге, Соликамске, Каменске. В 1744 г. цифирные школы слили с гарнизонными школами и создали солдатские школы, в которых готовили для армии унтер-офицеров, то есть младший командный состав.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. в России начинает складываться система светского образования. Однако она имела недостатки: во-первых, формировалась бессистемно, импульсивно, без плана, а как попытка решить сиюминутные потребности государства в собственных кадрах; во-вторых, не было создано цельной системы школьного образования; в-третьих, подготовка носила сословный характер (в первые петровские школы набирали детей и подростков "вся рода, опричь [кроме] помещичьих крестьян"). После смерти Петра I право на получение образования еще долго будет оставаться привилегией в основном дворянского сословия. Императорская власть продолжит идти по пути создания замкнутых сословных учебных заведений, многие из которых сохранятся вплоть до свержения в России династии Романовых в феврале 1917 г.

Важнейший результат деятельности Петра I в области науки – открытие в 1725 г. Петербургской академии наук, ставшей основной научно-исследовательской, научно-педагогической и материально-технической базой становления науки и образования в России. Несколько десятилетий она будет главным и единственным российским центром подготовки кадров для отечественной науки и образования.

Собственных научных кадров в стране практически не было, и на первых порах основу Академии наук составили иностранные специалисты: крупнейший математик XVIII в. Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, знаменитый естествоиспытатель К. Вольф и др. Однако в Россию попадали не только видные ученые того времени, но и люди, которых больше занимало не развитие науки в России, а свои собственные материальные интересы.

Академия наук в Петербурге создавалась не только как ведущий научный центр, но и как высшее учебное заведение. Именно в ее стенах были воспитаны замечательные русские ученые: математик, автор первого русского учебника по механике "Книга, содержащая в себе учение о равновесии и движении тел" С.К. Ко­тель­ников (1723–1806), астроном, академик Петербургской академии наук С.Я. Разумовский (1734–1812), автор трех учебников для народных училищ, академик М.Е. Головин (1756–1790), гордость русской науки М.В. Ломоносов.

Если в составе "ученой дружины" Петра I насчитывались единицы (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев и некоторые другие), то в Академии были подготовлены отечественные ученые, художники, архитекторы. Это стало возможным благодаря многоуровневой подготовке. При Академии были открыты университет и гимназия. В указе Петра I об учреждении Академии указывалось, что "к расположению художеств и наук употребляются обычно два образа знания: первый образ называется Университет; второй – Академия или социетет художеств и наук... А также в том намерении Университета (обучении "младых людей". – В.В.) смотрится, которые науки всему народу объявляют, тако же де и гимназия, в котором младые люди нужным наукам обучаются", поскольку "прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди могли началам обучаться"[149][14].

В первом параграфе указа разъяснялось, что создатели Академии имели в виду под Университетом ("собрание ученых людей, которые наукам высоким... младых людей обучают") и Академией ("собрание ученых и искусых людей", которые "науки" знают и "через новые инвенты [издания] оные совершить и умножить тщатся, о обучении прочих никакого попечения не имеют"). Университет имел четыре факультета: "1. феология [теология], 2. юриспруденция, 3. медицина и 4. философия. Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду передается"[150][15].

Реформирование России дало толчок развитию не только образования и науки, но и архитектуры, живописи, скульптуры, литературы. Петербург стал первым городом в России, строительство которого носило регулярный характер. Еще в петровское время были заложены основы его будущего облика: архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, площади, сады и т.д. В царствование Петра I начали строить Петропавловскую крепость, а на ее территории – в стиле барокко – 3-нефный Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), дворец А.Д. Меншикова (архитекторы Дж. М. Фон­тана, Г. Шедель), летний дворец Петра I в Летнем саду (архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Микети, М.Г. Земцов), здание для первого русского музея – Кунсткамеры.

Д. Трезини, на первом этапе руководивший строительством новой столицы России, был автором "типовых проектов" жилых зданий, которые должны были строить их владельцы в зависимости от сословной принадлежности. В данном случае Петр I выступал как последовательный сторонник деления общества на сословия, никогда не пытавшийся выдавать себя за народного государя. Хотя сам царь не гнушался никакой работы, он выделял "благородное сословие" и "подлое сословие", между которыми, по его понятиям, лежала пропасть. Между тем, Табель о рангах, введенный Петром I, давал возможность разночинцу получить звание потомственного дворянина и оказаться в рядах привилегированного дворянского сословия, что случалось в то время нечасто.

В первой четверти XVIII в. получают развитие живопись и скульптура. Если среди скульпторов преобладали иностранцы, то среди художников имелось немало русских.Ярким талантом, сочетавшим знание архитектуры и живописи, был И.П. Заруд­ный. По его проекту в Москве построена знаменитая церковь Михаила Архангела (так называемая Меншикова башня), сочетавшая многоярусную композицию с декоративными элементами в стиле барокко. Он же расписал иконостас собора в Петропавловской крепости Петербурга и Преображенского собора в Таллинне.

Одним из основоположников русской светской живописи стал И.Н. Никитин, талантливый живописец-портретист. Уже в ранних портретах он отходит от условных приемов парсуны и стремится точно передать характерные черты изображаемого лица. В зрелый период Никитин, обучавшийся в 1716–1719 гг. в Италии, добивается убедительности подачи предметного мира, модели, звучности колорита, в котором преобладают теплые золотисто-корич­не­вые тона. Поэтому не случайно полотна художника вошли в коллекции Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Экономический и политический прогресс русского общества в первой четверти XVIII в., рост национальной культуры, науки и просвещения требовали развития книгоиздания. При Петре I книгоиздание было поставлено на службу государственным преобразованиям и утверждению новой культуры. Происходит замена кириллической азбуки гражданской, вводятся арабские цифры. Кириллический шрифт с 1708 г. стал употребляться в основном для печати церковных книг. Переоборудуется Печатный двор в Москве. В Санкт-Петербурге открываются новые типографии. Если в 1701 г. было издано 8 названий книг, то в 1724 г. уже 149.

В общем объеме печатной продукции больше всего вышло изданий политического характера: указы, регламенты, манифесты, реляции о военных действиях. Расширяется выпуск учебной литературы. Среди новых букварей особенно интересны два – "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича и "Юности честное зерцало" – первый светский учебник. Кроме букварей издавались словари, учебники по математике, военному делу, техническая и художественная литература, календари. С декабря 1702 г. начинает выходить газета "Ведомости". Современники Петра I отмечали, что книги "ныне многие не токмо на чужестранных языках, но и на славенороссийском, тщением и повелением его величества напечатаны, и еще печати предаются исторические, политические, воинские, гражданские, архитектурные, артиллерийские, о фортификации, о корабельном строении и других хитростях"[151][16].

Реформирование России в годы правления Петра I создавало предпосылки для ее вхождения в мировой историко-куль­тур­ный процесс.Основным содержанием этого процесса было формирование и развитие национальной русской культуры на базе сложившейся русской народности с ее высоким уровнем национальных традиций и чувством национального единства. В России утверждается самодержавная власть – абсолютная монархия. Происходит крутой перелом во всех сферах жизни страны. Появились новые сферы культуры, которые ранее были только обозначены – наука, художественная литература, светская живопись, театр. Наконец, реформы Петра I дали России новую прослойку общества – интеллектуальную. В.С. Соловьев считал, что "реформа Петра Великого, выделившая из народа так называемую интеллигенцию, дала нам культурную дружину учителей и руководителей в области мирского просвещения"[152][17].

Начало 1725 г. предвещало мало хорошего для продолжения начатого реформирования. Петр I не имел наследника, которому он мог бы передать власть и который мог бы продолжить начатое дело. В январе 1725 г. Петр Великий умер, не назвав преемника.

Начавшаяся после смерти Петра I чехарда на российском престоле не содействовала продолжению реформирования России в петровской традиции – решительно, бескомпромиссно, порой с использованием жестких методов их осуществления, но на благо Отечеству. Прочными продолжали оставаться позиции противников петровских реформ, желавших возвращения к старине, что прямо или косвенно сквозило в действиях преемников царя-реформатора. Однако импульс реформы был настолько сильным, что остановить прогрессивное продвижение России было уже невозможно.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.