Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема интерпретации мифа (Гадамер) Миф и сказка





Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

В обыденном мышлении существует мнение, что миф и сказка это одно и тоже. На самом деле это неверное мнение. Владимир Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» пытается расширить рамки изучения и найти историческую базу, вызвавшую к жизни волшебную сказку. Сказка сохранила следы исчезнувших форм социальной жизни, множество обрядов и обычаев. Обряд в сказке часто переосмысливается и ему придается противоположный смысл, например, был обычай приносить девушку в жертву реке, потому что от реки зависела жизнь людей. В сказке герой освобождает девушку от чудовища. В действительности, в эпоху существования обряда «освободитель» был бы жестоко наказан. Эти факты позволяют сделать выводы, что сказка создавалась и развивалась не параллельно с обрядом, а значительно позже, она вырастает из обрядов и мифов. Часто сюжет сказки выражает отрицательное отношение к бывшей действительности. Действия, считавшиеся нормой в прошлом, переосмысливаются и находят свое выражение в сказке. Сюжет сказки возникает не эволюционном путем прямого отражения действительности, а путем отрицания её. Бывают случаи, когда из объясняемого явления оказывается, объясняющим, т.е. может быть источником для изучения обряда.

Рассматривая отношения сказки к мифу В. Пропп выводит следующее определение: «Миф—рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит». Рассказы о Геракле очень близки к сказке, но Геракл был божеством, которому воздавался культ, а герой сказки, подобно Гераклу, отправляющемуся за золотыми яблоками, является героем художественного произведения. Таким образом, миф и сказка отличаются не по своей форме, а по социальной функции. Социальная функции мифа не всегда одинаковая и зависит от степени развития культуры народа. Мифы народов недошедших до государственности это одно явление, мифы древних государств, известных через литературу, совсем другое. Мифы дают ключ к пониманию сказки. Из всего сказанного видно, что при попытке найти основы сказочных образов и сюжетов в реальной действительности прошлого, мы неизбежно прибегаем к мифам и обрядам. Миф и обряд являются продуктом первобытного мышления. Обряды, мифы, некоторые социальные институты являются досказочными образованиями, через которые возможно объяснить сказку, которая, безусловно, впитала в себя некоторые элементы первобытной социальной культурной жизни.

 

Архетипическая природа мифа. Мифы и современная культура

Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

Мифологическое сознание мыслит архетипическими образами, а это одновременно есть мышление смыслами. Запечатленное в образах познание мира представляет действительность как психическую реальность во всем великолепии, ужасе и двусмыслии ее тайн. Бессознательный акт мифотворческой мысли схватывает прежде всего те аспекты реальности, которые игнорируются рациональным сознанием. Однако переработка и ассимиляция бессознательных содержаний угрожает психической целостности личности, она опасна для сознания и душевного равновесия.

Архетипы – это врождённые формы психики, структурирующие психический опыт человека.

В качестве структурной единицы коллективного бессознательного Юнг выделил архетип. Архетипы – это врождённые формы психики, структурирующие психический опыт человека. Подобно тому как наше тело наследует инстинкты и безусловные рефлексы, наша психика содержит психические «инстинкты», передающие родовой опыт. В своём исходном состоянии архетипы – это тёмные, спутанные образы, вызывающие сильные эмоции и воспринимающиеся как нечто превосходящее человека, «божественное» (нуминозное). К первоначальному состоянию ближе всего архетипические образы, возникающие в сновидении, галлюцинациях, мистических переживаниях, поскольку они подвергаются минимальной обработке сознания.

Юнг пришёл к открытию, что архетипы являются материалом для зарождения многих форм культуры, таких как мифология, религия, искусство. Мифы, предания, сказки, литературные образы представляют собой художественные средства освоения архетипов. В культуре архетипические образы превращаются в рационально постигаемые символы, уже не жуткие и хаотические, а прекрасные и гармоничные образы. Тем самым в культуре и искусстве примиряется бессознательный и родовой опыт человека с его личным и сознательным опытом. С развитием цивилизации и всеобщей рационализацией жизни (в XX в.) происходит обособление сознания, что приводит к прекращению диалога между бессознательным и культурой и игнорированием тёмных стихий человеческой природы. В такой ситуации архетипические образы могут вторгнуться в сознание человека в самых примитивных формах, в виде психопатологии, разрушительных массовых движений (таких как фашизм, например).

Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы, так или иначе, связанны с мифологическими образами и переживаниями. Миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека, - таков вывод Юнга. Миф это способ человеческого бытия и мира ощущения, целиком основанной на смысловой породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа. Миф не призван давать объективную картину мира, он призван придумывать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух неразвит и не готов совладать с собственной свободой.

Значения основных мифологических представлений и образов сопоставимы с древнейшими ощущениями человека, с его ориентацией в природной среде и в сообществе себе подобных, с его «базовыми» эмоциями (радость, удивление, гнев, страх, голод, сексуальное влечение и пр.), с психологическими универсалиями и архетипами общественного сознания. При этом если сами эти представления являются общечеловеческими, то традиции национальной мифологии выражаются посредством текста, а строй его образов, воплощающих мифологические смыслы, обусловлен именно особенностями национальной культуры.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.