Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура Киевской Руси 9-13 в





Русская культура 9-13 вв.

Возникновение Руси. Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских ивизантийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. произошловыделение восточной ветви славян. В VI—VIII вв. в условиях нараставшейвнешней опасности протекал процесс политической консолидациивосточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) инекоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийсяобразованием Древнерусского государства - Киевская Русь (IX в.). Будучиодним из крупнейших государств средневековой Европы оно простиралось ссевера на юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, сзапада на восток - от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русьисторически представляла собой контактную зону между Скандинавией иВизантией, Западной Европой и Арабским Востоком. Но взаимодействие культурдля Руси не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединениюразнородных элементов. Обладавшая собственным культурным потенциален,дохристианская Русь творчески усваивала влияние извне, что обеспечило ееорганичное вхождение в общеевропейский культурно-исторический ландшафт ипородило "вселенскость" как характернейшую черту русской культуры. Врезультате объединения восточнославянских племен постепенно сложиласьдревнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка,культуры и явившаяся колыбелью грех братских народов - русского,украинского и белорусского. Славянское язычество Высокий уровень образно-поэтического, иррационального мировосприятиясложился у восточных славян в "дописьменный" период, в эпоху язычества.Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытныхвоззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многихтысячелетий. У славян существовало множество божеств. Важнейшими вдоперуново время были Сварог (бог неба и небесного огня), его сыновья —Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света, податель всехблаг), а также другие солнечные боги, носившие у разных племен и другиеимена - Ярило, Хоре. Имена некоторых богов связывают с почитанием солнца вразные времена года (Коляда, Купало, Ярило). Стрибог считался богомвоздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно,потому, что в те времена скот был основным богатством. По народнымпредставлениям, спутницей Белеса была богиня Мокошь (Макошь, Мокоша,Мокша), как-то связанная с овцеводством, а также являвшаяся богинейплодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Ещедолгое время после принятия христианства русские женщины почитали своюязыческую покровительницу. Об том свидетельствует один из вопросников XVIв., в соответствии, с которым священник на исповеди должен был спрашиватьприхожанок: "Не ходила ли еси к Мокоше?". Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которыхволхвы — жрецы языческой религии — молились, совершали различные обряды,приносили жертвы богам (первый урожай, первый приплод скота, травы и венкииз пахучих цветов, а в каких--то случаях живых людей и даже детей). Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти игосударственности, Владимир Святославич в 98О году попытался реформироватьязычество, придав ему черты монотеистической религии. В единый для всейРуси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги, втом числе, кроме славянских, персидский — Хоре, финно-угорская — Мокошь.Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинномубогу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказалвозобновить человеческие жертвы. Состав киевского пантеона раскрывает целиреформы — укрепление центральной власти, консолидация господствующегокласса, объединение племен, утверждение новых отношений социальногонеравенства. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старыеязыческие верования, не увенчалась успехом. Реформированное язычествосохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможноститрадиционного поклонения только своему, родоплеменному божеству, неспособствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавшихизменениям, происходившим в социально-политической сфере. Фольклор Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение внародном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в периоддвоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии иискусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п.Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именновзаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский периодспособствовало "обрусению" византйиских художественных норм и, такимобразом, созданию самобытной культуры средневековой Руси. С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древнихславян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие);пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящиеследы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные сязыческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи,песни на пирах и тризах. С языческим прошлым связано и происхождениесказок. Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" ' -былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с ДнепромСлавутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, началискладываться в Х-Х1вв. В них по-своему выразилось общественное сознаниецелой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа,сохранились черты древнего быта, события повседневной жизни. Устноенародное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов,веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку. Принятие христианства Дохристианская Русь в области материальной культуры, в сферерелигиозных (языческих) представлений, в многоликой стихии народноготворчества достигла, безусловно, высокой ступени развития и оказалась восновном готовой к восприятию новых идей (в виде сложнейшей концепциихристианского вероучения) и 16 образно-художественного мышления, присущего византийской культуре.Поэтому вполне закономерно выглядит второй шаг Владимира Святославича вобласти религиозных преобразований. Согласно летописи, в 988 г. киевскийкнязь, увидев "заблуждение язычества", оказался перед трудным выбором,какую из имевшихся в других странах монотеистических религий выбрать.Владимир принял и выслушал проповедников мусульманства из ВолжскойБолгарии, иудаизма из Хазарского каганата, католицизма "из немцев" иправославия из Византии, а затем отправил в эти страны своих послов, чтобыте на месте убедились в преимуществах того или иного вероисповедания.Интересно, что решающим доказательством истинности веры русские послы сочликрасоту. "Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на землетакого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; толькознаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем вовсех иных странах. Мы не можем забыть красоты той", — рассказывали посланцыВладимиру о своем посещении Софийского собора Константинополя. Так якобыбыла решена историческая судьба Руси: она приняла крещение из Византии, иэто определило ее вхождение в систему связей и взаимодействий, сложившихсяна православном Востоке. С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождениев общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с егомонотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении,проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальномустрою и способствовало укреплению монархической государственности. Религия,имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этническойгруппы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие напроцесс формирования древнерусской народности. Письменность и просвещение Письменность у восточных славян возникла из потребностей социальногоразвития в эпоху формирования феодальных отношений и становлениягосударственности. О наличии письменности у восточных славян дохристианской порысообщают арабские и немецкие источники X в. В них, например, упоминается онадписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в славянскомязыческом храме, о "русских письменах", полученных одним из кавказскихцарей. Археологические данные свидетельствуют об использовании письменностии для бытовых целей: в Гнездовских курганах у села Гнездово к югу отСмоленска найден глиняный сосуд с надписью, датированной по крайней мере,серединой X в. Черноризец Храбр в сказании "О письменах" (рубеж IX-X вв.) отмечал,что пока славяне были язычниками, они использовали "черты" и "резы" (несохранившееся пиктографическое, т.е. рисуночное письмо), при помощи которых читали и гадали. Так как область применения такого письма весьмаограничена (календарные знаки, знаки собственности и т.п.), для записисложных текстов славяне использовали так называемую "протокириллицу"(запись славянских слов с помощью греческого алфавита). Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилли Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально (во 2-йполовине IX в.) ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв.появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллицаполучила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия,допускающего богослужение на национальных языках, способствовалораспространению письменности. Грамотность была распространена не толькосреди феодалов и служителей культа, но среди простых горожан. Об этомговорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде,Пскове, Смоленске, а также надписи-граффити на стенах, сохранившиеся вхрамах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче иЯрославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старости поповых детей", были созданы первые школы для девочек. Общественно-политическая мысль и литература Острая публицистичность древнерусской литературы позволяетрассматривать многие литературные произведения одновременно как памятникиобщественно --политической мысли. Ведущим жанром формирующейся русскойлитературы было летописание. Наиболее Значительным памятником в этом жанреявляется "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулированаавтором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда естьпошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская землястала, есть". В основу "Повести" легли летописные своды XI в., не дошедшиедо нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры X в.,фрагменты византийских хроник. Древнейшее из известных нам произведений русской литературы - "Словоо законе и благодати", написанное будущим митрополитом Илларионом между1037 и 1050 гг. Сочинение Иллариона — это рассказ о том, как слово Божиераспространялось среди людей сначала через иудейский "закон" (десятьзаповедей, полученных Моисеем), затем через евангельскую, христианскую"Благодать и Истину" (данные Иисусом Христом) и, наконец, достигнув Русскойземли, рассеяло "тьму идольскую", за что автор возносит похвалу ВладимируСвятославичу и молитву к Богу от имени новообращенных христиан-русичей.Богословское сочинение, созданное древнерусским автором, отличалось отстарого канона Иоанна Дамаскина практичностью и историзмом. Используя формуцерковной проповеди, Илари-он вышел за рамки традиционной теологии и создалполитический трактат. Издавна любимым чтением наших предков была агиграфическая литература- жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости,представляло образцы праведной жизни, убеждая, что прийти к такомухристианскому идеалу может человек, лишь проверяя свои дела евангельскимизаповедями. Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было"Житие преподобного Феодосия Печерского", написанное Нестором (кон XI в.).Феодосии (ум. в 1074 г.) - третий святой, канонизированный Русскойцерковью, но первый монах, представляющий русский тип аскетическойсвятости. Житие Феодосия -одно из лучших произведений летописца. Архитектура Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, какмонументализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занималаархитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурныесооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и онидостаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные строения на Русине были результатом механического копирования византийских образцов. С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбовделился на продольные части - нефы (три, пять или более, в зависимости отразмеров храма), четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан,завершавшийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центрехрама обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в планекрестообразную структуру; отсюда название системы - крестово-купольная.Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий- апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлосьнартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членениефасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла,отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилиндрического свода,называлось закомарой. Хотя каменное строительство на Руси в X-XI вв. велось главным образомвизантийскими зодчими, эти постройки существенно отличались отвизантийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи(возводили храмы с очень большими хорами и крещальнями, а такжеиспользовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считатьсяи со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетическихпредставлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув набазе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самойранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в.выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строителиследующего поколения. Живопись Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием иформой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерноследование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типовизображения и композиционных схем, освященных вековой традицией иапробированных церковью). Порождением средневекового мировоззрения икультового назначения искусства является его имперсональ-ность (роль творцацерковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем). В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое местопринадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписихрамов русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусствоповлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передатьосновные положения христианского вероучения, служить своеобразным"евангелием для неграмотных". Мозаики и фрески Софии Киевской позволяютпредставить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывалинаиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма. В XI в. несомненно, было создано много произведений станковойживописи - икон. Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитогорусского иконописца XI - нач. XII в. печерского монаха Алимпия, которыйучился у греческих мастеров и "иконы писать хитр бе зело", но большинствопроизведений этого периода до нас не дошло. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых наиконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писалисьплоскими и неподвижными, использовались особая система изображенияпространства (обратная перспектива} и временных отношений (вневременноеизображение). Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в видеобразцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми,которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета ("ПророкДаниил млад кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верхкиноварь" и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прориси —графическое изображение сюжета). Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжнойминиатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" (1056-57гг., ГПБ) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенныефигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставкизаполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Из борникаСвятослава" (1073)18 имеются портретные изоб- ражения великокняжескойсемьи. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративноеискусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии.Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, чтоцерковь боролась против языческого идолопоклонства но сыграла свою роль встановлении национальны! традиций каменной резьбы. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния,Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившуюразвитие искусства отдельных земель в период феодальной раздробленности.Закончился период "монументального историзма". Начиналась новая эпоха. Литература и научные знания После распада Киевского государства и до монгольского нашествиялитература в целом продолжала следовать тем направлениям, которыеустановились при Ярославе и его „потомках. Летописание, оставаясь ведущимжанром литературы, приобрело местный характер. Язык владимирской летописибыл несколько книжным, новгородская же отличалась народной речью. По летописям же можно судить и о накоплении научных знаний на Руси.Сведения в области географии расширялись благодаря торговым связям ипутешествиям русских паломников. Образованный русский человек имелпредставление не только о Европе, но и об Индии, Китае, Ближнем Востоке итой части Африки, с которой граничила Палестина. Элементарныематематические знания применялись в строительстве, военном деле и др.Известны и создания русских механиков этого времени - оригинальнаяводоотводная система в Новгороде (нач. XII в.), "пороки" - военные машины,использовавшиеся при осаде и обороне крепостей. Появились на Руси и своиврачи — "лечцы", находившиеся в ведении духовных властей. "Слова" (речи) возникли в русской литературе еще в первой половине XIв. (например, сочинение Илариона) и были посвящены в частности важнымполитическим проблемам. Неизвестный автор "Слова о князях" (1172 г.),следуя традиции, отстаивал идею единства Руси, осуждал княжеские усобицы ипредупреждал: "Своей славы и чести вы (князья — Т.Б.) лишитесь за своезлопамятство и вражду!" Величайшим творением русской культуры XII в., литературным памятникоммирового значения является "Слово о полку Игореве" (ок. 1187 г.), посвященное походу на половцевновгород-северского князя в 1185 г закончившемуся жестоким поражениемрусских. Автор "Слова", не ставя целью последовательное изображение всехперепитий похода, в поэтической форме осмысливает причины поражения,печалится по поводу раздоров между русскими князьями и призывает их кединению во имя защиты Руси. Вся система образов и художественные средства"Слова" свидетельствуют о глубинной связи произведения с устным народнымтворчеством. Вершиной свободного овладения многовековой премудростью являетсявыдающийся памятник дворянской общественной мысли "Моление ДаниилаЗаточника" ("Послание Даниила Заточника к великому князю ЯрославуВсеволодовичу", 1-я четв. XII в.). Автор - блестящий представительсредневекового ораторского искусства, острослов, склонный к скоморошьемубалагурству. Этот человек, очевидно, пострадавший от боярскогоадминистративного произвола, горько смеется над собственными несчастиями иодновременно восхваляет князя, рассчитывая на его милость и поддержку."Моление" наполнено афористичными изречениями, пословицами и образнымирассуждениями. Образованность автора ярко проявилась в использованиикнижного материала, который занимает в сочинении большое место, - он попамяти цитирует не только Священное писание, но и летописи. Эти и другие замечательные литературные произведения демонстрируютвысокий уровень русской культуры накануне монгольского нашествия. О том жесвидетельствуют и памятники зодчества, живописи и прикладного искусства XII-XIII вв. Живопись С закатом Киевской державы отошло в прошлое искусство "мерцающейживописи" - мозаика - слишком дорогостоящей была бы она для удельныхкнязей. Будущее принадлежало искусству фрески и иконописи, техника которыхотличается большой гибкостью, палитра не зависит от набора мозаичныхкубиков. В условиях феодального дробления в живописи, как и в зодчестве,заметнее стали проявляться региональные особенности, началось формированиеместных художественных школ. В развитии живописи можно видеть дветенденции. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая в борьбе сязыческими пережитками ужесточала контроль за соблюдением каноническихтребований. В результате образы святых становились более суровыми иаскетичными, усиливались линейность и плоскосность изображенияю. С другойстороны, в искусство местных школ, далеких от митрополичьей кафедры,активнее проникали элементы народной культуры. Во времена Андрея Боголюбского владимиро-суздальская живопись делалапервые самостоятельные шаги. Небольшие фрагменты фресок 1161 г. сохранилисьв Успенском соборе Владимира. Самая ранняя из известных владимирских икон —"Боголюбская Богоматерь" (сер. XII в.) стилистически близка знаменитойвизантийской иконе "Владимирской Богоматери" (ГТГ), попавшей в Киев изКонстантинополя в начале XII в. и вывезенной в 1155 г. Андреем Боголюбскимво Владимир (отсюда ее название). Икона стала одной из самых прославленныхна Руси и почиталась чудотворной, позже с нее были выполнены два списка (копии). Тип же изображения,называемый "Умиление" (Богоматерь держит младенца Христа на руках иприжимается к нему щекой), стал традиционным и излюбленным на Руси. Живопись времен Всеволода Большое Гнездо представлена фрескамиДмитриевского собора, созданными выдающимися византийскими и русскимимастерами, и немногочисленными, но первоклассными иконами. "БогоматерьОранта — Великая Панагия" (Молительница Всесвятая) - одна из лучших русскихикон, новые свойства которой состоят в укрупнении не только образа в целом,но и деталей, подчеркнутой декоративности. Не менее замечателен образ"Дмитрий Солунский" из Успенского собора г. Дмитрова (кон. XII в., ГТГ),воплощавший русский воинский идеал и символизировавший общерусскоеединство, - Дмитрий изображен на княжеском "столе" с мечом на коленях, каксудия и защитник подданных. Перерабатывая творческий опыт Киева и другихгородов, владимирские художники создали собственный изобразительный язык,удивляющий изяществом формы, богатством колорита, нарядностью. Этосвидетельствует о становлении владимиро-суздальской живописной школы. Становление новгородской школы во второй половине XII-XIII вв.происходило в специфических условиях демократизации жизни вечевойреспублики, отстаивания древних полуязыческих обычаев и борьбы с западнойэкспансией. Ведущее место в искусстве Новго-Едда принадлежаломонументальной живописи, где особенно отчетливо проявился процесстрансформации византийско-киевской традиции. Росписи Георгиевской церкви вСтарой Ладоге (1167) - один из последних новгородских памятниковгрекофильского направления. Но и здесь уже видны новые художественныеэлементы - усиление линейной стилизации форм, графичность, которая однаконе привела к обеднению колорита. Фрески церкви Спаса-Нередицы (1199)представляли собой редчайший памятник новгородской монументальной живописи.Хотя церковь Спаса была княжеским храмом, здесь уже нет традиционнойутонченности письма и усложненной символики композиции. Язык стенописипочти фольклорный, образы святых наполнены еще большей энергией исуровостью, вместо привычных византийских ликов со стен храма смотрелиэнергичные новгородцы. Новгородская школа станковой живописи представлена своеобразнымипроизведениями, написанными в различной художественной манере. В иконахXII—нач. XIII вв. сохранились византийско-киевские традиции. Такова,например, икона "Спас Нерукотворный" (XII в., ГТГ), изображающаяторжественно-возвышенный, суровый лик Христа с огромными глазами. На русских воинских хоругвяхизображали именно этот образ Хоиста-триумфатора. К нему стилистическиблизки две амечательные новгородские иконы: монументальное "УстюжскоеБлаговещенье" из Юрьева монастыря (нач. XII в, ГТГ) и оглавное изображениеАрхангела, обычно называемое "Ангел златые власы" (II-XIII вв., ГРМ).Соприкосновение двух художественных направлений -традиционного и болеесвободного, с преобладанием местных черт, - демонстрирует икона "Успение"(1-я треть XIII в., ГТГ), происходящая из новгородского Десятинногомонастыря, и образ Николая Чудотворца из Новодевичьего монастыря в Москве(нач. XIII в., ГТГ). Хотя в целом эти произведения принадлежат квизантийскому направлению, в них уже определились местные черты:обобщенность линий и укрупненность форм, острота характеристик образов(суровость и внушительность), звучность колорита (сочетание контрастныхцветов - белого, красного, синего, зеленого и др.), которая стольхарактерна для позднейших новгородских памятников. Несмотря на раздробленность, культура всех русских земельдемонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общимисточником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землямии в известной мере с Византией, сложились более благоприятные возможностидля становления и развития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель. Каждый из этих регионов впоследствии внесетлучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, вформирование родственных культур белорусского, русского и украинскогонародов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусскойкультуры было прервано монголо-татарским нашествием.

Культура Московской Руси

КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ

Продолжая мысль о монголо-татарском иге, тем не менее признаем, объективность того факта, что развитие древнерусской культуры в ту эпоху действительно было заторможено, причиной чего, однако, было не только нашествие с Востока, но и феодальная раздробленность, о которой говорят лишь в связи с тем, что именно она позволила кочевникам поработить Русь. Ярким доказательством этого могут послужить кадры из фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев", когда по приказу некоего русского князя у всех мастеров, которые расписали для него храм, были выколоты глаза лишь по той причине, чтобы они более никакому другому князю такой красоты не сотворили. Таким образом, все последовавшее за нашествием столетие явилось периодом упадка и застоя. Лишь с середины XIV века русская культура начинает постепенно поднимать голову. Вместе с этим происходит изменение регионов культурной активности, которые смещаются на северо-восток. Известно, что единственной русской областью, куда не дошли монголо-татары стал Новгород и его земли. В самые тяжелые времена он как мог исполнял роль последнего свободного оплота древнерусской культуры, но самое примечательное, что когда завоеватели стали ослабевать, Новгород не сумел превратиться в действительный центр возрождения земли Русской, постепенно утрачивая свое оппозиционное значение. Таким центром стала Москва, которая, несмотря на тяжелые взаимоотношения с монголо-татарами и с соседями, смогла собрать под своей эгидой достаточно земель, чтобы уже к XIV веку сделаться крупнейшим княжеством северо-восточной Руси, в XV веке закончить объединение русских земель, а к XVI веку превратиться в классическое средневековое государство с царем на престоле, объединявшее не только славянские народы, но и многие восточно-азиатские народности. Эти процессы вполне сопоставимы по времени с государственным оформлением Англии и Франции. Формирование мощного национального государства происходит по тем же сюжетам, что и на Западе. Москва всеми правдами и неправдами, чаще неправдами, создает свои глобальные интересы, подавляет восстания. Московский князь Иван Калита добился у монголо-татарского хана разрешения на сбор податей с подвластных тому земель. В общем, как это не ужасно, но Москва осуществляла свою историческую функцию. Будучи составленной из множества народов, Московское царство не знало национальной проблемы, более важными становились конфессиональные вопросы, потому что, в первую очередь, Москва была христианским государством. Она имела активнейшие контакты с Западом, с которым ее связывали и некоторые династические узы. С этого момента мы можем говорить уже не об истории русской культуры, но об истории культуры России.

Однако эпоха XV - XVI веков в целом по Европе имеет свои специфические особенности. Как мы помним, это период активного становления культуры Нового времени. И в Москве хорошо осознали, что прямое восприятие идеалов Нового времени чревато растворением в общей массе, утратой собственной аутентичности, в результате чего Московское государство вполне может оказаться политической и экономической провинцией Европы. И тогда уже Россия вошла в число государств, выбравших консервацию. Среди них в эту же эпоху оказались Испания, Италия, южные княжества Германии, правда там процессы консервации систем ценностей были связаны с Контрреформацией. Контакты России и Запада продолжались, но возникла довольно жесткая мембрана, отсекавшее все чужеродное. Так Россия по собственной воле оказалась на обочине европейской истории, но с обостренным ощущением своей особенности. На этом-то изломе и возникает концепция "Москва - Третий Рим", высказанная в письмах монаха Филофея московскому царю Василию III.

Идеология "Москва - Третий Рим" имела очень серьезную основу. Критики данной теории забывают, что она возникла в определенной ситуации, когда Москва вполне реально могла претендовать на роль "Третьего Рима": "Первый Рим" (собственно Рим) пал, "Второй Рим" (Константинополь), бывший оплотом православия, захвачен в 1453 году турками. И Россия осталась единственным большим христианским государством (католичество считалось почти ересью), единственной опорой православия. Поэтому иного самосознания и быть не могло.

Но идея "Москва - Третий Рим" по своей природе двойственна. Ориентация на Константинополь, как "Второй Рим", связывала Москву с высшими духовно-религиозными ценностями, делая их основой государственной мощи России. Именно в этом пункте подразумевается изоляция от иных, еретических религий. Однако образ "Первого Рима" подчеркивал скорее имперскую сущность, что несколько затемняло собственно религиозный аспект. И государственность начинает превалировать над религией, что ярко проявилось уже во времена Ивана Грозного. Но в любом случае в теории "Москва - Третий Рим" сливались две тенденции - религиозная и политическая. Существенно и то, что падение Константинополя почти совпадает с полным завершением монголо-татарского господства на Руси (1480 год), что в России прямо истолковывается как перемещение центра мировой святости: в Константинополе победа мусульман над православными, а в России наоборот - православных над мусульманами.

Появление концепции "Москва - Третий Рим" совпало по времени, как мы уже сказали, с формированием Московского национального абсолютистского государства, поэтому данная теория была сразу же положена в основу создающейся идеологии. И уже Иван III четко осознавал великую историческую миссию России: соединить государственность с единственно верной религией. Этот идеологический комплекс начинает активно работать, внедряется в коллективное сознание, и более никогда не исчезает из российской истории и российской культуры, существуя, хотя и в очень измененных формах, по сей день.

Особой составляющей культуры эпохи Московского царства явились религиозные антагонизмы. Россия всегда славилась своей религиозностью, и для православного человека защита веры становилась делом всей жизни. Именно на рубеже XV - XVI веков было положено начало тем спорам о духе и букве православия, которые впоследствии привели к расколу середины XVII века. В ту эпоху существовало три основных направления богословско-философской мысли: официальное традиционное православие, исихазм и разные формы ереси. Если традиционное православие вполне резонно вызывало критику своей закостеневшей церковной жизни, то два других направления находились на подъеме и имели многих приверженцев, не только среди духовенства, но и в общей народной массе.

В России последователями исихазма в различных формах стали такие известные деятели церкви как Сергий Радонежский и Нил Сорский. Без знания теории исихазма невозможно понять искусство Феофана Грека. В скрытых формах исихазм оказывал сильнейшее воздействие на русскую духовную мистику вплоть до ХХ века, выступая некоторой антитезой традиционным церковным учениям.

Другой стороной религиозной жизни стали ереси и борьба с ними. Появление ересей есть общеевропейский процесс. Его основы в России и на Западе значительно близки, ибо связаны с требованием рационализации церкви. В 70-х годах XIV века среди горожан и низшего духовенства развилась ересь стригольников, критиковавших догматическую сторону официального религиозного учения, выступавших за дешевизну церкви и требовавших предоставления мирянам права проповеди. Перед нами русский вариант альбигойской ереси, расцветшей на юге Франции в XII - XIII веках. В начале XV века стригольники были подавлены, но отголоски их требований вспыхнули с новой силой в конце XV века в ереси "жидовствующих", причем она была поддержана Иваном III, ибо сторонники этого движения отрицали монашество и церковное землевладение, что было на руку правящей верхушке, желавшей ослабления церковной власти и усиления роли государства. Несмотря на поддержку власти, эта ересь была осуждена церковью. Но появление новых еретических учений было уже не остановить. Нил Сорский и Вассиан Косой развили идею "нестяжательства", проповедуя аскетизм, требуя отказа церкви от земельной собственности.

Против них выступили высшие церковники, возглавляемые Иосифом Волоцким (отсюда их название "иосифляне", или "осифляне"). Добившись союза с верховной властью "иосифляне" взяли верх над "нестяжателями", попутно ужесточив и практику церковной жизни.

Однако события развивались стремительно, и в 1653 году тогдашний патриарх Никон объявил об исправлении церковных книг и обрядов по новогреческому образцу, что привело к расколу и возникновению старообрядческой церкви, первым идеологом которой стал протопоп Аввакум.

Особенной чертой российской культуры является ее принципиальная полярность, дуализм, когда основные культурные ценности четко поляризуются, не оставляя некой нейтральной зоны, как это происходит на Западе. Если католичество вовсю пользовалось идеей чистилища, переходного пространства от ада к раю, то православие его совершенно не признавало: человек мог быть либо грешником, либо святым. В связи с этим всякие новые веяния в российской культуре осознавались не как модернизация или продолжение прежнего, а как радикальная, даже эсхатологическая смена всех основ. Однако "новое" мыслило себя только в полном дистанцировании от "старого", что в результате приводило к обновлению иных, еще более архаичных







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.