|
Ренессанс и Реформация – идеологическая базаСовременной западной культуры - Что такое Возрождение? Назовите его характерные черты и ценности - Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись? - Какова роль идеологии гуманизма в становлении и развитии современной западной цивилизации? - Дайте определение Реформации. Какие новые представления о церкви и мирской жизни она выработала? В чем состоит сущность протестантской трудовой этики? - Приведите доказательства в пользу того, что протестантизм способствовал утверждению индустриальной цивилизации Запада. /23, с.137-151/; /24, с.213-219, 233-248/; /25, с.213-200, 233-248/; /39, с.150-155/; /19, с.125-129/; /5, с.138-144/; /28, с.191-230/; /7, с.56-70/; /38, с.273-284/.
Темы сообщений 1) Религия и мифология Древней Греции. 2) Олимпийские игры Древней Греции. 3) Римское право и его роль в становлении и развитии правовой культуры Запада. 4) Роль зрелища в античной культуре. 5) Бытие и ментальность средневекового европейца. 6) М. Вебер о протестантской этике. 7) Й. Хейзинга об игровом элементе культуры Ренессанса. 8) Титаны Возрождения: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.
Второе занятие
Просвещение как важнейший этап в развитии Индустриальной цивилизации Запада - Что такое Просвещение? Назовите и охарактеризуйте его идеи и ценности. Перечислите имена наиболее известных просветителей. - Какое воздействие идеи Просвещения оказали на развитие науки и образования? Как они повлияли на художественную культуру Запада? - Какие фундаментальные принципы и ценности современной западной цивилизации утвердились благодаря идеям Просвещения? /23, с.158-164/; /34, с.322-324/; /28, с.413-439/; /19, с.135-144/; / 9, с.164-190/; /22, с.204-214/.
6.2.2 Постиндустриальное (информационное) общество: Тенденции изменения культуры
- Что такое постиндустриальная (информационная) культура? Назовите ее черты. - Какие изменения наблюдаются в таких сферах постиндустриального общества, как производство и управление, наука и образование? - Какую роль в современном мире играет информация? - Как стандартизация, унификация быта и условий труда отражается на культуре? - Как изменяются мировоззрение и духовный мир человека? /22, с.189-191/; /11, с.87-95/; /27, с.559-633/; /37, с.503-529/. Темы сообщений 1) Теории естественного права и общественного договора. 2) Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» - как воплощение психологии буржуа. 3) Эпоха декаданса в европейской культуре. 4) Роль науки и техники в культуре ХХ – ХI вв. 5) Постмодернизм в культуре XX – начала XXI в. 6) Авангард и традиции в современной культуре.
Контрольные тесты 1. Характерной чертой западного типа культуры является… а) фатализм; б) рационализм; в) коллективизм; г) стремление к постоянству и стабильности.
2. Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, называется… а) европоцентризм; б) антропоцентризм; в) западничество; г) социоцентризм.
3. Характерной чертой культуры античной Греции является… а) элитарность; б) агональность; в) символизм; г) догматизм.
4. Индульгенцией называется… а) процесс реформирования католической церкви; б) религиозный обряд в католичестве; в) отпущение грехов, написанное на бумаге; г) борьба против реформирования католической церкви.
5. Библию с латыни на немецкий язык перевел… а) Цвингли; б) Ж. Кальвин; в) М. Лютер; г) Кант.
6. Представителями протестантизма являются… а) люди, протестующие против церковной реформы; б) люди, протестующие против чего-либо; в) представители средневекового искусства; г) новый тип буржуазной личности с новым отношением к миру и себе;
7. Учением деизма является… а) учение о Божественном предопределении человеческой жизни; б) учение М. Лютера и Ж. Кальвина; в) направление в средневековой церковной живописи; г) учение о Боге, как о творце, после чего, он не вмешивается в земную жизнь;
8. Доминирующая роль христианской церкви характерна для… а) античной культуры; б) средневековой культуры; в) культуры эпохи Просвещения; г) культуры Ренессанса.
9. Мерой соизмерения совершенства мира в современной западной культуре является… а) величие духа; б) гармония с природой; в) расчет, польза; г) величие Бога.
10. Для культуры Постмодернизма характерны: а) отрицание традиционной культуры; б) эклектика, смешение и сосуществование всех жанров, стилей и направлений; в) отрицание массовой культуры; г) регулирование культурных процессов со стороны государства.
КУЛЬТУРА РОССИИ (4 часа) Первое занятие Культура Киевской Руси и периода полицентризма (IX – первая половина XIII в.) - Охарактеризуйте язычество восточных славян как религию и источник самобытной культуры дохристианской Руси. - Как принятие и распространение христианства повлияло на менталитет и образ жизни русичей? Какие фундаментальные изменения произошли в искусстве? - Каково влияние Византии и Болгарии на культуру Киевской Руси? - Что такое двоеверие или православно-языческий синкретизм? Назовите пережитки язычества в современной культуре? - Как изменилась культура Руси в период полицентризма (XII – вторая половина XIII в.)? Какие самобытные культурные центры возникли в это время? Назовите шедевры архитектуры Владимиро-Суздальской земли. /24, с.413-416/; /25, с.423-425/; /39, с.131-142/; /22, с.242-254/; /14, с.209-213; 225-228/; /20, с.90-102/.
Мир культуры Московской Руси (XIV-XVII вв.) - Какие последствия для культурного развития Руси имело завоевание страны монголо-татарами? Какую политику правители Золотой Орды проводили по отношению к православию? Стремились ли они изменить духовный код нашей страны? - Покажите влияние централизованного государства на культуру. - Что означала идея «Москва – Третий Рим»? Как она воздействовала на государственную идеологию и менталитет россиян? - Охарактеризуйте реформу церкви, предпринятую патриархом Никоном в XVII в. Почему она привела к церковному расколу и появлению старообрядчества? - Что такое «обмирщение культуры»? В каком веке оно наблюдалось и каковы его конкретные проявления? /24, с.416-421/; /25, с.425-432/; /8, с.78-79/; 40, с.101-103/; /39, с.142-146/; /22, с.255-270/; /14, с.228-238/; / 14, с. 117-120/.
Культура Петербургской России (XVIII – конец XIX в.) - Какие преобразования в сфере культуры были осуществлены в петровское время? - Как развивалась культура России после петровских реформ? - В каких сферах культуры Россия XVIII в. достигла высочайших результатов? - Почему XIX столетие называют «золотым веком» русской культуры? Каковы его характерные черты? Какую роль в общественной жизни этого времени играла интеллигенция? - Назовите наиболее значительные достижения российской науки XIX в. - Какие художественные стили и направления определяли развитие искусства XIX столетия? - Какова роль литературы в культуре «золотого века»? Укажите имена наиболее известных поэтов, писателей и драматургов. - Какие успехи были достигнуты в архитектуре, живописи, музыке и театральной жизни? Кратко охарактеризуйте деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок» и «Могучей кучки». /23, с.302-308; 312-319/; /24, с.421-426/; /25, с.432-438/; /14, с.295-304; 308- 321; 337-345/; /22, с.263-280/; /39, с.196-204; 215-224/; / 15, с. 120-127/.
Темы сообщений 1) Древнерусская иконопись. 2) Русский культурный архетип. 3) Влияние Византии на древнерусскую культуру. 4) «Домострой» и бытовая культура России XVI в. 5) «Юности честное зерцало» – русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века. 6) Русская портретная живопись XVIII в.
Второе занятие Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|