Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУЛЬТУРА – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК (2 часа)





Взаимосвязь культуры и природы

- Как природа воздействует на культуру? Назовите конкретные примеры.

- Что означают понятия «экология», «экологическая культура» и «экология культуры»? Покажите их различия и неразрывную взаимосвязь. Кто впервые ввел термин «экология культуры» или «экология души»?

- Каковы различия между экологическим сознанием Запада и Востока? Чем они обусловлены? Как менялось отношение человека к природе в ходе развития западной цивилизации?

- Каковы причины экологического кризиса, охватившего нашу планету? Назовите пути его преодоления. Что с позиций культурологии является главным в решении этой проблемы?

/39, с.12-15/; /11, с.77-87/; /31, с.238-247/; / 29, с.184-188/; / 33, с. 92-106/.

 

Культура и человек

- Какие представления о культурном человеке существовали в различные эпохи у разных народов?

- Назовите несколько точек зрения, характеризующих понятие «культурный человек». Каково Ваше мнение о культурном человеке?

- Что такое социализация? Какова ее роль в становлении и развитии личности?

- Как сочетаются в человеке природное и культурное, типичное и индивидуальное?

- Как представления о культурности связаны с социокультурной средой? Приведите примеры.

- Какие типы культурного человека существуют в современном обществе?

/5, с.38-39/; /29, с.189-192/; /32, с.100-102/; /11, с.72-77/; /39, с.19/; / 33, с. 107-116/.

Интеллигенция и интеллигентность

- Когда и кем впервые был введен термин «интеллигенция»? Что он первоначально означал? Каково современное понимание данного термина?

- Каковы различия между западным понятием «интеллектуал» и русским понятием «интеллигент»?

- Какие качества и черты личности включает в себя интеллигентность?

- Почему студент должен стремиться стать интеллигентным человеком? Что нужно делать, чтобы достичь этой высокой цели?

/27, с.29-32/; /31, с.134-138/; / 33, с. 117-122/.

Темы сообщений

1) Д. Медоуз и его доклад «Пределы роста».

2) Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека.

3) Учение В. Вернадского о ноосфере.

4) Н. Бердяев о русской интеллигенции.

5) Взгляды Д.С. Лихачева на феномен интеллигентности.

 

Контрольные тесты

 

1. Для экологического сознания Востока характерно…

а) подчинение природы, власть и господство над нею;

б) признание могущества природы над человеком;

в) человек – часть природы и должен жить в гармонии с нею;

г) человек – хозяин природы и должен ее рационально использовать.

 

2. Второй природой в культурологии называют…

а) результаты человеческой деятельности (мосты, дома, дороги и т.д.);

б) природу самого человека, его внутренние возможности и потенциал;

в) неизвестные уголки планеты, куда не ступала нога человека;

г) космические планеты, которые в будущем освоит человечество.

 

3. Идеи географического детерминизма…

а) проводят жесткую взаимосвязь между развитием истории, экономики, духовной культуры народов и окружающей их природной и географической средой;

б) указывают влияние климатических условий только на национальный характер;

в) указывают влияние природных факторов только на экономический уклад государства;

г) отрицают какое-либо влияние природы на материальную и духовную культуру.

 

4. Для представителей низкого типа культуры характерно…

а) широкий кругозор;

б) плохие манеры, отсутствие чувства такта;

в) уважительное и доброжелательное отношение к людям;

г) богатый внутренний мир.

 

5. Процессом, определяющим вхождение индивида в общество, является…

а) социализация;

б) сублимация;

в) аккультурация;

г) девиантное поведение.

 

6. Укажите соответствие между типом культуры и преобладающим в них отношением к природе...

1) восточная культура а) завоевание природы

2) западная культура б) подчинение природе

3) первобытная культура в) гармония с природой

 

7. Инкультурация означает…

а) процесс усвоения социальных норм, ценностей, ролей и моделей поведения, позволяющих человеку приспособиться к жизни в обществе;

б) постепенное вхождение в конкретную культуру, усвоение ее ценностей, верований, правил этикета, обычаев и традиций;

в) взаимосвязь и взаимовлияние культур различных народов;

г) отрицание существующих правил и норм в обществе.

 

8. Отклоняющиеся от общепринятых норм действия, поведение называется…

а) инкультурация;

б) девиация;

в) аккультурация;

г) индивидуализация.

 

9. Термин «интеллигенция» в широкий обиход ввел…

а) Н. Бердяев;

б) П. Боборыкин;

в) Ф. Достоевский;

г) В. Белинский.

 

10. Интеллигентность – это…

а) социокультурная общность, профессионально занимающаяся интеллектуальным трудом;

б) совокупность целого ряда свойств и качеств личности, которыми должен обладать интеллигент;

в) принадлежность к европейской культуре;

г) отсутствие сомнений, непоколебимая уверенность в собственной правоте.

 

4. КУЛЬТУРА ИНДИИ И КИТАЯ:

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (4 часа)

Первое занятие

Общая характеристика индо-буддийской культурной традиции. Кастовость и культура

 

- Укажите особенности социокультурного развития Индии.

- Охарактеризуйте протоиндийскую культуру Хараппы и Мохенджо-Даро.

- Какое влияние на культуру Индии оказали арийцы?

- В чем заключается самобытность культуры Древней Индии?

- Что дала миру культура Индии?

/14, с.73-80/; /39, с.52-59/; /16, с.205-209/.

 

Ведизм и брахманизм – древнейшие истоки индуизма.

Индуизм как религия и образ жизни индийцев

- Охарактеризуйте систему Вед. Какое место они заняли в духовной традиции Индии?

- Когда возник брахманизм? Каковы его важнейшие положения?

- Какое влияние брахманизм оказал на формирование индуизма?

- Почему индуизм явился важнейшей составляющей понятия «образ жизни» индийцев?

/36, с.46-52/; /37, с.124-129/; /19, с.33-38/; /29, с.75-80, 82-87, 311-321/; /20, с.35- 40/.

 

Буддизм – древнейшая из мировых религий.

Влияние буддизма на духовную традицию Индии

 

- Когда возникла древнейшая из мировых религий – буддизм?

- Охарактеризуйте четыре благородные истины буддизма.

- Какое влияние оказал буддизм на духовную культуру Индии?

- Каковы судьба буддизма в Индии?

/37, с.155-168/; /39, с.67-69/; /28, с.80-82/.

 

Художественная культура Индии. Связь религии с искусством

- Каковы особенности индийской художественной культуры, названные Неру?

- В чем состоят особенности воздействия буддизма и индуизма на художественную традицию Индии?

- Какое отражение в искусстве Индии нашли чувственные, гедонистические начала?

/ 6, с.181-187/; /16, с.216/; /7, с.245-255/.

Темы сообщений

1) Сиддхартха Гаутама – родоначальник буддизма.

2) Музыкальная и танцевальная культура Индии.

3) Похороны и поминальные обряды в Индии.

4) Эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

5) Санскрит – как важнейшая основа индийской культуры.

 

Второе занятие

Конфуцианство и даосизм и их влияние

На культуру Китая

- Когда возникло конфуцианство? Раскройте его основные положения. Какое значение в китайском обществе имели культ неба и культ предков?

- Кто такие конфуцианские жрецы? Какое место в обществе они занимали? Какие обязанности выполняли?

- Как конфуцианство повлияло на китайский менталитет и образ жизни?

- Каковы особенности даосизма? В чем различия между конфуцианством и даосизмом? Как даосизм воздействовал на духовную культуру Китая?

- Расскажите об отношении китайского общества к природе. В чем заключаются национальные особенности видения мира?

- Что Вам известно о модернизации китайского общества в конце ХХ – начале XXI века?

/20, с.42-50/; /21, с.86-92/; /37, с.130-139/; /36, с.56-62/; /39, с.74-76/; /33, с.104-107/; / 22, с.714-721/.

Буддизм в Китае и его формы

 

- Когда и в какой форме буддизм проник в Китай?

- Каковы особенности китайского буддизма?

- Какие школы и секты Вы знаете?

- Расскажите о чань-буддизме в Китае. Какое влияние он оказал на развитие всей дальневосточной культуры?

/2, с.326-339/; / 3, с.298-311/; /15, с.234/; /37, с.163-166/.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.