|
Серебряный век» в культуре России ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 (конец XIX – начало ХХ вв.) - Почему конец XIX – начало XX в. называют «серебряным веком»? Каковы особенности данного периода? - Какие идеи выдвигали русские религиозные философы? Перечислите их имена. - Назовите основные художественные течения и объединения конца XIX – начала XX в. Вспомните имена их наиболее известных представителей. - Докажите значение Серебряного века для отечественной и мировой культуры. /30, с.339-343/; /39, с.233-254/.
Советский период развития культуры России (1917-1991) - Охарактеризуйте менталитет советского человека, сформировавшийся под воздействием социалистической идеологии и изменений в социально-экономической жизни общества. - Покажите созидательные и разрушительные тенденции в развитии духовной культуры страны в 20-е гг. - Как развивалась культура в условиях тоталитаризма (30-50-е гг.)? - Что означает метод социалистического реализма? Какое влияние он оказал на советское искусство? - Какие изменения в духовной жизни общества связаны с временем хрущевской «оттепели» (50-60-е гг.)? - Охарактеризуйте новые явления в культуре периода перестройки. - Назовите самые выдающиеся достижения в области науки и искусства советского периода. /14, с.383-394/; /22, с.282-291/; /39, с.254-272/; /24, с.426-430/; /25, с.438-441/; / 16, с. 127-133/; / 32, с. 343-346/.
Развитие российской культуры в постсоветский период (конец ХХ – начало XI вв.) - Охарактеризуйте современное состояние отечественной культуры. Находится ли она в кризисе? Аргументируйте свой ответ. - Что означает «вестернизация» культуры? Дайте оценку этому явлению. - Какова роль религии и религиозных организаций в культуре современной России? Способствуют ли они модернизации страны? - Какое влияние оказывает культура России на культуру народов бывших республик СССР. /30, с. 346-347/; /39, с.331-342/; /15, с.132-133/.
Темы сообщений 1) Судьба России в философии культуры Серебряного века. 2) Художественное объединение «Мир искусства». 3) Н. Бердяев, И. Лосский, М. Бахтин и другие мыслители о культуре России. 4) Достижения советского кинематографа. 5) Культура русского зарубежья.
Контрольные тесты 1. Атрибутом российской культуры выступают… а) плюралистичность; б) рационализм, сциентизм; в) коллективизм, общинность; г) идеалы свободы и демократии.
2. Славянофилы считали, что… а) Россия – европейская, западная страна и не имеет ничего общего с Востоком; б) Россия – страна, впитавшая в себя культуру, как Запада, так и Востока; в) Россия – самобытная страна и не имеет ничего общего ни с Востоком, ни с Западом; г) Россия – страна Восточная и должна ориентироваться на Восток.
3. Имя русского патриарха, в результате деятельности которого в России в XVII в. произошел раскол церкви… а) Филарет; б) Тихон; в) Никон; г) Макарий.
4. Из перечисленных народов России исповедуют буддизм… а) ханты; б) ненцы; в) якуты; д) буряты.
5. К поэту «серебреного века» относится… а) З. Гиппиус; б) В. Тредиаковский; в) Г. Державин; г) А. Пушкин.
6. Россия смогла приблизиться к европейской цивилизации, обогатилась культурными традициями Византии благодаря… а) освобождению от монгольского ига; б) объединению разрозненных русских княжеств в единое – деспотическое государство; в) принятию христианства; г) выбору в пользу «восточного» деспотизма царского самодержавия.
7. Термин «культурная революция» в истории отечественной культуры означает… а) принятие христианства в Киевской Руси; б) смешение разных ценностей и культурных ориентаций в современной России; в) церковный раскол в России; г) создание новой социалистической культуры в СССР.
8. Период «оттепели» означает… а) название направления в советской поэзии; б) демократизация общественной жизни в СССР; в) глобальный экологический кризис на планете; г) развитие российской культуры в период петровский преобразований.
9. По мнению Ню Бердяева, русскому человеку свойственен (нна)… а) контрастность поведения, отсутствие склонности к компромиссам; б) способность к созданию налаженного быта; в) способность к самоорганизации; г) рационализм и прагматизм.
10. Известный «шестидесятник», писатель, лауреат Нобелевской премии… а) А. Солженицын; б) Е. Евтушенко; в) Б. Окуджава; г) А. Вознесенский.
Тематика рефератов и эссе. 1. БГАУ как крупный научный и культурный центр. 2. Религия и мифология Древней Греции. 3. Культурные ценности Древнего Рима. 4. Римское право и его роль в становлении и развитии правовой культуры Запада. 5. А. Рублев и его эпоха. 6. Б. Тайлор - создатель школы эволюционизма. 7. Библия как культурологический источник. 8. Будущее культуры: эра роботов или эра человека? 9. В. Ломоносов и культура. 10. Византия и Русь: взаимодействие культур. 11. Влияние исламской культуры на европейскую. 12. Выдающееся достижение отечественной науки. 13. Гениальность: норма или отклонение? 14. Данте и его время. 15. Демократия и культура. 16. Деньги и культура личного потребления. 17. Древнерусское церковное зодчество. 18. Жаргон как явление языка. 19. Заки Валиди как деятель культуры. 20. Западное и Восточное христианство. 21. Знаки и символы: их место и роль в культуре. 22. Идеи Л. Н. Гумилева об этногенезе. 23. Информационное общество и информационное закабаление человека. 24. Искусство деловой коммуникации с помощью электронных средств связи. 25. Искусство классической Греции. 26. Искусство первобытного общества на территории Башкортостана. 27. Ислам в Поволжье. 28. Ислам и искусство. 29. История науки и культуры в лицах. Вклад в культуру таких деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Ветрувий, Леонардо да Винчи, Паскаль, Галилей, Коперник, Ньютон, Спиноза, Кант, Гегель, Ницше, Маркс, Энгельс, Ломоносов, Вернадский, Лосев и др. 30. Роль общения в культурном развитии личности. 31. Конвейер индустриальной цивилизации и технологическое закабаление человека. 32. Концепция «Москва - третий Рим» и история России. 33. Концепция евразийства и культура. 34. Культура Византии. 35. Культура древних майя и ацтеков. 36. Культ прекрасной Дамы в культуре средневековой Европы. 37. Культура и контркультура. 38. Культура и цивилизация: общее и особенное. 39. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. 40. Культура как социально-историческое явление. 41. Культура мышления и интеллект. 42. Культура потребления и культура личности. 43. Культура современного Башкортостана. 44. Культура тела. 45. Личность как продукт и творец культуры. 46. Мировоззренческая культура и жизненная позиция личности. 47. Мода, техника и культура. 48. Молодежная культура: бунт против цивилизации или поиск идеала? 49. Молодежь и культура. 50. Монастыри как центры культуры. 51. Наука и религия на современном этапе. 52. Наука и культура. 53. Наука и техника античности. 54. Наука и техника Древнего Востока. 55. Научно-технический прогресс и культура быта. 56. Обмирщение (секуляризация) как главная тенденция развития русской культуры XVII века. 57. Общечеловеческое и национальное в культуре. 58. Отношение к женщине как показатель культуры. 59. Отношение человека к самому себе как показатель личной культуры. 60. Петр I и культура. 61. Проблемы ономастики (имена и фамилии, географические названия). 62. Пророк Мухаммед: жизнь и религиозная деятельность. 63. Психоанализ и культура. 64. Формы языческих верований (тотемизм, анимизм, фетишизм и др.). 65. Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека. 66. Русский авангард кануна Октябрьской революции. 67. Русский язык и новая компьютерная культура общения. 68. Русский язык и языки мира. 69. Свобода: ее место и роль в культуре. 70. Соборы московского Кремля. 71. Титаны Возрождения. 72. Религиозно-этические мотивы в древнекитайской философии. 73. Христианство и искусство. 74. Церковный раскол в России и его последствия. 75. Памятники ВОВ на территории Башкортостана. 76. Эпос Гомера - культурный и исторический памятник. 77. Эпос Древней Индии «Махабхарата», «Рамаяна». 78. Язычество древних славян. 79. М.Вебер о протестантской этике. 80. О. Шпенглер и его книга «Закат Европы» 81. Н. Бердяев о культуре и цивилизации 82. Л. Гумилев и его теория пассионарности. 83. Молодежная культура современности и ее специфические черты. 84. Музыка как феномен духовной культуры. 85. Искусство как явление эстетической культуры. 86. Коран – как культурологический памятник. 87. Постмодернизм в культуре XX – начала XХI в. 88. Мусульманский этикет. 89. Достижения советского кинематографа. 90. Учение Конфуция и духовная культура человечества. 91. Христианство и ислам: история взаимоотношений и современность. 92. Экологический кризис современности. 93. «Серебряный век» российской культуры. 94. Ценности культуры постиндустриального общества. 95. Русская интеллигенция: идеи и судьбы. 96. Культура средневековой Европы. 97. Культурологические воззрения А. Швейцера. 98. Теория «осевого времени» К. Ясперса. 99. Вклад французского Просвещения в развитие мировой культуры. 100. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
Предлагаемые темы эссе: 1) Один день в средневековом городе; 2) Житель античного полиса; 3) Ученик Конфуция …(другого). 4) Участник Великих географических открытий.
Тематика контрольных вопросов для зачетного тестирования
1. Культурология как интеграционная наука. 2. Сущность культуры. Многообразие точек зрения на культуру. 3. Структура и основные функции культуры. 4. Материальная и духовная культура: единство и различие. 5. Культура массовая и элитарная. 6. Понятия «субкультура» и «контркультура». 7. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 8. Типология культур и цивилизаций. Запад и Восток как типы культур. 9. Взгляды на типологию культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. 10. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. 11. Понятия культурный релятивизм и культурный универсализм. 12. Взаимосвязь культуры и природы. 13. Экологическое сознание Востока и Запада. 14. Сущность экологического кризиса и пути его преодоления. 15. Природное и культурное в человеке. Типология культурного человека. 16. Особенности социокультурного развития Индии. 17. Религиозно-философские учения Индии и их значение для мировой культуры. 18. Особенности видения мира в китайской культуре. 19. Философские учения Китая и их влияние на менталитет, и образ жизни китайцев. 20. Инь и Янь как понятия. Дао как понятие культуры. 21. Влияние ислама на быт, нравы, обычаи и художественную культуру мусульманских народов. 22. Античная культура как новый тип цивилизации. 23. Др. Греция и Др. Рим: общее и особенное. 24. Значение античности для развития индустриальной цивилизации Запада. 25. Основные черты культуры европейского Средневековья. 26. Роль христианства в культуре средневековой Европы. 27. Эпоха Возрождения: характерные черты и ценности. 28. Реформация как культурный феномен. Сущность протестантской трудовой этики. 29. Эпоха Просвещения: основные идеи и ценности. 30. Значение Просвещения для современной культуры Запада. 31. Становление постиндустриального общества. Его характерные черты. 32. Модернизм и постмодернизм в культуре XX – в начале XI в. 33. Роль информации в современном мире. 34. Последствия крещения для культуры Руси и феномен двоеверия. 35. Влияние идеологии «Москва – Третий Рим» на государственную идеологию и менталитет россиян. 36. Реформы Петра I и их отражение в культуре. 37. «Серебряный век» русской культуры. 38. Этапы развития советской культуры: достижения, проблемы и противоречия. 39. Русская интеллигенция: история, идеи и судьбы. 40. Советская культура и культура современной России: общее и особенное.
Библиографический список 1. Абузяров Р.А., Туаева З.А. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Книга 1. – Уфа, 1996. – 134 с. 2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом, 1999. - 432 с. 3. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1983. – 368 с. 4. Викторов В.В. Культурология: Учебник. Изд. доп. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА –М, 2010. – 411 с. 5. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.А.Сапрыкина. Часть I. – М.: МГИЭМ, 1995. – 210 с. 6. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/Под ред. Е.В.Попова. – М.: Владос, 1996. – 336 с. 7. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. - М.: МГУК, 1995. – 288 с. 8. Голубинский Е. Щит или меч? //Родина. – 1997. - №3-4. – С.77-84. 9. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1996. – 288 с. 10. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 288 с. 11. Гуревич П.С. Культурология: Курс лекций. – М.: Проект, 2003. – 336 с. 12. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – 240 с. 13. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. – М.: Восточная литература, 1998. – 159 с. 14. История и культурология: Учебное пособие для студентов/Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – 456 с. 15. Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 928 с. 16. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с. 17. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: Академический проект, 2003.– 496 с. 18. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000. – 671 с. 19. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с. 20. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 319 с. 21. Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 575 с. 22. Культурология: Учебное пособие/Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 304 с. 23. Культурология в вопросах и ответах/Под ред. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2000. – 336 с. 24. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. И.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с. 25. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608 с. 26. Культурология / Под ред. Драча Г.В. – М.: Инфро-М, Альфа, 2008. – 570 с. 27. Культурология: Учебное пособие для студентов технических вузов/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с. 28. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. Н.О. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 759 с. 29. Культурология: Учебное пособие/Под ред. С.В. Лапиной. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 495 с. 30. Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко и др. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс; Издательский центр «МарТ»; Москва: ИКЦ «МарТ», 2010. – 352 с. 31. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие. – М.: Инфра – М., 2001. – 320 с. 32. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 416 с. 33. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей / Л.И. Горемыкина, С.А. Яминова. – Уфа: БашГУ, 2006. – 128 с. 34. Очерки по культуре народов Башкортостана/Сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Китап, 1994. – 160 с. 35. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. – Волгоград, 1999. – 420 с. 36. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: Гардарика, 1997. – 312 с. 37. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /Под ред. М.Г.Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с. 38. Садохин А.П., Грушевицкая Г.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 529 с. 39. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 393 с. 40. Шатилов А. Пересвет и Челубей – братья навек //Родина. – 1997. - №3-4. – С.99-105. 41. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.
Лицензия РБ на издательскую деятельность № 0261 от 10 апреля 1998 г. Подписано в печать __ _______20__ г. Формат 60х84. Бумага типографическая. Гарнитура Таймс. Усл.печ.л.___ Усл.изд.л.___ Тираж ___экз. Заказ№__ Издательство Башкирского государственного аграрного университета. Типография Башкирского государственного аграрного университета. Адрес издательства и типографии: 450001 г.Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|