Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма





 

Мировоззрение эпохи Возрождения было гуманистическим – человек центральное звено всей цепи. Сознание было поставлено в зависимость от человека, человек – от природы, природа –от науки. «Знание – сила». Знание-это ядро сознания. Человеческое сознание – это бесценная корона, которой увенчан человек. Бытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в своей действительности прежде всего природа, как объект естествознания и практической деятельности человека. Считали, что будто бы в природе растворено божественное начало, которое сообщает природе жизнь, красоту и многообразие действительности. Вели борьбу с феодальным дворянством. На смену подчинению человеческой личности феодальным и церковным авторитетам приходит принцип свободного развития индивидуальности. Человек – центр всего мира. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Человек есть индивидуум, а так же есть микрокосм. Человек есть также личность. Личность есть свобода.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма.Для философии это время стало своеобразным переходным периодом- от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания.

Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства

Натурфилософия и наука

Обращенная к теме природы натурфилософия характерна для эпохи Возрождения.Это было обусловлено возникшими в то время очагами индустриального общества и активизацией материального производства в городах.

Николай Кузанский (1401-1464), выступил активным противником средневековой схоластики, сторонником человеческого разума и знаний.В его творчестве основной была тема Бога и его отношению к миру.

Одним из проявлений натурфилософии эпохи Возрождения было творчество Бернардино Телезео (1509-1597), он был сторонником познания природы с помощью, прежде всего, ощущений и органов чувств, опытного естествознания.По его убеждению, главной задачей натурфилософии является изучение природы и ее объяснение.

Пантеистические мотивы присутствовали и в философии Франческо Патрици (1529-1597). Он полагал, что основой мира является некий свет, животворящее начало и источник развития всего сущего.

На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном и философ. Его основной труд содержал в себе коренной пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира.

Дальнейшее развитие гелиоцентризма осуществил Иоганн Кеплер (1571-1630), астроном, математик, физик и философ.Он отстаивал тезис о единстве Солнечной системы и взаимодействии планет внутри нее.

Наибольшее развитие натурфилософия эпохи Возрождения получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). В своих работах Бруно изложил основы нового философского мировоззрения. В философии Бруно на первом месте находилась тема Бога и его отношения с окружающим миром.

Германский врач и астролог Парацельс (1483-1541), призывал при познании материального мира опираться на медицину и астрологию.Парацельс учил о наличии в мире некой активной жизненной силы (“архэ”), которая дает исток всем вещам природы.

Точная наука Возрождения и ее органичная связь с философским мышлением олицетворена именем Леонардо да Винчи (1452-1519).Этот итальянский мыслитель был символом всесторонности и гармоничности развития личности.Его по праву считают пионером естествознания Нового времени.По определению философа, человек есть “величайшее орудие природы”. Опираясь на знания, он создает из материала природы огромное множество вещей и творений, новую реальность – мир культуры.

Завершением естественнонаучной тенденции, сложившейся в философии эпохи Возрождения, явилось творчество итаьянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени.Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Значение творчества Галелея состояло прежде всего в стремлении объяснять природу и ее законы с позиций науки.

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных городских слоев.

Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265-1321), он выдвинул смелый для своего времени тезис о том, что человек по природе своей создан не только для посмертной, но и для земной жизни.

Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе.

Становлению итальянского способствовал и Джованни Боккаччо (1313-1375), выступавший в своих произведениях с позиции критики духовенства и опддержки передовых умонастроений городского населения.

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463-1494), он подчеркивал важнейшее свойство человека - его свободу.

В Голландии родился писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469-1536). Он извстен как переводчик и первый издатель Библии на латинском языке, критик схоластики и моралист.

Во Франции к гуманистическому движению принадлежал Мишель де Монтень (1533-1592), философ и моралист, он критиковал схоластическую философию и догматизм религиозного вероучения.

В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой.В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире, имел место культ красоты и духовности человека.

Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни.

Тему сильного централизованого государства раскрывал в своем творчестве французский мыслитель Жан Боден (1530-1596). Он рассматривал государство как некое содружество, которое основано на частной собственности и выполняет ряд функций (охрана собственности, защита семьи и др.)

Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении, как утопический социализм. Самой заметной фигурой был английский писатель Томас Мор (1478-1535). Утописты в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей. Утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе.

Немецкий профессор теологии Мартин Лютер (1483-1546) выступал за восстановление подлинного значении содержании Библии и осуществил перевод ее на немецкий язык. Он предлагал значительно сузить роль духовенства в обществе и оставить за ним лишь функции духовного наставления верующих.

Другой реформатор церкви, Жан Кальвин (1509-1564) старался еще более упростить религиозный культ и вывести церковь из-под власти государства.

Наиболее признанным среди народных низов был Томас Мюнцер (1490-1525),он полагал, что к подлинной вере способны лишь простые люди, не обремененные имуществом и властью.

Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества, богатство иных форм духовности (естествознание, искусство, социально-политичекие учения). Значение эпохи Возрожления для философии состоит прежде всего в том, что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры.

Философия раннего Нового времени (XVII век)

Общая характеристика

XVII век явился временем крупных в истории человеческого сообщества. Для Европы они прежде всего выразились в начале промышленной стадии развития и в осуществлений первых буржуазных революций.

Философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой, а ее важнейшим объектом стала природа и источники знания, методы его получения и формы существования.

На философию того времени огроромное влияние оказало естествознание, но по рпежднему присутствовала идея Бого. Сформироваллись два крупных философских течения –эмпиризм и рационализм.

XVII не без оснований называют “веком гениев” в науке.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.