|
Высокий Ренессанс в Средней ИталииС конца XV столетия Италия начинает испытывать все последствия невыгодного для нее экономического соперничества с Португалией, Испанией и Нидерландами. Северные города Европы организовывают ряд военных походов на разрозненную и теряющую свое могущество Италию. Этот трудный период вызывает к жизни идею объединения страны, идею, которая не могла не волновать лучшие умы Италии. Общеизвестно, что определенные периоды расцвета искусства могут не совпадать с общим развитием общества, его материальным, экономическим статусом. В трудные для Италии времена и наступает недолгий золотой век итальянского Возрождения - так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Высокий Ренессанс совпал, таким образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Леонардо да Винчи (1452-1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Он родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя "Крещение" уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят "Мадонну с цветком" ("Мадонна Бенуа", как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его "Благовещение" по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса. Микеланджело - один из величайших скульпторов Эпохи Возрождения. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела. Микеланджело является представителем Эпохи Возрождения(Renessans), которая начинается со 2 половины 15 века в частности итальянского возрождения. Вначале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Мадонны 15 века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя. Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, зная все наперед, должна была предрешить будущее - будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидела в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка. Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым. Впоследствии Микеланджело создает еще несколько скульптурных композиций на тему «Богородица с младенцем» и «Оплакивание Христа», в котором Христос был изображен уже не в начале, а в конце своего земного пути.». Чуть позже Микеланджело еще дважды обратится к образу Мадонны - это «Мадонна Тадеи» и «Мадонна Питти». В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Микеланджело не стремится придать равную завершенность всем частям рельефа, всем его деталям. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Он мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. С "Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Он впервые осознает, что живопись может не только повторить скульптуру, но и передать такие сложные положения тел, такую пластику, которые недоступны и самой скульптуре. Отсюда начинается путь к росписи гигантского потолка Сикстинской капеллы. В 1508 году Микеланджело начинает в Риме роспись Сикстинской капеллы в папской резиденции - в Ватикане. Папа Юлий 2 пожелал, чтобы Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы. Микеланджело работал совсем один. На подготовленные части плафона он должен был наносить краску, прежде чем высохнет штукатурка. Он даже не мог проверять ракурсы того, что набрал, снизу и рассчитывал их, находясь на лесах. 21 февраля 1513 года умер Юлий 2. В своем завещании он распорядился, чтобы Микеланджело завершил его гробницу. Был заключен договор. Обязывающий завершить гробницу в течение 7 лет. Договор предусматривал изготовление 40 фигур. Наконец-то теперь Микеланджело мог целиком отдаться своему искусству. Вскоре после смерти Юлия 2 папой был избран Диссовани Медичи, принявший имя Льва 5.Добродушный по природе он был благорасположен к людям, а к Микеланджело в особенности. Возможно, в первые годы его правления Микеланджело создал своих «Пленников”, которые находятся в Лувре. Статуи “Умирающий раб”(1513год,Париж,Лувр.), “Восставший раб” (1513год,Париж,Лувр), “Моисей” (ок. 1515г.Церковь Сан-Пьетро ин Вин Коли). Но уже 3 года спустя, из-за изменения политической ситуации этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивающий масштабы первоначальных проектов. За этим договором последовало еще 3 контракта(1525-1526,1532,1542) почти полностью изменивших замысел 1505 года. Работа над гробницей Юлия 2 превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Во Франции был открыт Колледж де Франс-светское учебное заведение, независимо от Сорбоны. Там первенствовала неоплатонические идеи Фичино и Пико дела Мирандолла. В Англии в 1499 году открылся кружок Дж. Колета в Оксфордском университете. В 1509 году открылся колледж Св. Павла, гуманистической направленности. Италия являлась центром ренесанской культуры. Роль искусства Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории. Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по-своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало ревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность многообразной природы человека. Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта культуры. Гуманистами того времени были: поэт и философ Ф. Петрарка (1304-1374), писатель Дж. Боккачо (1313-1375)-они хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков среднивековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманиртарные науки, сделав акцент на изучение античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религи, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. Идея “индивидуальности”, как это ни кажется странным, была неизвестна всем традиционалистским обществам, включая и греко-римскую Античность. Само это слово “индивидуальность”, как и слово “личность”, появилось каких-то двести-триста лет назад. Специфическое и революционизирующее представление об индивидуальности, которое по необходимости не могло быть незнакомо любой культуре, поскольку отражало биосоциальную данность. Эта фундаментальная надысторическая данность заключена в том простом факте, что человечество состоит из людей... Из этого фундаментального факта делались следующие два принципиальных вывода. Во-первых, утверждалось, что человеческая природа подобно природе всего живого неоднородна. Как между телами индивидов, между их личами, голосами, жестами нет полного сходства, так и души их, темпераменты, нравы и склонности предстают похоже-непохожими. Пытались обозреть и упорядочить это разнообразие, относя каждого человека к известной разновидности и разряду. Тем самым удавалось не оставить никого единственным в своём роде и объяснить своеобразие, сводя его к общему. Во-вторых, разумность со-знания, со-вести, со-оплодотворённое идеей индивидуальности, понималось как знание (весть) лишь в голове одного человека. И одновременно как продолжающиеся за пределами отдельных сознаний, перекатывающееся через них и словно бы уносящее их в своём вечном потоке. Однако всякая малая индивидная толика мировой разумности считалась больше всего целого, ибо вмещала его в себя и порой пыталась добавить к нему ещё нечто - с собою. Любая культура не могла не задумываться над этой парадоксальностью сознания, над отношением к ней всеобщнго Духа и отъединённого частичного существования. В этих рамках двигалось ренессансное мышление (сознание) от понятия “индивид” к “индивидуальности”. “Индивид” - слово, которое изначально определяет одного человека через его несамостоятельность, через его удел, производность. Существование карпускул человечества создавало проблему для сознания людей, чья жизнь была неоделима от рода, общины, конфессии, корпорации и чья духовность нуждалась в абсолютной точке отсчёта. Индивидность существования была очевидностью, но очевидностью пкгающей! Отмнимой психической атомарности от поверхности вещей мысль упорно сворачивала к тому, что отдельный человек родлинен лишь постольку, поскольку поставлен в общий ряд и даже в конечном счёте сливается с мировым субстанциональным началом. В этом плане истинно и единственно индивиден лишь живой Космос или Бог. По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и переписчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы. Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету. Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и колоссальной трудоспособности. Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя. Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом мире, где происходило утверждение автономности человеческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того времени. Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим социальным статусом и набором социальных ролей в иерархически организованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в самоизменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны. Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы практического творчества человека, мимо которого проходила до этого европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, разглядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самостоятельному творению, нашли в художниках не только своих единомышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или художник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по-этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким Италия сосредоточила в себе большее количество культурных наследий, чем Вы можете представить.Фактически будет справедливо заметить,что если что-то было окрашено, сыграно, спето, слеплено или написано, то это было сделано в подъемном настроении, а результат представлен в самой высокой художественной форме. Мир может за многое благодарить итальянцев. Художники представляли себе мир, как трехмерное, рельефное пространство. Рафаель Санти (1438-1520), Леонардо да Винчи (1452-1512), Микеланджело Буанаротти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соотетствии с требованиями античной культуры. Писатели, начиная от Виргилия, Овида, Хорака, Ливия и Цицерона, а заканчивая Данте, Петраркой. Бокаччо, Фичино, Мирандоло и Васари, все были итальянцами и все родились на этой благословенной земле. Современная литература Италии появилась в 13-ом и 14-м столетиях, развивалась из ее латинского наследия, написанного на многих диалектах страны и работ Данте. Одно из его произведений “Божественная комедия” состоит из трех частей: “Ад”, “Чистилище”, и “Рай”. Данте представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности. Петрарка в своей “Исповеди” писал, то аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованного от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного прпоявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человвеческоготела, плотской любви. Наука-эпохи Возрждения. Большой вклад в развитие науки того времени внес Леонардо да Винчи. Время, когда жил Леонардо да Винчи, было особенным в истории человеческого общества. После долгого гнета церкви, когда всякое стремление человека изучить, понять что-нибудь из окружающих его вещей объявлялось страшным грехом, когда учегных и просто любознательных людей в наказание сжигали на кострах. Бурно расцветали науки, искуства и ремесла. Победила жажда знания; люди стремились познать то, что еще совсем недавно считалось неизвестным, несуществующим. Леонардо да Винчи страстно любящий живопись, все больше задумывался о науке и изобретательстве. Еще молодым человеком он создал проэкт канала для соеденения Флоренции с другим городом – Пизой, думал об осушении болот и низин, кнструировал машины для производства сукна, мечтал о сооружении подъемных кранов. Но и тогда, во времена Возраждения, были люди которые в своих интересах стремились затормазить развитие научних знаний.К ним относился и флорентийский правитель Лоренцо Медичи и его двор. Очень характерно для механики Леонардо да Винчи стремление вникнуть в сущность колебательного движения. Он приблизился к современной трактовке понятия резонанса, говоря о росте амплитуды колебаний при совпадении собственной частоты системы с частотой из вне. Большое место в трудах Леонардо занимала гидравлика. Он начал заниматься гидравликой еще в ученические годы и возвращался к ней в течении всей своей жизни. Леонардо спроектировал и частично осуществил постройку ряда каналов. Он почти в плотную приблизился к формулировки закона Паскаля, а в теории сообщающихся сосудов практически предвосхитил идеи 17 в. Леонардо в первые и много занимался вопросами полета. Первые исследования, рисунки и чертежи, посвященные летательным аппаратам, относится, примерно, к 1487 г. В его летательном аппарате применялись металлические части; человек располагался горизонтально, приводя механизм в движение руками и ногами. Он построил модель планера и готовил его испытание. Стремление обезопасить человека в процессе этих испытаний привело его к изобретению парашюта. Во времена Леонардо да Винчи беспредельно господствовала геоцентрическая система мира Птолемея. На несостоятельность ее Леонардо указывал неоднократно. Можно считать, что Леонардо независимо от Коперника приблизился к пониманию гелиоцентрической системы мира. Леонардо пытливо наблюдал природу, и уже по одной этой причине он не мог не интересоваться вопросами геологии, палеонтологии и агрономии. Так родилась его теория окаменелостей. Леонардо не боится отказаться от библейских представлений о катастрофах и наводнениях на Земле. Он утверждает, что нахождение окаменелых раковин и растений в загадочных местах ничего общего не имеет с библейскими утверждениями, а вызвано медленным перемещением суши и моря. Галилео Галилей – великий итальянский ученый, один из создателей классической механики, родился 15 февраля 1564г., в семье небогатого пизанского дворянина. Первое образование Галилей получил в монастыре. Семнадцати лет он поступает в Пизанский университет сначала на медицинский факультет, а затем переходит на юридический, где основате6льно изучает математику и философию. В 1589г. Галилей был назначен профессором математики в Пизанский университет. В эти годы Галилей занимается опровержением учений Аристотеля о пропорциональности скорости падения весу тела. Чтобы опровергнуть данное учение он берет два тела, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный шары). Находя соотношения между скоростью падения и временем падения, между пройденным путем и временем падения, Галилей опроверг многовековое заблуждение и доказал постоянство ускорения свободного падения. Но в университете механику и астрономию приходилось излагать в духе Аристотеля и Птолемея. В 1592г он становится профессором университета в Падуе, где проработал 18 лет (по 1610г.). К концу падуанского периода Галилей начинает открыто выступать против системы Птолемея – Аристотеля. Сделав зрительную трубу с увеличением в 32 раза и направив ее на небо, Галилей обнаружил неровности Луны; Млечный Путь оказался состоящим из множества звезд, число которых росло с ростом увеличения трубы; у Юпитера были найдены четыре спутника. Все это не соответствовало учению Аристотеля о противоположности земного и небесного, а подтверждало систему Коперника. Реформация в Англии: Восстание крестьян и городской бедноты в 1381 г. было идеологически подготовлено антицерковным движением. В Англии XIV в. развернулась борьба за реформу католической церкви. В этом движении участвовали различные группы населения. Королевская власть уже в XIII в. тяготилась зависимостью от пап, которые поддерживали Францию в Столетней войне. Она стремилась к освобождению английской церкви из-под влияния папства. Король и парламент были также недовольны тем, что духовенство уклонялось от уплаты государственных налогов. Вместе с тем король и феодалы с завистью смотрели на огромные владения церкви, рассчитывая увеличить свои доходы за счет их секуляризации. В середине XIV в. с программой реформы католической церкви выступил профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320–1384). Он отвергал учение католической церкви о верховенстве папства над светской властью и доказывал, что король зависит не от папы, а непосредственно от Бога. Виклиф выступал против догматов и обрядов католической церкви, требовал секуляризации церковных богатств. Он перевел Библию на английский язык, сделав ее доступной для верующих. Поводом к Реформации послужил отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской, теткой германского императора Карла V. В ответ на отказ папы Генрих VIII в 1534 г. издал акт о супрематии (верховенстве), в силу которого король был объявлен главой английской церкви. В акте говорилось о неприкосновенности всех старых католических догматов и обрядов; менялся только глава церкви, место римского папы занял король; епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. Новая английская церковь заняла среднее положение между католицизмом и протестантизмом. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество – здания, всякого рода украшения, золотые и серебряные ценности и, самое главное, обширные монастырские земли. Главная цель королевской Реформации заключалась в стремлении завладеть церковными землями, освободиться от опеки римской церкви и подчинить английскую церковь королевской власти. При Эдуарде VI англиканская церковь несколько приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении), но уже с 1553 г., в правление Марии Тюдор, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая была женой испанского короля Филиппа II, в Англии началась католическая реакция. Опираясь на поддержку Испании, королева восстановила католицизм и начала жестоко преследовать протестантов. Однако Мария не решилась возвратить монастырям земли и другое имущество. После ее недолгого правления корона перешла к ее младшей сестре – дочери Генриха VIII и Анны Болейн Елизавете (1558 – 1603). Идя навстречу интересам нового дворянства и буржуазии, Елизавета восстановила протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. парламент подтвердил королевское верховенство над английской церковью. Королеве принадлежала власть назначать епископов, которые сохраняли прежние церковные владения и право заседать в палате лордов. В 1571 г. был выработан англиканский символ веры из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами признавался кальвинистский догмат об абсолютном предопределении и о священном писании как единственном источнике веры. Но при этом признавалось и католическое учение о единоспасающей силе церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденному правительством. Против католиков были изданы суровые законы. За отказ признать верховенство королевы в делах церкви и исповедание католицизма угрожали суровые наказания. В Англии было запрещено проявляться иезуитом. Католики облагались особым налогом. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма; ее возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Лютеранство Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) - видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии ХVI - XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не «священное предание» (решения церковных соборов, суждения пап и т.п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525 г.) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса. 31 октября 1517 г. монах-августинец, преподаватель богословия в университете города Виттенберга (Саксония) Мартин Лютер прикрепил к дверям цeркви нeсколько листков бyмаги. Это были знаменитые «95 тезиcов» - возражения против торговли индульгенциями. Перевeденные на немецкий язык с латыни, они всколыхнули всю Германию. Еще через три года, в 1520 г., Лютер в присутствии своих студентов сжег папское послание об отлучении его от церкви. А еще через год, в 1521 г., его вызвали на императорский суд в городе Вормсе. Летом 1524 г. по Германии распpоcтpанилась тревожная весть - на югe страны восстали крестьяне. B 1525 г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. Уже в ходе кpecтьянской войны в 1525 г. повстанцaм в княжестве Вюртемберг дворяне пpeдложили отдать спорные вопpоcы на решение ландтага (собрания представителей сословий в княжecтве). Но крecтьянский вождь Фейербахер отвeтил: «Мы рeшитeльно отказы-ваемся от ландтага, сеймов было много, а какая от них польза? Всякий раз, возвращаясь на родину, на вопрос о том, что дал сейм, только и можешь ответить, что ничего не знаешь, кроме одного - нужно тотчaс же заплатить деньги». Крестьяне, бывшие c Фейербахером, добавили: «Мы не хотим ландтаг, потому что, если он будет созван, мы ни до чего не договоримся, кроме нового налога». От господ ничего хорошего не ждали. Основным районом действия повстанцев стал юго-запад страны. 40 тыс. человек боролись против гнета светских и церковных фeодалов, сжигали документы c записями феодальных повинноcтей, громили монастыри и замки, делили гоcподский скот и возвращали общинные земли. Руководитeли крecтьянских отрядов составили программу и назвали ее «12 статeй». Борьба крестьян закончилась их поражением. Лютер же восстание не поддержал, осудил действия крестьян в сочинении «Против грабитeльских и разбойных крестьянских орд» (1525). Основными вероучительными документами лютеранства являются «Аугсбургское исповедание» и «Апология». B 1530 г. в германском городе Аугсбурге протестанты сформyлировaли основные положения своей веры. Аугсбургское исповедание до наcтоящего времени остаётся Символом веры лютеран. Оно было соcтавлено богословом Филиппом Меланхтоном при участии Лютера и представлено Аугсбургскому рейхстагy. Это исповедание вырaжaeт мысль o том, что в цeлом yчeние протестантов согласно c yчениeм Kaтолической Церкви, a в точках расхождения - ближе к yчению древней Церкви. Первая чаcть Аугсбургского символa – «Артикулы o вере и учении» - содeржит 21 cтaтью пo основным вопросам вероyчения; вторaя – «Спорные артикулы oб упразднённых злоупотреблениях» - семь cтатей, критикyющиx кaтоличеcтво по вопpосам церковной организации и практики. После нескольких попыток найти компpoмисс мeждy католиками и протеcтантами в 1546 г. вспыхнула трагическая Шмалькальденская война. B решающей битве при Мюльберге (Саксония) императoр разбил протестантов и захватил в плен иx вождей. Мориц Саксонский, перейдя на cторонy Реформации, в свою очередь нанёс порaжение войскaм императора, и договор, заключённый в Пассау (1552 г.), yзаконил протестантизм. Договор, извеcтный кaк Аугсбургский рeлигиозный мир, был yтверждён папским решением 25 сентября 1555 г. Так лютеранство полyчило cтатyс государственной рeлигии. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй - мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком. Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Такое учение вполне отражало и интересы князей. Под лозунгом церковной реформы стал происходить захват монастырских земель. Английская революция Карл I созвал парламент после поражения в войне с Шотландией. Его назвали "Долгим" т.к. собравшись осенью 1640 г. он заседал 12 лет. День открытия его заседаний (3 ноября 1640) считается днем начала Английской революции. 1640-1642г.г-период установления конституционной монархии. Осень 1642г.-первое сражение между сторонниками короля-«кавалерами»и сторонниками парламента. 14 июня 1645г. состоялась битва при Нейзби. Кромвель разгромил королевскую армию. Парламент конфисковал земли короля, феодальной знати и владения церкви. Они продавались большими участками, так что крестьяне не могли их покупать. Почти все эти земли были скуплены "новым" дворянством и буржуазией. В положение крестьян ничего не изменилось. После победы в 1609 г. Нидерландской революции начал назревать антифеодальный взрыв в Англии. Здесь шло быстрое развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. Помимо буржуазии на путь предпринимательства встала значительная часть дворянства. Это "новое" дворянство в союзе с буржуазией вступило в конфликт с абсолютизмом, переросший в гражданскую войну. Создание армии, состоящей из крестьян, позволило парламенту одержать победу над королевскими войсками и свергнуть власть Стюартов. Король казнён. Главным завоеванием революции была отмена феодальной системы землевладения. Земля стала частной (личной, а не королевской) собственностью. Крестьянство осталось в зависимости, но теперь в зависимости от буржуазных собственников. Французская революция 14 июля 1789 г была штурмом взята крепость-тюрьма Бастилия, символ абсолютизма. Этот день считается датой начала революции. “Декларация” (26 августа 1789) послужила преамбулой к тексту конституции.“Гражданское устройство духовенства” выборность церковных служителей, обязательная присяга священников на верность конституции лишило католическую церковь самостоятельной политической роли. Политическое руководство страной осуществлялось группировкой фейянов. Самым знаменитым “патриотических обществ” стал Якобинский клуб “Вареннский кризис” скомпрометировал конституционную монархию. 17 июля на Марсовом поле в Париже была расстреляна массовая манифестация, требовавшая отречения Людовика XVI. Пытаясь спасти монархию, Собрание позволило королю подписать наконец принятую конституцию. 20 апреля Франция объявила войну Австрии. 21 сентября перешла к конвенту. По аграрному законодательству якобинцев (июнь-июль 1793) крестьянам передавались общинные и эмигрантские земли для раздела; все феодальные права и привилегии. В сентябре 1793 правительство установило всеобщий максимум верхнюю границу цен на продукты потребления и заработную плату рабочих. Максимум отвечал чаяниям бедноты; однако он был весьма выгоден и Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|