Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функциональная (связана с марксизмом), экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая.





Функциональная (связана с марксизмом), экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая.

 

Наиболее распространенной моделью в мире науки является функциональная модель сознания, которая опирается на данные науки.

 

Современная наука указывает на 3 важных фактора, условия существования сознания:

1.Сознание – вторично, как продукт эволюции, развития материального бытия. Оно возникает лишь на уровне высокоорганизованной материи и является функцией социально организованных систем. Сознание – продукт общественного развития, т.е. оно возникает и существует только в обществе (эффект Маугли).

2.Сознание детерминировано деятельностью такой высокоорганизованной материи как человеческий мозг. Данные в психологии, физиологии и других науках доказывают, что сознание – функция нормально функционирующего мозга.

3.Мозг - не сам из себя порождает сознание. Мозг – это орган, на основе рефлекторной деятельности которого человек обладает сознанием. Для функционирования сознания на основе мозга необходимо взаимодействие человека с предметным миром, другими людьми в процессе деятельности, а также включенность в языковую среду.

 

Согласно функциональной концепции, сознание – это форма отражения мира в мозгу человека.

Хотя сознание и возникает на основе такой высокоорганизованной материальной системы как человеческий мозг, однако имеет свой специфический способ бытия, т.е. свой специфический способ существования. Одной их существенных характеристик сознания является его идеальность (идеальное – это не эталон или идеал, идеальное – как то, что противостоит материальному).

 

Идеальность сознания проявляется в следующих признаках:



1. Составляющие сознание образы не обладают свойствами отражаемых в них предметов (т.е. они лишены например, массы, запаха; образы сознания невещественны и не имеют пространственных измерений).

2. Идеальность проявляется в субъективных образах сознания. Они не могут быть выделены из деятельности субъекта и представлены вне ее (мысль нельзя собрать в пробирку, нигде нельзя встретить свои эмоции, нельзя увидеть образы, мысли при операции, а только мозговое вещество).

3. Образы сознания предметны по своему содержанию (это означает, что в образах не представлены те биологические и химические процессы, при помощи которых они возникают).

Идеальность сознания – есть ни что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, ценностей.

 

Идеальное есть ни что иное, как материальное «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее человек при помощи мозга, притом человек как элемент той или иной природной и социальной среды, представитель той или иной культуры.

Сознание – это 1) способность осмысливать, понимать, 2) это способность зафиксировать и осознать психические образы, возникающие в собственном сознании, 3) способность остановить, зафиксировать, разглядеть этот образ.

Что значит осознать? Осознать – это не просто зеркально отразить предметы или явления мира, но и «пропустить» их образ через 1) усвоенную систему знания, 2) ценностей, 3) норм, 4) накопленный опыт и т.д. А где формируются эти системы? В обществе.

Вот почему сознание – это форма социального отражения и его формирование возможно только в социальном окружении.

 

Отличие сознания человека от психики животных:

1. Наличие целеполагания.

Человек занимает творческую позицию, он приспосабливает среду к себе. Целеполагание начинается с мыслительного процесса относительно того, что должно быть сделано.

2.Наличие развитых форм языка.

Сознание человека – это особая знаково-символическая реальность. С ее помощью осуществляется ориентация не только в мире природных воздействий, но и в мире искусственных знаков (2-ая сигнальная система – реакция на слово или «сигнал сигналов»; первая сигнальная система – ощущения, восприятия). Язык как вторая сигнальная система позволяет ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям.

Язык как система искусственных знаков обеспечивает трансляцию всего того, что не может быть передано по биокоду.

Социальность не передается через гены, следовательно, необходимы иные внебиологические средства воспроизводства социальности.

Знак (язык) и есть сущность внебиологического социального кодирования.

 

3.Наличие самосознания.

У человека есть 2 мира – Внутренний – собственное «Я» и Внешний – все окружающее. Самосознание – рефлексивное сознание, направленное на самого себя. Человек способен зафиксировать уникальность своего бытия. Самосознание – это способность выделить себя из окружающего мира, осознавать свое отношение к миру, себя как личности, свои поступки, интересы, мысли, желания. Самосознание формируется у детей в возрасте 2-3года.

Выделяют 4 уровня самосознания:

Самочувствие (элементарное самосознание), - свое тело и его вписанность в окружающий мир

Групповое (родовое) самосознание – отождествление себя с группой, частью которой является человек, идентификация себя с социальной общностью.

Индивидуальное самосознание – осознание собственной уникальности, свобода выбора.

Философская рефлексия. Систематический анализ глубин самосознания, осмысление различных проявлений духа в различных типах культуры. Это свойственно только человеку.

 

Уровень самосознания не является постоянным для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свои внимание на внешний мир. Их «Я» не делает себя предметом своего осмысления, т.е. у многих нет привычки, навыка сосредоточения на своем внутреннем состоянии.

 

4. Способность человека к абстрактно-логическому мышлению (т.е. мышлению посредством понятий, суждений и умозаключений).

Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании человека и его сознания. Мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И прежде чем, приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления.

Таким образом, наблюдался переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству, то есть переход к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали место сознательной деятельности.

 

Структура сознания

Сознание - это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека.

В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания.

Бессознательное - самая большая по объему часть психики человека, включающая неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения человека. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа - 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлек­сы, характер, чувства, темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций - архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием.

Собственно сознание - это область, которая отвечает за мышление человека, его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области.

В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы.

 

№31.Структура психического. Соотношение сознания и бессознательного.

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.

Приведем два факта, имеющиеся в литературе. Первый. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

Второй факт. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание. На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик. Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял: она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея целью убедиться в том, что он принадлежит ей. Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

Приведенные, да и многие другие факты свидетельствуют о наличии бессознательного в психике человека. Это во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают на постановку вопроса: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное?

Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856 — 1939). Опираясь на второй из только что отмеченных фактов — а он был известен З.Фрейду, — а также на ряд других экспериментов, 3. Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно в этиологии ряда психических заболеваний). Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена.

На основе выработанных представлений о бессознательном 3. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания («Я») и бессознательного («Оно»).

Психика человека, как считал 3. Фрейд, имеет три сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно». «Я» старается содействовать влиянию внешнего мира на «Оно» и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности.

З.Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, «снимаемая» с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.

3. Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека. И эту сторону фрейдовской концепции научная философия не может отвергать.

Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К. Г. Юнга (1875 — 1961) — швейцарского психолога и психиатра, последователя 3. Фрейда. Изучая бессознательное, К. Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний З.Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение. «Комплексы» 3. Фрейда не устраняются, но представление о них дополняется архетипами. К. Г. Юнг констатировал: «В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуры мозга. Нет врожденных представлений, но, наверное, есть врожденная возможность представлений, которая определяет границы даже самой смелой фантазии, определяет, так сказать, категории деятельности фантазии, в известной степени идеи a priori, о существовании которых, однако, невозможно судить без наличия соответствующего опыта. Они проявляюся в оформленном материале в качестве регуляторных принципов его оформления» («Проблемы души нашего времени». М., 1994. С. 57). Элементы этого коллективного бессознательного — архетипы — «являются в определенной степени обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений. Они представляют собой, так сказать, психические осадки бесчисленных переживаний подобного типа» (там же. С. 57 — 58). «Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь» (там же. С. 131).

К общечеловеческим первообразам, или архетипам, относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др.

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.

№26. Движение и развитие. Диалектика как теория развития.

Диалектика - дословно (от греч.) означает искусство вести беседу, рассуждать. Элементы диалектики содержались уже в учениях философов Древнего Востока (например, Древний Китай (Инь и Ян), в учениях философ Античности (Гераклит, Анаксимандр, Зенон, Эмпедокл и др.).

Формирование диалектики прошло долгий путь.

В истории философии можно выделить 3 основные формы диалектики:

1.Стихийная диалектика древних (древневосточная философия, Гераклит, Сократ, Платон и т.д. )

2.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии, которая была разработана особенно глубоко Гегелем.

3.Материалистическая диалектика, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом.

 

В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля. Диалектику Гегель разрабатывал на идеалистической основе, т.к. развитие окружающего мира определяется саморазвитием Абсолютной идеи.

Заслуга Гегеля состоит в следующем:

1) Гегель выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики;

2) Гегель сформулировал основные принципы диалектики (т.е. выразил суть теории диалектики);

3) Гегель сформулировал основные закономерности (сформулировал основные законы диалектики), отражающие универсальные связи мира и познания.

 

Функциональная (связана с марксизмом), экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая.

 

Наиболее распространенной моделью в мире науки является функциональная модель сознания, которая опирается на данные науки.

 

Современная наука указывает на 3 важных фактора, условия существования сознания:

1.Сознание – вторично, как продукт эволюции, развития материального бытия. Оно возникает лишь на уровне высокоорганизованной материи и является функцией социально организованных систем. Сознание – продукт общественного развития, т.е. оно возникает и существует только в обществе (эффект Маугли).

2.Сознание детерминировано деятельностью такой высокоорганизованной материи как человеческий мозг. Данные в психологии, физиологии и других науках доказывают, что сознание – функция нормально функционирующего мозга.

3.Мозг - не сам из себя порождает сознание. Мозг – это орган, на основе рефлекторной деятельности которого человек обладает сознанием. Для функционирования сознания на основе мозга необходимо взаимодействие человека с предметным миром, другими людьми в процессе деятельности, а также включенность в языковую среду.

 

Согласно функциональной концепции, сознание – это форма отражения мира в мозгу человека.

Хотя сознание и возникает на основе такой высокоорганизованной материальной системы как человеческий мозг, однако имеет свой специфический способ бытия, т.е. свой специфический способ существования. Одной их существенных характеристик сознания является его идеальность (идеальное – это не эталон или идеал, идеальное – как то, что противостоит материальному).

 

Идеальность сознания проявляется в следующих признаках:

1. Составляющие сознание образы не обладают свойствами отражаемых в них предметов (т.е. они лишены например, массы, запаха; образы сознания невещественны и не имеют пространственных измерений).

2. Идеальность проявляется в субъективных образах сознания. Они не могут быть выделены из деятельности субъекта и представлены вне ее (мысль нельзя собрать в пробирку, нигде нельзя встретить свои эмоции, нельзя увидеть образы, мысли при операции, а только мозговое вещество).

3. Образы сознания предметны по своему содержанию (это означает, что в образах не представлены те биологические и химические процессы, при помощи которых они возникают).

Идеальность сознания – есть ни что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, ценностей.

 

Идеальное есть ни что иное, как материальное «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее человек при помощи мозга, притом человек как элемент той или иной природной и социальной среды, представитель той или иной культуры.

Сознание – это 1) способность осмысливать, понимать, 2) это способность зафиксировать и осознать психические образы, возникающие в собственном сознании, 3) способность остановить, зафиксировать, разглядеть этот образ.

Что значит осознать? Осознать – это не просто зеркально отразить предметы или явления мира, но и «пропустить» их образ через 1) усвоенную систему знания, 2) ценностей, 3) норм, 4) накопленный опыт и т.д. А где формируются эти системы? В обществе.

Вот почему сознание – это форма социального отражения и его формирование возможно только в социальном окружении.

 

Отличие сознания человека от психики животных:

1. Наличие целеполагания.

Человек занимает творческую позицию, он приспосабливает среду к себе. Целеполагание начинается с мыслительного процесса относительно того, что должно быть сделано.

2.Наличие развитых форм языка.

Сознание человека – это особая знаково-символическая реальность. С ее помощью осуществляется ориентация не только в мире природных воздействий, но и в мире искусственных знаков (2-ая сигнальная система – реакция на слово или «сигнал сигналов»; первая сигнальная система – ощущения, восприятия). Язык как вторая сигнальная система позволяет ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям.

Язык как система искусственных знаков обеспечивает трансляцию всего того, что не может быть передано по биокоду.

Социальность не передается через гены, следовательно, необходимы иные внебиологические средства воспроизводства социальности.

Знак (язык) и есть сущность внебиологического социального кодирования.

 

3.Наличие самосознания.

У человека есть 2 мира – Внутренний – собственное «Я» и Внешний – все окружающее. Самосознание – рефлексивное сознание, направленное на самого себя. Человек способен зафиксировать уникальность своего бытия. Самосознание – это способность выделить себя из окружающего мира, осознавать свое отношение к миру, себя как личности, свои поступки, интересы, мысли, желания. Самосознание формируется у детей в возрасте 2-3года.

Выделяют 4 уровня самосознания:

Самочувствие (элементарное самосознание), - свое тело и его вписанность в окружающий мир

Групповое (родовое) самосознание – отождествление себя с группой, частью которой является человек, идентификация себя с социальной общностью.

Индивидуальное самосознание – осознание собственной уникальности, свобода выбора.

Философская рефлексия. Систематический анализ глубин самосознания, осмысление различных проявлений духа в различных типах культуры. Это свойственно только человеку.

 

Уровень самосознания не является постоянным для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свои внимание на внешний мир. Их «Я» не делает себя предметом своего осмысления, т.е. у многих нет привычки, навыка сосредоточения на своем внутреннем состоянии.

 

4. Способность человека к абстрактно-логическому мышлению (т.е. мышлению посредством понятий, суждений и умозаключений).

Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании человека и его сознания. Мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И прежде чем, приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления.

Таким образом, наблюдался переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству, то есть переход к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали место сознательной деятельности.

 

Структура сознания

Сознание - это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека.

В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания.

Бессознательное - самая большая по объему часть психики человека, включающая неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения человека. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа - 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлек­сы, характер, чувства, темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций - архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием.

Собственно сознание - это область, которая отвечает за мышление человека, его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области.

В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы.

 

№31.Структура психического. Соотношение сознания и бессознательного.

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.

Приведем два факта, имеющиеся в литературе. Первый. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

Второй факт. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание. На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик. Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял: она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея целью убедиться в том, что он принадлежит ей. Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

Приведенные, да и многие другие факты свидетельствуют о наличии бессознательного в психике человека. Это во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают на постановку вопроса: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное?

Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856 — 1939). Опираясь на второй из только что отмеченных фактов — а он был известен З.Фрейду, — а также на ряд других экспериментов, 3. Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно в этиологии ряда психических заболеваний). Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена.

На основе выработанных представлений о бессознательном 3. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания («Я») и бессознательного («Оно»).

Психика человека, как считал 3. Фрейд, имеет три сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно». «Я» старается содействовать влиянию внешнего мира на «Оно» и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности.

З.Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, «снимаемая» с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.

3. Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека. И эту сторону фрейдовской концепции научная философия не может отвергать.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.