|
Истоки и причины появления науки об управлении предприятия.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Теория менеджмента Теория менеджмента представляет собой систему методов, принципов и технологических приемов управления, созданных на основе информативных данных, полученных в результате наблюдений и исследований в различных областях научной и хозяйственной деятельности. Теория менеджмента ориентирована на решение любых задач; имеет междисциплинарный акцент; разрабатывается на международном уровне. Менеджмент и его теория стали изучаться интенсивно лишь в ХХ веке. Основными источниками менеджмента стали информация и факты, полученные в ходе практической деятельности. Далее в ходе развития общественных отношений развитию теории помогли история, философия, экономика, технические науки, политические науки, право, логистика, бухучет и другие. Система принятия решений включает в себя детальный анализ отдельных этапов хозяйственной деятельности, выбор оптимальных вариантов и принятие решения.
1.Предпосылки необходимости изучения дисциплины менеджмент. Менеджмент- это важнейшее понятие в рыночной экономике, его должны знать все, кто имеет отношение к бизнесу, те, кто хотят успешно вести свое дело в жесточайших условиях рыночной конкуренции, чтобы избежать краха и разорения. Мен-т учит как оперативно принимать решения, ставить и решать экономические задачи, как оценивать и прогнозировать их эффективность. Мен-т изучает искусство управления в социально-экономических системах, Роль и задачу человека в системе управления, а также все соц.-эк аспекты упр-ия. «Управлять – это значит вести организацию людей определенной цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов» - Анри Файоль. Организация связана с мен-том. Она составляет основу мен-та. Она является причиной, обуславливающей существование мен-та. Организация – группа людей (не менее 2х), деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленный перед ними целей. Управление – это процессы планирования организации, мотивации, контроля и регулирования, необходимые для того, чтобы добиться поставленной цели.
Истоки и причины появления науки об управлении предприятия. Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в. (табл. 1.1). В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция. Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Эволюция управления как научная дисциплина не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких как инженерные науки, математика, психология, социология. В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости глубже постичь влияние внешних факторов на организационные структуры. Таблица 1.1 Экономические основы менеджмента. Последние годы в России внедряется и развивается рыночная экономика. Рыночная эк-ка – это когда каждый человек, как хозяйствующий субъект вступает с другими людьми в рыночные отношения. Ранее в СССР была плановая социалистическая экономика. Вся собственность принадлежала государству. Для управления этой экономики применялись административные (приказные) методы управления и централизованная бюрократическая система. Такая система не эффективна. Чрезмерная централизация, отсутствие заинтересованности в результате своего труда тормозили развитие экономики страны, что в конечном итоге привело к ее развалу и всей социалистической системы. Рыночн. Отношения и рыночн. Экономика развиваются по совершенно новым законам. Основной закон стержень и принцип, на котором держится и развивается рыночная эк-ка это личная заинтересованность каждого субъекта в получении максимальной прибыли при минимальных затратах. Основа рынка: частная собственность и заинтересованность субъекта в получении прибыли, наличие конкуренции.
Управление. Его суть и функции Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. Достижение данных целей возможно в результате выполнения определенных действий, т.е. функций. Функция в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение» действий. Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. Под функцией управления понимают: · специализированные виды управленческой деятельности; · обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие. Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами. Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различаютобщие, конкретные и специальные
Собственность и управление В экономическом словаре собственность представляется как принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидуумам или коллективам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Стратегическое управление Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. · Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации. · Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме. · Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми. Основные функции управления Основными функциями управления организацией являются: · организация; · нормирование; · планирование; · координация; · мотивация; · контроль; · регулирование. Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру. Организация управления — это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве. В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов). Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства. Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ. Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб. Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений. Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.
Функции управления Функции управления - назначение и виды управленческой деятельности. Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления. Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций: 1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека. 2. Конкретные функции управления(специфические) определяются объектом управления. К функциям управления современного предприятия относятся следующие: · планирование (используемый ресурс - время); · маркетинг (используемый ресурс - потребитель); · предпринимательство (используемый ресурс бизнес); · финансы (используемый ресурс - деньги); · организация (используемый ресурс - люди); · производство (используемый ресурс - технологии); · инновация (используемый ресурс - идеи); · информация (используемый ресурс - данные); · социальное развитие (используемый ресурс культура).
Матричные структуры Мaтpичнaя cтpyктypa пpeдcтaвляeт coбoй coвpeмeнный эффeктивный тип opгaнизaциoннoй cтpyктypы yпpaвлeния, пocтpoeнный нa пpинципe двoйнoгo пoдчинeния иcпoлнитeлeй, c oднoй cтopoны — нeпocpeдcтвeннoмy pyкoвoдитeлю фyнкциoнaльнoй cлyжбы, кoтopaя пpeдocтaвляeт пepcoнaл и тexничecкyю пoмoщь, c дpyгoй — pyкoвoдитeлю пpoeктa (цeлeвoй пpoгpaммы), кoтopый нaдeлeн нeoбxoдимыми пoлнoмoчиями для ocyщecтвлeния пpoцecca yпpaвлeния в cooтвeтcтвии c зaплaниpoвaнными cpoкaми, pecypcaми и кaчecтвoм. Пpeимyщecтвa cocтoят в cлeдyющeм: · лyчшaя opиeнтaция нa пpoeктныe цeли и cпpoc; · бoлee эффeктивнoe тeкyщee yпpaвлeниe; · вoвлeчeниe pyкoвoдитeлeй вcex ypoвнeй и cпeциaлиcтoв в cфepy aктивнoй твopчecкoй дeятeльнocти; · гибкocть и oпepaтивнocть мaнeвpиpoвaния pecypcaми пpи выпoлнeнии нecкoлькиx пpoгpaмм; · ycилeннaя личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa пpoгpaммy в цeлoм и зa ee элeмeнты; · вoзмoжнocть пpимeнeния эффeктивныx мeтoдoв yпpaвлeния; · oтнocитeльнaя aвтoнoмнocть пpoeктныx гpyпп cпocoбcтвyeт paзвитию в paбoтникax нaвыкoв в oблacти пpинятия peшeний; · вpeмя peaкции нa нyжды пpoeктa и жeлaния зaкaзчикoв coкpaщaeтcя. Сyщecтвyют нeдocтaтки: · пpoблeмы, вoзникaющиe пpи ycтaнoвлeнии пpиopитeтoв зaдaний и pacпpeдeлeнии вpeмeни paбoты cпeциaлиcтoв нaд пpoeктaми, мoгyт нapyшaть cтaбильнocть фyнкциoниpoвaния фиpмы; · тpyднocти ycтaнoвлeния чeткoй oтвeтcтвeннocти зa paбoтy пoдpaздeлeния; · вoзмoжнocть нapyшeния ycтaнoвлeнныx пpaвил и cтaндapтoв, пpинятыx в фyнкциoнaльныx пoдpaз дeлeнияx, из-зa длитeльнoгo oтpывa coтpyдникoв,yчacтвyющиx в пpoeктe; · тpyднocть в пpиoбpeтeнии нaвыкoв, нeoбxoдимыx для эффeктивнoй paбoты в кoллeктивax; · вoзникнoвeниe кoнфликтoв мeждy мeнeджepaми фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний и pyкoвoдитeлями пpoeктoв.
Мотивация Маслоу Развивая теорию мотивации ― можно выделить три этапа развития этой теории ― Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых "пик-переживаниях" (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, "четвертой силы" ― трансперсональной психологии. Пираммида Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.[6] Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты: 1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью. 2. Приятие (себя, других, природы). 3. Непосредственность; простота; естественность. 4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности]. 5. Способность обособиться; потребность в уединении. 6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения. 7. Сохраняющаяся свежесть восприятия. 8. Мистический и вершинный опыт. 9. Gemeinschaftgefuhl [чувство общности с другими]. 10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения. 11. Демократичность. 12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое. 13. Философский, незлобный доброжелательный юмор. 14. Креативность. 15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры
Теория менеджмента Теория менеджмента представляет собой систему методов, принципов и технологических приемов управления, созданных на основе информативных данных, полученных в результате наблюдений и исследований в различных областях научной и хозяйственной деятельности. Теория менеджмента ориентирована на решение любых задач; имеет междисциплинарный акцент; разрабатывается на международном уровне. Менеджмент и его теория стали изучаться интенсивно лишь в ХХ веке. Основными источниками менеджмента стали информация и факты, полученные в ходе практической деятельности. Далее в ходе развития общественных отношений развитию теории помогли история, философия, экономика, технические науки, политические науки, право, логистика, бухучет и другие. Система принятия решений включает в себя детальный анализ отдельных этапов хозяйственной деятельности, выбор оптимальных вариантов и принятие решения.
1.Предпосылки необходимости изучения дисциплины менеджмент. Менеджмент- это важнейшее понятие в рыночной экономике, его должны знать все, кто имеет отношение к бизнесу, те, кто хотят успешно вести свое дело в жесточайших условиях рыночной конкуренции, чтобы избежать краха и разорения. Мен-т учит как оперативно принимать решения, ставить и решать экономические задачи, как оценивать и прогнозировать их эффективность. Мен-т изучает искусство управления в социально-экономических системах, Роль и задачу человека в системе управления, а также все соц.-эк аспекты упр-ия. «Управлять – это значит вести организацию людей определенной цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов» - Анри Файоль. Организация связана с мен-том. Она составляет основу мен-та. Она является причиной, обуславливающей существование мен-та. Организация – группа людей (не менее 2х), деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленный перед ними целей. Управление – это процессы планирования организации, мотивации, контроля и регулирования, необходимые для того, чтобы добиться поставленной цели.
Истоки и причины появления науки об управлении предприятия. Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в. (табл. 1.1). В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция. Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Эволюция управления как научная дисциплина не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких как инженерные науки, математика, психология, социология. В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости глубже постичь влияние внешних факторов на организационные структуры. Таблица 1.1 ![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|