Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Истоки и причины появления науки об управлении предприятия.





Теория менеджмента

Теория менеджмента представляет собой систему методов, принципов и технологических приемов управления, созданных на основе информативных данных, полученных в результате наблюдений и исследований в различных областях научной и хозяйственной деятельности.

Теория менеджмента ориентирована на решение любых задач; имеет междисциплинарный акцент; разрабатывается на международном уровне.
Теория менеджмента отвечает следующим требованиям: постоянное повышение квалификации и уровня знаний для повышения уровня управления; определяет проблемы и области, требующие углубленного анализа и изучения для постоянного развития и пополнения познавательной базы менеджмента.

Менеджмент и его теория стали изучаться интенсивно лишь в ХХ веке. Основными источниками менеджмента стали информация и факты, полученные в ходе практической деятельности. Далее в ходе развития общественных отношений развитию теории помогли история, философия, экономика, технические науки, политические науки, право, логистика, бухучет и другие.
Основу теории составляют три взаимосвязанные подсистемы – это функциональная, система принятия решений и информационная.
Функциональная подразделяет процесс управления на следующие функции – руководство, планирование, контроль и организация.

Система принятия решений включает в себя детальный анализ отдельных этапов хозяйственной деятельности, выбор оптимальных вариантов и принятие решения.
Информационная система конкретно занимается подготовкой и сбором информации.
Теория управления (менеджмента) постоянно совершенствуется за счет применения в менеджменте новых источников изучения и познания. Существуют различные подходы (системный, контингентный, классический, с позиции науки управления) к изучению проблем менеджмента в целом и его отдельных задач



 

1.Предпосылки необходимости изучения дисциплины менеджмент.

Менеджмент- это важнейшее понятие в рыночной экономике, его должны знать все, кто имеет отношение к бизнесу, те, кто хотят успешно вести свое дело в жесточайших условиях рыночной конкуренции, чтобы избежать краха и разорения. Мен-т учит как оперативно принимать решения, ставить и решать экономические задачи, как оценивать и прогнозировать их эффективность. Мен-т изучает искусство управления в социально-экономических системах, Роль и задачу человека в системе управления, а также все соц.-эк аспекты упр-ия.

«Управлять – это значит вести организацию людей определенной цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов» - Анри Файоль.

Организация связана с мен-том. Она составляет основу мен-та. Она является причиной, обуславливающей существование мен-та.

Организация – группа людей (не менее 2х), деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленный перед ними целей.

Управление – это процессы планирования организации, мотивации, контроля и регулирования, необходимые для того, чтобы добиться поставленной цели.

 

 

Истоки и причины появления науки об управлении предприятия.

Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в. (табл. 1.1).

В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция.

Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.

Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции.

Эволюция управления как научная дисциплина не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких как инженерные науки, математика, психология, социология.

В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости глубже постичь влияние внешних факторов на организационные структуры.

Таблица 1.1

Экономические основы менеджмента.

Последние годы в России внедряется и развивается рыночная экономика. Рыночная эк-ка – это когда каждый человек, как хозяйствующий субъект вступает с другими людьми в рыночные отношения. Ранее в СССР была плановая социалистическая экономика. Вся собственность принадлежала государству. Для управления этой экономики применялись административные (приказные) методы управления и централизованная бюрократическая система. Такая система не эффективна.

Чрезмерная централизация, отсутствие заинтересованности в результате своего труда тормозили развитие экономики страны, что в конечном итоге привело к ее развалу и всей социалистической системы. Рыночн. Отношения и рыночн. Экономика развиваются по совершенно новым законам. Основной закон стержень и принцип, на котором держится и развивается рыночная эк-ка это личная заинтересованность каждого субъекта в получении максимальной прибыли при минимальных затратах.

Основа рынка: частная собственность и заинтересованность субъекта в получении прибыли, наличие конкуренции.

 

 

Управление. Его суть и функции

Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.

Достижение данных целей возможно в результате выполнения определенных действий, т.е. функций. Функция в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение» действий. Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. Под функцией управления понимают:

· специализированные виды управленческой деятельности;

· обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различаютобщие, конкретные и специальные

 

Собственность и управление

В экономическом словаре собственность представляется как принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидуумам или коллективам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.
Принадлежность собственности человеку дает ему право использовать и воздействовать на имущество по его усмотрению. В менеджменте воздействие рассматривается как управленческий элемент. Все экономические объекты представляют объекты чьей-то собственности и одновременно не зависимо от форм собственности они неизбежно управляются. Потеря управляемости приводит к бесхозяйственности, безответственности, губительному отношению к материальным и духовным богатствам.
Признается, что формы и характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы. Если централизованной системе свойственна в основном государственная форма собственности, то рыночной экономике присущ весь спектр форм и отношений собственности как равных прав на существование.

Стратегическое управление

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:

· Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

· Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

· Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Основные функции управления

Основными функциями управления организацией являются:

· организация;

· нормирование;

· планирование;

· координация;

· мотивация;

· контроль;

· регулирование.

Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.

Организация управления — это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве.

В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).

Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.

Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.

Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

 

Функции управления

Функции управления - назначение и виды управленческой деятельности.

Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:

1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

2. Конкретные функции управления(специфические) определяются объектом управления.

К функциям управления современного предприятия относятся следующие:

· планирование (используемый ресурс - время);

· маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

· предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

· финансы (используемый ресурс - деньги);

· организация (используемый ресурс - люди);

· производство (используемый ресурс - технологии);

· инновация (используемый ресурс - идеи);

· информация (используемый ресурс - данные);

· социальное развитие (используемый ресурс культура).

 

Матричные структуры

Мaтpичнaя cтpyктypa пpeдcтaвляeт coбoй coвpeмeнный эффeктивный тип opгaнизaциoннoй cтpyктypы yпpaвлeния, пocтpoeнный нa пpинципe двoйнoгo пoдчинeния иcпoлнитeлeй, c oднoй cтopoны — нeпocpeдcтвeннoмy pyкoвoдитeлю фyнкциoнaльнoй cлyжбы, кoтopaя пpeдocтaвляeт пepcoнaл и тexничecкyю пoмoщь, c дpyгoй — pyкoвoдитeлю пpoeктa (цeлeвoй пpoгpaммы), кoтopый нaдeлeн нeoбxoдимыми пoлнoмoчиями для ocyщecтвлeния пpoцecca yпpaвлeния в cooтвeтcтвии c зaплaниpoвaнными cpoкaми, pecypcaми и кaчecтвoм.

Пpeимyщecтвa cocтoят в cлeдyющeм:

· лyчшaя opиeнтaция нa пpoeктныe цeли и cпpoc;

· бoлee эффeктивнoe тeкyщee yпpaвлeниe;

· вoвлeчeниe pyкoвoдитeлeй вcex ypoвнeй и cпeциaлиcтoв в cфepy aктивнoй твopчecкoй дeятeльнocти;

· гибкocть и oпepaтивнocть мaнeвpиpoвaния pecypcaми пpи выпoлнeнии нecкoлькиx пpoгpaмм;

· ycилeннaя личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa пpoгpaммy в цeлoм и зa ee элeмeнты;

· вoзмoжнocть пpимeнeния эффeктивныx мeтoдoв yпpaвлeния;

· oтнocитeльнaя aвтoнoмнocть пpoeктныx гpyпп cпocoбcтвyeт paзвитию в paбoтникax нaвыкoв в oблacти пpинятия peшeний;

· вpeмя peaкции нa нyжды пpoeктa и жeлaния зaкaзчикoв coкpaщaeтcя.

Сyщecтвyют нeдocтaтки:

· пpoблeмы, вoзникaющиe пpи ycтaнoвлeнии пpиopитeтoв зaдaний и pacпpeдeлeнии вpeмeни paбoты cпeциaлиcтoв нaд пpoeктaми, мoгyт нapyшaть cтaбильнocть фyнкциoниpoвaния фиpмы;

· тpyднocти ycтaнoвлeния чeткoй oтвeтcтвeннocти зa paбoтy пoдpaздeлeния;

· вoзмoжнocть нapyшeния ycтaнoвлeнныx пpaвил и cтaндapтoв, пpинятыx в фyнкциoнaльныx пoдpaз дeлeнияx, из-зa длитeльнoгo oтpывa coтpyдникoв,yчacтвyющиx в пpoeктe;

· тpyднocть в пpиoбpeтeнии нaвыкoв, нeoбxoдимыx для эффeктивнoй paбoты в кoллeктивax;

· вoзникнoвeниe кoнфликтoв мeждy мeнeджepaми фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний и pyкoвoдитeлями пpoeктoв.

 

Мотивация Маслоу

Развивая теорию мотивации ― можно выделить три этапа развития этой теории ― Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых "пик-переживаниях" (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, "четвертой силы" ― трансперсональной психологии.

Пираммида Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.[6]

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.

2. Приятие (себя, других, природы).

3. Непосредственность; простота; естественность.

4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].

5. Способность обособиться; потребность в уединении.

6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.

7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.

8. Мистический и вершинный опыт.

9. Gemeinschaftgefuhl [чувство общности с другими].

10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.

11. Демократичность.

12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.

13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.

14. Креативность.

15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры

 

Теория менеджмента

Теория менеджмента представляет собой систему методов, принципов и технологических приемов управления, созданных на основе информативных данных, полученных в результате наблюдений и исследований в различных областях научной и хозяйственной деятельности.

Теория менеджмента ориентирована на решение любых задач; имеет междисциплинарный акцент; разрабатывается на международном уровне.
Теория менеджмента отвечает следующим требованиям: постоянное повышение квалификации и уровня знаний для повышения уровня управления; определяет проблемы и области, требующие углубленного анализа и изучения для постоянного развития и пополнения познавательной базы менеджмента.

Менеджмент и его теория стали изучаться интенсивно лишь в ХХ веке. Основными источниками менеджмента стали информация и факты, полученные в ходе практической деятельности. Далее в ходе развития общественных отношений развитию теории помогли история, философия, экономика, технические науки, политические науки, право, логистика, бухучет и другие.
Основу теории составляют три взаимосвязанные подсистемы – это функциональная, система принятия решений и информационная.
Функциональная подразделяет процесс управления на следующие функции – руководство, планирование, контроль и организация.

Система принятия решений включает в себя детальный анализ отдельных этапов хозяйственной деятельности, выбор оптимальных вариантов и принятие решения.
Информационная система конкретно занимается подготовкой и сбором информации.
Теория управления (менеджмента) постоянно совершенствуется за счет применения в менеджменте новых источников изучения и познания. Существуют различные подходы (системный, контингентный, классический, с позиции науки управления) к изучению проблем менеджмента в целом и его отдельных задач

 

1.Предпосылки необходимости изучения дисциплины менеджмент.

Менеджмент- это важнейшее понятие в рыночной экономике, его должны знать все, кто имеет отношение к бизнесу, те, кто хотят успешно вести свое дело в жесточайших условиях рыночной конкуренции, чтобы избежать краха и разорения. Мен-т учит как оперативно принимать решения, ставить и решать экономические задачи, как оценивать и прогнозировать их эффективность. Мен-т изучает искусство управления в социально-экономических системах, Роль и задачу человека в системе управления, а также все соц.-эк аспекты упр-ия.

«Управлять – это значит вести организацию людей определенной цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов» - Анри Файоль.

Организация связана с мен-том. Она составляет основу мен-та. Она является причиной, обуславливающей существование мен-та.

Организация – группа людей (не менее 2х), деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленный перед ними целей.

Управление – это процессы планирования организации, мотивации, контроля и регулирования, необходимые для того, чтобы добиться поставленной цели.

 

 

Истоки и причины появления науки об управлении предприятия.

Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в. (табл. 1.1).

В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция.

Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.

Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции.

Эволюция управления как научная дисциплина не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких как инженерные науки, математика, психология, социология.

В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости глубже постичь влияние внешних факторов на организационные структуры.

Таблица 1.1









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.