Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Институт социальной работы, социологии и психологии





Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра социальных технологий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(Учебно-методическое пособие)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

По специальности 040101.65 «Социальная работа (специалист)»

МОСКВА 2008


УДК 371.26:36

ББК 60.561.7 +74.58

П 44

Учебно-методическое пособие разработано авторским коллективом в составе: Дубровская Т.А., д.и.н., профессор, Макаров В.Е, к.в.н., профессор., Сизикова В.В, к.п.н., доцент., Тюрина Н.А., к.пс.н. доцент, Моздокова Ю.С д.п.н., профессор., Красильников Ю.Д., к.п.н., доцент / Под редакцией профессора Т.А. Дубровской. – М., 2008.

 

Рецензенты:

 

Григорьев С.И., доктор социологических наук, профессор

Павленок П.Д.. доктор философских наук, профессор

 

Учебно-методическое пособие обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии.

Протокол № 6 от «13 ноября» 2008 г.

 

 

Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам, выполняющим выпускную квалификационную (дипломную) работу по специальности 040101 -социальная работа, а также научным руководителям, обеспечивающих их руководство, а также рецензентам, кто их рецензирует и включает необходимую информацию для квалифицированной деятельности студента по подготовке дипломной работы на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии. Оно поможет студенту методически грамотно организовать свою деятельность по выбору темы, её разработке, оформлению, подготовке к защите и собственно защите.

Пособие окажет помощь студентам-выпускникам факультета, научным руководителям дипломных работ, а также деканату в обеспечении руководства ходом разработки выпускниками дипломных работ.

 

 

ISBN 5-98422-032-4

 

@РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................

1. Общие положения по выполнению дипломной работы....

2. Рекомендации по выбору темы дипломной работы…………………

3. Научное руководство выполнением дипломной работы…

4. Рекомендации по оформлению дипломной работы……….

4.1.Документы, разрабатываемые при оформлении дипломной работы..

4.2.Структура дипломной работы…………………………….

4.3. Общие требования по оформлению текстового документа………………

4.4. Оформление иллюстраций и приложений…………………………….

4.5. Критерии готовности дипломной работы к защите…………………

5. Подготовка к защите и защита дипломной работы……………..

5.1. Порядок предзащиты дипломной работы…………………………..

5.2. Порядок защиты дипломной работы………………………………...

5.3. Порядок оценки дипломной работы…………………………….

5.4.Порядок определения итоговой оценки за дипломную работу………..

Приложения..........................................................................................

Примерные темы дипломных работ по социальной работе…………..

Литература……………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

«Выпускная квалификационная (дипломная) работа по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы и раскрываются содержание и технологии решения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях.

Оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы должно соответствовать стандартам оформления научных исследований»

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования.

Специальность 040101 – «Социальная работа»,

квалификация- специалист социальной работы.

 

Написание выпускной квалификационной работы (далее по тексту дипломной работы) является важной итоговой частью учебного процесса по подготовке специалистов на кафедре «Социальных технологий» факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского Государственного Социального Университета.

Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников 5 и 6 курса, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа (специалист)»

Рекомендации определяют порядок выбора темы исследования, назначение руководителя, требования по подготовке и защите дипломных работ. Изложены правила оформления источников и литературы. Излагаются общие требования к оформлению дипломной работы.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований ГОСТ 7. 32–91 «Отчет по научно-исследовательской работе: структура и правила оформления» и ГОСТ Р.6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Написание и защита дипломной работы является результатом (наряду со сдачей государственных экзаменов) всего процесса обучения и показателем уровня подготовки специалиста, владеющего не только теоретическими знаниями, но и навыками научно-исследовательской работы.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 г. N 1155 защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников вузов.
Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и исследования практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе дисциплин специальности и специализаций, а также в процессе прохождения студентом производственных и преддипломных практик. Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Результаты защиты выпускной квалификационной работы являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией (ГАК) решения о присвоении соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

Общие положения по выполнению дипломной работы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа является одним из видов учебной деятельности студента по специальности 040101 – социальная работа. Она показывает уровень готовности специалиста социальной работы решить теоретические и практические задачи в области избранной профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы. Это самостоятельное научное исследование по одной из актуальных тем в области истории, теории, практики, управления или администрирования социальной работы. Она призвана продемонстрировать качество и широту полученных профессиональных знаний, а также умение выпускника конструктивно решать практические проблемы.

Дипломная работа выпускника-специалиста – это научно-исследовательская работа, являющаяся квалифицированным научным трудом, обеспечивающим решение конкретных прикладных проблем в области социальной работы. Она включает совокупность научных положений и обобщений, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе выпускника в разработку конкретной научной проблемы.

Дипломная работа может представлять собой своего рода социальный проект, включать варианты, предложения, рекомендации решения актуальных социальных проблем. Она выполняется, как правило, на материалах конкретного региона, социального учреждения или содержит решение социальных, технологических, организационно-управленческих проблем в сфере социальной работы.

Тема выпускной квалификационной (дипломной) работы должна быть конкретной, но достаточно комплексной, чтобы предоставить возможность выпускнику применить знания, полученные в РГСУ по различным учебным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также опыт практической деятельности, освоенный в ходе учебной, производственной и преддипломной практики. Выполнение дипломной работы осуществляется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя.

Дипломная работа – высшая форма научно-исследовательской и учебно-методической работы студента по специальности «Социальная работа». Она является итоговым видом всей учебной деятельности студента в РГСУ и средством выявления уровня профессиональной подготовленности выпускника.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и имеет своей целью:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, управленческих и экономических задач;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических, компьютерных, экономических, управленческих и правовых исследований выпускной квалификационной работы;

· приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;

· выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Задачи дипломной работы:

· выявление уровня общепрофессиональной и специальной подготовки и умения применять теоретические знания в ходе решения конкретных социальных проблем;

· демонстрация профессиональной подготовленности будущего специалиста самостоятельно решать теоретические и практические задачи в области социальной работы;

· закрепление полученных в процессе обучения умений и навыков вести научно-исследовательский поиск, экспериментирование при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.

В дипломной работе студент должен продемонстрировать:

· уровень теоретических знаний в области избранной для исследователя темы;

· умение изучать и обобщать литературные источники, социологические и статистические данные, опыт и практику деятельности учреждений и организаций социальной сферы;

· владение методами и методиками исследовательского поиска, экспериментирования, проектирования при решении рассматриваемой социальной проблемы;

· умение разрабатывать практические предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности социальных служб, учреждений и организаций, технологий социальной работы и т.д.;

· умение анализировать результаты исследований, грамотно, логично оформлять их в соответствующий материал (графики, таблицы, рисунки и т.п.), литературно их излагать.

Реализация вышеизложенных задач позволит выпускнику продемонстрировать уровень готовности самостоятельно решать научно-практические задачи в области теории и практики социальной работы.

Выпускная квалификационная работа в виде дипломной работы представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности «социальная работа», и оформляется в виде текстуальной записки с приложением графиков, таблиц, чертежей, схем.

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается кафедрой социальных технологий, согласовывается с заказывающими организациями. Формирование тем осуществляется исходя из научных интересов кафедры, научных школ кафедры, отдельных преподавателей, выполняющих научные исследования в рамках кафедральной тематики. Отдельные темы могут выполняться по заявкам социальных организаций, учреждений и служб. Ежегодно на кафедре пересматривается и обновляется тематика дипломных работ. Их перечень обсуждается на заседании кафедры, рассматривается на заседании учебно-методического совета факультета, после чего списки тем доводятся до студентов.

 
Темы составляются таким образом, чтобы в процессе их выполнения студент использовал главным образом знания, полученные в результате изучения специальных дисциплин, самостоятельно провел теоретические и экспериментальные исследования, работу на вычислительных машинах и выполнил соответствующие графические работы.

Студенту предоставляется право выбора темы дипломного исследования. В течение установленного кафедрой срока студент должен согласовать ее окончательное название с предполагаемым руководителем и подать на кафедру заявление (в заявлении, написанном на имя заведующего кафедрой, должна содержаться просьба о закреплении названной темы, указывается научный руководитель и обязательно ставится дата подачи заявления на кафедру). Окончательное закрепление тем дипломных работ осуществляется приказом Ректора после согласования с деканом факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ.

Изменения (или уточнения) названия дипломной работы может быть сделано в исключительных случаях по просьбе научного руководителя (на позднее, чем за один месяц до начала прохождения студентом преддипломной практики).

Каждому студенту назначается руководитель дипломной работы из числа преподавателей и руководящего состава кафедры, факультета или Университета. Назначение руководителя дипломной работы осуществляется кафедрой в зависимости от избранной студентом темы дипломного исследования, а также пожеланий выпускника.

Назначение руководителей и выдача студентам заданий на разработку дипломных работ производятся не позднее, чем за три месяца до начала их разработки.

Задания на выпускную квалификационную работу разрабатывают руководители. В задании указывается тема, целевая установка и исходные данные, перечень основных вопросов, которые подлежат разработке в процессе выполнения задания, ожидаемые результаты и предполагаемая практическая реализация, объем пояснительной записки, чертежных и графических работ, консультанты, место выполнения работы и перечень основных литературных источников, привлекаемых для разработки темы.

Студент совместно с руководителем дипломной работы формируют календарный план-график выполнения ВКР, где фиксируют задания, этапы работы над дипломной работой. Выполнение требований к выпускной квалификационной работе, рекомендаций и указаний научного руководителя в период ее подготовки является обязательным для студента.

Контроль за ходом дипломного проектирования осуществляют научный руководитель и выпускающая кафедра. По решению кафедры невыполнение требований, предъявляемых к ВКР, исключает ее допуск к защите в Государственной аттестационной комиссии.

К разработке выпускной квалификационной работы допускаются студенты, полностью выполнившие все требования учебного плана и сдавшие все экзамены и зачеты, предусмотренные учебным планом.

В течение первой недели выполнения дипломной работы руководитель утверждает календарный график работы выпускника с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы.

В специальные часы, отведенные для консультаций, руководитель проверяет выполнение плана работы и степень готовности ее по этапам. Руководитель обязан контролировать общую направленность работы, рекомендовать необходимые источники, материалы, указывать на ошибки, но не исправлять их за студента, предоставляя ему полную самостоятельность в работе.

В процессе работы студент может получить требуемые консультации от всех кафедр факультета и Университета, а при необходимости (по ходатайству руководителя в установленном порядке) и от внешних организаций.

За принятые в работе решения, правильность всех вычислений и грамотность изложения пояснительной записки несет ответственность автор работы.

Законченную и подписанную работу студент представляет руководителю. После проверки работы руководитель подписывает записку на титульном листе и вместе со своим письменным отзывом о работе студента представляет заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске к защите. При проверке работы руководитель обязан также тщательно проверить грамотность изложения, владение студентом технической терминологией и соблюдение им требований по оформлению графических материалов.

Квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензия должна содержать оценку выполненной работы и отражать следующие основные вопросы: актуальность темы, степень и качество выполнения задания. К рецензированию работ привлекаются специалисты из числа преподавательского, научного и инженерного состава кафедры, факультета и Университета, специалисты из других учебных заведений, социальных организаций и учреждений.

Заведующий кафедрой после ознакомления с работой, отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите, о чем делает соответствующую надпись на титульном листе, скрепляя ее своей подписью.

Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите работы, вопрос рассматривается на заседании кафедры, которая выносит мотивированное решение о причинах отказа в допуске. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение Ректору Университета.

Студент должен быть ознакомлен с отзывом руководителя и рецензией по своей работе до защиты выпускной квалификационной работы. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

Выпускная квалификационная работа с письменным отзывом руководителя, рецензией и заключением заведующего кафедрой о допуске к защите представляется в ГАК в день защиты.

Весь период подготовки и оформления ВКР делиться на этапы:

1. планирование и подготовка к выполнению ВКР;

2. разработка вопросов задания на ВКР;

3. оформление комплекта документов по ВКР;

4. подготовка к защите ВКР;

5. защита ВКР.

Первый этап -планирование и подготовка к выполнению ВКР. На этом этапе студент уясняет тему, цель и основные вопросы, подлежащие разработке, уточняет с руководителем все неясные аспекты. В первые дни, отведенные непосредственно для проектирования, студент должен распределить время и составить календарный план выполнения ВКР. Форма календарного плана приведена в приложении. План подписывается студентом и утверждается руководителем ВКР.

Второй этап - разработка вопросов задания на ВКР. Работу на данном этапе целесообразно начинать с составления плана-проспекта дипломной работы. Пример плана-проспекта приведён в приложении.

Данный этап является наиболее продолжительным и трудоёмким, на котором в процессе его выполняются следующие виды работ:

изучение состояния вопросов, поставленных в задании на выполнение ВКР, поиск и анализ научно-технической и патентной информации;

моделирование изучаемых процессов (математическое, физическое и т.д.) и решение задачи;

подготовка и проведение экспериментальных исследований;

технико-экономическое обоснование предложений и рекомендаций;

анализ полученных результатов и выработка рекомендаций по их практическому применению.

Третий этап - оформление комплекта документов по ВКР. После завершения разработки всех пунктов задания оформляется текс дипломной работы с приложениями и иллюстрационный материал (чертежи, графики, схемы, плакаты, слайды и т.д.). По мере необходимости могут быть подготовлены демонстрационные установки, действующие модели, приборы, натурные образцы.

Четвертый этап - подготовка к защите ВКР. На заключительном этапе работы студент готовит доклад к защите. Структуру и содержание доклада целесообразно согласовать с руководителем ВКР. По указанию руководителя в назначенное время на кафедре проводится предзащита ВКР студента. Кроме этого обеспечивается подготовка студента к ответам на вопросы, повторение ранее пройденного материала, углубление знаний по конкретной теме.

Пятый этап - защита ВКР. Прием защиты выпускной квалификационной работы проводится комиссией ГАК, состоящей из специалистов по профилирующей кафедре, а также преподавателей других дисциплин по специальности. Общий состав комиссий – не менее 3-х человек. На защите выпускник делает доклад, в котором освещаются вопросы и цель работы, полученные результаты, выводы и практические рекомендации. В процессе доклада могут демонстрироваться опыты и макеты. После доклада студент отвечает на вопросы. Как правило, выпускнику задаётся 8 -10 вопросов и даётся время для ответа на ответы.

Работа над ВКР является творческой и самостоятельной. Подготовка материала начинается не на выпускном курсе, а в процессе всего времени обучения, используется так называемый принцип «сквозного» проектирования, т.е. материал, берется из курсовых работ и проектов выполненных в предыдущие годы обучения.

Для осуществления плановой подготовки к защите, студент под руководством руководителя дипломного проектирования составляет График подготовки студента к защите дипломной работы.

Определённую стабилизирующую роль в самоорганизации и плановости работы студентов оказывают составленные календарный план и план-проспект пояснительной записки, при этом, чем подробнее разработаны эти документы, тем легче студенту организовывать свою работу. Такая организация труда дисциплинирует студентов, конкретизирует их работу практически до дня и облегчает контроль руководителя за ходом выполнения задания.

Исходя из практики проектирования целесообразно предусматривать резерв времени необходимый для выполнения непредвиденных работ или до оформления ранее разработанных пунктов, устранения выявленных ошибок, которые неизбежны в работе. Каждый студент должен периодически докладывать руководителю о ходе проектирования. Оптимальной, является периодичность доклада 1 - 2 раза в неделю.

Эффективность работы студента во многом определяется подготовленностью рабочего места - места, где ему предстоит трудиться при проектировании. Студент может работать в классе, библиотеке, лаборатории и т.п.

Желательно периодически менять режим работы. Если работа выполняется умственная, то рекомендуется через каждые 45 мин. делать перерыв 3 - 5 мин., а через каждые 1,5 - 2 часа – 10 - 15 мин., чтобы дать возможность восстановить функции мозга.

Перенапряжение мышц тела из-за неправильной осанки приводит к быстрому переутомлению.

Порядок на рабочем столе, чертёжной доске, в портфеле также позволяет повысить эффективность выполнения выпускной квалификационной работы, избавляет студента от излишних движений и не отвлекает его внимание на поиски того или иного предмета. Каждый рабочий день должен заканчиваться наведением порядка на рабочем месте, проверкой всего сделанного, постановкой задач и планированием работы на следующий день.

Опыт и практика дипломного проектирования показывают, что стрессовых ситуаций в этот ответственный период не избежать.

Режим труда и отдыха определяется регламентом свого времени. Четкое, последовательное соблюдение выработанного распорядка дня приучает студентов сосредоточивать свои основные усилия на главном - овладении учебным материалом и пополнении своих знаний, приобретении опыта творчески трудиться.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.