Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 4. Гигиена водоснабжения.





ТЕМА 6.

 

1. Тема занятия: "Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Методы оценки физико-химических свойств воды".

 

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены водоснабжения и практическим умениям оценки физико-химических свойств воды.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала;

2. Выполнение лабораторной работы по оценке физико-химических свойств воды;

3. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø физиологическое, гигиениче­ское, эпидемиологическое, промышленное, бальнеологическое, оборонное значение воды;

Ø биогеохимические провинции;

Ø органолептические, химические, микробиологические показатели питьевой воды.

Ø нормативные документы по воде (СанПиН).

1. Тема занятия: "Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Методы оценки физико-химических свойств воды".

Вопросы к занятию

 

1. Значение воды (физиологическое, санитарно-гигиеническое, лечебно-профилактическое, промышленное, оборонное, эстетическое и др.).

2. Эпидемиологическое значение воды.

3. Нормы водопотребления.

4. Биогеохимические провинции

5. Показатели качества воды: органолептические, химические, бактериологические при централизованной системе водоснабжения.

6. Нормативные документы, регламентирующие требования к качеству питьевой воды.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается значение воды?

2. В чем заключается физиологическое значение воды?

3. В чем заключается и эпидемиологическое значение воды?

4. Что такое биогеохимическая провинция, приведите примеры.

5. Перечислите показатели качества воды: химические, бактериологические, органолептические?

 

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

2. Шрага М.Х. Вода питьевая (хозяйственно-питьевая): учебно-методическое пособие. / М.Х. Шрага, Ю.Р. Теддер, Н.Н. Кононюк. - Архангельск; АГМА, 1996. – 85 с.

3. Шрага М.Х. Гигиена питьевой воды / под ред. М.Х. Шраги, Ю.Р. Теддера. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Архангельск: СГМУ, 2001.- 228 с.

 

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Санитарные правила и нормы: Сб. нормат. актов/ [под ред. В.М.Пустозеровой]. -М.: ПРИОР, 2001. - 463 с.

7. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 751с.

 

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе, по конспекту лекции «Вода как фактор здоровья. Современные проблемы охраны водоемов».

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения: Что может вызвать повышенное содержание нитратов в питьевой воде? Какие биогеохимические провинции существуют в Архангельской области?

 

ТЕМА 7.

 

1. Тема занятия: " Методы кондиционирования воды."

 

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены водоснабжения.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала;

2. Выполнение лабораторной работы по оценке физико-химических свойств воды

3. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.

4. Формирование значимости проведения лабораторных исследований питьевой воды по программе производственного контроля.

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø основные методы водоподготовки (осветление, обесцвечивание, обеззараживание);

Ø коагуляция, фильтрование, отстаивание;

Ø биологическая пленка;

Ø обеззараживание по хлорпотребности, гиперхлорирование, суперхлорирование, двойное хлорирование, хлорирование с преаммонизацией;

Ø остаточный хлор, хлорпотребность, хлорпоглощаемость;

Ø озонирование;

Ø специальные методы водоподготовки (минерализация, опреснение, фторирование, дефторирование и др.).

 

Вопросы к занятию

 

1. Основные методы улучшения качества воды – коагуляция, отстаивание, фильтрация.

2. Химические методы обеззараживания воды, их положительные и отрицательные свойства.

3. Механизм бактерицидного действия хлора.

4. Хлорирование воды (способы, препараты, эффективность хлорирования воды, хлорпотребность различной воды).

5. Гигиенические требования к приготовлению и хранению растворов хлорной извести.

6. Озонирование и серебрение воды.

7. Физические методы обеззараживания воды (действие высокой температуры, лучистой энергии (УФЛ, гамма-излучение), ультразвука).

8. Специальные методы улучшения качества воды.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое коагуляция, от чего зависит ее эффективность?

2. Дать гигиеническую характеристику отстаивания воды, виды отстойников.

3. В чем заключается сущность фильтрации воды, виды фильтров?

4. В чем заключаются преимущества и недостатки физических (безреагентных) и химических (реагентных) методов обеззараживания воды?

5. Рассказать о механизме бактерицидного действия хлора.

6. От чего зависит эффективность хлорирования воды?

7. Что такое хлорпотребность и хлорпоглощаемость воды?

8. Дать характеристику основных способов хлорирования воды.

9. Привести гигиенические требования к приготовлению и хранению растворов хлорной извести.

10. В чем заключается сущность, преимущества и недостатки озонирования и серебрения воды?

11. Дайте сравнительную характеристику физических методов обеззараживания воды.

12. В чем заключается сущность специальных методов обработки воды (умягчение, фторирование, дефторирование, опреснение, обезжелезивание, дезодорация, дезактивация)?

13. Перечислите показатели органического загрязнения водоемов, определите взаимосвязи между степенью органического загрязнения водоемов и качеством водоподготовки.

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

2. Шрага М.Х. Вода питьевая (хозяйственно-питьевая): учебно-методическое пособие. / М.Х. Шрага, Ю.Р. Теддер, Н.Н. Кононюк. - Архангельск; АГМА, 1996. – 85 с.

3. Шрага М.Х. Гигиена питьевой воды / под ред. М.Х. Шраги, Ю.Р. Теддера. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Архангельск: СГМУ, 2001.- 228 с.

 

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Санитарные правила и нормы: Сб. нормат. актов/ [под ред. В.М.Пустозеровой]. -М.: ПРИОР, 2001. - 463 с.

7. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 751с.

 

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебно-методической и научной литературе.

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения: Дайте характеристику современным методам очистки и обеззараживания питьевой воды.

 

ТЕМА 8.

 

1. Тема занятия: "Источники водоснабжения. Гигиенические требования к источникам водоснабжения. Санитарная охрана водоемов".

 

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены водоснабжения.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала;

2. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в

процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø водоисточники: поверхностные, подземные;

Ø грунтовые воды, межпластовые воды, артезианские воды;

Ø эвтрофикация; истощение вод;

Ø водопотребление, водоотведение.

Ø централизованная, децентрализованная системы водоснабжения;

Ø зоны санитарной охраны водоемов

Ø санитарная охрана водоемов

 

Вопросы к занятию

 

1. Состав природных вод. Источники загрязнения водоемов; основные виды загрязнения, основные загрязнители.

2. Экологические последствия антропогенных воздействий на гидросферу.

3. Показатели органического загрязнения воды.

4. Сравнительная гигиеническая характеристика источников поверхностного и подземного водоснабжения населенных мест.

5. Комплекс природоохранных мероприятий. Инженерно-технолого-технические мероприятия.

6. Зоны санитарной охраны открытых и закрытых источников водоснабжения, гигиенические особенности их организации и режима.

7. Законодательные мероприятия. Гигиенические принципы нормирования загрязнений воды в водоисточниках.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите основные виды загрязнения водоемов.

2. Перечислите основные источники загрязнения водоемов.

3. Что такое антропогенное эвтрофирование, и каково его влияние на природные экосистемы?

4. Что понимают под истощением вод? К каким неблагоприятным последствиям оно приводит?

5. Перечислите показатели органического загрязнения водоемов, определите взаимосвязь между степенью органического загрязнения водоемов и повышением заболеваемости среди населения.

6. Приведите гигиеническую характеристику поверхностных и подземных источников водоснабжения.

7. Что такое децентрализованная система водоснабжения?

8. Какие гигиенические требования предъявляются к шахтным и трубчатым колодцам?

9. В чем заключаются гигиенические особенности организации и режима зон санитарной охраны открытых и закрытых источников водоснабжения?

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

2. Шрага М.Х. Вода питьевая (хозяйственно-питьевая): учебно-методическое пособие. / М.Х. Шрага, Ю.Р. Теддер, Н.Н. Кононюк. - Архангельск; АГМА, 1996. – 85 с.

3. Шрага М.Х. Гигиена питьевой воды / под ред. М.Х. Шраги, Ю.Р. Теддера. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Архангельск: СГМУ, 2001.- 228 с.

 

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Санитарные правила и нормы: Сб. нормат. актов/ [под ред. В.М.Пустозеровой]. -М.: ПРИОР, 2001. - 463 с.

7. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 751с.

 

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе.

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения: Дайте характеристику источнику питьевого водоснабжения, используемого в Архангельске.

 

Раздел 5. Гигиена труда.

ТЕМА 9.

 

1. Тема занятия: « Гигиена труда. Гигиеническая характеристика процесса утомления, профилактика переутомления»

 

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены труда. Формирование профилактического мышления.

Задачи:

1. изучить теоретический материал;

2. сформировать правильное отношение к необходимости правильной организации трудовой деятельности;

3. формирование понятий утомление, переутомление;

4. приобретение знаний о комплексе профилактических мероприятий, направленных на увеличение периода стабильной работоспособности, профилактику переутомления.

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø гигиена труда;

Ø напряженность умственного труда; тяжесть физического труда;

Ø утомление; переутомление;

Ø работоспособность; периоды работоспособности;

Ø динамический стереотип;

Ø центральная корковая концепция, теория закисления, теория истощения;

 

Вопросы к занятию

 

1. Физиология труда, цель, задачи.

2. Гигиеническая характеристика видов труда. Понятие тяжести и напряженности труда.

3. Понятие о периодах работоспособности.

4. Биохимия и энергетика мышечного сокращения.

5. Характеристика процессов утомления и переутомления. Теории возникновения процесса утомления.

6. Диагностика наступающего процесса утомления.

7. Мероприятия, направленные на увеличение продолжительности процесса стабильной работоспособности, предупреждение развития процесса переутомления.

8. Режим дня. Формирование динамического стереотипа.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое утомление? Утомление – процесс физиологический, или патологический?

2. В чем заключается суть центрально-корковой концепции развития утомления?

3. Перечислите субъективные признаки утомления.

4. Какие мероприятия направлены на профилактику переутомления?

5. Какие физиологические изменения происходят в организме в период стабильной работоспособности?

6. Что такое динамический стереотип?

7. Какие виды трудовой деятельности человека выделяют?

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

2. Гудков А.Б. Гигиена физического и умственного труда. Гигиенические критерии оценки тяжести и напряженности трудового процесса / А.Б. Гудков, Ю.Р. Теддер //Методическая разработка для студентов.- Архангельск., 2001.- 23 с.

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова.- М.: ГЕОТАР-Медиа, 2007.- 592 с.

3. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

4. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

5. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

6. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

 

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе.

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения:

Ø Биомеханизм мышечного сокращения. Пути энергообеспечения работы мышцы.

 

ТЕМА 10.

 

1. Тема занятия: «Вредные факторы производственной среды, их влияние на организм. Профилактика»

 

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены труда. Формирование профилактического мышления.

Задачи:

1. изучить теоретический материал;

2. сформировать правильное отношение к необходимости правильной организации трудовой деятельности;

3. приобретение знаний о комплексе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний.

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø профессиональные заболевания;

Ø временное смещение порога, постоянное смещение порога;

Ø шум, звук, шумовая болезнь;

Ø предельно допустимые уровни;

Ø общая вибрация, локальная вибрация; вибрационная болезнь;

Ø Кессонная болезнь; электромагнитные излучения.

Вопросы к занятию

 

1. Вибрационная болезнь общая и локальная. Комплекс профилактических мероприятий.

2. Шумовая болезнь. Комплекс профилактических мероприятий.

3. Кессонная болезнь. Комплекс профилактических мероприятий.

4. Антропогенные источники электромагнитных излучений.

5. Влияние электромагнитных излучений на организм человека.

9. Гигиенические требования при работе с видеодисплейными терминалами (компьютерами).

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите первые признаки неблагоприятного влияния шума на организм человека.

2. Раскройте взаимосвязь между временным и постоянным смещением порога.

3. При звуке, какой интенсивности происходит разрыв барабанной перепонки?

4. Дайте определение шума, вибрации.

5. Какие симптомы развиваются у людей, подвергающихся в условиях производства воздействию локальной вибрации?

6. Перечислите мероприятия, направленные на профилактику профессиональных заболеваний.

7. Перечислите гигиенические требования к организации рабочих мест при работе с компьютером.

9. Перечислите общие требования к организации труда и отдыха пользователей компьютеров.

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

2. Анциферова О.А. Государственный санитарный надзор в области обеспечения электромагнитной безопасности при работе с видеодисплейными терминалами/О.А.Анциферова, Л.А. Соколова, Ю.Р. Теддер. – Архангельск.: СГМУ, 2003 – 67с.

 

5.2. Дополнительная литература:

1. Алексеев С.В. Гигиена труда: учебник / С.В. Алексеев, В.Р. Усенко. – М.: Медицина, 1988. – 575 с.

2. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

3. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

4. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

5. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

6. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе, по конспекту лекций «Общие основы промышленной токсикологии».

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.