|
Тема 13. Культура эпохи ВозрожденияПереход от Средневековья к Возрождению: смена парадигм (от теоцентризма к антропоцентризму). Рост городов. Города-государства. Усиление роли буржуазии. Гуманизм и индивидуализм Возрождения. Философская картина мира (натурфилософия). Сущность человеческой природы в истолковании деятелей Ренессанса (Л.-Б.Альберти, П. делла Мирандола, Ф.Рабле, Эразм Роттердамский, М.Лютер и др.). Идеал художника - творца. Двойственность человеческой свободы. Универсализация личности. Искусство как культурная доминанта эпохи. Инквизиция как выражение противоречий эпохи. Итальянский Ренессанс. Периодизация. Возрождение античного наследия. Проторенессанс: преодоление спиритуальности и возвращение телесности, зачатки перспективы (Джотто ди Бондоне, С.Мартини, А.Лоренцетти). Данте как "последний поэт Средневековья и первый поэт Возрождения". Ранний Ренессанс: становление ренессансного реализма, расширение жанровых горизонтов, открытие линейной, световоздушной перспективы, "золотое сечение" (Ф. Бруннелески, Донателло, Мазаччо, С.Боттичелли, А.Вероккио, П. делла Франческо, А.Мантенья). Формирование местных художественных школ. Высокое Возрождение: типизация образов, масштабность и монументальность. Образы мира и человека в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти. Иллюзия гармонии мира и человека. Творчество Джорджоне. Маккиавеллизм. Театр в Италии (комедия дель арте). Позднее Возрождение (Вечеллио Тициан, П.Веронезе, Тинторетто). Сущность кризиса гуманизма. Маньеризм. Особенности культуры Северного Возрождения. Разнообразие художественных трактовок природы человека. Художественная культура Нидерландов, Германии, Франции (Ян ван Эйк, И.Босх, П.Брейгель Мужицкий, А.Дюрер, Л.Кранах, М.Грюневальд, Г.Гольбейн, французская миниатюра). Ф.Монтень "Опыты”. Возрождение в Англии. У.Шекспир и английский театр. Возникновение утопии как литературного жанра. Испанский Ренессанс: следование средневековым традициям. Возвышенность и спиритуализм как доминанты испанского искусства (Эль Греко). Разрушение средневековых идеалов в творчестве М.Сервантеса, Лопе де Вега. Плутовской роман (рыцарский и пасторальный). Реформация. Возникновение протестантизма. Различие католичества и протестантства. Лютер и Эразм - два пути развития. Борьба за религиозную толерантность. Контрреформация. Культурное значение Реформации. Литература: 1, 2, 3, 5, 11, 14, 17, 18, 20, 32, 37, 44, 69, 90.
Методические указания к теме и вопросы для самопроверки Для изучения данной темы необходимо, прежде всего, понять, что означает слово «возрождение». Это не рождение новой культуры, а воз – рождение, т.е. возврат к прежней, ранее существовавшей культуре и создание на ее основе новой культуры. 1. Возрождение какой культуры прошлого стало основанием для эпохи Ренессанса? Далее необходимо разобраться, что способствовало возникновению возрожденческих процессов, т.е. рассмотреть особенности социального, экономического и культурного развития прежде всего Италии и других стран Европы, способствовавшие возникновению определенного уровня свободы творчества и предпринимательства. 2. В чем выражались особенности социально-экономического развития Европы в период, предшествовавший эпохе Возрождения? Каковы причины появления Ренессанса? 3. Когда, по вашему мнению и где начались первые признаки Возрождения? В отличие от средневекового мировоззрения - теоцентризма, где в центре Бог, антропоцентризм и гуманизм Возрождения ставят в центр человека. 4. Скажите, пожалуйста, отодвинув Бога из центра мировоззрения, люди стали атеистами? Как они рассуждали и объясняли возможность для человека быть активным творцом, преобразовывать мир и совершенствовать себя, не ожидая милости божьей? 5. Человек, как сказано в писании, создан по образу и подобию Бога. Это подобие внешнее или внутреннее? Быть может человек, как и Бог, тоже может творить в окружающем мире и совершенствоваться сам? У истоков Возрождения стояли великие писатели Данте Алигьери, Франческа Петрарка и Джованни Боккаччо. 5. Что нового, возрожденческого было в их произведениях? В изобразительном искусстве первые смелые шаги совершили художники Джотто ди Бондоне, Мазаччо, С. Боттичелли, скульптор Донателло. 6. В чем проявляется, с одной стороны их новаторство, а с другой стороны возрождение античности? 7. Имена мастеров высокого Возрождения известны во всем мире, в особенности Леонардо да Винчи. Его называли «Homo universale». Почему? 8. В чем проявлялся кризис гуманизма в позднем Возрождении? Гуманистическое движение было не только итальянским, а общеевропейским явлением. Оно получило название «Северное Возрождение» 9. Идеи возрождения имели свои национальные особенности в Нидерландах, Германии, Англии, Франции и Испании. В чем они проявлялись? Реформация представляла собой широкое социальное явление, которое захватило различные социальные слои общества. 10. Каковы главные цели реформации? 11. В результате реформации возникли? А) кальвинизм Б) лютеранство В) англиканство Г) маньеризм
Основные термины, понятия и имена Англиканство Антропоцентризм Возрождение Гуманизм Индивидуализм Кальвинизм Лютеранство Маньеризм Ренессанс Реформация Универсализм А.Данте, Ф.Петрарка, Д.Боккаччо, Э.Роттердамский, М.Лютер, Джотто, Ф.Бруннелески, Донателло, Ж.Кальвин, Мазаччо, С.Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Джорджоне, В.Тициан, Макиавелли, А.Дюрер, П.Брегель, И.Босх. Ф.Монтень, М.Сервантес, В.Шекспир.
Тема 14. Культура XVII века Эпоха буржуазных революций (Голландия, Англия). Становление абсолютизма. Образование национальных государств и европейский языков. Формирование нового типа культурной самоидентификации. Завершение разделения Европы по конфессиональному признаку. Начало колонизации "остального" мира. Формирование новой картины мира в философии 17 века (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Р.Декарт, Б.Паскаль, Ф.Спиноза, Г.Лейбниц, И.Ньютон). Наука как доминанта эпохи: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, развитие экспериментального знания. Гелиоцентризм. Проблема одиночества и несоразмерности человека с миром. Индивидуализм Нового времени. Наука как индивидуальное творчество. Человек - "мыслящий тростник" (Б.Паскаль). Особенности религиозного сознания. Взаимоотношение религии и науки. Слияние науки и производства. Важнейшие технические изобретения и открытия (паровая машина, ткацкий станок, прокатный стан). Изучение природы, самоутверждение человека и распространение разума. Честь, вера, разум - основные этические принципы 17 века. Формирование буржуазной морали. Возникновение общеевропейских художественных стилей (барокко, классицизм, реализм Нового времени). Феномен ансамбля в искусстве. Барокко как выражение движущейся космической стихии. Витализм. Аффект и порыв - эмоциональная норма барочного героя. Патетика. "Большой" стиль. Творчество Дж.Л.Бернини, П.-П.Рубенса, А. ван Дейка, Я.Йорданса, Ф.Снейдерса. Классицизм - художественное выражение идеалов античности и научного рационализма. Рационализм Р.Декарта как философская база классицизма. Преобразование действительности через призму классического эстетического идеала. Принципы классицизма: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (иерархия жанров, три единства, композиционная ясность). Творчество Н.Буало, П.Корнеля, Ж.Расина, Мольера, Н.Пуссена, К.Лоррена. Становление реализма Нового времени. Караваджизм. Влияние буржуазного уклада на формирование нового стиля в Голландии. Эволюция голландской живописи от символизма к реализму. Новый эстетический идеал (Ф.Хальс, Рембрандт). Пейзаж, натюрморт, портрет как основные жанры изобразительного искусства “малых голландцев" (К.Хеда, Я.ван Гойен, Вермеер). Бытописание. Интимность, камерность "малых голландцев". Литература: 1, 2, 3, 5, 8, 14, 17, 20, 28, 32, 37. Методические указания к теме и вопросы для самопроверки Изучение культуры XVII века предполагает обязательно разобраться с появлением новых политических явлений, таких как «абсолютная монархия», образование национальных государств и первых буржуазных революций. В соответствии с изучением политической культуры ХУП века охарактеризуйте: 1. Основные причины и признаки, которые способствовали объединению этносов в единые национальные государства Европы? (территория, язык, религия, деньги, традиции и т.д.) 2. Какие европейские государства возникли в этот период? С ХУП века история Европы получила название Нового времени. 3. Что же новое появляется в культуре этого периода? А) демократия Б) буржуазия В) техника Г) наука Д) искусство 4. Какие важнейшие технические открытия этого времени Вы можете назвать? 5. В чем особенности буржуазной морали? Особенностью эпохи абсолютизма является появление стилей в художественной культуре, которые со временем становятся общеевропейскими. 6. В какую страну переместился центр культурной жизни Европы 7. Назовите основные художественные стили ХУП века. 8. Что в переводе означает слова «барокко» и «классицизм»? 9. Почему возникает столь пышный стиль? Кому он служил в первую очередь? 10. Какие идейные искания эпохи отражались в классицизме? 11. Кто был идеологом французского классицизма? А) Расин Б) Буало В) Корнель 12. Чем отличается театр ХУП века от театра «дель арте»? 12. Кто такие «малые голландцы» и почему их так называли? ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|