Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пермский государственный педагогический университет





Пермский государственный педагогический университет

Васнева О. И., Подюков И.А.

ЯЗЫКОВОЙ БЫТ ГОРОДА

Методические рекомендации и учебные задания по диалектологической практике (для студентов филологического факультета)

 

Пермь 2005

 

Методические рекомендации содержат подробное описание заданий к диалектологической практике студентов филологического факультета по изучению социальных диалектов и живой речи города. В них представлены рекомендации к сбору лексического и текстового материала по различным темам языкового быта города и городского фольклора, требования к обработке и оформлению собранного материала, разные типы вопросников.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Лингвистическое изучение города – одна из важнейших задач современной лингвистической науки. С размыванием народных говоров, с превращением их в койне, с утратой ими… именно социальные диалекты остаются той формой языка, в которой… “Язык города”, который в свое время призывал изучать Л.В. Щерба, уже получил в нашей стране подробное лингвистическое освещение. Установлены разновидности устной городской речи, определены ее основные параметры, известны работы по описанию речевого поведения представителей различных общественных слоев. Накопленный к настоящему времени в этой области материал (а массовый интерес к речи города пришелся преимущественно на 60-е – 80-е гг. XIX в.) нуждается в уточнениях и в выявлении тенденций развития живой городской речи. Кроме того, социальная диалектология к настоящему времени нуждается в материалах, отражающих те кардинальные изменения, которые произошли в стране за последние двадцать лет. Особенно это касается знаний о словаре профессиональных языков, об особенностях речи закрытых социальных групп.



“Язык эпохи”, как известно, меняется вместе с общественно-политическими трансформациями. Изменения наблюдаются в публицистических, общественно-политических, деловых текстах, в языковом узусе, а одним из важнейших локусов динамических процессов является речевая культура городского населения. Сегодня она может дать лингвистам обширный материал как о социальной стратификации в языке, так и о речевой стереотипии.

Первый аспект изучения языка города связан с социолингвистическим направлением. Современный город представляет собой сложное, многоплановое явление. Население города, как правило, неоднородно по своему составу (социальному, национальному, возрастному), по образовательному и культурному уровню. В городе сосуществует несколько основных типов культуры, выделенных Н.И. Толстым: элитарный, просторечный, народный. Условия городской жизни способствуют формированию особого мировосприятия, отличного от “негородского”. В границах города происходит тесное взаимодействие арго и массовой городской речи, литературного языка и просторечия, просторечия и говоров и т.п.

Основной объект исследования живой речи в условиях города – социальные диалекты, такие разновидности разговорной речи, которые функционируют в качестве основных языков повседневного общения в рамках относительно замкнутых наследственных социальных групп. Жаргон обслуживает определенный образ жизни или род занятий и не является основным средством общения. Интердиалект функционирует наддиалектно, объединяя явления, оцениваемые обществом как “малограмотные”, “простонародные”. Интеллигентную “ученую” речь можно понимать как койне. Сленг - неофициальная разновидность речи с завышенной экспрессивностью. Данная классификация не является бесспорной, но она показывает, что “язык города” представляет собой многокомпонентное явление.

Необходимо учитывать, что разновидности городской речи формируются социальной базой. Поэтому в лингвистических исследованиях важно дать характеристику информантов (реципиентов). Например, О.Б. Сиротининой выделяет среди горожан, носителей кодифицированного литературного языка, несколько групп информантов:

1) Носители элитарной речевой культуры;

2) Носители среднелитературной речевой культуры;

3) Носители литературно-речевой культуры;

4) Носители фамильярно-разговорной речевой системы.

 

Носителей разных подсистем русского национального языка объединяют общие особенности коммуникативного поведения - это общительность, коллективность общения, оценочность, тематическое разнообразие, стремление доминировать и бескомпромиссность в споре (И.А. Стернин), а также употребление универсального общего языкового типа речи, понятного всем.

Таким образом, житель города функционирует в рамках национального коммуникативного поведения, является носителем общерусского языка и одновременно носителем одной из его разновидностей; также он знаком с другими функциональными подсистемами и разновидностями русского языка. Именно с этих позиций следует подходить к изучению речи горожанина.

 

В диалектологическом плане городская речь должна фиксироваться в двух своих ведущих разновидностях – разговорной речи и городском просторечии. Объектом внимания должны стать как словарь городской речи, городская неофициальная топонимика, такие формы, как городские объявления, устная рыночная реклама, бытовой этикет, так и особенности ее фонетики, специфические применения многих явлений морфологии и синтаксиса. Значительный интерес представляет описание жестового поведения говорящих и – при беседах и при наблюдении фиксируются жесты согласия, недоверия, сомнения, жесты одобряющие, оскорбительные и пр.. Тесно связана с манерой говорения кинесика (принимаемые позы, движения). Особый значение имеет речь детей, непосредственно отражающая современное состояние языка. Ее фиксация должна проводиться в течение достаточно долгого времени, что позволит сделать наблюдения за изменениями речевого поведения детей в разных ситуациях. Важно также собрать срезовые записи речи большого количества детей одного возраста.

Среди носителей современного просторечия условно можно выделить несколько групп:

1.“Полные просторечники” - носители просторечия, употребляющие данную разновидность национального языка во всех сферах общения (чаще всего это коренные жители города).

2.“Частичные просторечники” - лица, употребляющие просторечие и литературный язык в зависимости от ситуации (просторечие чаще всего используется вне официальной или полуофициальной обстановки).

3.“Пассивные просторечники” - носители литературного языка, знающие и употребляющие просторечные единицы в зависимости от коммуникативных намерений. Данная группа не является замкнутой, т.к. постоянно пополняется за счет носителей других разновидностей русского языка. Это связано с тем, что с уменьшением “пучка социальных ролей” (чаще всего после выхода на пенсию), а также, по мнению психологов, к 60-ти годам наблюдается “языковая усталость”, в результате возникает возврат к “материнской языковой основе” (“речевой регресс”). Наблюдения показывают, что возможно “понижение навыков владения” литературным языком, а также верхних слоев просторечия. Большую роль в “сохранении речевых навыков” имеет фактор “условий языкового окружения в детстве” (“материнской основы”), полученного образования.

Точкой отсчета при классификации носителей русского языка является степень овладения нормами литературного языка. Так, ряд ученых относит к просторечникам только коренных жителей города, не овладевших в достаточной мере нормами литературного языка (Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Т.Б. Банкова и др.). Однако в русистике до сих пор не существует “набора показателей” владения/невладения нормами КЛЯ, а также понятия “носитель литературного языка”. Носители жаргона употребляют “свои единицы” в зависимости от ситуации, а также знают просторечие. Лица, находящиеся в стадии формирования своего речевого облика, употребляют просторечные единицы. Лица, переехавшие из сельской местности, с одной стороны, являются носителями своего говора, с другой - могут владеть нормами, что создает условия для быстрой “нивелировки”. При недостаточной степени владения литературным языком они формируют группу носителей “полудиалекта”, которые со временем могут перейти в разряд “просторечников”. Видимо, можно говорить о городском “двуязычии” или “многоязычии”: житель города владеет несколькими разновидностями русского языка (Б.А. Ларин еще в 1928 году говорил о полиглотизме горожан).

 

Второй аспект изучения языка города соотносится с исследованиями, ориентированными на устную городскую словесность.

Исторически сложилось так, что фольклористика как наука базировалась на изучении крестьянской традиции. Наблюдения и нарастающий объем публикуемого, записываемого материала свидетельствует о том, что современные горожане ничуть не меньше крестьян используют в повседневном общении стереотипные повествовательные шаблоны, а в городской культуре функционирует большое количество прозаических и поэтических текстов.

Прежде всего, это несказочная проза. Устный рассказ во всем разнообразии своих проявлений - случаи, страшные смешные истории, семейные предания, байки о знакомых и знаменитостях, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, толки и даже сплетни - составляет существенную часть речевой повседневности современного горожанина. Рассказы - самая распространенная форма вербальной межличностной коммуникации. Рассказчику, желающему разделить благоприобретенный или заимствованный опыт с собеседником через высказывание, даны механизмы коммуникации в языке и традиции. Без владения навыками создания и понимания текста в рамках этих систем коммуникация обречена на неудачу. Навыки коммуникации формируются под влиянием бытующих в обществе стереотипных моделей - в первую очередь языковых и культурных. Таким образом, устный рассказ является концентратом общего знания традиции в разнообразных сферах - стереотипных ситуаций, тем, опыта решения социальных, психологических и коммуникативных задач. На сегодняшний день в фольклористке действует общепризнанная система жанров несказочной прозы, сохраняющая в своей основе тематический принцип. В ней выделяются следующие тематические (жанровые) группы: легенда, предание, быличка, бывальщина, сказ, слухи и толки.

Байки (исторические анекдоты) - тексты с активным героем с этической сюжетной связкой, общественным хронотопом, предпочтительно нестрогой достоверности, с идентификационной, регулятивной, развлекательной функцией.

Былички (мифологические рассказы) - тексты причинно-следственного типа с мифологической сюжетной связкой, личным хронотопом, строгой или нестрогой достоверности, со следующим возможным набором функций: идентификационной, дидактической, регулятивной, ориентационной, психотерапевтической.

Предания - тексты причинно-следственного типа с мифологической или этической сюжетной связкой, общественным хронотопом, строгой или нестрогой достоверности с возможными функциями: идентификационной, дидактической, регулятивной, ориентационной, информационной.

Слухи - тексты причинно-следственного типа сюжета с мифологической или этической связкой, предпочтительно общественным хронотопом, нестрогой достоверности, с регулятивной, психотерапевтической, прогностической, информационной функцией.

Чудеса (легенды) - тексты причинно-следственного типа сюжета с религиозной (христианской) сюжетной связкой, личным или общественным хронотопом, предпочтительно строгой достоверности, с идентификационной, дидактической, регулятивной, ориентационной, психотерапевтической функцией.

Кроме материалов устной городской прозы, объектом изучения может быть песенная традиция разных групп населения (песни туристов, дворовые песни, песни застольные, семейные, песни-переделки у детей в школе, в летних лагерях и пр.). При сборе этого материала важно знать, что непосредственные источники песенного фольклора города - литературная традиция и городской фольклор 19 - начала 20 века, хотя в то же время город воспринял многие элементы традиционного деревенского фольклора. В связи с изменениями в общественной жизни (прежде всего, распространение звукозаписи) носителями современного городского песенного фольклора становятся в первую очередь конкретные сообщества (нередко закрытые). Это школьники (особенно обучающиеся в закрытых, специальных средних школах, во время отдыха в летних лагерях); студенты, участники различных экспедиций; туристы всех видов; представители клубов самодеятельной песни; «неформалы» течений типа хиппи, «толкиенисты», любители ролевых игр. Сохраняют свою активность такие традиционно песенно активные общности, как тюремная и армейская среда. Тексты современного городского песенного фольклора отличает своя художественность (нередко это вторичные переделки).

Кроме традиционно бытующих в городской среде песен типа городского романса, собственно народных песен (и те и другие нередко встречаются в своеобразных вариантах), в городе бытуют разнообразные по тематике блатные, пиратские, ковбойские песни, построенные на различного рода экзотике (криминальная, морская, азиатская, восточная, латиноамериканская и пр.).

В городе бытуют песни, посвященные темам «жизни вне закона», а также тюремно-лагерным темам, песни с элементами морской и «географической» тематики (типа «Девушка из маленькой таверны», «Губ твоих накрашенных малина», «В Кейптаунском порту»), ковбойские баллады («Трое ковбоев», «Джон Грэй», «В далеких Кордильерах, на севере Техаса...», «Колорадо»). Значителен пласт городских песен с любовной тематикой (о неудачном знакомстве, о жене и женитьбе («Холостою жизнью я извелся», «Задумал я, братишечки, жениться», «Когда я в первый раз женился»). В студенческой, молодежной, интеллигентской среде немало анакреонтических песен («От зари до зари», «По рюмочке, по чарочке», «В гареме нежился султан», «В пещере каменной нашли бутылку водки»). Кроме них, существуют «бытовые» студенческие песни (студентов одной специальности, одного института, одного курса), песни литературного и исторического циклов. («Венецианский мавр Отелло», «Ходит Гамлет с пистолетом», «В имении, в Ясной Поляне»). Крайне важен сбор туристских песен, песен на профессиональные темы, военно-политических песен («шпионские» и «военно-политические» песни типа «Шел солдат из Алабамы», «Мы выходим на рассвете», «Сэр Антонио»).

 

Комплексное обследование языка города связано с установкой на комплексное изучении "места" (locus). Оно заключается во всестороннем подробном лингвистическом и лингвокультурологическом обследовании узкого района города (или небольшого города), в собирании фактов его истории и обязательном введении их в научный оборот. Такое изучение пространства частной жизни города через маркировку наиболее значимых мест позволяет выявить систему ценностей того или иного городского сообщества (по легендам и преданиям, в зону повышенного внимания легенд и преданий входят самые высокие и самые низкие объекты, самые старые деревья, самые удивительные архитектурные проекты, самые святые места, страшные места типа тюрем, больниц, кладбищ). Изучая, например, словарь футбольных фанатов, важно зафиксировать не только названия людей, атрибутики (аммиачные - фанаты пермской команды "Амкар", бомбер - куртка фаната, балабол – комментатор), но и тексты лозунгов, кричалок, песни, посвященные любимым командам. В свадебной словесности объектом внимания могут быть стихи и песни-переделки, рифмованные лозунги (эй, прохожий, женись тоже), стихотворные и прозаические диалоги во время выкупа, застолья (два сердца в так звучат отныне. союз скрепили два кольца. Теперь по жизненной пучине вдвоём пойдёте до конца), тосты (желаем всем большого счастья, чтобы всегда была весна. Чтоб никогда не знать ненастья. И были б чистыми сердца. Бокалы выше поднимаем, любви и счастья вам желаем!), тексты поздравительных телеграмм, шуточных наказов, указов и инструкций молодым, клятв молодых и пр.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСНИКИ

Гендерный вопросник

1. Есть ли женские клубы в городе? Где они находились? Чем обычно занимались в этих клубах?

2. Были ли такие клубы раньше? Где они находились?

3. Есть ли в городе места, где девушка могла бы познакомиться с молодым человеком? (например, парк Горького, сквер ПВКИУ в Перми и пр.). Как относились к таким знакомствам?

4. Есть ли в городе «публичные дома»? Существовали ли они раньше? Где располагались? Остались ли какие-то легенды, истории, связанные с этими домами? Какие места в городе связывают с проституцией? Чем это обусловлено?

5. Слышали ли вы о феминистском движении? Есть ли в городе места, связанные с этим движением?

6. Есть ли в городе места, куда девушке, женщине не рекомендовалось ходить одной? С чем это было связано?

7. Были ли в городе кафе, бары, предназначенные специально для женщин? Чем они отличались от прочих?

8. В каких магазинах вы предпочитаете бывать? Чем это вызвано? Изменились ли ваши пристрастия со временем?

9. В какие места Вас приглашали «погулять»? Почему? Как вы добирались до этого места и обратно?

 

Молодежная субкультура

1. Кого бы вы отнесли к молодежи? Чем определяется принадлежность к молодежной среде (возрастом, отсутствием семьи, отсутствием профессионального статуса и пр.)?

2. Что объединяет молодежь в группы? (учеба, досуг, интересы…)

3. Что такое тусовка (компания, или место общения, или стиль общения)?

4. Существует ли иерархия в тусовке? Какова структура тусовки (элита, средний слой, периферия…)? Есть ли названия у старичков и новичков? Какие существуют способы вхождения в тусовку? Как происходит смена статуса?

5. Студенчество. Как можно охарактеризовать эту группы (возраст, пол, тип учебного заведения…). Учились ли вы в вузе? Какие студенческие традиции вы знаете? Какие отношения между абитуриентами, первокурсниками и старшекурсниками? Помните ли вы посвящение в студенты? Что вы помните из студенческой жизни: анекдоты, афоризмы, шутки, тосты, песни, клятвы, предания, легенды, розыгрыши, вышучивание…? Какие отношения были внутри группы? Какие отношения были с преподавателями? Есть ли какие приметы, ритуальные действия, которые помогали во время учебы, во время сдачи экзаменов, зачетов? Какие отношения были с представителями другой группы, другого факультета, другого вуза?

6. Музыка. Какие музыкальные компании вы знаете (панки, металлисты, рокеры, джазисты, битломаны, … )? Есть ли у них постоянное место встречи? Чем обусловлен выбор именно этого места? Есть ли какая-то история о причине сбора тусовки на этом месте?

7. Спорт. Знаете ли вы болельщиков? За какой вид спорта они переживают? За какую команду они «болеют»? Как выражают свои пристрастия или недоброжелательство? Знаете ли вы об конфликтах между болельщиками разных команд?

8. Ролевые игры. Знаете ли вы, что такое ролевая игра? Знаете ли вы о существовании групп, объединенных ролевой игрой (Братство Кольца, или толкиенисты, Общество любителей Америки, или индеанисты, Исторические обществ, реконструирующие исторические события и пр.). Как можно стать участником такой игры? Есть ли ограничения для девушек/юношей? Расскажите об участниках (об их именах, статусах, возможностях); об атрибутике (какая она должна быть, как изготавливается, как приобретает игровой статус, имеются ли обряды посвящения оружия, инструментов игры); требуется ли специальная одежда для игры? Существуют ли какие-нибудь приметы, используемые в игре? Каково отношение к неучастникам игры?

9. Самодеятельные исследования. Знаете ли вы, кто такие диггеры? Поисковики? Черные археологи? Чем они занимаются? Есть ли истории о необычных людях? Знаете ли вы о подземных ходах г. Перми?

10. Туризм. Бывали ли вы в походах? Когда это было? Какие воспоминания связаны с этим событием? Занимаетесь ли вы туризмом? Каким видом? Как называются люди, увлеченные конкретным видом туризма (водники, пещерники, горники…)? Как выбирается маршрут? Есть ли специальные названия для времени нахождения на маршруте (начало, достижение цели, конец… ), для промежутков маршрутного времени (экватор, меридиан, Женский и Мужские дни...)? Какое время наиболее удобно для этого вида туризма? Есть ли запрещенные месяцы, дни, часы, когда выходить на маршрут не рекомендуется? Знаете ли вы о «медленном времени»? Есть ли какие-то участки маршруты, где время ведет себя «странно» - замедляется или убыстряется, поворачивается назад? Как осваивается пространство маршрута? Какие метки ставятся на территории маршрута, стоянки? Есть ли какие-то ритуальные действия, чтобы маршрут был удачным (вносить необычный предмет в пещеру, завязать тряпочку на «священном» дереве…)? Где рекомендуется выбирать стоянку, ночлег? Оставляются ли надписи на маршруте, стоянке? Где делаются надписи? Какими материалами (углем, мелом, краской, экскрементами…)? Состав группы: существует ли иерархия (старички, профи; чайники, пионеры; профаны, аборигены…)? Какие способы есть перейди на другую ступень иерархии? Как происходит посвящение в чайники, в профи, т.е. в другой статус? Существуют ли деление по половому признаку (мама, тетка… )? Что такое походный этикет? Какие правила поведения в походе вы знаете? Слышали ли вы о нарушении этих правил? Какое наказание было за это? Еда туристов: что рекомендуется брать с собой в поход? Есть ли какие-то специфические блюда, которые готовят только на этом маршруте? Как происходит приготовление пищи в походных условиях? Есть ли какие-то ритуальные действия для приготовления пищи? Фольклор туристов: песни (оригинальные, авторские, пародии...); молитвы; страшные истории; легенды; розыгрыши; анекдоты; устные рассказы… Мифология туристов: персонажи (турист, хозяин места, предсказатель…), сюжеты, суеверные приметы…

11. Мир больницы. Есть ли специальные названия для врачей, для медработников, для больных? Как называются медицинские инструменты, процедуры (официальные/ неофициальные наименования)? Как исчисляется время в больнице? Как обозначается пространство больницы (палата, коридор, столовая, процедурный кабинет, морг, место свиданий с посетителями…)? Знаете ли вы о каких-либо запретах или условиях нахождения в этих местах? Используются ли эти места не по назначению (например, как место для интимных отношений…)? Как проводится свободное время: чтение – что читают; прикладное творчество – какие виды (вязание, плетение…), из какого материала (используется ли медицинские материалы - капельницы, иглы, упаковки от лекарств, утки, реактивы…)? Какие приметы распространены в больничной среде? Знаете ли вы о розыгрышах, шутках, анекдотах, распространенных среди больных, среди медработников?

12. Религиозная среда. Какие религиозные центры вы знаете в Перми? Знаете вы ли истории, связанные с открытием храма, мечети, кирхи, синагоги или других культовых зданий? Изменилось ли место после постройки храма? Знаете ли вы о «возвращенных» храмах? Что размещалось прежде в культовых сооружениях (склад, офис, магазин…)? Знаете ли вы о паломниках? Есть ли в Перми места, ставшие объектами паломничества? Были ли вы свидетелями чуда или слышали истории о чудесном исцелении, обретении утраченного, возвращении считавшегося погибшим человеке после обращения к этим святыням? Как вы относитесь к нищим и блаженным, которые постоянно находятся рядом с храмом? Как вы считаете, почему человек просит милостыню? Слышали ли вы о конфессиональных (религиозных) столкновениях в Перми?

13. Профессиональная среда. Какие официальные и неофициальные наименования профессии вы знаете? Как называется специалист в данной профессии? Новичок? Дилетант? Непрофессионал? Как называются основные виды орудия производства, их неофициальные наименования (например, клавиатура - клава, клавка, клавишник и д.т.)? Как называются основные профессиональные навыки? Этапы производственного процесса? Как называют результат работы? Как называют брак? Как называют заказчика? Есть ли профессиональный праздник? Чем он характерен?

Одежда и быт

Хозяйственная утварь

5.2.1. Перечень предметов хозяйственного обихода и бытовой утвари

1) составьте наиболее полный перечень бытовой утвари.

2) Какие предметы домашнего обихода являются особенно необходимы в хозяйстве?

5.2.2. Их назначение и устройство

1) Существуют ли специфические отличия домашней утвари исследуемого этнорайона от других регионов Прикамья?

5.2..3. Сакральная семантика посуды и утвари.

1) Известна ли информантам "половая дифференциация" хозяйственно - бытовой утвари? (Например, женское начало символизирует ступка, печь и другие подобные предметы.)

2) Каким образом эта семантика может быть использована в ритуальных/игровых ситуациях? (например, символическое изображение рождения человека)

3) Какая утварь обыкновенно используется для сакральных манипуляций колдуном/другим культовым служителем?

4) Существует ли на данной территории вопрос о пользовании посудой и утварью "не- своим"? (например, в среде, исповедующей староверческие толки)

5) Каков, в таком случае, обряд очищения подобной "оскверненной" утвари?

 

Пища

1) Расскажите о приготовлении оригинальных салатов, тортов.

2)Расскажите об особых блюдах, которые в Вашей семье использовали или используют на праздниках (дни рождения, свадьба, календарные праздники), в дни поминок.

6. Расскажите о комнатных растениях – какие с ними связаны поверья, чем объясняются их названия (денежное дерево, Ванька мокрый и пр.).

7. Расскажите о ваших домашних питомцах (кошка, собака, попугай); как Вы объясняете для них выбор клички, как Вы общаетесь с ними? Расскажите необычные истории, связанные с ними.

 

Жилище

Домашние духи

1) Номенклатура названий домашних духов, божеств и иных потусторонних сил, связанных с домом и хозяйственными постройками

2) Их дифференциация по признаку "враждебный-дружественный для человека"

3) Связь домашнего божества с определенным местом обитания (подпол, чердак, баня, чулан и т.п.)

4) Признаки наличия/обитания божества в доме (скрип мебели, реакция домашних животных и пр.)

5) Существуют ли способы "умилостивить", унять "расходившегося" домового?

6) Какую полезную информацию, могут сообщить домашние духи (например, предупредить об опасности)?

7) Как происходит общение с домашними духами? (по месту, времени )

8) Каковы специфические условия, необходимые для установления контакта?

9) Есть ли информация о кладах? призраках? Особенно это касается старых зданий, или зданий, построенных на прежнем фундаменте.

7. Вопросник для сбора информации по семейным отношениям:

Семейно-родовая система

1) Что представляет собой система номинаций субъектов семейно-родовой структуры?

2) В чем состоят функции членов родовой иерархии?

3) Каков круг обязанностей членов семьи и рода по отношению друг к другу?

4) В чем может быть выражен родственный этикет?

Женитьба

1) Начиная с какого возраста считается допустимым (по местным социальным и культурным нормам) образовывать семью?

2) Какие существуют возможные традиционные запреты на вступление в брачные отношения?

3) Что представляет собой/представляла в историческом прошлом, система брачных обязательств?

4) Обязательно ли согласие родителей на брак?

5) Какие свадебные обряды характерны для данного района? Опишите их, по возможности используя лексику информантов.

Культовые постройки

1) Какие из верований, известных на данной территории, требовали/требуют сейчас сооружения культовых построек?

2) Что сохранилось от древних/относительно старых построек такого назначения?

3) Какие благоприятные/неблагоприятные условия влияли на выбор места строительства? (например "сверхъестественное" указание/мистическое откровение)

4) Известно ли информантам что-либо об необходимо присутствовавшей обрядовой стороне такого строительства? (ритуалы сопровождающие постройку культового сооружения могут отражать в символической форме космогонические мифы, например, каждый ярус сооружения "равен" мировому компоненту: небо, подземный мир и т.д.)

 

Комсомольский проспект

1. Как вы и ваши знакомые называют Комсомольский проспект в разговорной речи? Знаете ли вы, как он назывался до революции? А в советские времена у него были еще какие-нибудь официальные и неофициальные названия?

2. Липовая аллея на Комсомольском проспекте считается традиционным местом отдыха и прогулок, так ли это? Вам нравится гулять по этой аллее? Чем она примечательна? Что вы знаете об истории ее появления?

3. Есть ли у вас любимое место в городе? Чем оно так нравится вам?

4. Делите ли вы территорию Комсомольского проспекта на какие-то условные части (допустим, нижний и верхний Компрос)? Как вы называете эти зоны?

5. Назовите самые знаменитые здания Компроса? Чем они знамениты?

6. Многие пермяки говорят, что Компрос начинается башней и заканчивается башней. Слышали ли вы, что здание УВД в народе называется Башней смерти? Почему оно получило такое название? Известны ли вам легенды о подземных ходах под Башней смерти, о ее подвалах и застенках?

7. Галерея. Как вы думаете, почему именно Галерея чаще всего изображается на эмблемах Перми? Чем знаменита наша Галерея? Какие уникальные экспонаты из коллекции Галереи вам известны? Какие посещения, какие выставки наиболее вам запомнились? Как Галерея называется в просторечии? Знаете ли вы, что в здании Галереи раньше находился Кафедральный собор? Известны ли вам какие-то таинственные случаи, легенды, связанные с галереей? Слышали ли вы, что по ночам в ее залах бродят привидения? Как вы думаете, нужно ли это здание передать верующим?

8. Знаете ли вы какие-то примечательные истории, связанные с краеведческим музеем?

9. Бываете ли вы в зоопарке? Что вы знаете о нем? Известны ли вам какие-то забавные или, наоборот, трагические, несчастные происшествия, случившиеся в зоопарке? Знаете ли вы, что зоопарк расположен на месте бывшего Архиерейского кладбища, где похоронены многие выдающиеся пермяки? Считаете ли вы нужным установить мемориальный знак на месте бывшего кладбища и нынешнего зоопарка?

10. Что вы знаете (помните) о Центральном Выставочном зале (Компрос, 10)? Или оДоме архитектора (напротив Выставочного зала)? Знакомы ли вы с кем-то из пермских художников, что вы можете о них рассказать?

11. В окрестностях «нижнего» Компроса сохранилось много старинных зданий, отремонтированных сейчас под офисы - что вы помните об этих домах?

12. Можете ли вы вспомнить что-то примечательное о ресторане «Центральный»? Какие кафе и рестораны, расположенные на Компросе, вы порекомендовали бы своим знакомым, почему?

13. Как вы называете Муниципальный дворец культуры? Знаете ли вы что­-нибудь из его истории? Как, когда и кем строился Дворец ИМ. Свердлова? Можете ли вы рассказать какие-то примечательные случаи, легенды, слухи, связанные с Дворцом Свердлова? С другими домами «верхнего» Компроса?

14. «Верхний» Компрос заканчивается проходными завода авиадвигателей (завод ИМ. Свердлова). Как выглядела раньше площадь перед проходными? Что Вы можете вспомнить о традициях завода, официальных и неофициальных? О выдающихся людях, работавших на заводе или приезжавших на него с деловыми визитами? О таинственных происшествиях, слухи о которых проникали в город сквозь проходные этого закрытого предприятия?

15. Бывали вы в баре «Дилижанс»?Чем он интересен?

16. Знаете ли вы, что на углу Компроса и ул. Кирова раньше находилась весьма популярная «Блинная»?Чем она была знаменита?

17. Помните ли вы кафе «Грилетта»на углу кафе-столовой «Спутник»(ныне магазин «Спутник»)? Чем оно было примечательно? Может быть, вы помните популярный коктейль «Луна», который готовили в «Спутнике»?

18. Слышали ли вы о кафе «Волга»около Пермэнерго?

19. Бывали ли вы в кафе «Уют»? Соответствовало оно своему названию?

20. Помните ли вы чайнуюв Доме Ученых? Чем она примечательна?

21. Самое популярное молодежное клубное местона Компросе и в окрестностях? (какие клубы и кафе вы знаете?) Чем они отличаются друг от друга?

22. Можете ли рассказать о бывшем магазине «Яблонька»?

23. О магазине «Океан», о магазине «Сирень»? Какие еще магазиныс историей, с традицией есть наКомпросе? Есть ли у них неофициальные названия? Как чаще называют магазины - их старыми названиями, или есть и полюбившиеся новые? Например, как вы называете магазин тканей возле политеха - старым именем «Синтетика» или новым «Рашель»?

24. Расскажите, пожалуйста, если есть что вспомнить, о фотоателье «Силуэт»,
магазине «Прометей», магазине «Тюльпан», гастрономе напротив
«Тюльпана», о «Спорттоварах», об «Аметисте», «Белочке»?

25. Помните ли вы книжные магазины ниже ЦУМа? Когда-то их было два:
«Букинист» (впоследствии «Дружба», впоследствии магазин портьерных
тканей, сейчас магазин «Гапочка») и «Просвещение» (впоследствии магазинчик «Золушка»), на крылечком которого в жестяном кружеве козырька был различим год постройки дома – 1904

26. Что вы думаете о появление новых дорогих магазинов? «С-Деликат», «Наф-Наф», «Бенеттон» и др.

27. Что вы знаете об истории часовни Стефана Великопермского?Что вы можете рассказать о других пермских церквях?

28. Помните ли вы что-то примечательное о примыкающей к «Уралу» гостинице «Прикамье»?

29. Октябрьская площадь.Довелось ли вам участвовать в первомайских и ноябрьских демонстрациях? Помните ли вы маршрут, которым шла к площади ваша колонна? Чем она была украшена? Расскажите о забавных происшествиях, которые наверняка случались во множестве в процессе этих шествий? Помните ли вы трибуны на площади? Может быть, вам или вашим знакомым приходилось выступать с них?

30. Политех.Что вы знаете об истории этого ВУЗа, о его знаменитых выпускниках и преподавателях? О студенческих традициях? О творческих кружках и студиях? Можете ли вы рассказать какие-то политеховские легенды, мифы, анекдоты из студенческой жизни? Наиболее популярные места студенческого времяпрепровождения до и после занятий сегодня и в прошлом?

31. Помните ли вы баниза «Спутником»? Почему они так назывались? Когда они были закрыты?

32. Что вам известно об истории и традициях школы №9? О ее незаурядных выпускниках и преподавателях? Что раньше находилось в здании этой школы? Слышали ли вы что-нибудь о памятнике около школы №9? Кому? И почему его убрали?

33. Горьковский парк.Знаете ли вы, как он назывался до революции? (Загородный сад, Сад Общественного собрания). А в наше время как его называют в народе? Почему именно так? Нравится ли вам бывать в парке и почему?

34. Какие достопримечательности парка вы можете назвать? (Ротонда, решетка парка, колесо обозрения, другие примечательные (чем?) аттракционы, реликтовые деревья и растения, бывшая летняя эстрада, бывший клуб шахматистов и доминошников? Что еще?) Можете ли вспомнить подробности традиций Горьковского парка (танцы под оркестр в городские праздники? что-то еще?) Знаете ли вы какие-то истории, предания, слухи, связанные с Горьковским парком?

35. Расскажите, связано ли что-то примечательное со зданием «Пермэнерго»?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.