Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопросник для сбора топонимического материала





1. Каково официальное название населённого пункта, части населённого пункта, отдельного участка его, отдельных ориентиров (группы домов, отдельного жилого дома, других зданий)?

2. Как информант определяет название места, где он проживает?

3. Существуют ли другие названия для данного населённого пункта?

4. Почему, по мнению информанта, названо так место (укажите различные мотивации)?

5. Соответствует ли название места его сущности? В чём это проявляется?

6. Есть ли ещё такие названия, по его мнению?

7. Хорошее ли место для проживания человека данное место (комфорт, физические, социальные, климатические условия)?

8. Есть ли динамика в этом отношении? Какие изменения произошли за доступное человеческому воображению время в отношении соответствия места/местности человеческому проживанию?

9. Может ли быть человеку хорошо в географическом отношении? С чем это связано?

10. Есть ли место, где бы человеку (данному информанту) было комфортно? В связи с чем? Каким представляется информанту такое место?

11. Система ориентиров города, какова она? Существует ли она? Назовите значимые, по вашему мнению, объекты в каждом районе

12. Что является ориентиром для информанта в данном пункте? Почему?

13. Важно ли расположение пункта относительно сторон света для информанта? (например, вытянутость вдоль реки, или расположенность берегах реки)

14. Чем отличается данный пункт в отношении ландшафта от других?

15. Можно ли назвать данный ландшафт типичным городским (сельским) ландшафтом? В каких местах/частях города?

16. Что их отличает? Что их сближает?

17. Достопримечательности района

18. Какие достопримечательности есть в Перми (другом пункте)?

19. Почему их можно назвать достопримечательностями?

20. Что в них примечательного? Что можно сказать о роли примечательных мест в создании локального мировоззрения?

21. Тексты о достопримечательностях (географических, исторических, личностях, событиях и пр.)

22. Известны ли Вам стихи о городе, в том числе самодеятельных авторов, перескажите их.

23. Что бы рассказал информант приезжему человеку о городе, находясь в данном пункте? Что бы он рассказывал ему, выехав за пределы данного пункта?

24. Существует ли локальное сознание (пермский или иной вариант ментальности)? Проявляется ли оно в топонимическом сознании? Как?

Вопросник по пермскому ономастикону

1. Назвать 10 мужских и 10 женских наиболее благозвучных имён;

2. Назвать наиболее частотные (на Ваш взгляд) имена собственные (мужские и женские);

3. Какие имена (из женских, мужских) Вы считаете модными и почему?

4. Выбрать из современных имён наиболее (на Ваш взгляд) неблагозвучные имена (мужские и женские);

5. Выбрать из современных имён наиболее (на Ваш взгляд) редкие имена (мужские и женские);

6. О чём говорят Вам предлагаемые имена? С какими качествами носителя этого имени они связываются в Вашем сознании? Какие ассоциации вызывает у Вас сам звуковой строй этих имён?;

7. В связи с чем, по-вашему, даются имена?;

8. В связи с чем может быть произведена перемена имени? Каковы могут быть последствия этого (в физическом плане, в духовном плане)?

9. По каким признакам дают имя человеку?

10. Дают ли имя, уже бытовавшее в семье, роду?

11. Почему? Как объясняется это?

12. Дают ли имя, не бытовавшее в роду? Почему?

13. Может ли имя воздействовать на судьбу человека?

14. Можно ли через имя влиять на человека?

15. Как фамилия соотносится с именем?

16. Почему носитель относит себя к той или иной родовой общности?

17. Какую роль играет в этом имя?

18. Какова роль старшего поколения, старейшины рода?

19. Как называют представителей старшего поколения?

20. Каковы функции среднего поколения?

21. Как называют его представителей?

22. Каковы функции младшего поколения, детей, подростков?

23. Как называют их? Есть ли обобщающие имена для совокупности детей?

24. Система ориентиров в индивидуации явлений, событий через особое именование, через включение в участие в них

25. Есть ли какие-то события с особыми именами?

26. Как они именуются?

27. Можно ли разделять имена на официальные и неофициальные? Примеры.

28. В каких условиях и ситуациях применяются они?

29. Какие имена нежелательные, почему?

30. Когда дают тайное имя? Почему?

31. Есть ли по этому поводу рассказы, былички, воспоминания?

32. Как может изменяться имя (в семье, среди друзей) в зависимости от говорящего, от ситуации?

33. Существуют ли прозвища сейчас?

34. Когда они используются?

35. Какие прозвища помнят?

36. Есть ли отличия в прозвищах сейчас и раньше?

37. Есть ли различия в прозвищах у мужчин и женщин?

38. Есть ли домашние, семейные прозвища?

39. Становятся ли они уличными?

40. Как относится информант к политическим прозвищам?

41. Какие прозвища имеют известные политические деятели района, города, края, государства? Используются ли они, в каких случаях?

42. С чем связаны прозвища политических лиц? Есть ли прозвища у пермских политиков и представителей власти?

43. Существует ли прозвище у данного информанта? Какое? Сохранилось ли прозвище с детства или появилось позже, сменилось?

44. Как он относится к нему?

45. В каких случаях можно использовать прозвище, в каких нельзя? Почему?

46. Отражение в именах прозвищного характера эмоционального, оценочного отношения к лицам, группам (этническим, антропологическим, профессиональным, политическим)

47. Как называют представителей других национальностей? (“националы”, “чукчи”, “чурки”, “чучмеки”, “юлдаши”, “азеры”, “чернявые”, “чёрные”, “чеченцы”, “чечня”)?

48. Какие по характеру представители других национальностей?

49. Как типичные действия или проявления характерны для представителей той или иной нации, национальности, по мнению информанта?

1. Особый статус детских имен

1) Существует ли в исследуемой этногруппе определенная система наименований новорожденного (напр., наименования по календарю, по родовому имени и т.д.)?

2) Какие существуют табуированные формы называния ребенка?

3) Дается ли новорожденному тайное имя (сохранившиеся архаичные воззрения на природу имени как абсолютного знания о названном человеке, предмете, явлении и, соответственно, стремление оградить истинное (тайное) имя человека вторым именем)?

4) Какие имена даются в данном случае?

5) Какие обрядовые действа при этом наблюдаются?

6) Кто из родителей (родственников) дает имя ребенку?

7) Отмечается ли внешняя (предметная) атрибутика при именовании ребенка?

50. Особый статус имен новобрачных

Примечание: Под "именем" новобрачных мы понимаем не имя, данное при рождении человеку (мужу, жене), а словесно выраженное отношение к новобрачной паре как к единому целому (в городской лексике к молодоженам относятся, например, следующие слова: "семейка", "парочка", "молодые" и т.д., с возможными коннотативными добавлениями).

1) Зафиксировать наиболее полный список подобных имен.

2) Наблюдаются ли детские "дразнилки" в исследуемом аспекте? Дать их полный перечень.

3) Дифференцируется ли лексика холостых и женатых (замужних) людей данной этногруппы по отношению к новобрачным?

3) Наблюдается ли хронологическая (или иная) граница статуса новобрачных (напр., связанная с рождением ребенка)?

4) Возможны ли оппозиционные отношения внутри исследуемой этногруппы типа "холостой-новобрачные", "новобрачные-замужние" и т.д.?

Гендерный вопросник

1. Есть ли женские клубы в городе? Где они находились? Чем обычно занимались в этих клубах?

2. Были ли такие клубы раньше? Где они находились?

3. Есть ли в городе места, где девушка могла бы познакомиться с молодым человеком? (например, парк Горького, сквер ПВКИУ в Перми и пр.). Как относились к таким знакомствам?

4. Есть ли в городе «публичные дома»? Существовали ли они раньше? Где располагались? Остались ли какие-то легенды, истории, связанные с этими домами? Какие места в городе связывают с проституцией? Чем это обусловлено?

5. Слышали ли вы о феминистском движении? Есть ли в городе места, связанные с этим движением?

6. Есть ли в городе места, куда девушке, женщине не рекомендовалось ходить одной? С чем это было связано?

7. Были ли в городе кафе, бары, предназначенные специально для женщин? Чем они отличались от прочих?

8. В каких магазинах вы предпочитаете бывать? Чем это вызвано? Изменились ли ваши пристрастия со временем?

9. В какие места Вас приглашали «погулять»? Почему? Как вы добирались до этого места и обратно?

 

Молодежная субкультура

1. Кого бы вы отнесли к молодежи? Чем определяется принадлежность к молодежной среде (возрастом, отсутствием семьи, отсутствием профессионального статуса и пр.)?

2. Что объединяет молодежь в группы? (учеба, досуг, интересы…)

3. Что такое тусовка (компания, или место общения, или стиль общения)?

4. Существует ли иерархия в тусовке? Какова структура тусовки (элита, средний слой, периферия…)? Есть ли названия у старичков и новичков? Какие существуют способы вхождения в тусовку? Как происходит смена статуса?

5. Студенчество. Как можно охарактеризовать эту группы (возраст, пол, тип учебного заведения…). Учились ли вы в вузе? Какие студенческие традиции вы знаете? Какие отношения между абитуриентами, первокурсниками и старшекурсниками? Помните ли вы посвящение в студенты? Что вы помните из студенческой жизни: анекдоты, афоризмы, шутки, тосты, песни, клятвы, предания, легенды, розыгрыши, вышучивание…? Какие отношения были внутри группы? Какие отношения были с преподавателями? Есть ли какие приметы, ритуальные действия, которые помогали во время учебы, во время сдачи экзаменов, зачетов? Какие отношения были с представителями другой группы, другого факультета, другого вуза?

6. Музыка. Какие музыкальные компании вы знаете (панки, металлисты, рокеры, джазисты, битломаны, …)? Есть ли у них постоянное место встречи? Чем обусловлен выбор именно этого места? Есть ли какая-то история о причине сбора тусовки на этом месте?

7. Спорт. Знаете ли вы болельщиков? За какой вид спорта они переживают? За какую команду они «болеют»? Как выражают свои пристрастия или недоброжелательство? Знаете ли вы об конфликтах между болельщиками разных команд?

8. Ролевые игры. Знаете ли вы, что такое ролевая игра? Знаете ли вы о существовании групп, объединенных ролевой игрой (Братство Кольца, или толкиенисты, Общество любителей Америки, или индеанисты, Исторические обществ, реконструирующие исторические события и пр.). Как можно стать участником такой игры? Есть ли ограничения для девушек/юношей? Расскажите об участниках (об их именах, статусах, возможностях); об атрибутике (какая она должна быть, как изготавливается, как приобретает игровой статус, имеются ли обряды посвящения оружия, инструментов игры); требуется ли специальная одежда для игры? Существуют ли какие-нибудь приметы, используемые в игре? Каково отношение к неучастникам игры?

9. Самодеятельные исследования. Знаете ли вы, кто такие диггеры? Поисковики? Черные археологи? Чем они занимаются? Есть ли истории о необычных людях? Знаете ли вы о подземных ходах г. Перми?

10. Туризм. Бывали ли вы в походах? Когда это было? Какие воспоминания связаны с этим событием? Занимаетесь ли вы туризмом? Каким видом? Как называются люди, увлеченные конкретным видом туризма (водники, пещерники, горники…)? Как выбирается маршрут? Есть ли специальные названия для времени нахождения на маршруте (начало, достижение цели, конец…), для промежутков маршрутного времени (экватор, меридиан, Женский и Мужские дни...)? Какое время наиболее удобно для этого вида туризма? Есть ли запрещенные месяцы, дни, часы, когда выходить на маршрут не рекомендуется? Знаете ли вы о «медленном времени»? Есть ли какие-то участки маршруты, где время ведет себя «странно» - замедляется или убыстряется, поворачивается назад? Как осваивается пространство маршрута? Какие метки ставятся на территории маршрута, стоянки? Есть ли какие-то ритуальные действия, чтобы маршрут был удачным (вносить необычный предмет в пещеру, завязать тряпочку на «священном» дереве…)? Где рекомендуется выбирать стоянку, ночлег? Оставляются ли надписи на маршруте, стоянке? Где делаются надписи? Какими материалами (углем, мелом, краской, экскрементами…)? Состав группы: существует ли иерархия (старички, профи; чайники, пионеры; профаны, аборигены…)? Какие способы есть перейди на другую ступень иерархии? Как происходит посвящение в чайники, в профи, т.е. в другой статус? Существуют ли деление по половому признаку (мама, тетка…)? Что такое походный этикет? Какие правила поведения в походе вы знаете? Слышали ли вы о нарушении этих правил? Какое наказание было за это? Еда туристов: что рекомендуется брать с собой в поход? Есть ли какие-то специфические блюда, которые готовят только на этом маршруте? Как происходит приготовление пищи в походных условиях? Есть ли какие-то ритуальные действия для приготовления пищи? Фольклор туристов: песни (оригинальные, авторские, пародии...); молитвы; страшные истории; легенды; розыгрыши; анекдоты; устные рассказы… Мифология туристов: персонажи (турист, хозяин места, предсказатель…), сюжеты, суеверные приметы…

11. Мир больницы. Есть ли специальные названия для врачей, для медработников, для больных? Как называются медицинские инструменты, процедуры (официальные/ неофициальные наименования)? Как исчисляется время в больнице? Как обозначается пространство больницы (палата, коридор, столовая, процедурный кабинет, морг, место свиданий с посетителями…)? Знаете ли вы о каких-либо запретах или условиях нахождения в этих местах? Используются ли эти места не по назначению (например, как место для интимных отношений…)? Как проводится свободное время: чтение – что читают; прикладное творчество – какие виды (вязание, плетение…), из какого материала (используется ли медицинские материалы - капельницы, иглы, упаковки от лекарств, утки, реактивы…)? Какие приметы распространены в больничной среде? Знаете ли вы о розыгрышах, шутках, анекдотах, распространенных среди больных, среди медработников?

12. Религиозная среда. Какие религиозные центры вы знаете в Перми? Знаете вы ли истории, связанные с открытием храма, мечети, кирхи, синагоги или других культовых зданий? Изменилось ли место после постройки храма? Знаете ли вы о «возвращенных» храмах? Что размещалось прежде в культовых сооружениях (склад, офис, магазин…)? Знаете ли вы о паломниках? Есть ли в Перми места, ставшие объектами паломничества? Были ли вы свидетелями чуда или слышали истории о чудесном исцелении, обретении утраченного, возвращении считавшегося погибшим человеке после обращения к этим святыням? Как вы относитесь к нищим и блаженным, которые постоянно находятся рядом с храмом? Как вы считаете, почему человек просит милостыню? Слышали ли вы о конфессиональных (религиозных) столкновениях в Перми?

13. Профессиональная среда. Какие официальные и неофициальные наименования профессии вы знаете? Как называется специалист в данной профессии? Новичок? Дилетант? Непрофессионал? Как называются основные виды орудия производства, их неофициальные наименования (например, клавиатура - клава, клавка, клавишник и д.т.)? Как называются основные профессиональные навыки? Этапы производственного процесса? Как называют результат работы? Как называют брак? Как называют заказчика? Есть ли профессиональный праздник? Чем он характерен?

Одежда и быт







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.