Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мобильный телефон в повседневной жизни молодёжи





Мобильный телефон в повседневной жизни молодёжи

(на примере молодёжи города Апатиты)

 

Дипломная работа защищена

«____» _________ 2010 г.

Оценка_____________

 

Председатель ГАК

_________________________

 

Апатиты


Содержание:

Введение. 3

Глава первая. Мобильный телефон как социокультурный феномен. 7

1.1. Социальное значение мобильного телефона. 10

1.2. Особенности мобильной коммуникации. 14

1.3. Мобильный этикет. 15

1.4. Потребительские предпочтения молодежи. 17

в отношении мобильного телефона. 17

Глава вторая. Повседневные практики использования мобильного. 21

телефона молодёжью: результаты исследования. 21

2.1. Общее описание исследования. 21

2.2. Способы и мотивы подключения молодёжи к услугам мобильной связи. 23

2.3 Потребительские предпочтения молодёжи в сфере мобильных товаров и услуг. 26

2.4. Социальные функции мобильного телефона. 31

2.5. Особенности мобильного этикета среди молодежи. 36

Заключение. 42

Список литературы: 44

Приложение №1. 50

Приложение №2. 53

Приложение №3. 56

Приложение №4. 67

Приложение №5. 84

Приложение №6. 93

Приложение №7. 103

Приложение №8. 114


Введение

 

Жизнь современного общества тесно связана с развитием и массовым распространением информационно-коммуникационных технологий. Технологические изменения, произошедшие в средствах массовой коммуникации в середине 1980-х годов [45], постепенно становятся, (и можно сказать, что уже стали) одним из важнейших факторов общественного развития. Расширение возможностей для коммуникации посредством эффективных, относительно доступных мобильных средств связи создает предпосылки для новой организации общества. По мере расширения сети пользователей Интернета и мобильного телефона, целые сферы человеческой деятельности стремительно переносятся в поле мобильной коммуникации.

Кардинально изменяется привычный порядок взаимодействия как на уровне институтов, так и на уровне индивидов, участвующих в интеракциях. Как пишет Е. Николаева: «В конце ХХ – начале ХХI вв. репрезентантом повседневности в полной мере стал мобильный телефон. По существу, мобильный телефон – не роскошь, а средство коммуникации. Из его сугубо технических возможностей возникает огромное семиотическое поле новых социокультурных значений. С помощью мобильного телефона иная, виртуальная реальность, порожденная Интернетом, просачивается в повседневную жизнь. Мобильный телефон наиболее ярко раскрывает одну из значимых характеристик современной молодежной субкультуры – ее игровой характер. Игра как досуг, как ребячество, как стёб, как способ переживания реальности (“мобильная жизнь”), как сценическое отношение к жизни» [41].

Мобильные телефоны появились в нашей жизни сравнительно недавно, однако распространились среди российских потребителей достаточно быстро. Еще 5-10 лет назад это средство связи у большинства наших граждан ассоциировалось с образом «нового русского», человека зажиточного, стремящегося выставить напоказ и подчеркнуть свой уровень благосостояния. Сегодня мобильный телефон можно увидеть в руках инженера, мелкого торговца, школьника, жителей больших и малых городов.

Отдельного упоминания требуют студенты. Кажется, что сейчас было бы невероятно трудно отыскать молодого человека, у которого нет мобильного телефона. Рынок мобильных товаров и услуг значительно вырос за последние несколько лет. Производители разрабатывают новые модели телефонов, снабженных огромным количеством функций, активно работают над дизайном продукта. Весь спектр предлагаемых новинок, а также тот факт, что стоят они, как правило, недешево, создают прекрасную возможность для развития престижного потребления в интересующей нас сфере [25]

Актуальность данной темы. В последние десять-пятнадцать лет (начиная со второй половины 1990-х гг.) российское общество тоже включилось в глобальный процесс информационного потребления. Особенно активно в него вовлекается молодежь. Так, в период с 1997 по 2007 год (то есть всего за 10 лет) число пользователей мобильным телефоном в одном только Санкт-Петербурге составило 75% от общего числа жителей [40]. При этом, как показывают недавние опросы Фонда «Общественное мнение», 88% российских абонентов составляют люди от 18 до 24 лет, а 18% взрослого населения страны сотовыми телефонами не пользуются до сих пор [3].

Самой массовой информационно-коммуникационной технологией в России сегодня становится мобильный телефон (рост количества пользователей сети Интернет примерно в два раза ниже). Основная масса подключений в последнее время происходит в возрастной когорте 20-30 летних. «В крупных городах сотовой связью пользуются не менее 65% населения, а в сельской местности – около 42%. Мобильные услуги в основном распространены среди молодежи, пожилые россияне очень медленно вливаются в мировой разговорный процесс – среди возрастной категории старше 60 лет абонентов мобильной связи оказалось всего лишь 13%» [3].

Можно согласиться с мнением В. Голофаста: «Сегодня технология становится универсальным посредником между человеком и миром, вооружает его новыми способностями и возможностями» [26].

Обзор литературы. Число публикаций, посвященных социологическим исследованиям роли мобильного телефона в повседневной жизни молодёжи (молодежной субкультуры), на наш взгляд, не достаточно. Исследователь М. Грановская пишет: «Обзор публикаций, посвященных потреблению мобильных товаров и услуг сотовой связи, не позволил собрать достаточного количества информации, которое позволило бы ответить на интересующие нас вопросы» [25].

В качестве публикаций-исследований по данной теме следует назвать серию статей известного петербуржского социолога Б. Гладарева: «Женщина, мужчина и мобильный телефон» (2006), «Социальное измерение мобильной телефонии» (2005) «Молодёжь и мобильная телефония» (2007), «Информационно-комуникационные технологии, между автономией и контролем» (2007).

В данных исследованиях автор (Б. Гладарев) изучал, в частности, гендерную специфику использования мобильного телефона, аспекты, касающиеся феномена «психологической зависимости» (в процессе использования мобильного телефона). Кроме того, рассматривались использование мобильного телефона с точки зрения публичного / приватного пространства, а также роль мобильного телефона как средства социального контроля.

Следующее социологическое исследование, проведённое в рамках проекта «Меняющаяся повседневность: влияние мобильных коммуникаций на жизненный мир человека в современном мегаполисе» (2006), было нацелено, как пишет автор проекта Роман Абрамов, на: «рассмотрение социальной роли мобильного телефона в повседневной жизни жителей крупных городов в возрасте 20-30 лет. Актуальность этой темы обусловлена целым комплексом обстоятельств: во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), наиболее распространенной формой, которых являются мобильные телефоны, изменяющие социальное пространство индивида и общества, предоставляют новые возможности для интеракции и обмена информации; во-вторых, эти изменения служат базой для формирования социальных практик нового типа, начиная от правил этикета в повседневном общении и заканчивая способами коллективной мобилизации для осуществления совместных политических действий» [1].

Далее представляет интерес исследование, проведенное М. Грановской (ГУ ВШЭ), результаты которого опубликованы в статье «Мобильный телефон в жизни студента, роскошь или средство связи?». Целью автора было исследование потребительских предпочтений студентов относительно мобильных товаров и услуг [25]. Результатом исследования стала классификация стратегий потребительского поведения студентов в сфере товаров и услуг сотовой связи, а также типология студентов-потребителей мобильных товаров и услуг.

Целью данной работы является выявление особенностей повседневных практик пользования мобильным телефоном среди молодежи.

Для реализации поставленной цели был сформулирован ряд задач, а именно:

1. Изучить особенности мобильной коммуникации

2. Определить мотивы и способы включения молодежи в сеть мобильной коммуникации

3. Рассмотреть социальную роль и функции мобильного телефона в молодежной субкультуре (в том числе феномен «психологической зависимости» и гендерный аспект использования мобильного телефона).

4. Выявить наличие «мобильного этикета» и его соблюдение в повседневных практиках пользования мобильным телефоном среди молодежи.


Мобильный этикет

 

Существуют попытки регламентировать повседневное использование мобильного телефона особенно с точки зрения его использования в публичном и приватном пространстве. Для чего необходим этикет? Как пишет В. Ильин, этикет «регламентирует повседневность, например, процесс потребления пищи (как держать вилку и ложку, как сервировать стол и т.д.), одежды (что прилично к какому случаю), стиль общения и т.п. Этикет, как и ритуал, является важным инструментом конструирования идентичности. Соблюдая этикет потребления, индивид демонстрирует свою принадлежность к данной группе. По незнанию этикета индивида идентифицируют как чужака». [34].

Хартия мобильного этикета (которая желательна, но не обязательна для соблюдения) состоит из 9 перечисленных ниже пунктов [32]:

1. Необходимо выключать личный мобильный телефон, безусловно, в тех случаях, когда использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизнь других людей (летательные аппараты, операционные медицинские комплексы и т.п.).

2. Необходимо выключать личный мобильный телефон или переводить его в беззвучный режим на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов.

3. Следует воздерживаться от использования мобильного телефона во время управления транспортом.

4. Следует выключать мобильные телефоны или переводить их в беззвучный режим на деловых встречах и переговорах, если нет иных договоренностей.

5. В общественных местах (кафе, рестораны, магазины, общественный транспорт и т.п.) мобильный телефон следует использовать с наименьшим возможным уровнем громкости сигнала и голоса и с наибольшим возможным уважением к окружающим.

6. Не следует использовать в качестве звукового сигнала то, что может оскорбить или встревожить окружающих (нецензурная лексика, грубые и резкие выражения и звуки).

7. Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев.

8. Определение местоположения абонентов, отправка на их номера различного формата сообщений со справочной информацией и другие действия операторов мобильной связи в отношении своих абонентов возможны только с согласия абонентов.

9. Тайна телефонных переговоров и конфиденциальность сведений об абонентах сотовой связи — предметы неукоснительного соблюдения уполномоченными государственными органами, операторами мобильной связи и самими пользователями.

По данным опроса проведенного ROMIR Monitoring [32]:

53% опрошенных выключают мобильный телефон при посещении театров, выставок, кино и концертов, а 56% не отвечают на звонки во время деловых встреч;

75% считают некорректным использовать различные приложения или игры на мобильном телефоне, находясь в общественном месте, при включенном на большую громкость звуковом сопровождении, в то время как 19% опрошенных уверены, что это вполне допустимо;

83% считают, что когда они звонят на мобильный телефон, необходимо поинтересоваться, удобно ли человеку разговаривать в этот момент;

82% опрошенных считают запреты на разговоры по мобильнику за рулем машины исключительным требованием безопасности. Но только 13% не отвечают на звонки во время вождения. В то время как 90% опрошенных приветствуют пропаганду правил мобильного этикета в обществе.

Общее описание исследования

Основной акцент в нашей работе делался на изучении повседневных практик, связанных с использованием мобильного телефона различными представителями молодежной среды. («Знакомые картины повседневных занятий, к которым участники относятся как к «естественным событиям жизни» - это многочисленные факты их повседневного существования, представляющие собой одновременно и сам реальный мир, и продукт деятельности людей в этом мире» [14].) «Отсюда выводятся два следствия: во-первых, необходимость замены объяснения детальным этнографическим описанием, не привносящим теоретических или идеологических категорий в исследуемые явления. И, во-вторых, обращение к так называемой «повседневности», то есть к типичным, рутинным, непроблематичным и поэтому незамеченным действиям, составляющих основную часть социальной жизни» [11: С. 13].

При этом само исследование было проведено в рамках качественной методики, посредством полуформализованного личностного интервью. Исследовательский проект был разработан в стиле кейс стади [35], то есть, сконцентрирован на анализе отдельных случаев. В нашем варианте это 6 случаев (3 женских и 3 мужских). Критерии отбора информантов были продуманны заранее, а именно: возрастные границы респондентов (от 18 до 35 лет), принадлежность к различным профессиональным, социально-экономическим группам, различный семейный статус, а также разный опыт пользования мобильным телефоном.

В ходе анализа материалов интервью мы выделили следующие тематические поля: 1) способы и мотивы подключения молодежи к услугам мобильной связи, 2) мобильный телефон и потребительские предпочтения молодёжи 3) функции мобильного телефона 4) мобильный этикет в молодежной среде

Характеризуя биографические ситуации участников исследования, необходимо отметить следующие:

1. мужчина: 21 год, не женат, нет детей, среднее общее образование, студент.

2. мужчина: 24 года, не женат, нет детей, высшее образование, аспирант.

3. мужчина: 33 года, женат, 2 детей, высшее образование, руководитель агентства.

4. женщина: 20 лет, не замужем, нет детей, среднее общее образование, студентка

5. женщина: 30 лет, замужем, 1 ребёнок, высшее образование, офис-менеджер агентства.

6. женщина: 23 года, не замужем, нет детей, среднее общее образование, студентка

Таблица №1

Сводная таблица характеристик объекта исследования

имя возраст образование семейное положение социальный статус
  Андрей 21 год среднее общее не женат, нет детей студент
  Антон 24 года высшее не женат, нет детей аспирант
  Александр 33 года высшее женат, двое детей руководитель агентства
  Татьяна 30 лет высшее за мужем, один ребёнок офис менеджер агентства
  Кристина 20 лет среднее общее не замужем, нет детей студентка
  Светлана 23 года среднее общее не замужем, нет детей студентка

К услугам мобильной связи.

Обратимся к мотивам, побудившим информантов приобрести телефон, и способам включения респондентов в сети мобильной связи. Условно можно выделить следующие мотивы:

1. Мотив «для того чтобы» - «В этом контексте «мотив» означает состояние дел, цель, которую намерены достичь предпринимаемым действием. С точки зрения действующего, такой тип мотивов относится к будущему» [54: С. 23].

«...для общения с родственниками в первую очередь». (Т., 30 л.)

«Для чего купил? На самом деле для того чтобы не выделяться из толпы быть как все [33]. Ну, все ходили с мобильниками, а я что...». (А.,21 г.)

«Ну, на самом деле он называется мобильный... Быть мобильным... чтобы не привязываться к определенным каким-то людям. Чтобы сокращать расстояние и увеличивать скорость общения. В общем, быть мобильным». (А., 33 г.)

2. Мотив «потому что» - «с точки зрения действующего относящийся к его прошлому опыту, побуждающему его действовать тем или иным образом» [53: С. 24].

« Во-первых, конечно для звонков, для чего он собственно и создан. Но всё равно, <потому что> это какая-то мода была в, то время. Я старался по цене не бегать, и поэтому покупал телефон максимально возможно для удовлетворения своих потребностей. Это – звонить, какие-то sms-сообщения, mms-сообщения. Но в целом, конечно же, дань моде я тоже отдавал, то есть он был в какой-то мере даже популярным». (А., 24 г.)

Существуют различные способы включения информантов в сети мобильной связи. В зависимости от способа приобретения, мобильный телефон может выступать в качестве:

а) товара, как результат покупки - «товар это вещь, обладающая потребительской и меновой стоимостью» [36: С. 134]:

«... я его купила в Мурманске, в гостинице «Арктика», на первом этаже. Там был какой-то отдел с сотовыми телефонами. Там было на выбор, наверное, пять телефонов. И я взяла из них самый дешёвый». (Т., 30 л.)

б) подарка:

«Мой первый мобильный телефон, я даже не покупал, его подарил мне мой друг. Это была очень древняя модель, но мне этот телефон очень нравился. Потому что в Апатитах, и вообще я думаю, по всей стране был пик сотовых телефонов, и они только входили в нашу жизнь». (А., 24 г.)

«... второй мобильный телефон... Когда мой молодой человек увидел весь этот ужас перемотанный скотчем, он как раз собирался приобретать себе новый мобильный телефон, его старый мобильный телефон перешел ко мне (смех), он мне его подарил. Он был практически новенький, миниатюрный, очень удобный, плоский практически, очень тоненький – это второй мобильный телефон. Затем был ещё третий, это опять же был Siemens, подаренный другим моим молодым человеком». (К., 20 л.)

в) поощрения – «вознаграждения, основанного на благих побуждениях» [44: С. 255]:

«Ну, впервые я купил свой мобильный телефон в 2005 году, мне было 17 лет. Покупал я его, точнее мне его купили вследствие договоренности с мамой. То есть она мне сказала: «Поступи в университет, а я тебе куплю всё, что ты захочешь». И я выбрал мобильный телефон, потому что все сверстники и одноклассники в 11 классе ходили с мобильниками. А я как лох ходил без мобильника». (А., 21 г.)

Примечательно, что приобретение мобильного телефона нередко связано с определенными сюжетами в биографии информантов. Например, как в случае одной из информанток, это переезд из одного города в другой. Соответственно покупка мобильного телефона была вызвана необходимостью поддерживать связь с близкими родственниками:

«Потому что мы с жили в Печенге, уехали с мужем служить в армию, а мои родители живут в другом городе. Поэтому нам нужно было как-то держать связь. И мы ездили на гору с Печенги в другой город Заполярный. Поднимались повыше, чтобы эта связь ловила». (Т., 30 л.)

При этом необходимо отдельно отметить, что в ситуации отсутствия мобильного телефона практически все информанты ощущают тревогу и обеспокоенность, вызванную страхом пропустить важный звонок:

«... отойдя пару шагов от дома, я вдруг понял, что нужно что-то написать, или кому-то позвонить. И вдруг понимаю, что у меня нет приспособления, чтобы написать или позвонить. Сразу мысли: у меня нет связи с людьми и собственно с человечеством, и у него нет связи со мной, то делать дальше? У меня была жуткая паника. Я постарался сделать побыстрее все свои дела, вернуться, наконец, домой и взять в руки телефон. И когда я вернулся домой, обнаружил большое количество вызовов и sms-ок: «Почему я не беру телефон?». (А., 21 г)

«Ну, как ощущения, что сейчас пропущу какой-то важный звонок, например. Как-то да, конечно не хватает телефона, сразу какая-то суета начинается, как так без телефона? Мне кто-то звонит, и мне сразу становится куда-то нужно позвонить. А потом сразу беспокоюсь, ага не дай бог, ладно ключи дома оставила, ну если я телефон дома оставила, то я вообще без всего останусь. Без телефона, как без рук, конечно». (Т., 30 л.)

 


Мобильных товаров и услуг.

В результате анализа материалов интервью была выявлена гендерная специфика потребительских предпочтений.

Прежде всего, гендерная специфика проявляется в том, что некоторые мобильные телефоны условно можно разделить на «мужские» и «женские» Таким образом, мы можем сделать вывод, что мобильный телефон в молодёжной среде обрастает гендерными стереотипами, определенными «женскими» и «мужскими» маркерами [24]:

«... ну, мне нравится, он не сильно тоненький такой, более такой «мужской» телефон, в руке так лежит не теряется в ладошке. Кнопочки можно нормально нажимать, пользоваться навигацией». (А., 32 г)

Для сравнения женский нарратив:

«А вообще, если зайти в магазин, посмотреть на витрину телефонов мобильных... Конечно, есть телефоны розовенькие, с кулончиками, Мне кажется, что «мужские» телефоны они более такие массивные, они как правило, либо чёрного цвета, либо серебристого. Они отличаются тем, что там такая кирпичная, массивная форма. А для девочек более такие гладкие телефоны овальных форм. Цвета от голубых до розовых, всякие там цветочки всевозможные, стразики там можно приделать. А еще я даже заметила, что в некоторых телефонах есть такая функция как «женский» календарь. Правда, в моём телефоне её нет». (С., 23 г)

Для мужчин при покупке мобильного телефона принципиально важными являются его технические характеристики, наличие в телефоне дополнительных услуг, например, видеокамеры или плеера:

«... к примеру, на сегодняшний день мой мобильный телефон, он с плеером. То есть там хорошая flash-карта, и я на нём слушаю музыку. То есть когда, например я нахожусь на улице, или куда-то еду, или иду, я слушаю музыку. И это на сегодняшний день при покупке было основным критерием, по которому я его покупал. Наличие плеера, так сказать минимизация тех вещей, которые я ношу с собой. То есть мне не надо носить плеер и телефон, я ношу телефон, в котором есть плеер. И это было очень удобно на мой взгляд. Цена не имела значения практически, для меня это не было существенным». (А., 24 г.)

«Я купил свой мобильный телефон потому что, я хотел себе Sony Ericson чёрного цвета. Собственно так и получилось, что я увидел в магазине Sony Ericson чёрного цвета. А именно эту модель, потому что когда-то я думал, что джойстик посередине телефона – это фотокамера, или видеокамера. А это оказался просто джойстик. Это было таким неприятным удивлением, разочарованием даже». (А., 21 г.)

Информанты-мужчины высказывают мнение о том, что покупатель должен занимать более «активную» позицию в момент покупки мобильного телефона. Он (покупатель) обязан изучить всю доступную информацию о приобретаемой им модели:

«Я считаю, что нужно, если модель какая-то понравилась, в первую очередь, ты должен посмотреть информацию про неё в сети. То есть те характеристики, которые написаны на официальном сайте производителя. Потому что там наиболее точная информация, наиболее конкретная информация, и ни каких преувеличений». (А., 24 г.)

«О, при покупке телефона я очень долго изучал формы и прочее. То есть о той модели, которую я купил, я знал практически всё». (П., 32 г.)

Для мужчин характерна также приверженность к определённой марке телефона:

«... в результате, вследствие этого горького опыта я понял, что больше никогда не куплю себе Sony Ericson, а буду покупать Samsung, потому что как я понял, Samsung работает без глюков абсолютно». (А., 21 г.)

«... и мой первый телефон он назывался Nokia, я до сих пор придерживаюсь этой фирмы, мне она очень нравится». (А., 24 г)

Женщины-информанты, в отличие от мужчин, презентируют себя как «незнающие», «непонимающие» технических тонкостей и нюансов мобильного телефона. Для женщин телефон – это удобная вещь с минимальным количеством «навороченных» функций:

«... в функциях я всё равно в любом случае не разбираюсь. Но мне важно чтобы он был удобный, как бы, ни особо замороченный, и как можно меньше ломался. Поэтому чем меньше навороченных функций, тем он соответственно меньше ломается на мой взгляд». (Т., 30 л)

При этом никто из информантов не уделяет особого внимания внешнему виду телефона и не заботится о нём:

«Нет, этим я стараюсь не заниматься. Я иногда экран могу протереть. А так собственно никаких чехлов, никаких дополнительных устройств для него. Какие-то кармашки, пакетики, вот это я не использую. Я считаю, что это лишнее, телефон должен быть как он есть». (А., 24 г)

«Шнурки, абсолютно не нужны. Съемные панели – это так для эстетов каких-нибудь. А чехлы для людей, у которых есть реальный бзик покарябать, покоробить или что-нибудь сделать со своим мобильным телефоном. У меня, например, его нет. Поэтому я считаю лично для себя – это абсолютно не нужным. Это портит внешний вид телефона». (А., 21 г)

Основная забота о внешнем виде телефона сводится к «периодическому протиранию» мобильного телефона и покупке к нему функциональных аксессуаров:

«Были чехольчики, но они мне жутко мешали (пауза). Я не украшала телефон. Конечно, была помладше, конечно смотрела на девочек одногруппниц, с которыми я общалась. Они как-то старались всякие прибамбахи вешать на мобильники. Было даже прикольно посмотреть, какая там очередная висюлька висит: пушок, игрушка, буква с именем, ещё что-нибудь». (С., 23 г)

«Вообще я человек аккуратный. Ну, протираю тряпочкой его периодически... Не запускаю телефон, но в чехлах не ношу». (А., 33 г)

Стоит отметить, что в ряде случаев у респондентов может быть не одна, а несколько sim-карт. При этом, можно выделить два типичных случая их наличия.

В первом случае информанты пользуются несколькими sim-картами одновременно, либо поочередно:

«... а ещё есть sim-карта, с которой я в роуминг выезжаю. Телефон то же я с собой беру, ещё один, когда в роуминге. Чтобы был и этот телефон, с этой sim-картой, и чтобы был другой». (Т., 30 л.)

Во втором случае информанты меняют свою sim-карту на новую, при этом прежней в дальнейшем уже не пользуются. В данном случае смену sim-карты информанты, как правило, объясняют экономическим фактором, а именно, поиском наиболее выгодного тарифа:

«Первая sim-карта «Мегафона», появилась потому что в то время «Мегафон» котировался больше всего. Потом мне немножко надоело тратить столько-то рулей за минуту, И я решил приобрести себе новую sim-карту «Билайна» с тарифом «Жара», 1,45 первая минута и все остальные по 5 копеек. Я на нём сидел где-то полгода или даже год. Потом до меня дошли слухи о ещё одном тарифе «Билайна», честно, не помню, как он назывался. Проблема в том, что первая минута 2,40, все остальные по 25 копеек, но я на это повёлся. Оказалось, что я был не прав – это всё так же дорого. Ну, и в итоге я всё-таки пренебрег советами своих друзей и знакомых не брать sim-ки «Tele-2», поскольку связь плохая. Но всё-таки взял, потому что 2 рубля первая минута и 10 копеек последующие – это всё-таки очень и очень выгодно. И по сей день сижу на этой sim-ке и не особо жалуюсь». (А., 21 г.)

Помимо экономического существует также социальный фактор смены телефонного номера – желание избавиться от ненужных социальных связей:

«...я меняю sim-карту, если хочу окончательно вычеркнуть какого-нибудь человека, с кем я не очень хочу общаться, который знает номер моей старой sim-карты». (А., 21 г.)

«Кстати, у меня была такая мысль. До меня домогался один мужчина, он был озабоченный и страдал шизофренией как я, потом узнала. И он мне в день слал по 100 sms-ок различного содержания. Очень неприятно, меня уже начала развиваться мания преследования. То есть в университет за мной заходила подруга, домой меня отвозили. Я уже правда хотела сменить номер. Потому что он не знал, где я живу, но меня это очень сильно напрягало – по100 sms-ок в день. Он слал днем, ночью, вечером, когда работал, когда ел, когда спал, когда пил, он даже тогда слал мне sms-ки. Тогда у меня было желание сменить номер». (С., 23 г.)

 

Таким образом, среди основных критериев предпочтения молодежью того или иного мобильного телефона, наиболее важным является — его практичность, а не престижность. То есть мобильный телефон в молодежной среде не является объектом престижного потребления. Данный вывод косвенно подтверждают слова одного из информантов:

«Для меня у телефона потолок десятка, больше я за телефон не хочу отдавать. Там за 30-ть тысяч для меня телефон купить, да на хрен нужен такой? Для меня не нужны вот эти сильно большие понты. Чтобы потом его потерять и волосы выдергивать из головы». (А., 32 г.)

 


2.4. Социальные функции мобильного телефона

Говоря о социальной роли мобильного телефона в молодежной среде, по итогам исследования нами могут быть выделены следующие его функции:

1. Функция общения.

Указывая на эту функцию, тем не менее, следует подчеркнуть, что у информантов существуют негативные оценки (по выражению одного из участника исследования) «болтологии» по мобильному телефону:

«Телефон – это средство связи, болтологией по нему я заниматься, не намерен. Если же есть необходимость и нужно решить вопрос здесь и сейчас, и нет вопроса о встрече, конечно, мы будем разговаривать по телефону, и решим этот вопрос так. Когда есть возможность встретиться, мы, конечно же, встретимся, и я на этом настаиваю». (А., 24 г.)

Примечателен тот факт, что практически никто из информантов не отключает мобильный телефон ночью, но при этом на телефонные звонки респонденты, как правило, предпочитают не отвечать:

«Нет, ночью я не отключаю телефон, но и на звонки я тоже не отвечаю. Хотя бы, потому, что ночью меня ничто не разбудит, даже пушечный залп». (А., 21 г.)

«... да вообще мне ночью никто не звонит. Но если какой-то придурок позвонит, то я думаю, он пожалеет о том, что позвонил. Вообще телефон я никогда не отключаю. Если человек какой-то, ну, знаешь там, бывает, пьяный звонит, придурок и просто гонит... Я сразу чётко ставлю точки над «и». И объясняю, что может быть, если он это не прекратит. Ну, обычно после никто больше не звонит». (А., 32 г.)

2. Координация совместных действий, назначение времени и места встречи:

«... созвонились, договорились, встретились, где и когда. Для меня важен контакт глаз, контакт тактильный. Когда я вижу человека, вижу его глаза, вижу его реакцию». (А., 24 г.)

3. Функция социального контроля.

Можно условно выделить два уровня контроля посредством мобильного телефона в представлениях молодежи:

а). Государственный контроль по отношению к отдельному индивиду, «надзор над мельчайшими фрагментами жизни» [51: С. 204]. В текстах интервью информанты высказывают опасения, допуская возможность контроля над ними государственных (правоохранительных) органов с помощью мобильного телефона. Респонденты настороженно относятся к передаче по телефону личной, конфиденциальной информации. Именно данной причиной можно объяснить практики кодирования sms-сообщений:

«Да это было и не раз. Были такие случаи, когда дело касалось таких тем разговоров, которые могли бы не понравиться правоохранительным органам. Или людям, которые находились бы рядом с моим собеседником, или рядом со мной, которые могли бы краем глаза уловить содержание sms-сообщения. Поэтому приходилось его как-то зашифровывать. Ну, например, такое sms-сообщение: «Есть, что почитать?», а предполагает: «Есть, что покурить?». Ну, вы прекрасно знаете, что покурить». (А., 21 г)

При этом следует подчеркнуть, что есть информанты, которые придерживаются обратной позиции, не высказывая подобных опасений:

«Я не верю в то, что телефон прослушивается или ещё что-то. Во всяком случае, что меня кто-то прослушивает». (Т., 30 л)

б). Контроль между отдельными участниками внутри социальной сети.

Материалы интервью позволяют говорить нам о существовании контроля с помощью мобильного телефона не только на уровне государственных институтов, но и на уровне межличностного взаимодействия внутри социальной сети. Например, внутри семьи, члены которой имеют возможность посредством мобильного телефона контролировать других и буквально согласовывать каждый свой шаг. В качестве иллюстрации возьмем пример контроля в такой повседневной ситуации как покупка в магазине:

«Ну, контролировать по телефону? Конечно, да. Ну, вот именно так всё и происходит. Спрашиваю: «Купил ты, или нет?!». «Купи!» - сначала дома сказала, потом звоню, напоминаю: «Купи!». Потом перезваниваю: «Купил?!». Ну, как бы вот так вот». (Т., 30 л.)

«Да, конечно. И даже я иногда, когда прихожу в магазин, и меня просят что-то купить, я могу позвонить и спросить чтобы она мне напомнила. Или, например, сказать, что чего-то нет, может быть купить какую-то замену. В этом отношении конечно гораздо удобней, я прихожу, звоню и спрашиваю. Меньше запоминаешь, потому что надеешься на мобильный телефон. Он становится частью твоей жизни, и ты меньше задумываешься, о чем-либо». (А., 24 г.)

В продолжение темы рассмотрим ещё одну типичную ситуацию: кто-то из членов семьи, находясь вечером в гостях, задерживается домой:

«... что касается родителей, бывали такие ситуации. Если после полуночи меня не было дома, по причине, если я у подруги задерживалась... Мама или папа звонили и интересовались, где меня черти носят? Даже не было вопроса, был приказной тон. В приказном порядке мне говорили: «Собирай вещички и бегом домой! Ты видела, который час вообще?!» (К., 20 л.)

Правда, следует отметить, что прямой социальный контроль в такой ситуации проблематичен (в конечном итоге абонент может просто отключить мобильный телефон, не ответить на звонок). Поэтому информантам приходится постоянно придумывать объясняющие формулировки:

«Самые распространенные вопросы, на мой взгляд, по мобильному телефону – это вопросы: ты где? когда освободишься? что ты делаешь? Это самые распространенные вопросы, которые уже подразумевают, что человек тебе ответит, что он делает, где он, и что он планирует делать». (А., 24 г.)

4. Функция хранения необходимой информации.

Мобильный телефон используется как универсальный носитель, на котором можно хранить сведения о своей персональной сети, музыкальные, видео, аудио материалы: «Я делаю фото-картинки, фотографирую людей, фотографирую просто какие-то пейзажи, которые мне нравятся. Ну, они хранятся у меня в телефоне, я их иногда посылаю друзьям». (А., 24 г)

Практики структурирования информантами контактов в своем телефоне не отличаются большим разнообразием и заключаются, как правило, в обозначении абонентов с помощью фотографий и мелодий:

«... нет, у меня просто список, и даже никаких групп нет». (Т., 30 л.)

«... на некоторых близких моих друзей стоит фотография. Иногда я ставлю мелодию. То есть они мне делают звонок, и я вижу, кто мне звонит. То есть написано, например «Иван Попов», и его фотография. Но это очень мало, и я этим не увлекаюсь. Это опять же мода на развлечения. Когда человек ставит картинку, мелодию – это уже развлечение, это уже развлекуха. В современном мире – телефон это игрушка для каждого человека, особенно для девушек». (А., 24 г.)

«Ну, да, контакт матери у меня обозначен фотографией и специфической мелодией «Мамка звонит!». Контакты особо близких друзей у меня тоже обозначены фотографиями и мелодиями тоже. А все остальные просто». (А., 21 г.)

Здесь, следует заметить, что практически все информанты разделяют для себя абонентов по степени близости межличностного общения. В данном контексте мы можем говорить о том, что тем абонентам, которые входят в так называемый «ближний круг» (родители, наиболее близкие друзья) респонденты предпочитают (например, в ситуации праздника) позвонить – обосновывая это важностью «живого» общения. Тем абонентам, которые не входят в «ближний круг» (знакомые, приятели), информанты, как правило, отсылают sms-сообщения. Таким образом, получается, что мобильный телефон действительно сближает, помогая поддерживать связь с родственни<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.