Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальное значение мобильного телефона





 

Нельзя обойти вниманием вопрос об основных функциях мобильного телефона в обществе. Основываясь на данных проведенных исследований, можно выделить следующие функции мобильного телефона: [16; Гладарев, 2006]

1. Телефон как средство коммуникации.

При этом общаться по мобильному телефону можно в различных ситуациях и с разными целями:

а) для координации совместных действий:

Координация – это наиболее важная функция мобильного телефона. Возможность соотнести себя со своим абонентом в пространстве и времени, при этом не быть привязанным к каким-то локальным точкам на карте города – это одно из основополагающих свойств мобильной связи.

б) возможность активизировать свою социальную сеть почти в любом месте и в любое время. Это очень важно для эмоциональной поддержки внутри сети. Так же важно иметь доступ или быть доступным для других людей входящих в твою социальную сеть. Мобильный телефон позволяет в любой момент напомнить друзьям о своем существовании, поддержать других в трудной ситуации.

в) Обеспечение безопасности. Возможность позвонить, сообщить по мобильному телефону о возникновении проблемной ситуации также является одной из его основных функций.

г) Мобильный телефон используется для работы и оперативного разрешения деловых ситуаций. Другими словами, мобильный телефон необходим для решения проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы, или для ведения деловых переговоров.

д) Кроме того, мобильный телефон может быть инструментом контроля, как со стороны начальства или родителей, так и со стороны сверстников.

2. Еще одна функция мобильного телефона, о которой необходимо упомянуть – это презентация принадлежности к определенной статусной группе владельца телефона. Мобильный телефон может быть элементом престижа, знаком принадлежности к определенной среде. Определенная модель или тариф может быть прочитан как социальный маркер принадлежности к той или иной статусной группе.

 

Обратимся к результатам ещё одного социологического исследования, проведённого в рамках проекта «Меняющаяся повседневность: влияние мобильных коммуникаций на жизненный мир человека в современном мегаполисе» [1]

Во-первых, мобильный телефон становится способом структурирования социальной сети. Информанты отмечали, что смена номера мобильного телефона означала качественное изменение круга общения: новый номер мобильного телефона предоставлялся только тем участникам межличностной коммуникации, с которыми пользователь хотел продолжать личные отношения.

В основном контакт-листы других информантов содержали не более пятидесяти-семидесяти контактов – то есть они включали только тех, с кем поддерживаются относительно регулярные отношения (круг знакомых).

Во-вторых, мобильный телефон позволяет, по-новому, координировать коллективные перемещения в мегаполисе, делая городское пространство и время непрерывным континуумом коммуникаций. Достигается «эффект роения», когда встреча участников коммуникации не является жестко привязанной к определенному месту-времени, но переопределяется в процессе непрерывной SMS и устной интеракции.

В-третьих, мобильные телефоны изменяют представление о приватном пространстве, заставляя индивида постоянно находиться в ситуации «удаленного доступа» для других. Таким образом, подрывается возможность феноменологического одиночества, что вызывает чувство обеспокоенности. Информанты отмечали, что даже когда они выключали мобильные телефоны, они испытывали беспокойство, полагая, что могут не получить важного сообщения. Большинство участников опроса вообще предпочитают не выключать свои мобильные телефоны, переводя их в случае необходимости на тихий режим или виброзвонок.

Эмпирические материалы проведенных исследований показывают, что люди, включившиеся в практики пользования мобильными телефонами, рассматривают этот аппарат как значимую часть своей жизни. Все информанты, участвовавшие в исследовании, не видят для себя возможности отказаться от мобильной связи. Она стала неотъемлемой частью их повседневности. Согласно материалам интервью, отсутствие мобильного телефона воспринимается информантами болезненно. [19]

Можно предположить, что такого рода зависимость вызвана особой ролью, которую получил мобильный телефон в молодежных сетях. Он стал почти обязательным атрибутом для самых разнообразных групп современной молодежи. Он символизирует собой «современность», «свободу», «мобильность»

Данные исследований показывают, что мобильные телефоны молодые люди всегда носят с собой: кто-то в сумке, кто-то в кармане, а некоторые пытаются демонстрировать свои телефоны публике. Тогда их носят на специальных шнурках на груди или же в чехлах на поясе. Мобильный телефон – это не только средство связи, но и определенный маркер, даже часть идентичности его владельца. Другими словами, молодые люди эмоционально и физически привязаны к своему мобильному телефону.

Принципиально различно отношение к мобильному телефону со стороны мужчин и женщин. Д. Быков пишет по поводу гендерных различий: «Женское отношение к мобильному телефону принципиально другое: если для мужчины он — друг, спутник, средство связи, признак навороченности... то у женщины он вызывает ассоциации с чуждой и злой силой, которая отнимает любимого. Мобила звонит в самый неподходящий момент, вырывает героя из объятий и гонит на работу...» [7].

Обратимся к мотивам включения в коммуникационные сети мобильной связи. Данные исследований демонстрируют разительные отличия в женских и мужских нарративах, касающихся покупки мобильного телефона. «Женские» истории опираются на дискурсивную модель, которую можно назвать «найди меня», где подчеркивается «женская» объектность. Для девушек мобильный телефон является «удобной штучкой», «возможностью» быть «позванной» или «приглашенной» куда-либо [16].

Мужские нарративы пронизаны риторикой эффективности и престижа. Их дискурсивную модель можно было бы назвать «я успешен». Мужские рассказы концентрируются на технических характеристиках, особенностях модели, ее атрибутивной презентабельности [Там же.]

Этот феномен можно объяснить тем, что мобильный телефон, как любая «новая вещь», прежде всего, включается в существующую гендерную систему, расширяя диапазон ситуаций взаимодействия, но не меняет принципа организации гендерных отношений. Можно интерпретировать подобные формы вовлечения в коммуникацию по мобильной связи, как отражение механизмов социального контроля, основанных на доминирующем гендерном порядке [21].

Резюмируя всё вышесказанное, можно согласиться с мнением Л. Делицина и Н. Секретарёва о том, что «в современном обществе технологии совершенствуются такими темпами, что одно и то же поколение людей может пережить три-четыре локальных НТР. Но сам человек при этом не успевает поменяться, ему по-прежнему требуется общаться, развлекаться и искать информацию. И каждый новый гаджет будет лишь новым ключом к старым дверям» [30].







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.