|
Модель итогового урока литературыСтр 1 из 3Следующая ⇒ Модель итогового урока литературы
Предмет: литература Класс: 8 Дата: № урока: 48/22 Тема урока: Тематическое оценивание № 2. Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Тип урока: урок систематизации и контроля знаний учащихся.
Жанр урока: защита творческих проектов с элементами тестирования
Цели и задачи: расширение информационной компетентности школьников, развитие логического мышления, проверка знаний, умений, навыков учащихся по изученной теме, их способности анализировать и делать выводы; воспитание интереса к поисково-творческой работе, совершенствование навыков культуры общения. Оборудование: записи отрывков из романсов А. Рубинштейна, Г. Свиридова, вальса А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад»; Тематические итоговые уроки по литературе 5,7 кл. Составитель Л.В. Мельникова. Харьков: Основа, 2003; Литература. 8 класс. Тесты для проверки знаний, умений и навыков учащихся. Составитель Соловьева Л.Е. Ростов н/Дону: Rostok, 2000. Модель урока Лà БЭà МУДà ПТП(К)àПТП(И)àТ – ИàД.З.
· Л – литературная зарядка БЭ – блиц-энциклопедия МУД –мотивация учебной деятельности ПТП (К) – презентация творческих проектов (коллективный проект) ПТП (И) – презентация творческих проектов (индивидуальные проекты) Т – тестирование И – итоги Д.З. – домашнее задание Ход урока I. Литературная зарядка 1. Как вы думаете, на каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.
Ключ: Смекалка во всяком деле поможет
2. Блиц энциклопедия: · Фрагментом какого произведения является «Полет шмеля»? (оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова) · Кто написал балет «Бахчисарайский фонтан»? (Б.В. Асафьев) · Как звали французскую певицу, друга И.С.Тургенева, исполнительницу романсов на стихи А. Пушкина и М. Лермонтова? (П. Виардо) · Кто автор музыкальных картинок к повести А.С. Пушкина «Метель»? (Г.В. Свиридов) · Кто автор оперы «Евгений Онегин»? (П.И. Чайковский) · Кто автор вальса к драме М. Лермонтова «Маскарад»? (А. Хачатурян)
III. Сообщение цели и задач урока Коллективная творческая работа по составлению кроссворда.
На доске: · «Подруга дней моих суровых…» («Няне», А. Пушкин) · «Печально я гляжу на наше поколенье!» («Дума», М.Лермонтов) · «Нас было много на челне…» («Арион», А. Пушкин) · «Бой закипел – смертельный бой!» («Мцыри», М. Лермонтов) · «К нему и птица не летит…»(Анчар», А. Пушкин) · «…Одиноко Он стоит, задумался глубоко…» («Утес», М. Лермонтов)
Вопросы к классу 1. Кому принадлежат эти поэтические строки? 2. Из какого произведения они взяты? Кто их автор? 3. Назовите даты жизни поэтов. (1799-1937, 1814-1841) 4. Заполните кроссворд, проставив правильно нумерацию около цитат (В – 1 – по вертикали; Г – 2 – по горизонтали)
Ключ: по горизонтали: 2 – «Няне». 5 – «Дума». 6 – «Мцыри».7 – «Утес». 8 – «Анчар». По вертикали: 1 – Лермонтов. 3 - «Арион». 4 – Пушкин.
IV. Презентация творческих проектов и их словесное оценивание учителем и учащимися. а) кроссворд «А. Пушкин «Капитанская дочка»; б) кроссворд «М. Лермонтов «Мцыри»; в) надпись на щите; г) мини-исследование: «Сравнительная характеристика лирики А. Пушкина и М. Лермонтова». V. Тестирование 1. А. Пушкин в повести «Капитанская дочка» ставил перед собой цель: а) обличить самодержавие; б) развенчать дворянство; в) сделать научное исследование исторических событий; г) поразмыслить над историей родной страны. 2. Наставление, которое дает отец Петруше перед дальней дорогой: а) служи верно, кому присягнешь; б) слушайся начальников; в) на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся; г) береги честь смолоду; д) все подходит. 3. Дуэль между Швабриным и Гриневым произошла из-за: а) оскорбительной оценки стихов Петра; б) неуважительного отношения к Маше Мироновой; в) спора между героями. 4. Исповедь – это: а) рассказ о собственном приключении; б) рассказ о том, что приключилось с другими; в) откровенное признание. 5. В поэме М. Лермонтова «Мцыри» пейзаж – это: а) картина, на фоне которой развиваются действия; б) образ, который помогает отразить мысли и чувства героя; в) неразрывно связан с психологическим состоянием героя. 6. А. Твардовский сказал: «У каждого из нас есть свой …» 7. Род литературы, предметом изображения которого является мир идей и чувств, называется… 8. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Кавказ» основною мыслью является… 9. Соедините портретное описание с фамилией героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: · «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.» · «…Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами…» · «…Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.» · «…Старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате.» 10.Соотнесите перечисленные жизненные ценности и нравственные принципы с главными героями произведений А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и М.Ю. Лермонтова «Мцыри» / а) А.С.Пушкин; б) М.Ю. Лермонтов/: А: свобода, родина, родные, полнота жизни; Б: долг, честь, верность, семья. 11.Вспомните текст и распределите строки поэмы М.Ю. Лермонтова в хронологической последовательности: а) “Но людям я не делал зла…” б) “…Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе…” в) “… Чтоб в цвете лет,- …Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой…” г) “Бой закипел, смертельный бой!” д) “Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля… …Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы.” 12.Как бы поступил Е. Пугачев, будучи на свободе, в ситуации Мцыри, услышавшего колокольный звон монастыря?
Ключ: 1- а, г; 2 – д; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – Пушкин; 7 – лирика; 8 – восхищение и любовь к Кавказу, его природе; 9 – Пугачев, Зурин, Швабрин, Миронов; 10 – а,Б, бА; 11 – д,б,г,в,а. VI. Итог урока. · Что нового открыл для себя? · Что захотелось сделать, составить, прочитать? · Над чем конкретно еще необходимо поработать?
VII. Домашнее задание По группам · Чтецы Выразительно с элементами инсценирования прочитать монолог героя из «Ревизора» · Литературоведы Готовят рассказ о наиболее значимых событиях жизни Н.В. Гоголя. · Искусствоведы Готовят рассказ о портретах Гоголя (художников Ф.Моллера, А. Дзона, В. Штернберга) и иллюстраторов его произведений (А. Пластова, Е.Кибрика, А. Константиновского, А. Лапеева, Д.Шмаринова, А. Герасимова) · Скульпторы Готовят проект памятника Н.В. Гоголю по схеме: · определить основную идею-девиз; · продумать место · определить материал · составить надпись
Приложение Кроссворд II. Кроссворд М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
По вертикали: 1. Глазами тучи я следил Рукою … ловил.
2.Обнявшись, будто две сестры Струи … и Куры, …
3.Кругом меня цвел божий …
4.Такой-то царь в такой-то год Вручал … свой народ.
8.Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и …
9.Надежный сук мой как топор Широкий … его рассек…
13…Не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый …
14… Пускай в … В святом, заоблачном краю Мой дух найдет себе приют…
16.И близок стал его конец Тогда пришел к нему …
17.Казалось, приросли к скале Две … дружною четой…
18.И шла она легко, назад Изгибы длинные … Откинув …
По горизонтали: 1.Немного лет тому назад Там, где сливаяся шумят, …………………………. Был …
5.И я, как жил в земле чужой Умру … и сиротой.
6.Аналог лермонтовской «подземной пропасти»
7.Я ждал, схватив рогатый … Минуту битвы - …
8.Про волю дикую степей, Про легких бешеных …
9.Но даже на краю небес Все тот же был зубчатый …
10.И божья благодать сошла На … - она цвела…
11.Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в … отвык…
12.И я был страшен в этот …
15.А мой отец! Он как живой В своей одежде боевой Являлся мне, и помнил я … звон, и блеск ружья… 17. Происшествие
18.Неслужащий монах на грузинском языке 19.Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той … краткой, но живой…
20.Ты хочешь знать, что видел я На воле? – Пышные поля, Холмы, покрытые … Д ерев…
21.То был пустыни вечный гость, Могучий … 22.Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних … Ключ: По горизонтали: 1. Монастырь. 5. Раб. 6. Ад. 7. Сук. 8. Конь. 9. Лес. 10. Грузия. 11. Обитель. 12. Миг. 15. Кольчуга. 17. Случай. 18. Мцыри. 19. Дружба. 20. Венец. 21. Барс. 22. Удалец. По вертикали: 1. Молния. 2. Арагва. 3. Сад. 4. Россия. 8. Кура. 9. Лоб. 13. Глас. 14. Рай. 16. Чернец. 17. Сакля. 18. Чадра. III. Надпись на щите. Здесь зашифрована строчка. Присмотритесь повнимательней к этой надписи и найдите способ ее прочесть. Приложение № 4 Ключ: Береги честь смолоду. Эпиграф к «Капитанской дочке». (Найти спрятавшиеся буквы русского алфавита и прочитать пословицу.) Выступление ученика. Что роднит Лермонтова с Пушкиным и в чем своеобразие их поэзии? «Помню лет шестьдесят тому назад, - рассказывает Самуил Яковлевич Маршак, - замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня: - Любите ли вы Пушкина? Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам: - Я больше люблю Лермонтова! Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково: - Милый, любите Пушкина! * Как понять этот совет композитора? Значило ли это, что Лермонтова не следует любить?» Конечно нет. Скорее всего, Лядов хотел, чтобы знали и любили и Лермонтова, и Пушкина. Оставаясь равнодушным к Пушкину, мы утрачиваем такие духовные ценности, которые не могут быть полностью возмещены общением с Лермонтовым, но и в поэзии последнего есть то, чего не найдем у других поэтов. Что же отличает лирику Лермонтова от лирики Пушкина?
* С. Маршак. Воспитание словом. М., «Советский писатель», 1964, с. 5 – 6. МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ Кроссворд №1
Кроссворд №2
Кроссворд №3 Модель итогового урока литературы
Предмет: литература Класс: 8 Дата: № урока: 48/22 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|