Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модель итогового урока литературы





Модель итогового урока литературы

 

 

Предмет: литература

Класс: 8

Дата:

№ урока: 48/22

Тема урока: Тематическое оценивание № 2.

Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

 

Тип урока: урок систематизации и контроля знаний учащихся.

 

Жанр урока: защита творческих проектов с элементами

тестирования

 

Цели и задачи: расширение информационной компетентности

школьников, развитие логического мышления, проверка

знаний, умений, навыков учащихся по изученной теме, их

способности анализировать и делать выводы;

воспитание интереса к поисково-творческой работе,

совершенствование навыков культуры общения.

Оборудование: записи отрывков из романсов А. Рубинштейна,

Г. Свиридова, вальса А. Хачатуряна к драме

М. Лермонтова «Маскарад»;

Тематические итоговые уроки по литературе 5,7 кл.

Составитель Л.В. Мельникова. Харьков: Основа, 2003;

Литература. 8 класс. Тесты для проверки знаний,

умений и навыков учащихся. Составитель Соловьева Л.Е.

Ростов н/Дону: Rostok, 2000.

Модель урока

Лà БЭà МУДà ПТП(К)àПТП(И)àТ – ИàД.З.

 

 

· Л – литературная зарядка

БЭ – блиц-энциклопедия

МУД –мотивация учебной деятельности

ПТП (К) – презентация творческих проектов (коллективный

проект)

ПТП (И) – презентация творческих проектов (индивидуальные

проекты)

Т – тестирование

И – итоги

Д.З. – домашнее задание

Ход урока

I. Литературная зарядка

1. Как вы думаете, на каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.

 
 

 

 


Ключ: Смекалка во всяком деле поможет

 

2. Блиц энциклопедия:

· Фрагментом какого произведения является «Полет шмеля»?

(оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова)

· Кто написал балет «Бахчисарайский фонтан»?

(Б.В. Асафьев)

· Как звали французскую певицу, друга И.С.Тургенева, исполнительницу романсов на стихи А. Пушкина и

М. Лермонтова?

(П. Виардо)

· Кто автор музыкальных картинок к повести А.С. Пушкина «Метель»?

(Г.В. Свиридов)

· Кто автор оперы «Евгений Онегин»?

(П.И. Чайковский)

· Кто автор вальса к драме М. Лермонтова «Маскарад»?

(А. Хачатурян)

 

III. Сообщение цели и задач урока

Коллективная творческая работа по составлению кроссворда.

 

На доске:

· «Подруга дней моих суровых…» («Няне», А. Пушкин)

· «Печально я гляжу на наше поколенье!» («Дума», М.Лермонтов)

· «Нас было много на челне…» («Арион», А. Пушкин)

· «Бой закипел – смертельный бой!» («Мцыри», М. Лермонтов)

· «К нему и птица не летит…»(Анчар», А. Пушкин)

· «…Одиноко

Он стоит, задумался глубоко…» («Утес», М. Лермонтов)

 

Вопросы к классу

1. Кому принадлежат эти поэтические строки?

2. Из какого произведения они взяты? Кто их автор?

3. Назовите даты жизни поэтов. (1799-1937, 1814-1841)

4. Заполните кроссворд, проставив правильно нумерацию около цитат (В – 1 – по вертикали; Г – 2 – по горизонтали)

 

Ключ: по горизонтали: 2 – «Няне». 5 – «Дума». 6 – «Мцыри».7 – «Утес». 8 – «Анчар».

По вертикали: 1 – Лермонтов. 3 - «Арион». 4 – Пушкин.

 

IV. Презентация творческих проектов и их словесное оценивание учителем и учащимися.

а) кроссворд «А. Пушкин «Капитанская дочка»;

б) кроссворд «М. Лермонтов «Мцыри»;

в) надпись на щите;

г) мини-исследование: «Сравнительная характеристика лирики А. Пушкина и М. Лермонтова».

V. Тестирование

1. А. Пушкин в повести «Капитанская дочка» ставил перед собой цель:

а) обличить самодержавие;

б) развенчать дворянство;

в) сделать научное исследование исторических событий;

г) поразмыслить над историей родной страны.

2. Наставление, которое дает отец Петруше перед дальней дорогой:

а) служи верно, кому присягнешь;

б) слушайся начальников;

в) на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся;

г) береги честь смолоду;

д) все подходит.

3. Дуэль между Швабриным и Гриневым произошла из-за:

а) оскорбительной оценки стихов Петра;

б) неуважительного отношения к Маше Мироновой;

в) спора между героями.

4. Исповедь – это:

а) рассказ о собственном приключении;

б) рассказ о том, что приключилось с другими;

в) откровенное признание.

5. В поэме М. Лермонтова «Мцыри» пейзаж – это:

а) картина, на фоне которой развиваются действия;

б) образ, который помогает отразить мысли и чувства героя;

в) неразрывно связан с психологическим состоянием героя.

6. А. Твардовский сказал: «У каждого из нас есть свой …»

7. Род литературы, предметом изображения которого является мир идей и чувств, называется…

8. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Кавказ» основною мыслью является…

9. Соедините портретное описание с фамилией героя повести

А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:

· «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.»

· «…Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами…»

· «…Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.»

· «…Старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате.»

10.Соотнесите перечисленные жизненные ценности и нравственные принципы с главными героями произведений А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и М.Ю. Лермонтова «Мцыри» / а) А.С.Пушкин; б) М.Ю. Лермонтов/:

А: свобода, родина, родные, полнота жизни;

Б: долг, честь, верность, семья.

11.Вспомните текст и распределите строки поэмы М.Ю. Лермонтова в хронологической последовательности:

а) “Но людям я не делал зла…”

б) “…Я цель одну –

пройти в родимую страну –

имел в душе…”

в) “… Чтоб в цвете лет,-

…Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой…”

г) “Бой закипел, смертельный бой!”

д) “Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля…

…Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.”

12.Как бы поступил Е. Пугачев, будучи на свободе, в ситуации Мцыри, услышавшего колокольный звон монастыря?

 

Ключ: 1- а, г; 2 – д; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – Пушкин; 7 – лирика; 8 – восхищение и любовь к Кавказу, его природе; 9 – Пугачев, Зурин, Швабрин, Миронов; 10 – а,Б, бА; 11 – д,б,г,в,а.

VI. Итог урока.

· Что нового открыл для себя?

· Что захотелось сделать, составить, прочитать?

· Над чем конкретно еще необходимо поработать?

 

VII. Домашнее задание

По группам

· Чтецы

Выразительно с элементами инсценирования прочитать монолог героя из «Ревизора»

· Литературоведы

Готовят рассказ о наиболее значимых событиях жизни Н.В. Гоголя.

· Искусствоведы

Готовят рассказ о портретах Гоголя (художников Ф.Моллера, А. Дзона, В. Штернберга) и иллюстраторов его произведений (А. Пластова, Е.Кибрика, А. Константиновского, А. Лапеева, Д.Шмаринова, А. Герасимова)

· Скульпторы

Готовят проект памятника Н.В. Гоголю по схеме:

· определить основную идею-девиз;

· продумать место

· определить материал

· составить надпись

 

 


Приложение

Кроссворд

II. Кроссворд

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

По вертикали: 1. Глазами тучи я следил

Рукою ловил.

 

2.Обнявшись, будто две сестры

Струи и Куры, …

 

3.Кругом меня цвел божий

 

4.Такой-то царь в такой-то год

Вручал свой народ.

 

8.Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и

 

9.Надежный сук мой как топор

Широкий его рассек…

 

13…Не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый

 

14… Пускай в

В святом, заоблачном краю

Мой дух найдет себе приют…

 

16.И близок стал его конец

Тогда пришел к нему

 

17.Казалось, приросли к скале

Две дружною четой…

 

18.И шла она легко, назад

Изгибы длинные

Откинув …

 

По горизонтали:

1.Немного лет тому назад

Там, где сливаяся шумят,

…………………………. Был

 

5.И я, как жил в земле чужой

Умру и сиротой.

 

6.Аналог лермонтовской «подземной пропасти»

 

7.Я ждал, схватив рогатый

Минуту битвы - …

 

8.Про волю дикую степей,

Про легких бешеных

 

9.Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый

 

10.И божья благодать сошла

На - она цвела…

 

11.Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в отвык…

 

12.И я был страшен в этот

 

15.А мой отец! Он как живой

В своей одежде боевой

Являлся мне, и помнил я

звон, и блеск ружья…

17. Происшествие

 

18.Неслужащий монах на грузинском языке

19.Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той краткой, но живой…

 

20.Ты хочешь знать, что видел я

На воле? – Пышные поля,

Холмы, покрытые

Д ерев…

 

21.То был пустыни вечный гость,

Могучий

22.Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних

Ключ:

По горизонтали: 1. Монастырь. 5. Раб. 6. Ад. 7. Сук. 8. Конь. 9. Лес. 10. Грузия. 11. Обитель. 12. Миг. 15. Кольчуга. 17. Случай. 18. Мцыри. 19. Дружба. 20. Венец. 21. Барс. 22. Удалец.

По вертикали: 1. Молния. 2. Арагва. 3. Сад. 4. Россия. 8. Кура. 9. Лоб. 13. Глас. 14. Рай. 16. Чернец. 17. Сакля. 18. Чадра.

III. Надпись на щите.

Здесь зашифрована строчка. Присмотритесь повнимательней к этой надписи и найдите способ ее прочесть.

Приложение № 4

Ключ: Береги честь смолоду.

Эпиграф к «Капитанской дочке».

(Найти спрятавшиеся буквы русского алфавита и прочитать пословицу.)


Выступление ученика.

Что роднит Лермонтова с Пушкиным и в чем своеобразие их поэзии?

«Помню лет шестьдесят тому назад, - рассказывает Самуил Яковлевич Маршак, - замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня:

- Любите ли вы Пушкина?

Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:

- Я больше люблю Лермонтова!

Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:

- Милый, любите Пушкина! *

Как понять этот совет композитора? Значило ли это, что Лермонтова не следует любить?»

Конечно нет. Скорее всего, Лядов хотел, чтобы знали и любили и Лермонтова, и Пушкина.

Оставаясь равнодушным к Пушкину, мы утрачиваем такие духовные ценности, которые не могут быть полностью возмещены общением с Лермонтовым, но и в поэзии последнего есть то, чего не найдем у других поэтов. Что же отличает лирику Лермонтова от лирики Пушкина?

 

* С. Маршак. Воспитание словом. М., «Советский писатель», 1964, с. 5 – 6.


МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Кроссворд №1

 

 

Кроссворд №2

 

Кроссворд №3

Модель итогового урока литературы

 

 

Предмет: литература

Класс: 8

Дата:

№ урока: 48/22







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.