|
Тема урока: Тематическое оценивание № 2.Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Тип урока: урок систематизации и контроля знаний учащихся.
Жанр урока: защита творческих проектов с элементами тестирования
Цели и задачи: расширение информационной компетентности школьников, развитие логического мышления, проверка знаний, умений, навыков учащихся по изученной теме, их способности анализировать и делать выводы; воспитание интереса к поисково-творческой работе, совершенствование навыков культуры общения. Оборудование: записи отрывков из романсов А. Рубинштейна, Г. Свиридова, вальса А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад»; Тематические итоговые уроки по литературе 5,7 кл. Составитель Л.В. Мельникова. Харьков: Основа, 2003; Литература. 8 класс. Тесты для проверки знаний, умений и навыков учащихся. Составитель Соловьева Л.Е. Ростов н/Дону: Rostok, 2000. Модель урока Лà БЭà МУДà ПТП(К)àПТП(И)àТ – ИàД.З.
· Л – литературная зарядка БЭ – блиц-энциклопедия МУД –мотивация учебной деятельности ПТП (К) – презентация творческих проектов (коллективный проект) ПТП (И) – презентация творческих проектов (индивидуальные проекты) Т – тестирование И – итоги Д.З. – домашнее задание Ход урока I. Литературная зарядка 1. Как вы думаете, на каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.
Ключ: Смекалка во всяком деле поможет
2. Блиц энциклопедия: · Фрагментом какого произведения является «Полет шмеля»? (оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова) · Кто написал балет «Бахчисарайский фонтан»? (Б.В. Асафьев) · Как звали французскую певицу, друга И.С.Тургенева, исполнительницу романсов на стихи А. Пушкина и М. Лермонтова? (П. Виардо) · Кто автор музыкальных картинок к повести А.С. Пушкина «Метель»? (Г.В. Свиридов) · Кто автор оперы «Евгений Онегин»? (П.И. Чайковский) · Кто автор вальса к драме М. Лермонтова «Маскарад»? (А. Хачатурян)
III. Сообщение цели и задач урока Коллективная творческая работа по составлению кроссворда.
На доске: · «Подруга дней моих суровых…» («Няне», А. Пушкин) · «Печально я гляжу на наше поколенье!» («Дума», М.Лермонтов) · «Нас было много на челне…» («Арион», А. Пушкин) · «Бой закипел – смертельный бой!» («Мцыри», М. Лермонтов) · «К нему и птица не летит…»(Анчар», А. Пушкин) · «…Одиноко Он стоит, задумался глубоко…» («Утес», М. Лермонтов)
Вопросы к классу 1. Кому принадлежат эти поэтические строки? 2. Из какого произведения они взяты? Кто их автор? 3. Назовите даты жизни поэтов. (1799-1937, 1814-1841) 4. Заполните кроссворд, проставив правильно нумерацию около цитат (В – 1 – по вертикали; Г – 2 – по горизонтали)
Ключ: по горизонтали: 2 – «Няне». 5 – «Дума». 6 – «Мцыри».7 – «Утес». 8 – «Анчар». По вертикали: 1 – Лермонтов. 3 - «Арион». 4 – Пушкин.
IV. Презентация творческих проектов и их словесное оценивание учителем и учащимися. а) кроссворд «А. Пушкин «Капитанская дочка»; б) кроссворд «М. Лермонтов «Мцыри»; в) надпись на щите; г) мини-исследование: «Сравнительная характеристика лирики А. Пушкина и М. Лермонтова». V. Тестирование 1. А. Пушкин в повести «Капитанская дочка» ставил перед собой цель: а) обличить самодержавие; б) развенчать дворянство; в) сделать научное исследование исторических событий; г) поразмыслить над историей родной страны. 2. Наставление, которое дает отец Петруше перед дальней дорогой: а) служи верно, кому присягнешь; б) слушайся начальников; в) на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся; г) береги честь смолоду; д) все подходит. 3. Дуэль между Швабриным и Гриневым произошла из-за: а) оскорбительной оценки стихов Петра; б) неуважительного отношения к Маше Мироновой; в) спора между героями. 4. Исповедь – это: а) рассказ о собственном приключении; б) рассказ о том, что приключилось с другими; в) откровенное признание. 5. В поэме М. Лермонтова «Мцыри» пейзаж – это: а) картина, на фоне которой развиваются действия; б) образ, который помогает отразить мысли и чувства героя; в) неразрывно связан с психологическим состоянием героя. 6. А. Твардовский сказал: «У каждого из нас есть свой …» 7. Род литературы, предметом изображения которого является мир идей и чувств, называется… 8. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Кавказ» основною мыслью является… 9. Соедините портретное описание с фамилией героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: · «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.» · «…Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами…» · «…Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.» · «…Старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате.» 10.Соотнесите перечисленные жизненные ценности и нравственные принципы с главными героями произведений А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и М.Ю. Лермонтова «Мцыри» / а) А.С.Пушкин; б) М.Ю. Лермонтов/: А: свобода, родина, родные, полнота жизни; Б: долг, честь, верность, семья. 11.Вспомните текст и распределите строки поэмы М.Ю. Лермонтова в хронологической последовательности: а) “Но людям я не делал зла…” б) “…Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе…” в) “… Чтоб в цвете лет,- …Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой…” г) “Бой закипел, смертельный бой!” д) “Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля… …Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы.” 12.Как бы поступил Е. Пугачев, будучи на свободе, в ситуации Мцыри, услышавшего колокольный звон монастыря?
Ключ: 1- а, г; 2 – д; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – Пушкин; 7 – лирика; 8 – восхищение и любовь к Кавказу, его природе; 9 – Пугачев, Зурин, Швабрин, Миронов; 10 – а,Б, бА; 11 – д,б,г,в,а. VI. Итог урока. · Что нового открыл для себя? · Что захотелось сделать, составить, прочитать? · Над чем конкретно еще необходимо поработать?
VII. Домашнее задание По группам · Чтецы Выразительно с элементами инсценирования прочитать монолог героя из «Ревизора» · Литературоведы Готовят рассказ о наиболее значимых событиях жизни Н.В. Гоголя. · Искусствоведы Готовят рассказ о портретах Гоголя (художников Ф.Моллера, А. Дзона, В. Штернберга) и иллюстраторов его произведений (А. Пластова, Е.Кибрика, А. Константиновского, А. Лапеева, Д.Шмаринова, А. Герасимова) · Скульпторы Готовят проект памятника Н.В. Гоголю по схеме: · определить основную идею-девиз; · продумать место · определить материал · составить надпись
Приложение Кроссворд ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|