Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фундаментальные научные исследования.






В



г.


начался


качественно новый этап выполнения государственных программ

фундаментальных исследований ( ГПФИ ). Впервые они проводились в

рамках утвержденных правительством Перечня приоритетных направлений

фундаментальных научных исследований Республики Беларусь . В год

разрабатывается 40–45 программ , в которых участвуют преимущественно

организации и учреждения НАН Беларуси , Министерства образования ,

Министерства здравоохранения и Министерства промышленности. Растет

научный уровень результатов, полученных в рамках ГПФИ и публикуемых в

монографиях, научных статьях и трудах.

По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, она

удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем

в области физики, математики , новых материалов, программных продуктов

для ЭВМ . В условиях перехода от микро - к наноэлектронике в УО

«Белорусский государственный университет информатики и

радиоэлектроники » ( БГУИР) уже создан и успешно работает центр по

нанотехнологиям . Базой по внедрению наукоемких технологий могут слу -

жить 79 белорусских предприятий , среди них « Интеграл », « Планар »,

«Белшина» и др.

Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы

позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с

 

46


 

мировым научным сообществом по таким направлениям,


 

как


информатизация и программное обеспечение,


нанотехнологии и


наноматериалы , энергоэфф ективные технологии , генетика и биоте хнологии ,

экологическая устойчивость и радиационная безопасность и др.

Прикладные исследования и разработки. Выполняются во всех типах




организаций



от академических институтов и вузов до научно-


исследовательских и опытно-конструкторских отделов предприятий .

Наиболее актуальные их направления координируются на государственном

уровне с использованием методов программно-целевого управления.

Ежегодно выполняются 30–35 государственных научно-технических

программ (ГНТП), включенных в Перечень государственных научно -

технических программ по реализации наиболее значимых

народнохозяйственных, экологических и социальных проблем.

Результаты выполнения ГНТП последних лет обеспечили достижения в

области автомобиле - и тракторостроения , микроэлектроники, создания

искусственных алмазов, городского транспорта , техники для ликвидации

чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров , медицинской техники ,

лекарственных препаратов, сенсорной техники и др . Однако значительная

часть завершенных в последние годы научно-технических разработок до

настоящего времени остаются не востребованными производством ,

экономикой в целом.

Инновация считается состоявшейся, если она реализовалась на рынке

продукции или услуг . Открытия , ноу-хау, изобретения , патенты, лицензии ,

полезные модели , пром ышленные об разцы , информацион ные технологии ,


концепции,


предложения органам управления и рекомендации для


социально-экономического развития — любой существенный научный


результат,


имея самостоятельную ценность для науки,


приобретает


рыночную значимость и оценку ( стоимость ) лишь после про хождения

инновационного этапа.

Поэтому столь важно для страны иметь современную инновационную


сферу,


мощный инновационный потенциал,


адекватный рыночным


отношениям.

Инновационный потенциал. Успешность инновационных процессов или

инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной спо -

собности экономик и , мощност и ее инно вационного потенциала . Сос тояние и

уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими

показателями (по стадиям цикла):

 

47


 

· уровнем научно-технических разработок


 

(потенциальной


конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами , количеством

изобретений, патентов);

· состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и

предприятий;

· наличием резервных производственных площадей для освоения опытных

образцов;

· уровнем технологической базы производства и технологического

оборудования;

· наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для

серийного выпуска новой продукции;

· степенью инновационной активности предприятий, инновационной

ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом ,

маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

· системой подготовки кадров-инноваторов;

· финансовым обеспечением (объемами, источниками).

Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его

составляющих определяются в процессе инновацион ной деятельности ,

которые в свою очередь оцениваются в мировой практике (по рекомендации

ОЭСР):

· долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в

общем объеме производства промышленной продукции;

· развитием и обновлением технологий (процентным соотношением

традиционных и прогрессивных технологий);

· внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой

наукоемкости (долей в экспорте);

· участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках

инновационной продукции;

· участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает практически все

указанные параметры.

Инновационная сфера в Беларуси существовала и при плановой

экономике, где отсутствовали рыночные институты, механизм внедрения

новшеств носил административный , приказной характер и реализовывался в

планах новой техники , обязательных к выполнению . Для этих целей

существовал достаточно мощный отраслевой сектор науки : отраслевые НИИ

 

48


 

и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ ) на

предприятиях.

Оставшийся от советского периода научно-технический потенциал с

архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекс т ,

поскольку унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее

отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики к НТП ,

технологическое отставание многи х отрасле й и предприятий ) и приобре л

новые, не менее сложные для решения (отсутствие органичной для рынка

связи научной, промышленной и финансовой сфер , трудности с созданием


недостающих звеньев инновационного процесса,


прежде всего


инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств,


а также


построением адекватной рыночной экономике институционально-правовой

среды).

Начало решению указанных проблем положили Законы Республики

Беларусь о научной деятельности (1996 г .), государственной научно-

технической политике (1993 г .), государственной поддержке малого

предпринимательства (1996 г .), Указ Президента Республики Беларусь о

стимулировании создания и развития производств , основанных на новых и

высоких технологиях (1996 г.) и др.


Принятая в



г.


Программа развития научно-инновационной


деятельности,


постановления правительства страны о приоритетных


направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критерия х

их оценки (1997 г .), об инкубаторах малого предпринимательства (1997 г .), о


научно-технологическом парке


(1997


г.),


о создании Белорусского


инновационного фонда (1998 г .) позволили не только заложить основы за -

конодательного регулирования в этой сфере , но и принять ряд практически х

мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно -

технического потенциалов и созданию новых, рыночно ориентированны х


звеньев инновационной сферы,


и прежде всего инновационной


инфраструктуры.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его


технологический уровень,


конкурентоспособность продукции


(и по


функциональному совершенству, и по цене ), эффективность производства ,


позиции на рынке,


стабильное финансовое положение определяют


устойчивый и возрастающий спрос на знания , новые технологии , продукты ,

методы и системы управления.

 

49


 

Инновационность экономики – это способность и стремление предприятий

к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР , новых


концепций,


идей и изобретений.


Инновационность означает также


совершенствование и развитие существующих технологий в сфере

производства , эксплуатации, сфере услуг , внедрение новых решений в

организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры ,

особенно в области сбора, переработки и получения информации.


Создание


И использование технологий.


Ключевым фактором в


обеспечении инновационности,


восприимчивости предприятий к


нововведениям является технологическая среда,


определяющая


абсорбционную способность производства осваивать инновации.

В государственном реестре за 10-летний период функционирования

национальной патентной системы зарегистрировано 5500 изобретений, 960

патентов на полезные модели , 615 – на промышленные образцы , 75 – на


сорта растений.


Анализ изобретательной активности отечественных


заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от

государственных предприятий и организаций (36 %), физических лиц (30 %),

вузов (20 %), предпринимательских структур (10 %). Изобретател и


республики создают решения мировой новизны более чем по



направлениям науки и техники . Их внедрение – важный фактор роста

конкурентоспособности.

Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и

анализа , в 2010 г . инновационно активными , т.е . осуществляющими

технологические инновации в течение трех последних лет , определены 292

организации ( в 2003 г . – 314), или около 13 % общего числа обследованных в

промышленности Беларуси.

В результате технологических инноваций изменения произошли в таких

областях, как улучшение качества продукции , замена снятой с производства


продукции,


расширение традиционных рынков сбыта,


сокращение


энергетических и материальных затрат,


обеспечение соответствия


современным нормам и стандартам и др.

Обновление и сертификация продукции. В промышленности данный

показатель имеет положительную тенденцию к росту.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.