Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международное научно-техническое сотрудничество






(МНТС).


Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с

помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в

интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии

самостоятельно генерировать их в полном объеме.

Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3-4 % общего объема

финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий

действуют более 30 международных договоров с правительствами гос ударств

ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия.

С целью развития М НТС разрабаты вается план мероприя тий п о интеграци и

Беларуси в Европейское исследова тельское пространство и в «Болонский

процесс» интеграции высшего и последипломного образования.

Подводя итог анализу научно-инновационного потенциала и его

составляющих, след ует отметить, что позитивные процессы в инновационной

сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90- х гг.

XX в., не преодолены.

Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством,

научными исследованиями и практиче ской реализацией результатов ИР.

Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот,

применение информацио нных технологий в процесса х производст ва,

управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно

развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов

интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также

коммерциализации нововведений.

Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически

развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие

финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов,

налоговая система, отсутствие д оступа к новым технологиям и и нформации о

них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В


результате менее


13 %


промышленных предприятий осуществляют


разработку и освоение инноваций (в 1990 г. – до 70 %).

 

52


 

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала

инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным

требованиям организаци и разработ ки и внедрения нововведений,

эффективной коммерциализа ции отечественной интеллек туальной


собственности,


использования новейших зарубежных технологий,


привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

С учетом задач совершенствования управления научной сферой,

поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. №

7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки»,

Важнейшим элементом национальной инновационной системы,

безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить

средства для апробации новы х и нновационны х идей, выд вигаемы х на укой

или рынком. В совокупности охраной и развитой правовой системой

использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая

система создает действенные стимулы для производства и использования

знаний, коммерциализации нововведений.

Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси

на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим

требованиям:

· быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

· опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на

принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и

производственной сферы;

· иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной


собственности,


современные системы менеджмента,


маркетинга,


коммерциализации нововведений.

Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать


информационно-коммуникационные технологии,


компьютерные сети,


электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и

инновационной деятельности отнесены:

· ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства

конкурентоспособной продукции;

· новые материалы и новые источники энергии;

· информационные и телекоммуникационные технологии;

· технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной

продукции;

 

53


 

· промышленные биотехнологии;

· экология и рациональное природопользование;

· медицина и фармация.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-

целевой основе в рамка х пятилетни х программ и прог нозов соц иально -

экономического развития (СЭР), государственных научно-технических

программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык

среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

·создание организационных и экономических механизмов для

опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований,

важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а

также повышения востребованности производством отечественны х и

зарубежных инноваций;

· формирование и развитие технологической базы науки, опытных

производств;

· постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных

исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям


реального сектора экономики и социальной сферы;


дальнейшее


совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением

объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

· адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной

экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств


научных организаций,


банковских кредитов и других источников


финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

· рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных

механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-

технической и инновацио нной дея тельности при реализац ии приорите тны х

направлений развития науки и технологий;


· совершенствование нормативно-правовой базы научной,


научно-


технической и инновационной деятельности;

· совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров

высшей квалификации в области науки и технологий;


· поддержка научных исследований,


разработок в приоритетных


направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в

этой сфере;

· укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

 

54


 

· расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров


трансфера технологий,


бизнес-инкубаторов,


центров по поддержке


предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных

фондов и предпринима тельства, создан ие территориал ьных и нновационн ы х


центров с целью не только технологического,


но и социально-


экономического развития территорий,


включающих сеть научно-


исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций,

занимающихся инновационными проектами, направленными на создание

высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста

экономики.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.