|
Международное научно-техническое сотрудничество(МНТС). Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме. Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3-4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами гос ударств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития М НТС разрабаты вается план мероприя тий п о интеграци и Беларуси в Европейское исследова тельское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования. Подводя итог анализу научно-инновационного потенциала и его составляющих, след ует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90- х гг. XX в., не преодолены. Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практиче ской реализацией результатов ИР. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информацио нных технологий в процесса х производст ва, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений. Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие д оступа к новым технологиям и и нформации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. – до 70 %).
52
Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организаци и разработ ки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализа ции отечественной интеллек туальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ. С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новы х и нновационны х идей, выд вигаемы х на укой или рынком. В совокупности охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и использования знаний, коммерциализации нововведений. Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям: · быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий; · опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы; · иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений. Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик. На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены: · ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции; · новые материалы и новые источники энергии; · информационные и телекоммуникационные технологии; · технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
53
· промышленные биотехнологии; · экология и рациональное природопользование; · медицина и фармация. Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно- целевой основе в рамка х пятилетни х программ и прог нозов соц иально - экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития. В рамках данных документов основными задачами являются следующие: ·создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественны х и зарубежных инноваций; · формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств; · постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; · адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий; · рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно- технической и инновацио нной дея тельности при реализац ии приорите тны х направлений развития науки и технологий; · совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно- технической и инновационной деятельности; · совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий; · поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере; · укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;
54
· расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, центров по поддержке предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринима тельства, создан ие территориал ьных и нновационн ы х центров с целью не только технологического, но и социально- экономического развития территорий, включающих сеть научно- исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|