Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конкурентная структура рынка





1. Совершенная конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Монополия.

4. Олигополия.

Критерий Совершенная конкуренция Монополисти­ческая конку­ренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм Неограничен­но большое (мелкие) Много (небольшие) Несколько (крупные) Одна (крупная)
Тип продукции Стандартизи-рованная (однородная) Дифференци­рованная Однородная или диффе­ренцирован­ная Уникальная
Контроль над ценой Отсутствует (ценополу-чатель) Ограниченный (небольшой) Ограниченный при сильной зависимости и сильный - при сговоре Значительный (ценоустано-витель)
Барьеры вхо­да-выхода Отсутствуют Невысокие Высокие Практически не­преодолимые
Неценовая конкуренция Отсутствует Типична (реклама, пропаганда торговых марок) Типична при дифференциации продукции Характерны некоторые формы
Примеры отраслей Сельскохозяй-ственное производство Розничная торговля, производство товаров широкого потребления, книгоиздание и т.д. Черная, цветная металлургия, автомобилестроение, судостроение и т.д. Предприятия водоснабжения, электросети и т.д.

 

5. Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

,

где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

6. Коэффициент рыночной власти Лернера. Этот коэффициент характеризует превышение рыночной цены фирмы над ее предельными издержками: L=(P- MC)/P.

 

 

Модель рынка совершенной конкуренции

1. Совокупный, средний и предельный доходы фирмы.

Совокупный доход (total revenue, TR) - это общая величина дохода, полу­ченная фирмой от реализации всей своей продукции: TR = P · Q. Средний доход (average revenue, AR) - доход от реализации единицы про­дукции: AR = TR / Q.

Предельный доход (marginal revenue, MR) - добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска: MR = Δ(TR)/ΔQ или MR = TR'(Q).

2. Оптимальный объем производства фирмы - совершенного конкурента.

В условиях, когда текущая цена устанавливается рынком, единственным способом увеличения прибыли является сокращение издержек производства и регулирование объема выпуска. Исходя из существующих в данный момент рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. такой объем, который, обеспечивает фирме максимально возможную прибыль.

3. Предельная прибыль (marginal profit, Мπ) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу.

4. Правило максимизации прибыли: максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек.

 

Модель чистой монополии

1. Естественные, сырьевые, локальные монополии. Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Сырьевые монополии обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья. Локальные монополии обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

2. Патент - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.

3. Оптимальный объем выпуска монополиста. MR=MC

4. Условие максимизации прибыли монополиста. Необходимым условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек: MC=MR.

5. Ценовая дискриминация - практика установления разных цен на различ­ные единицы одного и того же товара.

6. Монопсония - рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель. Естественно, что этот покупатель приобретает монопсоническую власть, которая позволяет ему приобретать товар за меньшую цену, чем та, которая существовала бы на конкурентном рынке.

7. Двусторонняя монополия - тип строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса - монопсонист (монополия, ограниченная монопсонией).

 

Модель олигополии

1. Коопери­рованная и некооперированная олигополии. Кооперированная – ситуация, когда компании вступают в сговор, который может быть явным или скрытым. Некооперированная – если участники олигопольного рынка совершенно независимы друг от друга.

2. Модель дуополии Курно. Рынок закрыт, отсутствует вход и выход на этот рынок, 2 фирмы доминируют.

3. Модель ломаной кривой спроса. Для олигополии характерна ломаная кривая спроса, объясняющая жесткость цен на слабо дифференцируемом рынке в условиях некооперируемой олигополии.

 
 

 

 


Рынок трудовых ресурсов

1. Субъекты спроса и предложения на рынке труда. Субъект спроса: фирмы, гос-во (работодатели). Субъект предложения: наемные рабочие.

2. Заработная плата как доход владельцев фактора «труд». З.п – это доход в денежной форме, получаемый наемным рабочим за предоставление определенных трудовых услуг.

3. Номинальная и реальная заработная плата. Номинальная – сумма денег, полученная за оказание трудовых услуг. Реальная – то количество товаров и услуг, которое могут быть куплены на номинальную з/п.

4. Повременная и сдельная формы заработной платы. Повременная - форма оплаты труда, в основе которой лежит принцип зависимости величины заработной платы от количества рабочего времени, отработанных часов. Сдельная - форма оплаты труда работников, при которой их заработная плата устанавливается в соответствии с количеством произведенной работником продукции заданного качества.

5. Система оплаты труда. Существуют две основные системы оплаты труда - сдельная, когда труд оплачивается по его результатам, и повременная, когда труд оплачивается по проработанному времени.

6. Патернализм - система отношений, основанная на покровительстве, опёке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

7. Спрос и предложение на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.

8. Состояние полной занятости - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

9. Индивидуальное предложение труда. Предложение труда индивидом зависит от его желания потреблять большее

количество благ или иметь больше свободного времени, а это в свою очередь

зависит от цены труда, т. е. ставки заработной платы. Очевидно, что между

часами работы и часами досуга существует обратная зависимость: чем больше

времени индивид работает, тем меньше он отдыхает. Поэтому предложение труда

можно анализировать через спрос индивида на досуг.

10. Экономическая рента и трансфертный доход.

11. Монопсония на рынке труда.

12. Профсоюзы на рынке труда.

13. Модель стимулирования профсоюзами спроса на труд.

14. Модель сокращения предложения труда.

15. Модель прямого воздействия на зарплату.

16. Взаимная монополия на рынке труда

 

 

Рынок природных ресурсов

1. Земля как фактор производства.

2. Реальные и потенциальные природные ресурсы.

3. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

4. Заменимые природные ресурсы.

5. Землевладение.

6. Землепользование.

7. Ограниченность предложения и недвижимый характер природных ресурсов.

8. Особенности спроса и предложения на рынке земли.

9. Точка равновесия на рынке земли.

10. Земельная рента.

11. Дифференциальная рента I.

12. Дифференциальная рента II.

13. Чистая (абсолютная) рента.

14. Рента и арендная плата.

15. Земля как капитальный актив.

16. Рыночная цена земли

 

 

Рынок капитала

1. Капитал - это ресурс, создаваемый с целью произв. экономических благ.

2. Расширенное воспроизводство капитала. При расширенном воспроизводстве прибавочная стоимость используется иначе, чем при простом. Только часть ее идет на удовлетворение личных потребностей капиталиста, а другая часть — на расширение производства, т. с. накопление капитала.

3. Финансовый капитал - совокупность условий, когда денежная форма капитала позволяет получать прибыль без формального обмена денег на товары.

4. Реальный (физический) капитал - вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства: машины, оборудование, здания и т.п.

5. Инвестирование - процесс создания или пополнения запаса капитала.

6. Валовые инвестиции - это процесс увеличения запаса капитала.

7. Чистые инвестиции - это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на замещение.

8. Спрос и предложение на рынке капитальных благ - На рынке капитальных благ спрос на факторы производства предъявляет бизнес, а предложение капитальных благ осуществляют домашние хозяйства.

9. Основной капитал - переносит свою стоимость на продукцию по частям за оговоренное время в форме амортизации (например, станок).

10. Оборотный капитал - переносит свою стоимость на продукт производства всю сразу (например, мука при выпечке хлеба).

11. Физический износ основного капитала - это процесс, в результате которого основной капитал изнашивается постепенно и затем становится непригодным для использования в производстве.

12. Моральный износ основного капитала - представляет собой процесс обесценивания его вследствие появления более современной и производительной машины, оборудования.

13. Амортизация - это одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенного основного капитала на производимую продукцию.

14. Норма амортизации - это отношение ежегодной суммы амортиз. отчислений к стоимости капитального блага, выраженного в %.

15. Норма дохода на капитал – величина дохода (или прибыли; тогда это норма прибыли) в процентах к величине капитала фирмы.

16. Собственный и заемный капитал. Собственный - это общая стоимость средств организации, принадлежащих ей на праве собственности и используемых для формирования некоторой части активов. Заемный - капитал, образуемый за счет получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств.

17. Спрос и предложение на рынке услуг капитала - это спрос и предложение на физический капитал (здания, сооружения, машины и т.д.), а также заемные средства.

18. Спрос и предложение на рынке ссудного капитала - Под спросом на ссудный капитал понимается то количество денег, которое готовы взять субъекты, испытывающие временную потребность в дополнительных денежных средствах, на данном рынке ссудного капитала на определенный срок на условиях возврата и уплаты процента.

19. Ставка (норма) процента - это отношение дохода, получаемого от предоставленного в ссуду капитала, к величине ссужаемого капитала, выраженного в %.

20. Норма дохода от инвестиций - Ежегодный доход от инвестиций, выраженный в виде процента от стоимости первоначальных инвестиций.

21. Временн о е предпочтение - предпочтение человеком текущего потребления перед будущим потреблением; определяется размером вознаграждения в виде процента, который надо платить человеку, чтобы склонить его отказаться от части текущего потребления в пользу сбережений.

22. Номинальная ставка процента - это такая текущая рыночная ставка, не учитываемая уровень инфляции.

23. Реальная ставка процента - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

24. Эффект Фишера - Номинальная ставка % изменяется так, чтобы реальная ставка оставалась неизменной.

25. Дисконтирование -это определение стоимости денежного потока, путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени

26. Ставка (норма) дисконта - То же, что ставка дисконта, показатель, используемый для приведения разновременных величин затрат, эффектов и результатов к начальному периоду расчета (базовому году и т. п.).

27. Текущая дисконтированная стоимость - Если платеж ожидается через t лет при соответствующем росте процента на r% ежегодно, текущая стоимость суммы А, которую должны получить через t лет, выражается следующим образом: V=A/(1+r)t=A(1+r)-t. Текущая стоимость потока денежных поступлений, распределенных во времени, представляет собой сумму текущих стоимостей различных частей потока этих доходов.

28. Чистая дисконтированная стоимость - это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню.

29. Первоначальное накопление капитала - насильственный процесс превращения массы непосредственных производителей (прежде всего крестьян) в наёмных рабочих, а средств производства и денежных богатств — в капитал; исторически предшествовал капиталистическому способу производства.

30. Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

31. Ваучерная и постваучерная приватизация в России

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.