Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы бюджетирования на предприятии.





В качестве современной системы планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия применяется система бюджетов. Эта система позволяет установить текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств. Основное отличие бюджетов от смет затрат заключается в том, что смета содержит только сведения о предполагаемых расходах предприятия и его подразделений. В бюджете указываются не только расходы, но и предполагаемые источники поступления.

Важнейшие функции бюджетного планирования: 1) экономическое прогнозирование; 2) бюджетный контроль; 3) координация и регулирование; 4) финансовый анализ; 5) делегирование полномочий.

На предприятии создается сквозная система бюджетов, которая состоит из следующих функциональных бюджетов: 1) бюджет ФОТ (фонд оплаты труда); 2) бюджет материальных затрат; 3) бюджет потребления энергии; 4) бюджет амортизации; 5) бюджет прочих расходов; 6) бюджет погашения кредитов; 7) налоговый бюджет.

Если первые 5 бюджетов составляются по подразделениям, то последующие 2 бюджета составляются в целом по предприятию.

Ежемесячно для каждого структурного подразделения разрабатывается свой бюджет.

Наименование подразделения бюджет
ФОТ Материальные затраты Потребление э/энергии амортизация Прочие расходы Итого свободный бюджет

В дополнение к свободному бюджету составляются функциональные бюджеты по составляющим элементам затрат.

Бюджет фонда оплаты труда

  Бюджет ФОТ
план факт отклонение
ежедневно На месяц ежедневно С начала месяца ежедневно С начала месяца
Основная з/плата            
Дополнительная з/плата            
Премиальные выплаты            
Итого            

Бюджеты составляются планово-экономической службой, службой управления трудом и з/платой, финансовой службой. Принимают участие в составлении производственная, снабженческая службы, отдел главного энергетика, отдел главного механика. Утверждает бюджеты директор по экономике за 10 дней до начала действия бюджета.



Четыре вида бюджета: 1) по доходам; 2) по расходам; 3) по прибыли; 4) по инвестициям и управлению техническим развитием.

Сводный бюджет предприятия:

Доходная часть Расходная часть
1. выручка от реализации продукции и прочей реализации. 2. доходы от внереализационных операций. 3. остатки средств на банковских счетах на начало периода. 4. кредиты и займы. 1. налоги в бюджет. 2. З/плата. 3. платежи во внебюджетные фонды. 4. закупка сырья и материалов, оплата услуг. 5. оплата э/энергии. 6. выплаты по кредитам с учетом %. 7. прочие расходы
Профицит бюджета в случае превышения доходов над расходами Дефицит бюджета в случае превышения расходов над доходами

14. Организация плановой работы на предприятии.

Организация планово-экономической работы на предприятии во многом зависит от: 1) типа производства (массовое, серийное, единичное); 2) размеры предприятия; 3) организационной структуры; 4) структуры управления; 5) методов планирования.

Планирование на предприятии осуществляется по одной из следующих схем: 1) «сверху в низ» (централизованно); 2) «снизу вверх» (децентрализовано); 3) «интерактивно» (встречное планирование).

На крупных и средних предприятиях планирование осуществляется «снизу вверх». На высших уровнях управления определяется стратегия, ставятся цели, формируются задачи, а для подразделения устанавливается задание, лимиты, нормативы. Плановый отдел хорошо развит.

Планирование «снизу вверх» осуществляется от планов на местах к общему плану предприятия. Плановый отдел менее развит, он устанавливает формы таблиц, сроки составления планов, методику составления.

В этом варианте планирования стратегию развития определяет высшее руководство. Встречное (интерактивное) планирование представляет собой среднее между описанными выше схемами. Предварительное планирование осуществляется высшим руководством, которое составляет общий план предприятия. Низовым подразделениям спускаются основные задания плана, которые конкретизируются, вносятся предложения по изменению, по дополнению. Уточненный план низовых подразделений направляется высшему руководству, которое отклоняет или принимает предложения, согласовывает с ними основные показатели и составляет окончательный вариант плана. Преимущество – учитывается потенциал и кругозор высшего руководства и знания специфики и конкретных проблем подразделений предприятия.

В процессе планирования принимают участие: высшее руководство, плановый отдел, руководители, специалисты подразделений, внешние и внутренние консультанты.

Организационная структура плановой службы связана с организационной структурой управления предприятия (линейно-функциональная, дивизионная, проектная, матричная).

Структура управления зависит от: типа производства; отраслевой принадлежности; организационно-правовой формы; организационной структуры производства; размера предприятия; объема и номенклатуры производимой продукции; внешних и внутренних производственно-хозяйственных связей; количество поставщиков и потребителей; инновационной политики предприятия; методов организации производства, труда и управления.

Типовые схемы организационных структур предприятия: отраслевые, многоотраслевые, межотраслевые. Процесс планирования на предприятии осуществляется по схеме::

Высшее руководство осуществляет общее планирование; формирует стратегии, цели, задачи; устанавливает нормы и нормативы. Ему подчиняются: 1) плановый отдел, который осуществляет организацию планирования; разработку планов; анализ работы; контроль выполнения планов; нормирование издержек. 2) Финансовый отдел осуществляет планирование прибыли; финансирование хозяйственной деятельности; бюджетный контроль; контроль за кредитными операциями; 3) отдел маркетинга осуществляет исследование рынка; планирование ассортимента товаров; сбыт и распределение; реклама и стимулирование сбыта. 4) Производственный отдел осуществляет составление планов на смену, сутки; закупку сырья; контроль качества; разработку программы движения продукта или товара.

Организация процесса планирования предполагает: 1) учет всех объектов планирования и объектов контроля; 2) определение состава участников, времени и мест проведения совещаний по планированию и контролю, передача субъектам планирования исходных данных (контрольные цифры, прогнозы, результаты анализа деятельности, нормативно-методическая документация, инструктивный материл); 3) установление графиков разработки планов, координация и утверждение, установление графиков проведения совещаний контрольного характера.

Сроки составления планов: Стратегический план составляется в первом полугодии года, предшествующем планированию. Средние и краткосрочные планы разрабатываются во втором полугодии, предшествующем планированию.

План производства и реализации продукции.

15. Значение и содержание плана производства и реализации продукции и исходные данные для его разработки.

В плане устанавливается объем производства, номенклатура, ассортимент, качество продукции. На основе этого плана определяются потребности предприятия в ресурсах. Исходные данные для разработки плана: потребности рынка (заключенные договора на поставку продукции, госзаказы); величина производственных мощностей; ограничение по сырью; финансовое положение предприятия; отчетные данные за прошедший период; изменение остатков готовой продукции и полуфабрикатов на начало и конец периода; мероприятия по плану технического развития и ОП; плановые технико-экономические нормы, нормативы и цены. План составляется на год с разбивкой по кварталам. Планируемый квартал разбивается по месяцам.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.