|
Критерии оптимальности налоговой политики ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Еще в эпоху Адама Смита, и даже раньше, экономисты размышляли и писали об эффектах налогообложения. При этом они чаще всего описывали те характеристики налоговых систем, которые им представлялись желательными. Смит насчитывал «четыре максимы, действующие применительно к налогам в целом»: 1) равенство: чтобы люди платили налоги пропорционально своим 2) определенность: чтобы налоговые обязательства были ясными и 3) удобство расчетов: чтобы налоги собирались в удобные сроки и 4) экономия в сборе налогов: чтобы налоги было недорого собирать и чтобы они не дестимулировали деловую активность. Второй и третий принципы не обсуждались широко в экономической литературе, наверное, потому, что они очевидно желательны. Между тем вложенные в них идеи часто используют при составлении документов в поддержку прав налогоплательщиков. Основной интерес экономистов был прикован к первому и последнему принципам. Идея равенства всегда обсуждалась широко и по-прежнему главенствует при оценке любого предложения по налоговой политике. Однако поддержку получила не только высказанная Смитом идея равенства (выплаты налогов пропорционально доходу). Р.Масгрейв дает изложение различных взглядов на то, как должно происходить справедливое распределение налогового бремени. Широко обсуждались также вопросы административных издержек и эффектов, сказывающихся на стимулах (дестимулирование деловой активности). Предложения по налогообложению чаще всего анализировались исходя из трех критериев: 1) сделать налоги соразмерными (хотя соразмерность разными людьми понимается по-разному), 2) минимизировать административные издержки; 3) минимизировать дестимулирующие эффекты. Наличие трех разных критериев вызывает определенные сложности, поскольку конкретное политическое предложение обычно должно отвечать только одному, и не более, критерию. Например, выбирая между подушным налогом («общественными сборами») и местным подоходным налогом, необходимым для финансирования расходов местных органов власти, большинство людей будут считать местный подоходный налог более соразмерным, хотя он и вызывает более сильный по сравнению с подушным налогом дестимулирующий эффект в отношении предложения труда. Для того чтобы прийти к решению, надо сопоставить преимущество соразмерности местного подоходного налога с ущербом от дестимулирования труда (не говоря уже о необходимости учета различий в административных издержках). Подход, изложенный в литературе по оптимальному налогообложению, предполагает использование экономического анализа для объединения всех трех критериев в один, неявно выводимый из относительных весовых показателей, присваиваемых каждому из этих критериев. Это достигается с помощью применения понятий «индивидуальная полезность» (или «полезность домашнего хозяйства») и «общественное благосостояние». Общественное благосостояние рассматривается как индикатор благополучного существования общества и зависит от полезностей отдельных лиц. Однако общественное благосостояние не должно непременно рассматриваться как просто сумма индивидуальных полезностей; оно может зависеть и от того, насколько равномерно эти полезности распределяются. Обычно предполагается, что общественное благосостояние уменьшается по мере роста неравенства полезностей. Таким образом, понятие общественного благосостояния выражает одну из идей, характеризующих справедливость налоговой системы: налоги тогда справедливы, когда они снижают степень неравенства. Следовательно, стремление максимизировать общественное благосостояние будет связано со стремлением реализовать одну из интерпретаций критерия 1). Критерий 2) отразится на общественном благосостоянии потому, что более высокие административные издержки потребуют большего валового объема налоговых поступлений, необходимых для финансирования деятельности правительства, что снизит индивидуальные полезности. Критерий 3) вводится в связи с тем, что дестимулированиструда искажает экономику и полезность низкодоходных домашних хозяйств, а отсюда — и общественное благосостояние. Таким образом, все три критерия преобразуются в аспекты общественного благосостояния, становясь соизмеримыми, и поэтому политикой, которую надлежит выбрать, становится политика, обеспечивающая наивысший уровень общественного благосостояния. В этом заключается одна из основополагающих идей оптимального налогообложения, но ее анализ обычно не доводится до конца. Экономисты находят довольно трудным моделирование отношений, связывающих налоговые ставки и административные издержки. По этой причине они в своих исследованиях обычно пренебрегали административными издержками и ограничивались лишь критериями 1) и 3). Фактически они пытались определить такие налоговые системы, которых обеспечивался бы наилучший компромисс между равенством (или соразмерностью) и эффективностью (или стимулами). Это небрежение к административным издержкам является главным недостатком многих исследований по оптимальному налогообложению и темой, к которой мы еще будем возвращаться в нашем дальнейшем изложении. Те же самые базовые идеи были положены в основу изучения налоговой реформы, когда ставилась цель определить, могут ли отдельные (и, как правило, небольшие) изменения в налогах повышать общественное благосостояние. Очевидно, что существует тесная связь между анализом оптимального налогообложения и налоговой реформой: налоговая система будет оптимальной, если в ней больше невозможно провести какие-либо реформы, увеличивающие общественное благосостояние. Действительно, большинство используемых при анализе налоговой реформы моделей соответствуют описанному в данной главе подходу. Единственное различие состоит в том, что нашей целью является поиск не самой лучшей, а относительно лучшей налоговой системы. Полезные разъяснения касательно анализа налоговой реформы приводятся у Е. Ахмада и Н. Стерна. Более скромные цели анализа налоговой реформы ведут к меньшим информационным потребностям: необходимо знать всего лишь то, как экономические агенты будут реагировать на весьма незначительные изменения в налогах по сравнению с крупными изменениями, которые могли бы иметь место при движении к оптимальной налоговой структуре. В этом заключается определенное преимущество, и следует заметить, что страна, которая последовательно проводит ряд налоговых реформ, повышающих общественное благосостояние, достигает оптимальности. Однако многократные изменения налогов часто являются не лучшим решением для любой страны, и, как будет далее показано в этой главе, существует целый ряд оптимальных налоговых результатов, которые не слишком зависимы от точного специфицирования индивидуального экономического поведения. Такие результаты дают ясное представление о некоторых общих характеристиках желаемой конечной налоговой структуры, о том, следует ли приближаться к ней с помощью ряда мелких шагов или путем одного крупного изменения.
22. Налоговое планирование и налоговое регулирование Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства. Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки. Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование. Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах». В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. Основы налогового планирования включают: § учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства; § разработку учетной политики предприятия; § правильное и полное использования всех установленных законом льгот; § оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов. Виды налогового планирования: 1. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование. 2. В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным. 3. В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным. Долгосрочное налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Элементы данного вида планирования: § выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов; § выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры. Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. Элементы текущего планирования: § использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства; § использование оптимальных форм договоров; § разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.
Элементами налогового планирования являются: 1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции; 2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации; 3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги; 4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования; 5. Налоговые льготы и организация сделок; 6. Рациональное размещение активов и прибыли организации. Способы налогового планирования § использование пробелов законодательства; § применение налоговых льгот; § выбор формы деятельности; § правильное формирование учетной политики; § применение офшоров; § изменение срока уплаты налогов; § правильная организация сделок; § лоббирование; § прогнозирование изменений налогового законодательства. Этапы налогового планирования Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа. На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п. На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица. Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п. На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов иприбыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода. Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство. Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|