Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНФОРМАЦИОННОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА БАНКОВСКИХ ПЕРЕВОДОВ





 

 

Информационное обеспечение аудита банковских переводов– это целенаправленная работа по сбору информации, ее регистрации, передаче, обработке, обобщению, хранению и использованию.

Последующий аудит осуществляется после составления баланса, целью которого является систематическая проверка постановки учета и документооборота, выполнения ответственными исполнителями возложенных на них обязанностей, законности, правильности и своевременности выполнения ими операций, недопущения фактов превышения ответственными исполнителями своих полномочий, соблюдения в работе действующих нормативно-правовых актов.

Важным элементом аудита банковских переводов является наличие эффективно функционирующей системы внутреннего контроля в банке, создаваемой в целях обеспечения соблюдения законности и эффективности деятельности банка. Основной задачей системы внутреннего контроля является:

· осуществление проверок;

· оценка эффективности функционирования банка.

Проведению проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке. Эти вопросы оформляются программой проверки валютных операций .

Программа аудита банковских переводов может включать следующие вопросы:

· проверка соответствия банковских переводов указанным в лицензии, выданной Национальным банком Республики Беларусь;

· выполнение банком контрольных функций за проведением клиентами банковских переводов;

· соблюдение порядка расчета и ведения валютной позиции банка;

· соблюдения порядка совершенствования безналичной иностранной валютой;

· соблюдения порядка проведения банковских переводов в иностранной валютой, в том числе проверка правильности;



· правильность и полнота отражения в бухгалтерском учете банковских переводов;

· полнота и достоверность представляемой в Национальный банк Республики Беларусь экономической отчетности по банковским переводам.

Основными материалами для аудита банковских переводов являются следующие документы бухгалтерского учета и отчетности: ежедневные, месячные и годовые балансы оборотов и остатков, квартальные и годовые оборотные ведомости, проверочные ведомости, лицевые счета аналитического учета в разрезе балансовых счетов по учету средств иностранной валюты, а также денежно-расчетные документы дня, юридические дела по открытию счетов.

В процессе аудита должны проверяться своевременность, полнота и правильность оформление банковских переводов, качество первичных документов и т.д.

Также важно отметить, что для принятия обоснованных управленческих решений банку часто не хватает качественной информационной поддержки. Такую поддержку призваны выполнять современные аналитические технологии, на основе которых предлагаются новые решения. Они основаны на концепции построения консолидированного источника достоверной информации (хранилища данных) и обеспечения аналитиков банка инструментами анализа информации.

Фундаментом современной аналитической системы является хранилище данных, которые следует рассматривать как единый интегрированный источник данных для анализа. В процессе построения хранилища данных достигаются следующие цели [12, с. 71]:

· консолидация данных из разнородных учетных систем;

· обеспечение непротиворечивости и исторической согласованности данных;

· формирование предметно-ориентированных многомерных представлений информации.

Иными словами, построение хранилища данных – это подготовка данных для их эффективного анализа.

Одной из важных причин, побуждающих банки создавать электронные архивы, является модернизация программного обеспечения. В результате модернизации программного обеспечения снижается доступность устаревшей информации, так как она не переносится в оперативные базы данных модернизированных систем. Тем не менее эта информация довольно часто оказывается востребованной.

Нормативное обеспечение играет не менее важную роль, чем информационное обеспечение.

Значение нормативных документов (законов, декретов, указов, постановлений правительства Республики Беларусь и других) является неотъемлемой частью любого аудита.

И так, законы и декреты Республики Беларусь подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. При этом десятидневный срок исчисляется со дня следующего за днем опубликования. Датой официального опубликования считается дата выхода в свет официального издания.

Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера, постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные акты министерств, госкомитетов и ведомств и иные, не перечисленные выше акты, не касающиеся свобод и обязанностей граждан, вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не указан иной срок; не имеющие нормативного характера и распоряжения Президента вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан иной срок введения их в действие.

Постановления и распоряжения правительства Республики Беларусь вступают в силу с момента их подписания, если в них не указан срок введения в действие. При этом нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, то есть со дня, следующего за днем опубликования.

Нормативные документы (инструкции, положения, правила и другие), издаваемые Национальным банком Республики Беларусь, также подлежат включению в Национальный реестр правовых актов и обязательны для исполнения коммерческими банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Они вступают в силу со дня включения в Национальный реестр, если не установлен иной срок.

При осуществлении проверки необходимо использовать ряд нормативных документов, которые устанавливают правовые основы банковской деятельности. К ним относятся:

· Банковский кодекс Республики Беларусь от 17.07.2006г. №145-3;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. №218-3;

· Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003г. №194-3 «Об административных правонарушений»;

· Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007г. №273-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам административной ответственности за правонарушения в области финансов, банковской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования »;

· Закон Республики Беларусь от 10.01.2010 № 100-З (с изменениями и дополнениями от15.07.2010г.) № 168-З «О хозяйственных обществах»;

· Закон Республики Беларусь от 04.01.2010г. №109-З «Об аудиторской деятельности»;

· Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь»;

· Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001г. №320 «Об утверждении устава Национального Банка Республики Беларусь»;

· Постановление правления Национального Банка Республики Беларусь от 31 января 2007г. №35 «Об утверждении инструкции о порядке проведения Национальным Банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций»;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2007г. №1284 «О ведении юридическими и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий) »;

· Постановление государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 8 августа 2001г. №39 «Об утверждении положения о порядке сдачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на хранение в архив книги учета проверок (ревизий)»;

· и другие.

Так как в нашем случаи осуществляется аудит банковских переводов , то необходимо также знать нормативные документы, которые регулируют организацию банковских переводов:

· Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» от 10 января 2000г. №357-З.;

· постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 29 марта 2001 г. N 66 «Об утверждении инструкции о банковском переводе» в ред. от 30.08.2010;

· постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.12.2007 № 398 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету операций в иностранной валюте в банках Республики Беларусь и внесении изменения в постановление совета директоров Национального банка Республики Беларусь» ( в ред. постановления Совета директоров Национального банка от 10.11.2008 г. № 368);

· постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. N 43 «Об утверждении инструкции о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков» в ред. от 29.10.2008;

· Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 29 марта 2001 г. N 63 «Об утверждении инструкции об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством» в ред. От 13.09.2010;

· Постановление совета директоров национального банка Республики Беларусь 14 июля 2004 г. N 222 «об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету операций с банковскими пластиковыми карточками и электронными деньгами в банках республики Беларусь» в ред. От 27.03.2006;

· и другие.

На основе нормативно-правовых актов Национального банка Республики Беларусь ЦБУ № 101 ОАО «БПС-Сбербанк» разрабатывает локальные инструкции, положения и иную документацию. В связи с этим при проведении аудита банковских переводов необходимо пользоваться не только актами Национального банка Республики Беларусь, но и локальными нормативно-правовыми актами.

Информационным обеспечением банковского перевода являются:

· форма №1 «бухгалтерский баланс»;

· форма № 2 «отчет о прибыли и убытках»;

· форма № 3 «отчет об изменении капитала»;

· форма № 4 «отчет о движении денежных средств»;

· пояснительная записка;

· примечание;

· форма 2801 «Расчет достаточности нормативного капитала»;

· форма 2809 «предоставление банками и небанковской кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности »;

· форма 1701 «средние процентные ставки кредитно-депозитного рынка»;

· форма 1702 « сведения о составе кредитных вложений в экономику и операциях по финансовому лизингу»;

Таким образом, при проведении аудита банковских переводов ЦБУ № 101 ОАО «БПС-Сбербанк» используется ряд нормативно-правовых актов, таких как законы, указы, постановления, а также локальные акты ОАО «БПС-Сбербанк». Очевидно, что значительный объем информации рассредоточен по различным нормативным документам, что в свою очередь негативно отражается на качестве осуществляемого банком аудита. Это связано с тем, что часть времени уходит на поиск необходимого правового акта и нужной в нем информации. В этой связи весьма актуальным в настоящее время является вопрос о создании единого нормативно-правового акта, касающегося всех сторон валютных операций: от организации порядка их осуществления до формирования отчетности. Наличие такого документа позволило бы ускорить процесс аудита, в результате чего повысилась бы его оперативность, принимаемые решения могли бы быть своевременно реализованы, что, безусловно, отразилось бы на эффективном функционировании банков.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.