Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Демографический и трудовой потенциалы





Имеют основополагающее значение для оценки и прогноза трудовых

ресурсов. Важнейшими показателями являются численность и продолжи -

тельность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная

структура, распределение населения на городское и сельское и др.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих

оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании

итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество


 

родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной

территории.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это количество

лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения

родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения

уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период

времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение

числа умерших в данном возрасте в течение календарного года к среднегодовой

численности лиц данного возраста.

Распределение населения на городское и сельское производится по месту

проживания. В Республи ке Беларусь к г ородским поселениям относятся города

и поселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население

страны, проживающее на остальной территории, является сельским.

Численность населения Республики Беларусь на начало 2005 г. составила

9800,1 тыс. чел. По количеству жителей Беларусь занимает 5- е место среди

стран СНГ (после России, Украины, Узбекистана и Казахстана) и 17-е место в

Европе (опережая такие государства, как Австрия, Болгария, Швеция). Наи -

большей численности населения Беларусь достигла в 1994 г. В дальнейшем

происходило снижение данного показателя.

Динамика численности населения страны определяется естественным и

механическим его приростом (убылью). Естественный прирост равен разности

между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или

сальдо миграции, определяется разностью между числом прибывши х в страну и

выбывших в другие государства на постоянное место жительства.

В Беларуси во второй половине XX в. наиболее высокий уровень рождаемости

наблюдался до 1960 г., когда на 1 тыс. жителей приходилось более 24 родившихся.

В дальнейшем он снизился и в 2004 г. составил всего 9,1 родившихся. Наиболее

низкий уровень смертности был в 1960—1966 гг., когда на 1 тыс. жителей ежегодно

умирало менее 7 чел. В последующие годы данный показатель увеличился и в 2004

г. составил 14,3 чел. До 1993 г. в Беларуси происходил естественный прирост на-

селения. С 1977 г. в сельской местности, а с 1997 г. и в городских поселениях

уровень смертности превысил уровень рождаемости. Таким образом, страна в

демографическом развитии вступила в качественно новый этап — депопуляцию.

Особенностью этого процесса в Беларуси является не только низкий уровень

рождаемости, характерный для многих развитых государств, но и высокий уровень

смертности, имеющий тенденцию к росту.

Среднее число рождений в расчете на одну женщину, так называемый

суммарный коэффициент рождаемости, снизилось с 1,9 в 1990 г. до 1,2 в 2004 г.

В настоящее время по этому показателю Белар усь, хотя и несколько

превосходит Болгарию, Россию, Латвию, Чехию, но вместе с ними, а также

Эстонией и Литвой занимает одно из последних мест в мире.

В то же время для простого воспроизводства населения суммарный

коэффициент рождаемости для одной женщины должен быть не менее 2,15.

При сохранении тенденции перехода к модели однодетной семьи численность

населения страны через 25—30 лет может сократиться почти вдвое.


 

Снижение рождаемости обусловило изменение в возрастной структуре

населения. Число детей в возрасте до 14 лет уменьшилось с 2252,5 тыс. чел. на

начало 1995 г. до 1530,3 тыс. чел. к началу 2005 г., а их удельный вес в общей

численности населения снизился соответственно с 22,1 до 15,6 %. Число лиц в

возрасте 65 лет и старше увеличилось соответственно с 1250,1 до 1334,4 тыс. чел.,

а удельный вес этой категории населения возрос с 12,2 до 14,5 %. В соответствии

с классификацией ООН, если в структуре населения эта категория лиц составляет

более 7 %, то общество находится в стадии демографической старости. Старение

населения приводит к повышению государственных расходов на социальное

обеспечение и оказание медицинской помощи пожилым людям.

Стратегическая цель государственной политики на рынке труда

заключается в обеспечении свободно избранной, продуктивной занятости и

создании условий для более полной реализации трудового потенциала

общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого

человека.

Важнейшей задачей миграционной политики является оптимизация

межгосударственных перемещений населения на основе сочетания

государственных и личных интересов граждан: повышение эффективности

воздействия на процессы внутрен ней миграции с учетом потребносте й

социально-экономического развития отдельных регионов страны,

необходимости сохранения демографического потенциала сельской местности.

В облас ти внешней миграц ии п олитика государства должна быт ь на правлена н а

совершенствование миграционного законодательства и выполнени е

международных договоров и соглашений.

В Республике Беларусь за годы государственного суверенитета проделана

большая работа по проведению активной демографической политики, созданию

соответствующей нормативно-правовой базы. К числу важнейших документов

государственной политики в области народонаселения следует отнести: Кодекс

Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в действие с 01.01.1999 г.,

Трудовой кодекс — с 01.01.2000 г.; законы Республики Беларусь «О

демографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости»

(1999 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998

г.), «О гражданстве» (2002 г.), «О беженцах» (1999 г.), «О здравоохранении»

(2002 г.), «О санитарно-эпидемичес ком благополучии населения» (2000 г.), «О

радиационной безопас ности населения» (1998 г.), «О социальной защите

граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.).

Разработаны президентская программа «Дети Беларуси», государственная


программа


«Здоровье нации»,


республиканские программы


«Женщины


Республики Беларусь» и др.

Для координации политики в области народонаселения и демографической

безопасности и выработки согласованн ых действий республиканских органов


государственного управления,


иных государственных организаций,


подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и

распорядительных органов создан Национальный комитет по народонаселению

при Совете Министров Республики Беларусь.


 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.