|
РАЗДЕЛ 5.ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Лекция 10.Проблемы перехода к рыночной экономике. Перспективная Модель национальной экономики
Цели: Изучить проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике. Выделить преимущества и недостатки. Определить сущность и роль перспективной модели национальной экономики Беларуси
План лекции 10.1. Проблемы перехода от планируемой централизовано к рыночной экономике 10.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
10.1. Проблемы перехода от планируемой централизовано к рыночной Экономике
Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности. Трансформируются не толь ко отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в
течение которого проис ходят эти изменения, достаточно велика — для разны х стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государст - венного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену. Переходный период включает три направления преобразований: · первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике; · второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка; · третье — структурная перестройка, целью которой являются регулир ующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологичес кую с труктуры в сос тояние, отвеча ющее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Важной закономерностью переходной экономики является зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не свойственные гос подствовавшей пре жде системе формы и отношения (например, институты рыночной экономики), так и возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собственность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и други х предприятий или пла нирование в фор ме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ). Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем: · ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны; · обосновать перспективную модель национальной экономики; · создать законодательно-нормативную базу, обеспечивающие развитие рыночных отношений; правовые институты, · либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес; · обеспечить равноправие всех форм собственности; · сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений; · провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и
импортозамещающ и х отраслей и п роизводств, внедрить п рогрессивные технологии и высокопроизводительную технику; · изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений; · значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности; · разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственны х ми нимальны х социал ьных гарант ий и поэтапно приблиз ить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов; · повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стим улирующи х параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды). Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая в целях создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной п риватизации, а выб рала в качестве осно вных принципо в повышение эффе ктивности производст ва, поиск стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом для исключения возможности неэффективного и незаконного перераспределения собственности. Основными задачами реформирования отношений собственности являются след ующие: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций. Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организа торов разработки и внед рения современ ных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
В качестве основных направлений структурных преобразований определены: · создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов; · опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориен тированных и имп ортозаме щающих о траслей и производст в, а также сферы услуг; · стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффе ктивности на осно ве соверш енствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп; · развитие и государственная поддержка малого предпринимательства; · повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики; · разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|