|
Упражнения для формирования лексических навыков. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Как известно, в системе упражнений, развивающих любой вид речевой деятельности, выделяют две подсистемы: подготовительные и речевые упражнения. С помощью подготовительных упражнений усваивается форма и значение лексических единиц, а также действия с ними как компонентами речевой деятельности. Типы подготовительных упражнений должны выделяться с учётом последовательности формирования навыков и характера операций, лежащих в их основе. Поскольку навык определяется как «закрепление операции» (термин А.Н. Леонтьева), то в каждый тип упражнений должны входить виды, обеспечивающие достаточное повторение новых ЛЕ в различных сочетаниях и в разном, хотя и несложном контексте. Речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения не только коммуникативных, но и познавательных задач. При выполнении этих упражнений актуализация новых слов должна проводиться на уровне непроизвольного к ним внимания. Примеры подготовительных упражнений 1. 1. упражнения в дифференциации и идентификации: а) сгруппируйте слова по указанному признаку; б) определите на слух / найдите в тексте слова, относящиеся к одной теме (одной части речи, синонимическому ряду); в) найдите в тексте / подберите на память антонимы к словам, данным на доске. 1. 2. упражнения в имитации: а) прослушай те слова (словосочетания, предложения), повторите их вслед за диктором; б) ответьте на вопросы диктора, придерживаясь данного образца 1. 3. упражнения на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки: а) определите значение незнакомых вам производных слов, образованных от известных корней и аффиксов; б) прослушайте / прочитайте ряд предложений, догадайтесь о значении интернациональных слов 1. упражнения для обучения прогнозированию на уровне слов, словосочетаний и предложений: а) назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными (глаголами) – clean the windows, the doors; б) употребите как можно больше слов при ответе в) найдите окончания каждого предложения из трёх/четырёх вариантов, приведённых ниже. 1. 5. упражнения в расширении и сокращении структур: а) расширьте предложения за счёт включения в них указанных словосочетаний; б) сократите предложения, придерживаясь данного образца 1. 6. упражнения в эквивалентных заменах: а) замените выделенные слова синонимами / антонимами; б) замените сложноподчинённое предложение двумя простыми, не изменяя содержания.
Принципы отбора упражнений по грамматике: 1. обеспечение деятельностного характера овладения немецкой грамматикой. 2. учет первичности слухо-моторных связей, принцип устного опережения. 3. опора на образец, на действие по аналогии. 4. опора на сознательность, учет важности сочетания сознательности и бессознательности. 5. стимулирование речемыслительной активности и самостоятельности учащихся. 6. опора на принцип наглядности, доступности, прочности и систематичности. 7. учет принципа апраксимации (приближение к желаемому). Работа над грамматическим материалом строиться в соответствии со следующими этапами: ориентировочно-подготовительный этап. - учащиеся знакомятся с новым языковым явлением, выполняют первичные речевые или языковые действия. 2. Стериотипизирующий, ситуативный этап. - автоматизация первичного действия путем его многократного использования в однообразных ситуациях без существенного варьирования. 3. Варьирующий ситуативный этап. - обеспечивает дальнейшую автоматизацию речевого действия, развитие гибкости и подвижности навыка. На начальном этапе превалирующие значение имеет устная основа обучения с подключением зрительно-вербальных опор. Обучение грамматики происходит индуктивно (основной грамматический материал предъявляется на завершающем этапе). На среднем этапе превалирующие значение имеют тренировочные упражнения на подстановку. На старшем этапе происходит систематизация грамматического материала, в работе активно используются грамматические справочники и пособия. Исправлять ошибки допущенные учениками в устной речи необходимо осторожно, не мешая высказываниям учащихся. Ошибки из-за которых не искажается понимание считаются незначительными. Обучение рецептивным грамматическим навыкам. Наряду с экспрессивными грамматическими навыками (говорения и письма) у учащихся должны быть сформированы рецептивные грамматический навыки чтения и аудирования, то есть навыки узнавания и понимания грамматических явлений в письменном и устном тексте, как при активном, так и при пассивном владении материалом. Рецепция при активном владении материалом базируется на речевых автоматизированных связях слухоречемоторных образов и их значений (при аудировании) и зретельно-графемных речемоторнослуховых образов и их значений (при чтении). Она проявляется в автоматизированности процесса чтения и слушания, целостности восприятия и непосредственности понимания, как это имеет место при чтении на родном языке. Это обуславливается определенным уровнем развития индивидуально-речевого опыта в данных рецептивных видах деятельности. Практика обучения иностранному языку на устно-речевой основе в школе подтверждает тезис о положительном влиянии активного владения материалом на качество понимания рецепируемого устного и письменного текстов. Однако это возможно при том условии, если учащиеся много читают и слушают на иностранном языке. Известен и другой вид навыков, рецептивно-пассивный, специфичный только для чтения текстов на иностранном языке, языковым материалом которого читатель не владеет активно и может лишь узнавать его «по внешнему виду» на основе зрительной памяти. В основе пользования этим видом навыков лежат автоматизированные процессы узнавания языковых явлений и понимания (на основе контекста и припоминания) их значения. Разновидностью названного рецептивно-пассивного навыка являются языковые информации с помощью аналитических действий При этом значение данного явления выводится путем анализа его структуры – структуры слова (анализ слова по элементам), структуры морфологических явлений (морфологических форматов – падежных, личных окончаний), синтаксических конструкций (компонентов структуры предложения) – и установления из значения в данном контексте. Первый вид грамматических навыков формируется в процессе постоянного и систематического чтения легких по языку и содержанию текстов, второй – в результате чтения боле сложных текстов. При этом могут использоваться элементы анализа грамматических явлений как в отдельных предложениях, так и в отдельных местах текста. Тренировка грамматического материала происходит при выполнении следующих типов упражнений: 1. имитационные упражнения: грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Могут ыполнятся в виде подчеркивания грамматических явлений. 2. Подстановочные упражнения, существенным является обеспечение подсказки, элементов для подстановки. 3. Трансформационные упражнения. С их помощью можно научить варьировать сообщение в зависимости от меняющейся ситуации. скажите по-другому; - перескажите текст, представляя что действие совершилось только что; 4. Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|