Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность бухгалтерского управленческого учета, его цели, задачи, функции





Сущность бухгалтерского управленческого учета, его цели, задачи, функции

УУ – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации и хозяй-й деят-ти организации и ее структурных подразделений для осуществлений планирования, контроля и управления этой деят-ю. Процесс сбора инф-ии о хоз-й деят-ти заключается в с определении, классификации, оценке и измерении хоз-ых опер-й и других экономически значимых событий в системе УУ. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражений хоз-х опер-й и других экономически значимых событий в первичных док-ах и учетных регистрах. Обобщение инф-ии представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию инф-ии. В процессе анализа инф-ии определяется состав инф-ии, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь различных показателей деят-ти организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Основная цель УУ – предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной инф-ии о деят-ти организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений

Функции управленческого учета.

1. Планирование— это процесс описания вариантов действий, которые могут быть осущест­влены в ближайшем будущем. Он включает: 1. постановку цели; 2. формулировку задач; 3. изыскание путей решения задач для дости­жения поставленной цели; 4. выбор вариантов альтернативных действий



На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источ­никах ее исполнения. Хорошо составленные пла­ны бывают настолько гибкими, что при опреде­ленных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.

Контроль и анализ.

Контроль — это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Она включает: 1. измерение состояния объекта; 2. сопоставление фактических результатов с плановыми; 3. пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; 4. выявление и регулирование отклонений от запланированного.

На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполните­лей, в которых даются результаты количествен­ных измерений фактического состояния объекта.

3. Организационная работа.Она заключает­ся в: 1. создании организационной структуры пред­приятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделов, бюро, группы подразделений и др.); 2. распределении обязанностей между испол­нителями; 3. координации действий исполнителей на ос­нове внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; 4. установлении каналов связи с использова­нием линейных и нелинейных отношений.

4. Стимулирование— это средство моти­вации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприя­тия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

5. Внутренняя информационная связь— это обмен информацией и отчетностью, позво­ляющий организовывать действия различных структурных подразделений для достижения ко­нечной цели; конкретизирующий задачи каждо­го подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых бу­дет действовать каждый руководитель подраз­деления, и требования к нему смежных произ­водственных подразделений.

Основными задачами управленческого учета являются:

1. учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;

2. учет затрат и доходов и отклоненией по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;

3. исчисление различных показателей фактической себестоимос­ти продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестои­мости, неполной производственной себестоимости, полной се­бестоимости реализованной продукции, себестоимости реали­зованной продукции по зонам реализации и т.п.);

4. определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, но­вым технологическим решениям, реализованным изделиям, вы­полненным работам и услугам и другим позициям;

5. контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

6. планирование финансово-хозяйственной деятельности органи­зации в целом, ее структурных подразделений и других цент­ров ответственности;

7. прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключе­ния о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для це­лей планирования);

8. составление управленческой отчетности и представление ее управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.

2) Предпосылки появления и необходимость выделения управленческого учета в самостоятельную подсистему

На рубеже XIX—XX вв. в условиях создания и функционирования транснациональных корпораций, усиления концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, кооперирования и комбинирования производства и ряда других процессов существенно изменились требования к ведению и организации бухгалтерского учета.
Особенно очевидно стали проявляться недостатки калькуляционного учета.
При изготовлении конечного продукта несколькими смежными цехами, а иногда и предприятиями, продаже продукции в различные страны и регионы и ряда других особенностей усредненные данные о себестоимости конечного продукта не позволяют эффективно управлять себестоимостью продукции.
С целью совершенствования калькуляционного учета в ряде передовых стран стали применять новые методы учета затрат на производство и калькулирования — учет затрат по центрам ответственности, калькулирования себестоимости по системам «стандарткост» и «директкостинг» и др., превративших калькуляционный учет в систему производственного учета.
В процессе дальнейшего развития системы производственного учета в этой системе стали применять, помимо учетной, другие функции управления — планирования, контроля, анализа, принятия решений. Применение основных функций управления в системе производственного учета превратило эту систему в систему управленческого учета.
Официальное признание управленческого учета впервые произошло в 1972 г.

 

Процедура принятия решений

Для того чтобы принять эффективное управленческое решение, менеджеру необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

- методологию управленческого решения;

- методы разработки управленческих решений;

- организацию разработки управленческого решения;

- оценку качества управленческих решений.

Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы принятия решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленчес-ких решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:[3]

- техническое развитие;

- организация основного и вспомогательного производства;

- маркетинговая деятельность;

- экономическое и финансовое развитие;

- организация заработной платы и премирования;

- социальное развитие;

- управление;

- бухгалтерская деятельность;

- кадровое обеспечение;

- прочие виды деятельности.

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

- на входящую и исходящую;

- обрабатываемую и необрабатываемую;

- текстовую и графическую;

- постоянную и переменную;

- нормативную, аналитическую, статистическую;

- первичную и вторичную;

- директивную, распределительную, отчетную.

 

 

Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации

В общих чертах планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями Потребителей.

Под ним подразумевается политика и стратегия предприятия в области разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя "образцом" продукции или услуги.

Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.

Постоянное новаторство в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка.

Следовательно, приступая к разработке новых видов продукции, надо больше внимания уделять её концепции, а не самому производственному циклу. Концепция продукции должна постоянно пересматриваться и уточняться с учётом результатов пробного маркетинга и замечаний потребителей.

Любое предприятие-изготовитель, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:

купить информацию о новых видах продукции у внешних источников;

изобрести самостоятельно новый вид продукции, используя информацию и аналитические материалы службы маркетинга;

усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление ранее выпускаемой продукции;

привлечь другого партнёра к разработке новой продукции.

Необходимость действий в одном из этих направлений связана с тем, что, как уже указывалось, каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды продукции, которые имеют исключительно высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае необходимо тщательно продумать систему её разработки. Стадиями такого анализа могут быть, например:

принятие долгосрочных решений о стратегии технологических инноваций или действиях в случае непредвиденных событий;

проведение фундаментальных исследований, открывающих возможность прорыва в сфере технологии;

проведение прикладных исследований, обеспечивающих практическое использование прикладных исследований применительно к потребностям выявленных групп потребителей;

конструирование и разработка новых видов продукции, как на основе прикладных исследований, так и непосредственно на основе изучения рынка.

Таким образом, рассмотренная система в высшей степени "открыта" для взаимодействия с возникающими время от времени идеями создания новой продукции, которые будут предметом дальнейшего творческого развития в целях организации её производства и внедрения на рынок.

Основные виды стратегий по разработке новой продукции фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:

- разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;

- разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;

- разработка новых видов использования ранее выпускаемой продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;

- сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

Приступая к планированию ассортимента и разработке новой продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не могут компенсировать ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи. Потенциальные трения между производственными подразделениями и службой маркетинга могут свести на нет лучшие намерения и тех и других, и привести к принятию неудачного компромиссного решения.

Планирование ассортимента продукции предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность достигается не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей.

Если ответственность за различные элементы маркетинга будет возложена на различные узкоспециализированные отделы, возникает опасность того, что каждый отдел будет рассматривать свою собственную деятельность как наиболее важную и требующую преимущественного права использования ресурсов предприятия.

Такое положение приводило, да порой и сейчас нередко приводит к тому, что когда отдел сбыта, получал продукцию, созданную с соблюдением всех норм по защите коммерческой тайны, на основе спецификаций, которые полностью удовлетворяли разработчиков и производственников, оказывалось, что она больше удовлетворяет амбициям последних, нежели потребности конечного потребителя. Это противоречит самой сути концепции маркетинга.

Любой замысел новой продукции, прежде всего, должен быть протестирован на её значимость группой потенциальных потребителей с точки зрения его полезности и наличия самой потребности, а так же уровня цены, по которой она может быть реализована.

Если замысел встречает благоприятный отклик, он должен быть воплощен в "предложение" Потребителю. Задача планирования ассортимента заключается, прежде всего, в том, чтобы подготовить потребительскую спецификацию на изделие, передать её проектному отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведён до товарного состояния.

Как бы логично ни звучало всё изложенное, необходимо признать, что подобная организация планирования ассортимента продукции пока применяется только на отдельных предприятиях.

Сущность бухгалтерского управленческого учета, его цели, задачи, функции

УУ – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации и хозяй-й деят-ти организации и ее структурных подразделений для осуществлений планирования, контроля и управления этой деят-ю. Процесс сбора инф-ии о хоз-й деят-ти заключается в с определении, классификации, оценке и измерении хоз-ых опер-й и других экономически значимых событий в системе УУ. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражений хоз-х опер-й и других экономически значимых событий в первичных док-ах и учетных регистрах. Обобщение инф-ии представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию инф-ии. В процессе анализа инф-ии определяется состав инф-ии, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь различных показателей деят-ти организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Основная цель УУ – предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной инф-ии о деят-ти организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений

Функции управленческого учета.

1. Планирование— это процесс описания вариантов действий, которые могут быть осущест­влены в ближайшем будущем. Он включает: 1. постановку цели; 2. формулировку задач; 3. изыскание путей решения задач для дости­жения поставленной цели; 4. выбор вариантов альтернативных действий

На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источ­никах ее исполнения. Хорошо составленные пла­ны бывают настолько гибкими, что при опреде­ленных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.

Контроль и анализ.

Контроль — это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Она включает: 1. измерение состояния объекта; 2. сопоставление фактических результатов с плановыми; 3. пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; 4. выявление и регулирование отклонений от запланированного.

На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполните­лей, в которых даются результаты количествен­ных измерений фактического состояния объекта.

3. Организационная работа.Она заключает­ся в: 1. создании организационной структуры пред­приятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделов, бюро, группы подразделений и др.); 2. распределении обязанностей между испол­нителями; 3. координации действий исполнителей на ос­нове внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; 4. установлении каналов связи с использова­нием линейных и нелинейных отношений.

4. Стимулирование— это средство моти­вации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприя­тия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

5. Внутренняя информационная связь— это обмен информацией и отчетностью, позво­ляющий организовывать действия различных структурных подразделений для достижения ко­нечной цели; конкретизирующий задачи каждо­го подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых бу­дет действовать каждый руководитель подраз­деления, и требования к нему смежных произ­водственных подразделений.

Основными задачами управленческого учета являются:

1. учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;

2. учет затрат и доходов и отклоненией по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;

3. исчисление различных показателей фактической себестоимос­ти продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестои­мости, неполной производственной себестоимости, полной се­бестоимости реализованной продукции, себестоимости реали­зованной продукции по зонам реализации и т.п.);

4. определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, но­вым технологическим решениям, реализованным изделиям, вы­полненным работам и услугам и другим позициям;

5. контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

6. планирование финансово-хозяйственной деятельности органи­зации в целом, ее структурных подразделений и других цент­ров ответственности;

7. прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключе­ния о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для це­лей планирования);

8. составление управленческой отчетности и представление ее управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.

2) Предпосылки появления и необходимость выделения управленческого учета в самостоятельную подсистему

На рубеже XIX—XX вв. в условиях создания и функционирования транснациональных корпораций, усиления концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, кооперирования и комбинирования производства и ряда других процессов существенно изменились требования к ведению и организации бухгалтерского учета.
Особенно очевидно стали проявляться недостатки калькуляционного учета.
При изготовлении конечного продукта несколькими смежными цехами, а иногда и предприятиями, продаже продукции в различные страны и регионы и ряда других особенностей усредненные данные о себестоимости конечного продукта не позволяют эффективно управлять себестоимостью продукции.
С целью совершенствования калькуляционного учета в ряде передовых стран стали применять новые методы учета затрат на производство и калькулирования — учет затрат по центрам ответственности, калькулирования себестоимости по системам «стандарткост» и «директкостинг» и др., превративших калькуляционный учет в систему производственного учета.
В процессе дальнейшего развития системы производственного учета в этой системе стали применять, помимо учетной, другие функции управления — планирования, контроля, анализа, принятия решений. Применение основных функций управления в системе производственного учета превратило эту систему в систему управленческого учета.
Официальное признание управленческого учета впервые произошло в 1972 г.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.