Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос № 3. Социализация личности.





Вопрос № 2. Методы социальной психологии.

К статистическим методам исследования относят опросы, анкетирование, метод наблюдения, анализ документов. Причинно-следственный метод, в общем виде, только один – это эксперимент.

Статистические и причинно-следственные методы могут дополнять друг друга или использоваться на разных этапах одного и того же исследования.

Метод опроса

Опросные методы делятся на два типа: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование происходит при личном общении респондента и исследователя. Анкетирование может проводиться заочно. Преимущество этих методов – сравнительная простота организации исследования, широкий круг исследовательских задач, которые можно решить при помощи опросов. Недостаток – возможность искажения информации респондентом на сознательном или бессознательном уровне.

Метод наблюдения

Методы наблюдения делятся на включенное наблюдение, контролируемое и неконтролируемое. При включенном наблюдении исследователь погружается в совместную работу или деятельность группы, которую изучает. Контролируемое наблюдение подразумевает наличие бланков и четкой процедуры регистрации данных. Неконтролируемое наблюдение проводится без четкого плана. Все виды наблюдения в современной социальной психологии чаще всего используются как вспомогательные, а не основные виды исследований. Их преимущество – простота использования, возможность привлечения мало квалифицированного персонала. Недостаток – субъективные искажения восприятия исследователя, изменение поведения людей, за которыми наблюдают.

Анализ документов

Большой спектр научных социально-психологических задач можно решить без прямого контакта с людьми. Для исследований в области социальной психологии культуры, этнографии, массовой коммуникации, истории и пр. Подвидом этого типа исследований является контент-анализ. Это подсчет частоты использования различных социально-психологических категорий в некотором массиве документов. Метод контент-анализа позволяет проводить многомерный анализ данных, который является более точным и тонким методом исследования, чем простой анализ документов. Преимущества этого метода – возможность исследовать массовые процессы, заглянуть в историю. Недостаток – отсутствия прямого контакта, сложности в отслеживании субъективной реакции исследуемой группы людей.



Метод эксперимента

Эксперимент подразумевает выделение экспериментальной и контрольной групп исследования. В эксперименте используется независимая и зависимая переменные. Влияя на зависимую переменную при помощи независимой, исследователь изучает возможные следствия некоего воздействия на социальные объекты. Недостаток этого метода заключается в сложности его организации. Преимущество – это один из самых надежных методов исследования в социальной психологии.

 

 

Вопрос №6. Проблема социального восприятия.

Социальное восприятие представляет собой восприятие, его направленность определяется окружающими людьми. Данное восприятие человека направлено на создание личностных представлений как о самом себе, так и о социальных группах, окружающих.

Социальное восприятие и социальное познание противопоставляется личностному восприятию, которое определяется особенностями человека и индивидуальными склонностями. Психологи, занимающиеся изучением социального восприятия, изучают влияние воздействия окружающего общества на восприятие каждого человека и этих же людей в целом.

Так, к примеру, при помощи социального восприятия детям рассказывают, что являет собой радостное, а что страшное, что такое уважение и к кому его необходимо проявлять.

Ошибки социального восприятия

• Ошибка привлекательности. Она состоит в том факторе, что, если человек внешне привлекателен, то другие люди способны переоценивать его возможности.

• Ошибка восприятия, основанная на отношении человека к вам. Она состоит в том, что люди оценивают выше тех людей, которые хорошо к ним относятся. Людям часто кажутся умнее люди, которые приятные в общении.

Механизмы социального восприятия

• Каузальная атрибуция. В окружающих, в своем собеседнике человек, зачастую, видит то, что сам о нем надумал, приписал.

• Идентификация. Человеческие характеристики других людей являются отражением их самих.

• Рефлексия. Восприятие людей зависит от того, как человек относится к своим мотивам, чувствам, понимает себя.

Эффекты социального восприятия

• Типовые шаблоны человеческого восприятия и, в свою очередь, проявление субъективных суждений индивидуума представляют собой эффекты человеческого восприятия.

• Стоит отметить, что особенности социального восприятия включает в себя структурность, осмысленность, предметность, целостность и избирательность.

Итак, социальное восприятие во многом зависит от личностных качеств самого человека. Его отношение к окружающему миру будет отражать его внутреннее отношение к самому себе.

 

 

Вопрос №11. Процесс межгрупповой дифференциации.

Межгрупповая дифференциация проявляется двумя путями: как ингрупповой фаворитизм (предпочтение ингруппы)/аутгрупповая дискриминация (пренебрежение аутгруппой) и как аутгрупповой фаворитизм/ингрупповая дискриминация. Первый вариант встречается чаще, чем второй. В основе разделения ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации лежит тот факт, что появление одного из них не всегда сопровождается появлением второго. Так, например, американцы европейского происхождения оценивали афроамериканцев ниже, чем членов расовой ингруппы, по позитивным чертам (ингрупповой фаворитизм), но не выше по негативным (отсутствие аутгрупповой дискриминации). Аналогично, когда люди описывали человека, обладающего таким же стилем восприятия, как и они сами (члена ингруппы), они реже отвергали позитивные черты как не соответствующие полученной о нем информации, чем при оценке человека с иным стилем восприятия (члена аутгруппы). Но подобных различий не было при приписывании негативных черт.

Связь между ингрупповым фаворитизмом и аутгрупповой дискриминацией зависит от условий развития человека. Например, фаворитизм связан с дискриминацией у детей, обучающихся в школе, гомогенной по расовому признаку. Однако такая связь отсутствует у детей, обучающихся в смешанных по расовому составу школах.

 

Функции межгрупповой дифференциации

 

Вопрос № 2. Методы социальной психологии.

К статистическим методам исследования относят опросы, анкетирование, метод наблюдения, анализ документов. Причинно-следственный метод, в общем виде, только один – это эксперимент.

Статистические и причинно-следственные методы могут дополнять друг друга или использоваться на разных этапах одного и того же исследования.

Метод опроса

Опросные методы делятся на два типа: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование происходит при личном общении респондента и исследователя. Анкетирование может проводиться заочно. Преимущество этих методов – сравнительная простота организации исследования, широкий круг исследовательских задач, которые можно решить при помощи опросов. Недостаток – возможность искажения информации респондентом на сознательном или бессознательном уровне.

Метод наблюдения

Методы наблюдения делятся на включенное наблюдение, контролируемое и неконтролируемое. При включенном наблюдении исследователь погружается в совместную работу или деятельность группы, которую изучает. Контролируемое наблюдение подразумевает наличие бланков и четкой процедуры регистрации данных. Неконтролируемое наблюдение проводится без четкого плана. Все виды наблюдения в современной социальной психологии чаще всего используются как вспомогательные, а не основные виды исследований. Их преимущество – простота использования, возможность привлечения мало квалифицированного персонала. Недостаток – субъективные искажения восприятия исследователя, изменение поведения людей, за которыми наблюдают.

Анализ документов

Большой спектр научных социально-психологических задач можно решить без прямого контакта с людьми. Для исследований в области социальной психологии культуры, этнографии, массовой коммуникации, истории и пр. Подвидом этого типа исследований является контент-анализ. Это подсчет частоты использования различных социально-психологических категорий в некотором массиве документов. Метод контент-анализа позволяет проводить многомерный анализ данных, который является более точным и тонким методом исследования, чем простой анализ документов. Преимущества этого метода – возможность исследовать массовые процессы, заглянуть в историю. Недостаток – отсутствия прямого контакта, сложности в отслеживании субъективной реакции исследуемой группы людей.

Метод эксперимента

Эксперимент подразумевает выделение экспериментальной и контрольной групп исследования. В эксперименте используется независимая и зависимая переменные. Влияя на зависимую переменную при помощи независимой, исследователь изучает возможные следствия некоего воздействия на социальные объекты. Недостаток этого метода заключается в сложности его организации. Преимущество – это один из самых надежных методов исследования в социальной психологии.

 

 

Вопрос № 3. Социализация личности.

Социализация– развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии:

• дотрудовую;

• трудовую;

• послетрудовую.

 

Это деление, конечно, условно, ибо в одну и ту же стадию (например, трудовую) попадают люди 20-50-летнего возраста, социализация которых существенно различается.

Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной:

• младенчество (до 1 года);

• младший дошкольник (1-3 года);

• дошкольник (3-6 лет);

• младший школьник (6-10 лет);

• подросток (11-14 лет);

• ранний юноша (15-17 лет);

• юноша (18-23 года);

• молодость (23-33 года);

• зрелость (34-50 лет);

• пожилой (50-65 лет);

• старческий (65-80 лет);

• долгожитель (выше 80 лет).

 

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т.е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т.д.

Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Усвоение норм и ценностей происходит не пассивно, оно идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Развитие человека происходит в результате решения им целого ряда задач. Их можно определить следующим образом: познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие.

Каждая стадия развития ставит перед человеком новые типы задач, которые соотносятся с возрастом. Попробуем соотнести возраст с типом задач. Выделяют 3 группы задач, которые приходится решать человеку:

• естественно-культурные – достижение на каждом возрастном уровне физического и сексуального развития (при этом решение задач связано с различными темпами полового созревания, эталонами мужественности и женственности в различных этносах и регионах);

• социально-культурные задачи – познавательные, ценностные, смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенные периоды его развития. Эти задачи определяются обществом в целом, регионами и ближайшим окружением человека. Они ставятся на каждом возрастном этапе в сфере познания социальной действительности и в сфере участия в жизни общества. Эти задачи имеют как бы два слоя: с одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества; с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики. Оба эти слоя могут не совпадать, часто противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой могут и не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере – осознаваться искаженно;

• социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в сегодняшней жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.

Самоопределение личности предполагает нахождение определенных позиций в различных сферах активной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самоутверждение предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. Самоутверждение может иметь разнообразные формы, которые могут быть как социально приемлемыми, так и социально опасными.

Решение задач, о которых мы говорим, является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-то из этих групп задач или отдельные задачи остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Возможен и такой случай, когда какая-либо задача, оставаясь нерешенной в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный промежуток времени «всплывает», что приводит к немотивированным поступкам.

Вот эта необходимость решения определенных задач побуждает человека ставить определенные цели, достижение которых ведет к решению задач. Важно при этом, чтобы задачи были осознаны адекватно.

 









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.