|
Вопрос №5. Процесс образования и развития малой группы.
Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества. Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появиться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развитии группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии. На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов. В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески. Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе. Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Социально-психологический климат — это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого — объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к группе; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов; 9) высокая сплоченность всех членов группы
Вопрос №6. Проблема социального восприятия. Социальное восприятие представляет собой восприятие, его направленность определяется окружающими людьми. Данное восприятие человека направлено на создание личностных представлений как о самом себе, так и о социальных группах, окружающих. Социальное восприятие и социальное познание противопоставляется личностному восприятию, которое определяется особенностями человека и индивидуальными склонностями. Психологи, занимающиеся изучением социального восприятия, изучают влияние воздействия окружающего общества на восприятие каждого человека и этих же людей в целом. Так, к примеру, при помощи социального восприятия детям рассказывают, что являет собой радостное, а что страшное, что такое уважение и к кому его необходимо проявлять. Ошибки социального восприятия • Ошибка привлекательности. Она состоит в том факторе, что, если человек внешне привлекателен, то другие люди способны переоценивать его возможности. • Ошибка восприятия, основанная на отношении человека к вам. Она состоит в том, что люди оценивают выше тех людей, которые хорошо к ним относятся. Людям часто кажутся умнее люди, которые приятные в общении. Механизмы социального восприятия • Каузальная атрибуция. В окружающих, в своем собеседнике человек, зачастую, видит то, что сам о нем надумал, приписал. • Идентификация. Человеческие характеристики других людей являются отражением их самих. • Рефлексия. Восприятие людей зависит от того, как человек относится к своим мотивам, чувствам, понимает себя. Эффекты социального восприятия • Типовые шаблоны человеческого восприятия и, в свою очередь, проявление субъективных суждений индивидуума представляют собой эффекты человеческого восприятия. • Стоит отметить, что особенности социального восприятия включает в себя структурность, осмысленность, предметность, целостность и избирательность. Итак, социальное восприятие во многом зависит от личностных качеств самого человека. Его отношение к окружающему миру будет отражать его внутреннее отношение к самому себе.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|