Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел II. Микроэкономика (экономика фирм)





Внимательно изучите материалы глав раздела в соответствии с методическими рекомендациями по изучению каждой главы. Затем выполните контрольные задания по разделу.

ГЛАВА 11. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.

Проблемные вопросы

1. Чтобы понять поведение потребителя в рыночной экономике, что необходимо проанализировать?

2. Как вы понимаете разумное поведение и предпочтения потребителя? Разумный потребитель покупает товар по высокой или низкой цене? Каким образом изменение дохода и цен влияет на поведение потребителя?

3. Почему доход потребителя рассматривается как «бюджетное сдерживание»? Всегда ли потребитель действует в рамках бюджетного ограничения дохода?

4. Чтобы понять теорию потребительского поведения, необходимо рассмотреть два объяснения закона спроса. Что здесь имеется в виду?

5. Объясните закон спроса при помощи эффектов дохода и замещения. Как соотносятся понятия «эффект дохода» и «эффект замещения»?

6. Как вы понимаете полезность и предельную полезность? Чем они отличаются?

7. Как потребителю удается, не выходя за пределы своего бюджета, приобрести именно те товары и услуги, при помощи которых можно максимизировать удовлетворение потребностей?



8. В связи с чем экономисты вывели правило максимизации полезности? Рассмотрите его. Как алгебраически записать правило максимизации полезности?

9. Что представляет собой бюджетное сдерживание? От чего зависит расположение бюджетной линии?

10. Почему движение бюджетных линий вправо и влево экономисты рассматривают как карту безразличия, а кривые ¾ как кривые безразличия?

11. Объясните понятие «экономическая ценность времени». В каких странах не хватает времени? Можно ли к ним отнести Россию?

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Поведение потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес в теории экономического развития.

Чтобы его понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя.

1. Разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность. Иначе говоря, он хочет приобрести максимум товаров и услуг при минимуме расходов.Такой «шаг» потребителя рассматривается как разумное поведение.

2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.

3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров. За несколькими возможными исключениями ¾ Рокфеллеры, Майкл Джексон и король Саудовской Аравии ¾ все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.

4. Цены. Поскольку величина дохода ограниченна, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему хотелось бы. Потребителю приходится подбирать такую комбинацию товаров и услуг, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.В связи с этим возникает вопрос: как потребителю удается, не выходя за пределы своего бюджета, приобрести именно те товары и услуги, при помощи которых можно максимизировать удовлетворение потребностей? Ответ на этот вопрос лежит в правиле максимизации полезности. Однако сейчас по-новому рассмотрим действие закона спроса в рыночной экономике.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

ДВА ОБЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНА СПРОСА

Первое объяснение: закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что если цена продукта падает, например, цена куриных ножек, то покупательная способность человека растет. Он может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене, скажем, на куриные ножки, у потребителя появляется стимул приобрести данный дешевый товар вместо товаров-заменителей (например, говядины), которые относительно дороже. Таким образом, потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникают способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Второе объяснение:закон спроса можно объяснить при помощи закона убывающей предельной полезности.

Чтобы понять закон убывающей предельной полезности, его точный смысл, необходимо рассмотреть составные части этого закона.

Каждый продукт должен обладать полезностью или, по Марксу, потребительной стоимостью. Полезность ¾ способность товара или услуги удовлетворять те или иные потребности. Например, хлеб удовлетворяет физическую потребность человека, а книги ¾ духовную. Но в экономическом анализе большое значение приобретает не просто полезность, а предельная полезность продукта. Предельная полезность ¾ это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта.Например, купил пирожок. Съел. Захотелось еще ¾ уж очень вкусные пирожки! Купил второй. Съел. Если есть деньги в кошельке, то можно купить и третий, и четвертый, и т. д. Однако здесь большое НО! Практика показывает, что полезность каждой последующей единицы продукта (в нашем случае ¾ пирожка) будет падать.И такая связь носит постоянный и устойчивый характер. Отсюда экономисты-маржиналисты вывели закон убывающей предельной полезности ¾ по мере того, как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. Согласно данному закону производители должны понижать цену для того, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта. Таким образом, предельная полезность выражает степень удовлетворенности от потребления дополнительной единицы продукта. В связи с этим экономисты вывели правило максимизации полезности. Рассмотрим его.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.