Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 12. Экономика информации, неопределенности





и риска................................................................................................................ 386

12.1. Выбор в условиях неопределенности.................................... 386

Неопределенность и риск (386). Измерение риска (387). Отношение к риску (389) Снижение риска (391).

12.2. Рынки с асимметричной информацией............................... 393

Неопределенность качества и рынок "лимонов" (394). Моральный риск (395). Рыночные сигналы (395). Аук­ционы (396). "Сауеа! уепсЗНог" уегзиз "сауеа! етр1;ог" (396). Устранима ли информационная асимметрия? (397)

12.3. Спекуляция и ее роль в экономике........................................ 398

Спекуляция и риск (398). Фьючерсы и опционы (399). Хеджирование (400). Значение спекуляции (400)

12.4. Риск инвестиционных решений............................................... 400

Цена рисковых активов (400). Взаимосвязь прибыли и

риска (401). Диверсификация портфеля (404). Примеры решения задач (405). Тесты (411)


X Содержание

Глава 13. Институциональные аспекты рыночного
хозяйства................................................................................ 420

13.1........................................................................................... Правовые предпосылки рыночного хозяйства 420

Права собственности и их структура (420) Формы трансак-ционных издержек (421). Частная, общая (коммунальная)

и государственная собственность (422)

13.2........................................................................................... Внешние эффекты. Теорема Коуза 423

Внешние эффекты (423). Корректирующие налоги и суб­сидии (426). Теорема Коуза (426). Борьба с загрязнением окружающей среды (428).

13.3........................................................................................... Общественные блага. Роль государства в рыночной
экономике................................................................................. 430

Общественные блага (430). Проблема безбилетника (431). "Провалы" рынка. Функции государства в рыночной эконо­мике (432). Примеры решения задач (435). Тесты, (440)

Глава 14. Теория общественного выбора............................... 448

14.1........................................................................................... Предпосылки анализа 448

Методологический индивидуализм (448). Концепция "экономического человека" (449). Политика как обмен (449)

14.2. Общественный выбор в условиях прямой

демократии............................................................................. 450

Характерные черты прямой демократии (450) Модель ме­дианного избирателя (450). Политическая конкуренция (453)

14.3. Общественный выбор в условиях представительной
демократии............................................................................... 455

Особенности выбора при представительной демократии Рациональное неведение (455). Группы с особыми интере­сами. Лоббизм (457). Парадокс голосования (458). Логрол-линг (460)

14.4. Бюрократия и проблемы формирования
конституционной экономики................................................... 461

Экономика бюрократии (461). Поиск политической ренты (463). Политико-экономический цикл (463). "Провалы" госу­дарства (464). Модель Конституции Ф. Хайека (465). Примеры решения задач (468). Тесты (472)

Приложения

1. Литература........................................................................... 483

1. Основные учебники и учебные пособия..................... 483

2. Сборники задач и тестов............................................. 483

3 Специальная литература.............................................. 483

2. Ответы к тестам................................................................ 497

3. Краткий словарь экономических терминов....................... 531

4. Именной указатель................................................... 558


Предисловие

В 90-е гг. в России издано большое число курсов по экономике, как отечественных, так и зарубежных. Однако зарубежные учебные пособия (например, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во-вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономи­ческой науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономи­ческой науке произошли серьезные изменения: классический либера­лизм усилил акцент на микроэкономических основах экономической теории, возникли новые направления экономических исследований (нео-институционализм, теория общественного выбора и др). Отечествен­ный читатель еще относительно плохо знаком с этими современными тенденциями, и потому данный учебник поможет ему найти верные ориентиры в путешествии по современной неоклассической теории.

Учебник состоит из двух томов. Первый (он включает введение и теорию микроэкономики) представлен на суд читателей отдельным изданием после предварительных публикаций в журналах "Вопросы экономики" за 1993—1996 гг. и "Консультант директора" в 1996 году. Второй том (в него войдет теория макроэкономики и мирового хозяй­ства) готовится к печати.

Данный учебник рассчитан прежде всего на студентов экономи­ческих специальностей вузов, уже знакомых с основами экономичес­кой теории в объеме школьной программы. Поэтому такие вопросы, как базовые экономические понятия, теория спроса и предложения, издержки и доходы фирмы, и некоторые другие изложены чрезвы­чайно лаконично. Это позволило автору уделить большее внимание таким темам, которые хуже освещены в широко распространенных в России учебниках, экономике домашнего хозяйства, проблемам час­тичного и общего равновесия, анализу неопределенности и риска и многим другим.

Первой отличительной особенностью данного учебника является попытка последовательного проведения принципов классического либерализма. Это нашло свое выражение прежде всего в логике по­строения курса, а также в подробном изучении поведения потребите­ля, неоинституциональной трактовке природы фирмы, характерис­тике внешних эффектов и др.

Вторая важная особенность учебника заключается в том, что автор стремился не ограничиваться изложением лишь общих прин­ципов рыночного хозяйства, а активно затронуть проблемы государ­ственной экономической политики в условиях современной смешан­ной экономики. В книге широко представлена западноевропейская традиция экономики благосостояния, акцентирующая внимание на множественности форм и методов влияния правительства на эконо­мическую жизнь. Автор отнюдь не абсолютизирует существующую практику. Наоборот, он стремился достичь определенного баланса в освещении этой проблемы, обращая внимание не только на "прова­лы" рынка, но и на "провалы" государства (правительства). С этой


XII Предисловие

целью после главы об участии государства в экономике дана глава о теории общественного выбора, приверженцы которой призывают к ограничению вмешательства государства в рыночное хозяйство.

Третьей отличительной чертой учебника является ориентация на российские реалии и менталитет. Учет российской специфики в совре­менной учебной литературе явно недостаточен. В практике ее препо­давания современная экономика России часто трактуется как простая разновидность рыночной. Такой подход неприемлем для автора данно­го учебника, поскольку он видит глубокие системные различия между современной экономикой развитых стран и переходной экономикой Рос­сии. Поэтому актуализацию учебного курса для российского читателя он стремился осуществить более тонко Прежде всего, с учетом россий­ской ментальности сделан акцент на анализе методологических основ современной экономической теории и институциональных предпосы­лок рыночного хозяйства. Особое значение при этом имеет глава 1, в которой, в частности, показаны эволюция экономических систем и спектр течений экономической мысли в их развитии. Автор стремится дать читателю возможность многомерного видения экономических процес­сов во всей их неоднозначности и противоречивости. Развивая принци­пы классического либерализма, автор тем не менее уделил большое внимание актуальной для России проблеме роли государства в эконо­мике. Наконец, практически в каждой теме приводятся примеры из отечественной экономической практики, естественно, в той мере, в ка­кой это соответствует анализу рыночного хозяйства.

К каждой главе дана литература для дальнейшего углубленного изучения исследуемой темы, причем в списки включены прежде все­го публикации на русском языке, которые позволяют существенно углубить представления по рассматриваемым в учебнике проблемам. Автор придавал большое значение системе определений основных понятий. Содержание учебника было подчинено этой задаче. "Фона­рики" позволяют легко ориентироваться в книге и быстро найти объ­яснение встречающихся терминов. В книге наряду с русскими поня­тиями приводятся их английские эквиваленты, это было вызвано тем, что понятийный аппарат современной экономической теории еще окон­чательно не сложился. Этой же цели служит и приведенный в конце учебника краткий словарь экономических терминов.

В подготовке учебно-методических материалов (вопросов для по­вторения, примеров решения задач и тестов) принимали участие: д. э. н., проф. Р. М. Нуреев (главы 1—14); к. э н, доц. С. Б. Авдашева (главы 2, 9, 10, 11); к э н, доц Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6); к. э. н., доц. А. Н. Олейник (глава 13); к. э н., доц.Н. М. Розанова (главы 4, 7, 8); к э. н, доц. Т. В. Теп-лова (глава 12) Апробация курса осуществлена в различных высших учебных заведениях России, прежде всего в Высшей школе экономи­ки, а также на экономическом факультете МГУ, в Школе культурной политики, в Новосибирском государственном техническом универси­тете, Пермском государственном университете и многих других

Учебник издается в авторской редакции. Автор учебника при­носит глубокую благодарность всем, кто помогал работать над ним, и прежде всего Ю В. Латову, Е. Н. Калмычковой и Б. Я. Шпигелю, замечания которых помогли значительно улучшить первоначаль­ный вариант рукописи


Глава 1. Предмет и метод экономической теории

1.1. Развитие предмета экономической теории

1.1.1. Экономия — наука о воспитании достойных граждан

В развитии предмета экономической теории можно выделить
три этапа: экономия, политическая экономия, экономике
„ Предмет экономической теории как науки опре-

кономия делился далеко не сразу, он является результа-

и хрематистика г г •'

г том длительного исторического развития.

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубо­кую древность. Уже первобытные люди владели зачатками эконо­мических знаний, имели определенные представления об отноше­ниях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жиз­ненных благ. Однако эти представления еще не выделились в само­стоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчле-ненного, синкретического общественного сознания, ведущей сторо­ной которого была религия

С возникновением первых классовых обществ на древнем Вос­токе в центре экономической мысли оказались проблемы организа­ции и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством, в результате чего появились специальные произведения ("Поуче­ния гераклеопольского царя своему сыну Мерикару", "Артхаша-стра", "Гуаньцзы"), а также теории (учение Конфуция и др), на­правленные на поддержание стабильности в государстве и общест­ве. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь кос­венное влияние на становление экономической науки, которая ро­дилась в лоне европейской цивилизации

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяй­стве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "эко­номия" впервые предложен Ксенофонтом Встречается он и у Арис­тотеля (384—322 гг. до н. э) в рамках учения о справедливости (Аристотель. "Политика". Кн. 1, 1256Ь—1258Ь) Аристотель разли­чал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обога­щения Он считал справедливой экономию, основанную на нату­ральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу анти­чного общества К экономии Аристотель, правда, относил и рознич-


Глава 1. Предмет и метод экономической теории

ную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически от­носился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функ­ционирование торгового и ростовщического капитала имеют источ­ником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.

Определенные успехи в решении проблем организации и уп­равления рабовладельческой виллой (типичным средних размеров хозяйством зажиточных граждан) были достигнуты римлянами. Наивысшее развитие эти вопросы получили в трудах римских аг­рономов Катона ("О земледелии"), Варрона ("Сельское хозяйство"), Колумеллы ("О сельском хозяйстве") и в энциклопедическом сочи­нении Плиния Старшего ("Естественная история". Кн. XIV и XV). Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими юристами ("Институции" Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сбор­ник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юс­тиниана).

Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общест­во прошло длинный путь от полного оправдания рабства как ''уде­ла варваров", когда раба считают "одушевленным орудием труда", "имуществом, приносящим доход" (в трудах Аристотеля), до при­знания принципиального равенства между всеми людьми (в произ­ведениях раннего христианства). С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Радикаль­ные моменты первоначального христианства являлись идейными источниками крестьянско-плебейских ересей средневековья и уто­пического социализма.

„ „В произведениях средневековых ученых -

холастика первый СХоластов (преподавателей университе-
опыт систематизации, г - •' *

,,™„™.,...ч т°в) экономические проблемы также рас-

категории

сматривались в рамках учения о спра­ведливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение Стало важным средством для преодоления характерного для анти­чности презрительного отношения к труду.

В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпора­цией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает ог­ромное значение. Само слово "схоластика" обязано своим проис­хождением школе. Принадлежность к школе определяет темы ис­следований, их идейную направленность и метод доказательства. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались


1 1. Развитие предмета экономической теории

регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономи­ческая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономи­ческие проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. Таким образом, в экономии нормативный ас­пект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотвор­ческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным.

Вопросы управления вотчинным хозяйством получили опре­деленное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступа­ли как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сель­скохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отра­жение, например, в Сен-Жерменском полиптике, Фульдском поли-птике, других произведениях этой эпохи.

В X—XIII вв. складывается особый социальный слой феодаль­ного общества — горожане Экономические представления средне­вековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве. Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производ­ства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенско­го и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические по­тенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы ста­ли препятствовать экономическому развитию.

Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денеж­ный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и де­ревней Соотношение цен между городскими ремесленными и дере­венскими сельскохозяйственными товарами отражало столкнове­ние классовых интересов Поэтому стала актуальной разработка уче­ния о "справедливой цене", т. е. такой цене, которая, по мнению сре­дневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производ­ства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование "Справедливая цена" поэтому рассматри­вается, например, Фомой Аквинским (1225/1226—1274) с точки зре­ния христианских норм морали {Ткотаз Адигпаз. Зитта ТЬео1о§1са. Зесипйа Зесипйае, ^иаез1;^о ЬХХУП—ЬХХУШ). Библейские текс­ты широко использовались также для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как стяжательст­ва, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщи­чества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически легализовала его Достаточно было представить процент как ре­зультат "труда", "расходов", "риска" или облечь в форму "товари­щества", чтобы избежать осуждения церкви.


Глава 1. Предмет и метод экономической теории

В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без рефор­мы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Ре­формации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) исполь­зовали антисословную направленность первоначального христиан­ства. Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграни­чившего позднефеодальное стяжательство (накопление первона­чального капитала любыми, в том числе и грязными, методами) и раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на дей­ствии законов рынка, а не на методах феодального ограбления). Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предоп­ределении Если ты правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выраже­ние в росте денежною? богатства Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалент­ности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржу­азного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.