|
Политико-экономический (политический⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Политике- ^ деловой) цикл (роИИса.1 Ъизгпезв сус1е) — экономический цикл цикл экономической и политической активности правительства между выборами1. Деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономернос- 1 Nо^йЬ.аиз IV ТЬе Ро1Шса1 Визтезз Сус1е // Кеу1е\у оГ Есопогтс 81исИез 1975 № 42 Р 169—190 Глава 14. Теория общественного выбора тям С известной долей условности она может быть описана следующим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а на оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в общем виде будет выглядеть примерно так (рис. 14—7). Экономическая активность правительства О Т, Т2 Т3 Время Рис. 14—7. Политико-экономический цикл Отрезок Т1 Т2 отражает падение популярности правительства, отрезок Т2 Т, — наращивание активности, связанное с подготовкой предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой активности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень активности в точке Т3 был не ниже активности предшествующего правительства в точке Тг Общий политико-экономический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность. „ "Провалы" (фиаско) государства (правительства) Провалы (дох>егптпеп1 /аИиге) — это случаи, когда государст- государства в0 (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Обычно к "провалам" государства относят: 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения 14 4 Бюрократия и проблемы формирования экономики 465 могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации. 2. Несовершенство политического процесса. Напомним лишь 3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремитель 4. Неспособность государства полностью предусмотреть и кон Деятельность государства, направленная на исправление "провалов" рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректировать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий. _ _ _„ Модель Конституции, предложенная Фрид- Модель Конституции рихом фон Хайеком, исходит из необходи- иека мости кардинального преобразования суще- ствующих демократических институтов. Они были созданы, считает он, для нужд управления, а не законодательства. Первоначально под демократией понимали даже не содержание управления, а лишь форму (или процедуру) принятия решений. Эта форма ничего не говорила о целях управления и средствах их достижения. С течением времени, однако (и не без влияния английской традиции), представительное собрание (парламент) обретает не только высшую, но и неограниченную власть в обществе. "Если те, кто принимает решения по любым вопросам, — пишет Ф. Хайек, — могут издавать любой закон, то очевидно, что сами они не подвластны закону"1. Это означает, что в обществе господствует принцип парламентского суверенитета. Хайек Ф. Общество свободных С 52 466 Глава 14. Теория общественного выбора Принятие законов и контроль за их исполнением — это разные функции. Если выборный орган будет иметь право изменять сами законы, то он рано или поздно сделает все возможное, чтобы укрепить и расширить свою власть. Бесплатные раздачи общественных средств отдельным категориям населения, поблажки различным группам с особыми интересами становятся условием переизбрания, средством покупки поддержки большинства, т. е. политической необходимостью. Сохранение власти любой ценой превращается в цель, растрата общественных благ — в средство достижения этой цели. Такая тенденция объективно таит в себе опасность перерождения демократического идеала. Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа: — "один — для занятия исключительно конституцией (он бу — другой — для постоянного совершенствования кодекса спра — третий — для текущего правления, т. е. для распоряжения Целью первого из них будет сдерживание произвола, т. е. "правления без правил". Конституция, которая должна быть одобрена высшим органом, сможет оградить частную сферу деятельности каждого от вмешательства государства, т. е. сформулировать четкие пределы по использованию права государства на принуждение. Ф. Хайек предлагает совершенно новый принцип формирования законодательного собрания. Для этого каждое поколение, достигшее 45 лет, выбирает из своей среды представителей сроком на 15 лет. Таким образом, в законодательном собрании будут представлены люди в возрасте от 45 до 60 лет, представительство будет ежегодно обновляться на 1/15. Общая структура власти, по Ф. Хайе-ку, будет выглядеть тогда следующим образом (рис. 14—8): Конституция Законодательное собрание Правительственное собрание Правительство Административно-бюрократический аппарат Рис. 14—8. Общая структура власти по Ф. Хайеку Хайек Ф. Общество свободных. С. 69 14.4. Бюрократия и проблемы формирования экономики 467 Высшей инстанцией является Конституция, которая определяет функции всех органов власти. Законодательное собрание формирует правительственное собрание, оно, в свою очередь, — правительство, которое руководит административно-бюрократическим аппаратом. Такая структура, по мнению Ф. Хайека, позволит избежать извращения демократического идеала, защитит от перерождения закона в произвол, создаст пределы для роста административной машины. Вопросы для повторения 1. Экономический и политический рынок: в чем их единство и 2. Что понимается под рациональностью индивида в общест 3. Перечислите признаки прямой демократии. В чем их досто 4. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократич 5. Что такое издержки принятия решений? Из чего они скла 6. Покажите на конкретных примерах, как используют модель 7. Какие факторы повысили рациональное неведение на пре 8. Что будет происходить, если в условиях прямой демократии 9. Если вы — русский, проживающий в Эстонии, или эстонец,
10.Какой смысл вкладывают сторонники теории общественно 11.Приведите конкретные примеры лоббирования правитель 12.Противоречит ли система логроллинга оптимуму по Парето? 13.В чем единство и в чем различие прямой и представитель
14.Что представляет собой бюрократия как экономическое 15.В чем единство и в чем различие экономической и полити 16.Почему произошло извращение демократического идеала? 468 Глава 14. Теория общественного выбора 17. Сравните авторитарный либерализм, анархо-либерализм и 18.Может ли модель Конституции Ф. Хайека быть реализова 19.Каковы условия проведения эффективной денационализа 20.Что такое конституционная экономика? Почему ее разработка Примеры решения задач Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|