Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политико-экономический (политический





Политике- ^ деловой) цикл (роИИса.1 Ъизгпезв сус1е) —

экономический цикл цикл экономической и политической ак­тивности правительства между выборами1. Деятельность прави­тельства между выборами подчинена определенным закономернос-

1 Nо^йЬ.аиз IV ТЬе Ро1Шса1 Визтезз Сус1е // Кеу1е\у оГ Есопогтс 81исИез 1975 № 42 Р 169—190



Глава 14. Теория общественного выбора


тям С известной долей условности она может быть описана следу­ющим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направ­ленных на изменение целей или масштабов деятельности предше­ствующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает крити­ческого уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а на оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в общем виде будет выглядеть примерно так (рис. 14—7).

Экономическая

активность правительства

О

Т, Т2 Т3 Время

Рис. 14—7. Политико-экономический цикл

Отрезок Т1 Т2 отражает падение популярности правительства, отрезок Т2 Т, — наращивание активности, связанное с подготовкой предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой ак­тивности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень активности в точке Т3 был не ниже активности предшествующего правительства в точке Тг Общий политико-экономический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность.

"Провалы" (фиаско) государства (правительства) Провалы (дох>егптпеп1 /аИиге)это случаи, когда государст- государства в0 (правительство) не в состоянии обеспечить эф­фективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к "провалам" государства относят:

1. Ограниченность необходимой для принятия решений ин­формации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения


14 4 Бюрократия и проблемы формирования экономики 465

могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лоб­би, мощного бюрократического аппарата приводит к значительно­му искажению даже имеющейся информации.

2. Несовершенство политического процесса. Напомним лишь
основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулиро­
вание голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг,
поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.

3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремитель­
ный рост государственного аппарата создает все новые и новые
проблемы в этой области.

4. Неспособность государства полностью предусмотреть и кон­
тролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых
им решений.
Дело в том, что экономические агенты часто реагиру­
ют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия
сильно изменяют смысл и направленность предпринятых прави­
тельством акций (или законов, одобренных законодательным со­
бранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в
общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных
целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий госу­
дарства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление "про­валов" рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиас­ко рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректиро­вать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Исполь­зуя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий.

_ _ _„ Модель Конституции, предложенная Фрид-

Модель Конституции рихом фон Хайеком, исходит из необходи-

иека мости кардинального преобразования суще-

ствующих демократических институтов. Они были созданы, счита­ет он, для нужд управления, а не законодательства. Первоначально под демократией понимали даже не содержание управления, а лишь форму (или процедуру) принятия решений. Эта форма ничего не говорила о целях управления и средствах их достижения. С тече­нием времени, однако (и не без влияния английской традиции), пред­ставительное собрание (парламент) обретает не только высшую, но и неограниченную власть в обществе. "Если те, кто принимает ре­шения по любым вопросам, — пишет Ф. Хайек, — могут издавать любой закон, то очевидно, что сами они не подвластны закону"1. Это означает, что в обществе господствует принцип парламентского суверенитета.

Хайек Ф. Общество свободных С 52


466 Глава 14. Теория общественного выбора

Принятие законов и контроль за их исполнением — это раз­ные функции. Если выборный орган будет иметь право изменять сами законы, то он рано или поздно сделает все возможное, чтобы укрепить и расширить свою власть. Бесплатные раздачи общест­венных средств отдельным категориям населения, поблажки раз­личным группам с особыми интересами становятся условием пере­избрания, средством покупки поддержки большинства, т. е. поли­тической необходимостью. Сохранение власти любой ценой превра­щается в цель, растрата общественных благ — в средство достиже­ния этой цели. Такая тенденция объективно таит в себе опасность перерождения демократического идеала.

Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа:

— "один — для занятия исключительно конституцией (он бу­
дет собираться с большими интервалами, лишь когда потребуются
изменения в конституции);

— другой — для постоянного совершенствования кодекса спра­
ведливости;

— третий — для текущего правления, т. е. для распоряжения
общественными ресурсами"1.

Целью первого из них будет сдерживание произвола, т. е. "прав­ления без правил". Конституция, которая должна быть одобрена высшим органом, сможет оградить частную сферу деятельности каж­дого от вмешательства государства, т. е. сформулировать четкие пре­делы по использованию права государства на принуждение.

Ф. Хайек предлагает совершенно новый принцип формирова­ния законодательного собрания. Для этого каждое поколение, до­стигшее 45 лет, выбирает из своей среды представителей сроком на 15 лет. Таким образом, в законодательном собрании будут пред­ставлены люди в возрасте от 45 до 60 лет, представительство будет ежегодно обновляться на 1/15. Общая структура власти, по Ф. Хайе-ку, будет выглядеть тогда следующим образом (рис. 14—8):

Конституция

Законодательное собрание

Правительственное собрание

Правительство

Административно-бюрократический аппарат Рис. 14—8. Общая структура власти по Ф. Хайеку

Хайек Ф. Общество свободных. С. 69


14.4. Бюрократия и проблемы формирования экономики 467

Высшей инстанцией является Конституция, которая опреде­ляет функции всех органов власти. Законодательное собрание фор­мирует правительственное собрание, оно, в свою очередь, — прави­тельство, которое руководит административно-бюрократическим аппаратом.

Такая структура, по мнению Ф. Хайека, позволит избежать извращения демократического идеала, защитит от перерождения закона в произвол, создаст пределы для роста административной машины.

Вопросы для повторения

1. Экономический и политический рынок: в чем их единство и
в чем различие?

2. Что понимается под рациональностью индивида в общест­
венном выборе?

3. Перечислите признаки прямой демократии. В чем их досто­
инства и недостатки?

4. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократич­
ность принятия решений? Когда, на ваш взгляд, необходимо при­
нятие решений при условии полного единогласия?

5. Что такое издержки принятия решений? Из чего они скла­
дываются?

6. Покажите на конкретных примерах, как используют модель
медианного избирателя лидеры различных партий.

7. Какие факторы повысили рациональное неведение на пре­
зидентских выборах в России в июне 1996 г., а какие способствова­
ли его понижению?

8. Что будет происходить, если в условиях прямой демократии
одновременно наблюдается неравномерное распределение и выгод,
и затрат? Объясните это на приведенном примере с озеленением
улицы. Будет ли тогда действовать модель медианного избирателя?

9. Если вы — русский, проживающий в Эстонии, или эстонец,
живущий в России, то какой бы вы предпочли парламент: пользу­
ющийся простым большинством голосов или характеризующийся
относительным единодушием? Почему?

 

10.Какой смысл вкладывают сторонники теории общественно­
го выбора в понятие "политическая экономия"?

11.Приведите конкретные примеры лоббирования правитель­
ственных решений.

12.Противоречит ли система логроллинга оптимуму по Парето?

13.В чем единство и в чем различие прямой и представитель­
ной демократии?

 

14.Что представляет собой бюрократия как экономическое
явление?

15.В чем единство и в чем различие экономической и полити­
ческой ренты?

16.Почему произошло извращение демократического идеала?
Чем отличается закон от произвола?


468 Глава 14. Теория общественного выбора

17. Сравните авторитарный либерализм, анархо-либерализм и
ограниченную демократию. Какая система лучше и почему?

18.Может ли модель Конституции Ф. Хайека быть реализова­
на на практике? Что для этого необходимо?

19.Каковы условия проведения эффективной денационализа­
ции? Проанализируйте опыт приватизации в России: каковы его
достоинства и недостатки?

20.Что такое конституционная экономика? Почему ее разработка
стала актуальной задачей в развитых странах в настоящее время?

Примеры решения задач







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.