Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Политическая элита и лидерство.





 

Элита (фр. elite – лучшее, отборное, избранное)– весьма интегрированный и солидарный в сфере групповых интересов, хотя и существующий в условиях внутренней конкуренции, социально-доминирующий слой, состоящий из специализированных групп (административных, экономических, интеллектуальных, политических и т.д.), которые контролируют значительную часть общественных ресурсов и серьезно влияют на выработку и осуществление политики во всех сферах общественной жизни.

В качестве источников доминирования элиты можно выделить признанные обществом: компетентность; высокие достижения и личные качества ее представителей в определенных видах деятельности, например, в экономике, науке, политике; образование; богатство; происхождение (для наследственной элиты) и т.д. На практике принадлежность к элите формируется совокупностью этих и подобных факторов.

Политическая элита – это специализированная социальная группа, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти, управления государством, партиями, общественными организациями и политическими институтами.

 

Группы интересов — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей и коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) общие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований и общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые выражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, законодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократических структур.

Функции группы интересов.

ü Представление и защита интересов граждан.

ü Артикуляция интересов (преобразование социальных эмоций и пожеланий в политические требования).

ü Агрегирование интересов (отбор наиболее значимых требований).

ü Объединение людей, трансляция общественного мнения.

ü Решение отдельных значимых проблем.

ü Обеспечение связей между гражданами и государством.

ü Оказание влияния на общественное мнение.

Виды групп интересов.

ü Аномические (неупорядоченные, спонтанные) группы.

ü Институциональные группы – объединение граждан в организации, имеющие жесткую структуру, кадровый состав.

ü Ассоциативные группы – группы, представляющие определенные интересы определенной категории граждан (профсоюзы, предпринимателей, женские, творческие, экологические и т.д.).

ü Неассоциативные – неформальные недобровольные объединения людей (этнос, социальный слой, коллектив).

Есть иные подходы к типологии групп интересов (см.учебники и интенсивный курс).

Структуры политической элиты.

ü Селекторат (круг политических активистов потенциально готовых к выполнению определенных функций).

ü Потенциальные элиты – разрозненные элитные группировки, заявляющие о своей готовности выполнять властные функции.

ü Самодеятельные элиты – группы, проигравшие выборы, но оставшиеся в публичной политике. Она делится на оппозицию и сторонников правящей элиты.

ü Правящая политическая элита, победившая на выборах - элитарная группа.

ü Элита в политике – неизбираемая элита, бывшие лидеры, сохранившие влияние на людей, творческая и техническая интеллигенция.

ü Связанная группа – неформальное объединение политиков, оказывающее влияние на принятие решений.

ü Государственная бюрократия – высшие должностные лица в государстве и государственном аппарате.

Типология элит.

ü По интенсивности циркуляции элит: открытая, закрытая.

ü По дифференциации и единству: консенсусная, идеологическая, фрагментированная, разъединенная.

Функции элит.

ü Стратегическая

ü Организаторская

ü Представительская

ü Интегрирующая

ü Коммуникативная

ü Мобилизационная

Политическое лидерство – особый вид политической деятельности, один из институтов власти, позволяющих влиять на принятие решений.

Политическое лидерство - постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции на все общество, организацию или группу.

Функции политического лидерства.

ü Конструктивная

ü Организационная

ü Координационная

ü Интегративная

ü Мобилизационная

ü Защитная

Стиль лидерства.

ü Авторитарный (жесткий)

ü Демократический (основан на взаимодействии с группой)

ü Отстраненный

Типология политического лидерства.

ü В зависимости от склонности к определенной модели поведения: агитационная, организаторская, теоретическая.

ü В зависимости от целей: лидер-карьерист, лидер-политик, лидер-техник, лидер-поэт.

ü В зависимости от отношения к действительности: консервативное, революционное, реформаторское.

ü В зависимости от характера деятельности: знаменосец, торговец, служитель, пожарник, марионетка.

ü По стилю поведения: демократический, авторитарный, невмешивающийся.

ü По характеру руководства: формальный, неформальный.

ü По уровню контроля власти: правящий, оппозиционный.

ü По М.Веберу: традиционный, рациональный, харизматический.

 

Тема: Политическое сознание и идеология.

Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями).

Уровни политического сознания.

ü Государственный

ü Теоретический

ü Эмпирический

ü Обыденный

Функции.

ü Идеологическая

ü Когнитивная (познавательная, коммуникативная, прогностическая).

Идеология (гр. idea — идея, образ, logos — учение) — относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности.

В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда — представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности.

Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэлмон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето).

Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

Типология идеологий.

Либерализм (лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма как главного экономического, политического и социального принципа (в классическом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра.

Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-полит ического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).

Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).

Либертаризм — экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономических консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа, Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственной) вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.Д) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движениях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руководители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).

Неолиберализм (либеральный институционализм)—теоретический подход в международных исследованиях, исходящий из того, что поведение государств невозможно объяснять исключительно их национальными интересами; значит, следует включать в анализ сотрудничество государств в рамках международных институтов (организаций, традиций, правил, договоров), способных гармонизировать анархическую среду международных отношений и определяющим образом влиять на поведение самих государств. Отвергает положение реализма об автономии политики и экономики, уделяя особое внимание роли хозяйственных взаимодействий как фактора сотрудничества в международных отношениях. Неолиберализм возник в 1980-е гг. в ходе адаптации классического либерализма к новым условиям мировой политики.

Консерватизм (лат. conservare — охранять, сохранять) — многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупности партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма—С. Хамтингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлении против любых попыток его разрушения».

Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок.

Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.

Марксизм — интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.

Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адаптация к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него положение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической основой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как официальная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического материализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли представители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшие так называемую критическую теорию.

Социализм (лат. socialis — общественный) — понятие, объединяющее несколько явлений: 1) идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий периода становления капитализма (утопический социализм Т. Кампанеллы, Т. Мора, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна и др.); негативная реакция на частную собственность и индивидуализм (в этой трактовке он ведет свою интеллектуальную родословную, видимо, от Платона и некоторых религиозных учений), в силу чего социализм выступает оппонентом прежде всего либерализма; 2) оформившаяся в XIX в. политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности (что предполагает или национализацию частной собственности в пользу «социалистического государства», или совместное, акционерно-кооперативное владение — по предложениям современных социалистических концепций); классовый подход — защита интересов обездоленных путем классовой борьбы; идеал равенства и принцип эгалитаризма; упор на общество (класс) и общественные (классовые) потребности, т.е. коллективизм, и др.; 3) низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации в трудах К. Маркса и его последователей; 4) нерадикальные (в отличие от коммунистических, национал-социалистических или национал-большевистских) партии и движения, руководствующиеся различными социалистическими или социал-демократическими доктринами и строго придерживающиеся легальной, электоральной практики политической борьбы; центральные программные идеи социалистов — политический либерализм (плюрализм, терпимость, демократия и т.д.), многоукладная экономика, социальное «государство всеобщего благоденствия» (англ. welft state), экономическая политика в духе Дж.М. Кейнса, равенство (если не прямое «равенство результатов», то косвенное, реализуемое через социальные программы) Эти партии входят в состав так называемого Социалистического Интернационал» (Социнтерна); 5) название общественного строя.

Анархизм (гр. anarchia— безначалие, безвластие) — 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм.

Несмотря на то что ряд анархистских идей появился еще в античные времена, развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в политический и научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845), предложившим индивидуалистическую версию экономического анархизма («cokyi эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обмене товарами между независимыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном («Что такой собственность?», 1840; «Система экономических противоречий, или Философии нищеты», 1846). Последний утверждал: основа неравенства и несправедливости, собственность и неэквивалентный обмен, которые могут быть устранены нереволюционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежной) и эквивалентного обмена продуктами труда, а это способствовало бы постепенному отмиранию государства. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители М.А. Бакунин («Государственность и анархия», 1871), отстаивавший идею революционного уничтожения государства и создания «свободной федерации» крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма), и П.А. Кропоткин («Hid-имная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов «взаимной помп щи» призвавший к переходу к федерации свободных коммун путем уничтожении частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришелся на первую половину XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политическом спектре, действуя в союзе с другими движениями (например, либертаристского, антиглобалистского и экологического толка).

Экстремизм (лат. extreraus —крайний) — ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами (например, терроризм, разжигание религиозной, расовой ненависти, вооруженные выступления, партизанские войны и т.д.). Левый экстремизм обычно исходит из идей марксизма-ленинизма и других левых взглядов, критикуя капиталистический строй за подавление личности и эксплуатацию, а социалистические режимы — за предательство «дела Маркса, Ленина, Сталина, Мао», отказ от «классовой борьбы» (примерами левоэкстремистских групп служат «Фракция Красной армии» в ФРГ, «Сендеро луминосо» в Перу, полпотовцы в Камбодже, Национал-большевистская партия Э. Лимонова в России). Правый экстремизм выступает с позиций антикоммунизма, расизма, крайнего национализма либо клерикализма и т.д.

Источник экстремизма как индикатора социального и политического неблагополучия — разнообразные кризисы. Ради достижения своих целей экстремисты обращаются к чувствам и предрассудкам людей, сознательно подавляя в них рациональное сознание. Участники экстремистских группировок являют собой особый психологический тип индивида, склонного к самовозбуждению, к потере контроля над своим поведением, к иррациональным поступкам.

Фашизм (ит. fascismo от fascio - пучок, связка, объединение) — праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистический национализм, антисемитизм, расизм, а также агрессивность во внешней политике. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался собственный, специфический фашизм. «Классические» образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм).

Уровни идеологии.

ü Теоретико-концептуальный(элитарный)

ü Программно-политический (пропагандистско-просветительский)

ü Актуализированный (житейский)

Идеологическое пространство – дискурс.

Дискурс (лат. discursus — беседа, разговор) - термин, широко используемый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого определения. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляемый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к основополагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («Discours de la methode»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников.

Функции идеологии.

ü Формирование и развитие политического сознания людей, восприятие необходимых ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций.

ü Обеспечивает целостное восприятие, осмысление и выражение групповых, общественных политических интересов, дает основу для анализа социально-политических явлений и процессов.

ü Служит основой и инструментом политической и общественной организации.

ü Обладает значительным воспитательным потенциалом. Обеспечивает решение задач политической социализации личности, формирование политической культуры граждан.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.