|
Виды (результаты) толкования правовых норм1. По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное. Разновидностями официального толкования являются: 1) аутентическое толкование - это разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их; 2) легальное (делегированное) – осуществляется компетентным субъектом, прямо на то уполномоченным.
По степени общности: нормативное - носит общий характер, подлежит использованию во всех случаях применения конкретной нормы права; казуальное - носит индивидуальный характер, характеризируется однократным использованием в конкретном случае. Разновидности неофициального толкования: 1) доктринальное (научное) толкование осуществляется научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными и содержатся в монографиях, статьях, научных комментариях к законам; 2) профессиональное (компетентное) - осуществляется специалистами в области права, профессионально занимающимися юридической практикой. 3) текущее (обыденное) толкование осуществляется гражданами, не являющимися специалистами в области права. По объему толкование можно классифицировать на: 1) буквальное (адекватное) толкование, где смысл и словесное содержание нормы права совпадают; 2) ограничительное толкование, где словесное содержание норм права шире их подлинного смысла; 3) распространительное толкование, где словесное содержание нормы права уже ее истинного смысла.
Способы толкования норм права: а) филологическое (грамматическое толкование) - уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки; б) систематическое толкование - уяснение содержания правовой нормы путем установления ее системных связей с другими нормами; в) логическое толкование - уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления; г) историческое толкование - уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснения целей и задач, заложенных в них законодателем. Значение толкования норм права: - является важным условием эффективной реализации норм права; - обеспечивает единообразие, правильное понимание и применение права на всей территории государства; - выступает в качестве средства правового воспитания, способствует повышению правовой культуры населения; - способствует установлению пробелов законодательства.
СИСТЕМА ПРАВА Система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих правовых норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятельные части. Признаки системы права - носит объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений; - носит целостный характер, т.е. согласована, непротиворечива; - подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права; - наличествуют связи между элементами системы права; - характеризуется устойчивостью и динамизмом.
Структурные элементы системы права Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Подотрасль права - обособившаяся часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, которая регулирует специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Правовой институт - обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Критерии деления права на отрасли: - предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права; - метод правового регулирования - это различные способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования (метод диспозитивный, императивный, поощрительный, рекомендательный). Виды отраслей права 1. по предмету правового регулирования: - конституционное; - уголовное; - административное; - гражданское; - трудовое; - финансовое; - земельное; - семейное; - уголовно-исполнительное; - уголовно-процессуальное; - гражданско-процессуальное. 2. по назначению: - материальные - состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, трудовое, уголовное); - процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное). 3. по предметному единству: - основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, уголовное и др.); - комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрасли права (предпринимательское право, экологическое право и др.)
Публичное и частное право Публичное право – система норм, регулирующая порядок деятельности органов государственной власти, обеспечивающих публичный (общий) интерес. Состав публичного права: конституционное право, административное право, муниципальное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, международное публичное право и другие. Частное право – система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициативу отдельных лиц и их объединений. Состав частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества. Законность – принцип или требование строгого и полного осуществления предписаний правовых законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов всеми субъектами права. Требования законности: 1) верховенство закона в отношении других нормативных правовых актов; 2) издание нормативных правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции; 3) своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества; 4) обеспечение прав и свобод гражданина и человека; 5) контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов; 6) пресечение всех проявлений беззакония и произвола. Принципы законности: 1) единство законности в масштабах всего государства; 2) обязательность законности для всех, без какого то ни было исключения; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) неразрывная связь законности и культурности; 5) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 6) неотвратимость наказания за нарушение законности.
Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.
Признаки правопорядка: - состояние упорядоченности, организованности общественных отношений; - это порядок, регламентированный нормами права; - возникает в результатах фактической реализации всех правовых норм, является итогом правового регулирования; - в основе правопорядка лежит требование законности, он является итогом реализации законности; - обеспечивается государством.
Принципы правопорядка: - определенность; - системность; - организованность; - единство; - устойчивость; - государственная гарантированность.
Классификация правопорядка: По масштабности - общегосударственный; - региональный; - местный, локальный. По характеру отношений - конституционный; - административный; - экологический. По объему и значимости - общий; - отраслевой; - специальный.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|