Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Технология письменных коммуникаций





Метапредметные результаты: использование средств ИКТ для решения коммуникативных задач, формирование представления о широте использования коммуникационных технологий в современном обществе.

Предметные результаты: приобретение практики составления письменных высказываний (сообщений) на разные темы, формирования умения участвовать в письменной дискуссии, выделять главную тему сообщения.

Предметные результаты в области ИКТ: освоение современных средств коммуникации

Мотивация и ценность для ребенка: возможность общаться и обсуждать общие темы с одноклассниками, сверстниками из других школ и даже других городов и стран, возможность вынести интересный вопрос за рамки урока.

Инструмент: форум.

Основная деятельность: обсуждение в ходе выполнения учебного задания, обсуждение и обмен материалами при подготовке учебных проектов.

Аттестация: по итогам работы в течение учебного года.

Модели деятельности. Первоначально форум служит для публикаций результатов первых школьных дней (аудиозаписей, рисунков, коротких видеофрагментов и др.). Дети отправляют информацию в форум в виде прикрепленного файла под руководством и с помощью учителя. По мере развития навыка клавиатурного письма становится возможным использование форума для обмена короткими текстовыми сообщениями, а затем и для проведения обсуждений неограниченного объема. Приведем несколько примеров видов работ в форуме:

· собирание скороговорок, пословиц, загадок (каждый учащийся посылает свою скороговорку в печатном виде или в виде звукового файла);

· подготовка рассказа по заданной теме, например «Любимая игрушка» (каждый учащийся посылает свой вариант рассказа и редактирует его после получения советов от остальных учащихся);

· обсуждение (рефлексия) прошедшего классного мероприятия (детского праздника, экскурсии, спортивного состязания), обмен фотографиями и т.п.

Глоссарий

Метапредметные результаты: формирование навыка организации информации в виде глоссария.

Предметные результаты: освоение лексики и орфографии родного языка.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыка создания и редактирования электронного глоссария

Мотивация и ценность для ребенка: создание собственного информационного пространства, связанного с изучением новых слов.

Инструмент: глоссарий.

Модели деятельности: составление собственных словарей разного назначения.

Аттестация: по итогам просмотра готовых глоссариев

Модели деятельности. Для создания глоссариев хорошо использовать специальные средства. Первый глоссарий может состоять из слов, с которыми дети постепенно знакомятся в процессе обучения грамоте, например можно создать базу слов, которые дети умеют правильно печатать на компьютере. Еще один пример глоссария – это упорядочение словарных слов и слов с изучаемыми орфограммами. Интересно создать толковый словарь, в который войдет расширенный набор слов, не понятных учащимся. Как только в классе прозвучало непонятное кому-нибудь слово, оно тут же заносится в словарь. Желательно, чтобы глоссарий, используемый в начальной школе, имел возможность вставки не только текстовых, но и звуковых пояснений. Глоссарий может пополняться детьми в любое свободное время. Учитель со своей стороны отслеживает эту работу и обращается к глоссарию на уроке.

Технология записи и прослушивания устной речи

Метапредметные результаты: формирование представлений о способах работы над собственной речью.

Предметные результаты: формирование навыков самоконтроля за техникой чтения.

Предметные результаты в области ИКТ: освоение простейших средств записи и прослушивания речи

Мотивация и ценность для ребенка: возможность говорить и читать в удобном темпе, не опасаясь низкой оценки со стороны учителя и окружающих.

Инструмент: веб-камера.

Основная деятельность: составление высказываний на заданную тему, составление рассказов, чтение вслух на скорость, выразительное чтение.

Аттестация: по итогам прослушивания (или просмотра) звукозаписи, сделанной учащимся.

Модели деятельности. Веб-камера используется с первых дней пребывания ребенка в школе. Примером рассматриваемой технологии может служить проект «Я умею», описанный выше. Учащиеся работают с наушниками и микрофоном, произнося и записывая заданный текст, а затем прослушивают его сами или вместе с одноклассниками, анализируют допущенные ошибки и снова повторяют запись. Работа продолжается до достижения результата, удовлетворяющего учащегося, и предъявляется учителю, который дает ей свою оценку и рекомендует либо продолжить работать с тем же текстом, либо перейти к следующему.

Клавиатурное письмо

Программа формирования ИКТ-компетентности предполагает «овладение наравне с развитием традиционных навыков письма квалифицированным клавиатурным письмом (с ориентацией на слепой десятипальцевый метод). Знакомство с основными правилами оформления текста в компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста.

Создание разных видов сообщений, в том числе и текстовых, – важнейший функционал современного человека. Эта форма общения часто встречается на информационных порталах и тематических сайтах, популярна она и в бизнесе и в науке, одним словом, практически во всех сферах деятельности. Сегодня это наиболее эффективная форма дистанционного взаимодействия, позволяющая иметь доступ к обсуждаемой теме большому количеству участников и оперативно обмениваться информацией. Освоив слепой клавиатурный ввод текста, учащиеся получают инструмент письменной коммуникации, который будет служить им долгие годы, до тех пор, пока будут существовать тексты. Возможности Интернета позволяют активно использовать письменные сообщения для образовательных целей. Для современных детей электронное общение естественно. Некоторые из них еще в детском саду, глядя на родителей, отправляющих электронные письма, догадываются, что, например, письмо Деду Морозу можно отправить по электронной почте. Начальная школа – это время, когда дети ищут содержательного общения и готовы его получать, в том числе и через интернет-форумы. Для такого интернет-общения должна быть предусмотрена доступная среда – информационное пространство в Интернете, которое обеспечит возможность дистанционного общения в урочное и внеурочное время. Не испытывая больших затруднений в создании письменных сообщений, учащиеся, координируемые учителем, смогут выполнять в электронном виде домашние задания, вести обсуждения и дискуссии, обменивать в рабочем порядке короткими сообщениями при организации проектов и мероприятий.

Клавиатурное письмо – технология слепого десятипальцевого ввода текста с клавиатуры компьютера, позволяющая решать задачи письменной коммуникации и организации образовательной деятельности в различных учебных предметах при работе с текстом. В зависимости от образовательной программы и наличия необходимого оборудования обучение технологии слепого клавиатурного ввода может быть отнесено как к образовательной области «Технология», так и к «Русскому языку». Таким образом, процесс обучения печатанию может проходить, например, на уроках информационных технологий. В этом случае клавиатурное письмо становится разделом программы по предмету «Информационные технологии». По окончании изучения клавиатуры и достаточном закреплении навыка печатания в рамках «Технологии» рекомендуется сохранить систематические занятия с клавиатурным тренажером для развития скорости набора текста, а также активно использовать возможность быстрого ввода текста на всех предметных уроках, в особенности, для выполнения предметных и творческих заданий по русскому языку и литературному чтению.

Обучение клавиатурному письму состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Знакомство с клавиатурой компьютера и правилами постановки рук.

Этап 2. Формирование устойчивого навыка набора текста по образцу на занятиях с клавиатурным тренажером.

Этап 3. Развитие навыков скоростного письма на занятиях с клавиатурным тренажером и при создании электронных текстов.

Некоторые особенности организации обучения. Во-первых, занятия по обучению клавиатурному письму не могут быть долгими. Как и всякая механическая работа, они быстро утомляют ученика. Оптимальное время занятий первоклассника с клавиатурным тренажером – от 5 до 10 минут.

Во-вторых, для автоматизации навыка набора текста важны частота и периодичность занятий. Уроки технологии в этом случае являются установочными. На них происходит объяснение, выполнение заданий на новом учебном материале (в данном случае на новых клавишах-буквах), первоначальный контроль правильности выполнения заданий со стороны специалиста, в данном случае – учителя технологии. Для достижения хорошего результата уже к концу первого класса дальнейшее формирование устойчивого навыка должно подкрепляться выполнением заданий по набору текста в рамках других учебных предметов не менее трех раз в неделю.

Знакомство с клавиатурой компьютера. Важно, чтобы дети сразу научились правильной поставке рук на клавиатуре. Лучше всего начать с игры, которая их заинтересует, – закрыть глаза и постараться на ощупь найти «особенные» клавиши. Искать можно только указательными пальцами. Когда палец нашел «особенную клавишу», он остается на ней, а второй продолжает искать. Когда обе клавиши найдены, ребенок может открыть глаза, посмотреть, какие буквы напечатаны на клавишах, подумать, удобно ли стоят пальцы, не пересеклись ли случайно руки.

Далее отрабатывается подходящая для начала печатания постановка рук. Левая рука занимает клавиши Ф Ы В А, а правая О Л Д Ж, причем указательные пальцы правой и левой руки занимают соответственно клавиши О и А, найденные во время игры.

Если задание понравилось, дети могут поиграть еще. Например, в парах, – кто быстрее правильно поставит руки на клавиатуру с закрытыми глазами.

Следующий шаг – определение зоны деятельности пальцев. За каждым пальцем левой и правой рук закреплена своя группа клавиш. Если раскрасить эти группы в разные цвета (например, все клавиши, которые печатает левый указательный палец, – в голубой цвет, все клавиши, которые печатают средние пальцы, – в желтый и т.д., то получиться зональная раскраска клавиатуры, наглядно демонстрирующая детям, какими пальчиками надо нажимать на клавиши. Дети лучше запомнят эти группы клавиш, если сами раскрасят для себя бумажную клавиатуру. Раскрашивать ее можно постепенно, по мере изучения клавиш. Таким образом, у каждого ученика будет собственная памятка по клавиатурному письму.

Нужно сразу договориться с детьми, что они с первого урока не смотрят на клавиатуру. Еще лучше заклеить буквы на клавиатуре, разрешив при этом пользоваться памяткой. Постоянно соотнося схему и реальную клавиатуру, ребенок быстро запомнит расположение клавиш.

Обучение слепому способу набора текста основано на мышечной памяти. Техника печати состоит в том, что, находясь в постоянной начальной позиции на клавишах ФЫВА ОЛДЖ, палец вытягивается и ударяет по клавише и тут же возвращается на первоначальное место.

Особенную работу выполняют большие пальцы – они нажимают клавишу «пробел». Причем после нажатия клавиш правой рукой нажатие «пробела» должно производиться левой рукой и наоборот. При достаточном количестве упражнений палец «запоминает», на какое расстояние и в каком направлении он двигается, чтобы набрать ту или иную букву.

Для тренировки мышечной памяти разработаны специальные детские и взрослые клавиатурные тренажеры, их можно легко найти в Интернете или приобрести в магазине.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем общие правила:

· основная позиция пальцев рук на клавиатуре компьютера: на клавишах с буквами Ф, Ы, В, А (левая рука от мизинца до указательного пальца) и О, Л, Д, Ж (правая рука от мизинца до указательного пальца). Большие пальцы обеих рук при этом расположены на клавише «пробел»;

· каждый палец нажимает свою группу клавиш, большие пальцы – только «пробел»;

· после каждого нажатия палец возвращается в основную позицию;

· при наборе текста запрещается смотреть на клавиатуру.

Порядок изучения букв задается логикой последовательного освоения зон, соответствующих различным пальцам. На каждом занятии (имеется в виду фрагмент урока технологии или другого предметного урока, в который включено данное занятие) протяженностью 10–15 минут вводятся или отрабатываются две новые буквы (так как маленькому ребенку трудно осваивать сразу несколько клавиш). Клавиша «пробел» должна быть рассмотрена на одном из первых уроков.

По мере изучения клавиш рекомендуется чередовать занятия на клавиатурном тренажере с набором слов или даже предложений (если это позволяет изученный набор букв) в текстовом редакторе. Обязательными являются периодические занятия по закреплению изученных букв.

Примерный план курса обучения клавиатурному письму

№ занятия Тема занятия
Буквы основной позиции
1 – 2 Буквы А, О. Клавиша «пробел».
3 – 4 Буквы В, Л.
5 – 6 Буквы Ы, Д.
7 – 8 Буквы Ф, Ж.
  Буквы Ф, Ы, В, А, О, Л, Д, Ж. Закрепление пройденного.
Буквы зоны указательного пальца
10 – 11 Буквы П, Р
12 – 13 Буквы Е, Н
  Буквы основной позиции и буквы П, Р, Е, Н. Закрепление пройденного
15 – 16 Буквы К, Г
17 – 18 Буквы И, Т
  Все изученные буквы. Закрепление пройденного
20 – 21 Буквы М, Ь
Прописные буквы. Точка
22 – 23 Прописные буквы. Клавиша shift. Печатание имен собственных
24 – 25 Прописные буквы. Клавиша «точка». Печатание предложений
  Печатание предложений. Закрепление пройденного
Буквы зоны среднего пальца
27 – 28 Буквы У, Ш
29 – 30 Буквы С, Б
  Закрепление пройденного
Буквы зоны безымянного пальца
32 – 33 Буквы Ц, Щ
34 – 35 Буквы Ч, Ю
  Закрепление пройденного
Буквы зоны мизинца
37 – 38 Буква Я
39 – 40 Буквы Й, З
  Закрепление пройденного
42 – 43 Буквы Э
44 – 45 Буквы Х, Ъ
  Закрепление пройденного
47 – 48 Клавиша «запятая»
49 – 50 Печатание слов и предложений

 

Итак, обучение клавиатурному письму включает 50 занятий и при возможности заниматься 4–5 раз в неделю проходит в течение 10–12 недель, т.е. может быть закончено в первом полугодии первого класса. Содержание уроков учитель может определить сам или воспользоваться существующими разработками. Свободен он и в выборе подходящих средств обучения.

Формирование устойчивого навыка набора текста. Для поддержания навыка печатания и его дальнейшего развития также необходима отдельная система занятий. Периодичность занятий, включающих набор текста, должна быть не реже 2–3 раз в неделю.

Можно продолжать заниматься в клавиатурном тренажере, если программный продукт позволяет вводить в тренажер произвольные тексты. В этом случае учитель будет свободен в выборе текстов для печатания и сможет предложить задания, соответствующие программе прохождения курса русского языка, что, несомненно, будет способствовать развитию грамотности учащихся.

Таким заданием может быть набор слов по определенной теме, например «школа», включающий словарные слова и слова с изучаемыми орфограммами: школа, тетрадь, карандаш, пенал, урок, перемена, класс, пример, математика, парта, решать и т.д. В зависимости от возможностей программы данное задание может выглядеть как набор текста, представленного как образец, или как набор бегущей строки, выполнение которого требует быстрого темпа работы. Как правило, другие возможности обычными программами не предусмотрены.

Помимо занятий с клавиатурным тренажером можно постепенно знакомить детей с работой в доступном текстовом редакторе. Для начала (именно в 1-м классе) желательно использовать средства, разработанные специально для детей, например мультимедийную среду ПервоЛого, в которой есть простой редактор текстов. (При использовании ПервоЛого дети легко переходят от набора текста к рисованию или записи звука в той же программе.) Приведенное выше задание со словами по теме «школа» в текстовом редакторе может выглядеть иначе. Если требуется заполнить пропуски в тексте, то учитель может набрать текств в ПервоЛого и на месте пропущенных слов расставить текстовые рамки, в которые учащиеся должны ввести слова или словосочетания:

Лена в школе. Она на уроке математики. На парте лежит пенал. Лена пишет в тетради карандашом. Она решает примеры. Скоро перемена. Ленин класс будет отдыхать.

Другой инструмент выполнения такого рода заданий – доступный конструктор упражнений и тестов HotPоtatoes. Среди предлагаемого набора заданий конструктора имеются «Задания с пробелами». Учитель может ввести в конструктор данного типа заданий любой текст и установить в нем пробелы, которые будут отображаться при выполнении задания в виде пустых окошек. В зависимости от настроек конструктора можно получить разные реакции на правильно и неправильно заполненные пропуски в тексте, а также оценку выполнения задания.

Развитие навыков скоростного письма на занятиях с клавиатурным тренажером и при создании электронных текстов. Навыки скоростного клавиатурного письма формируются во время всего обучения в начальной школе. Следует продолжить занятия с клавиатурным тренажером, постоянно увеличивая объем и сложность набираемых текстов, изучая набор цифр и остальных символов. Однако значение специальных упражнений по обучению печатанию постепенно снижается. Основным видом деятельности становится самостоятельное создание текстов в рамках изучения различных учебных предметов, а основной задачей учителя – мотивация данной деятельности.

При обучении печатанию особенно важно, чтобы ученик свободно применял полученный навык при работе в любой среде, позволяющей набор текста. Часто ребенок, успешно проходящий обучение печатанию на тренажере, теряется перед чистой страницей текстового редактора, потому что при работе на тренажере темп письма задается дополнительными эффектами (бегущей строкой, окошком, или другим символом, указывающим на букву, которую нужно нажать в данный момент).

Задания, использующие навык клавиатурного письма

Составной частью программы формирования ИКТ-компетентности в предмете «Русский язык» является расширение знаний, языковой компетентности с помощью дополнительных источников информации. Возможными источниками информации выступают словари, энциклопедии, библиотеки и др. Сегодня большинство энциклопедических, словарных и справочных текстов, которые составляют основу данного вида ученических работ, доступны учащемуся в электронном виде в Интернете.

Подготовка текста доклада или реферата. На первый взгляд, этот вид заданий не направлен впрямую на формирование навыка скоростной печати, однако он дает ученику полную свободу и самостоятельность при работе в текстовом редакторе. Учащийся в своем темпе занимается содержательным редактированием, удаляет или вставляет слова и целые предложения, располагает куски текста в нужном порядке в соответствии с логикой своего сообщения. При этом он активно работает со всем набором клавиш клавиатуры компьютера, одновременно думает и пишет.

Написание сочинения. Работа с черновиком сочинения в начальной школе затруднена, так как написание и черновика, и чистовика требуют непомерной концентрации усилий от маленьких детей. Сочинительство на компьютере позволяет, с одной стороны, продолжить развитие навыка клавиатурного ввода, так как ребенок старается набирать быстро, торопясь за ходом собственной мысли. С другой стороны – наличие этого навыка позволяет раньше, чем при традиционном письме на бумаге, перейти к сочинительству. Дополнительной мотивацией служит то, что электронный текст можно распечатать на бумаге или разместить в Интернете, или в школьной сети, где с ним познакомятся другие учащиеся и родители.

Клавиатурное письмо, как один из основных инструментов учебной деятельности будет востребован и в основной школе. Объемы создаваемых и реферируемых текстов будут возрастать год от года, а содержательное общение в образовательных форумах поможет удержать подростка от бессмысленной болтовни в социальной сети.

Проект «Поздравительная открытка»

Навык клавиатурного письма учащиеся могут эффективно применить при работе над проектом «Поздравительная открытка».

Открытку можно подготовить, например, к Новому году, Международному женскому дню 8 марта. К этому моменту учащиеся, как правило, заканчивают изучение клавиатуры и могут с небольшой скоростью набирать любые короткие тексты.

Цель проекта: Используя возможности доступной компьютерной среды (набор текста, рисование в графическом редакторе, вывод на печать) и приемы художественного труда, создать поздравительную открытку для своих близких.

Продолжительность: 2 ч.

Предметные области: филология, технология, искусство.

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

· рисовать инструментами графического редактора;

· создавать поздравительную композицию;

· составлять текст поздравления;

· набирать и форматировать текст поздравления;

· распечатывать готовую работу.

Что узнает учитель при работе над этим проектом:

· кто из взрослых является наиболее близким для ребенка человеком (кого ребенок хочет поздравить в первую очередь);

· что является ценным для детей, чего они желают своим близким.

ИКТ-компетентность:

овладение наравне с развитием традиционных навыков письма квалифицированным клавиатурным письмом (с ориентацией на слепой десятипальцевый метод); знакомство с основными правилами оформления текста, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста;

– создание текстов с помощью компьютера: клавиатурное письмо; основные правила оформления текста; работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов относительно знаков препинания, использование абзацного отступа;

– редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова);

– первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом и рисунком;

– знакомство с простым графическим редактором изображений; создание творческих графических работ.

Описание проекта. Проект «Поздравительная открытка» особенно актуален в первом классе, т.к. позволяет учащимся уже в самом начале долгого школьного пути продемонстрировать полученные навыки и приготовить яркий и запоминающийся подарок своей семье, мотивирующий и ребенка на дальнейшую учебу. Работа над проектом может быть распределена по трем предметным областям: технология (набор текста поздравления и компьютерный рисунок), искусство (разработка композиции открытки, дополнительное художественное оформление с помощью материальных технологий), русский язык (составление текста поздравления).

Начало работы. В первую очередь необходимо обсудить тему рисунка для открытки. Для новогодней открытки это может быть изображение елки, снеговика, дома под снегом, зайчика, снежинки, подарка и т.д. Каждый из названных объектов нетрудно создать в графическом редакторе, даже если у детей небольшой опыт рисования на компьютере. Желательно заранее уточнить возможные варианты композиции, это поможет детям быстрее справиться с заданием.

Разработка композиции рисунка. Интересна модель реализации этого проекта в мультимедийных средах Лого. В этом случае открытка может стать одним из первых опытов коллективного проекта. Мультимедийные среды Лого позволяют превращать любой рисунок в независимую форму, которую можно надеть на живущую в ЛогоМирах черепашку. Черепашку, в свою очередь, можно поместить в любое место экрана и задать ей нужный размер и расположение относительно других черепашек, «наряженных в новогодние костюмы», «в весенние формы – цветы, деревья, птицы» и т.д.

Следует распределить работу между детьми так, чтобы каждый из них нарисовал один объект. Учитель должен помочь перенести нарисованные объекты в поле форм, а потом собрать формы в одно общее поле. Таким образом получится набор готовых картинок разных авторов, из которых можно легко создавать разные композиции.

Подготовка текста поздравления. Для подготовки текста поздравления следует обсудить с учащимися следующие вопросы:

Какие обращения принято употреблять в поздравлении?

Как начать поздравление?

В каких случаях употребляются прописные (большие) буквы?

Что желают друг другу близкие люди в Новый год?

и т.д.

Результатом такого обсуждения может стать текст поздравления, составленный общими усилиями, который каждый учащийся самостоятельно напечатает на своей открытке, выбрав подходящие размер шрифта, цвет и стиль начертания.

Дополнительное оформление и распечатка готовых работ. Готовые работы распечатываются на принтере. При желании их можно дополнительно украсить аппликацией. Это займет еще один урок, но сделает открытку более красочной и интересной.

Проект «Азбука»

Цель проекта: изучение букв и звуков в процессе разработки и издания иллюстрированной классной «Азбуки».

Продолжительность: от 10 ч до полугода (в течение букварного периода).

Предметные области: филология, технология, искусство.

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

· изготавливать буквы из разных материалов (бумаги, пластилина, кубиков Лего и т.п.);

· выполнять цифровую фотофиксацию фрагментов образовательного процесса и иллюстраций; размещать их на странице макета «Азбуки»;

· сканировать рисунки, выполненные в ручной технике для вставки в «Азбуку»;

· работать в текстовом редакторе Перволого;

· пользоваться Интернетом и книгами для подбора стихотворений и других текстов, подходящих для составления «Азбуки»;

· находить и составлять загадки, ребусы и другие интересные задания, которые могут быть использованы для того, чтобы сделать «Азбуку» интересной для читателя.

Что узнает учитель при проведении этого проекта:

· как быстро дети овладевают технологиями цифровой фотосъемки и сканирования;

· к какой творческой деятельности имеет склонность каждый учащийся.

ИКТ-компетентность:

– понятие о различных способах передачи информации: буква, рисунок, пиктограмма;

– понятие о различных источниках информации;

– использование навыков клавиатурного ввода текста при наборе текста «Азбуки»;

– практика создания текстовых и графических сообщений.

Описание проекта. Создание «Азбуки» – первый большой коллективный проект первоклассников. Известный французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Монтень писал: «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Уже на первом году обучения можно ставить детям образовательные задачи, позволяющие не только получить фактические знания и сведения по изучаемым вопросам, но и анализировать и обобщать различную информацию, находить ее в разных источниках, самостоятельно работать по образцу и выполнять собственные творческие разработки. Все перечисленные виды деятельности возможны в проекте «Азбука». Идея проекта заключается в том, что во время букварного периода происходит многостороннее знакомство с буквой – от конструкции до звучания. Все, что дети узнают о буквах и звуках, находит отражение в «Азбуке», которую они проектируют, верстают в подходящей компьютерной программе и распечатывают в необходимом количестве экземпляров или публикуют в Интернете. Таким образом, основные знания и умения, полученные детьми в первом полугодии, получают обобщение средствами информационных технологий. Страницы такой азбуки являются частью портфолио учащегося за этот период обучения.

Основные этапы работы над «Азбукой»:

Этап 1. Изучение букв и звуков.

Этап 2. Разработка дизайна и макета станицы.

Этап 3. Создание страниц в подходящей компьютерной программе. (в нашем опыте работы на этом этапе использовалась мультимедийная среда Перволого).

Этап 4. Выпуск и презентация «Азбуки».

Работа над проектом начинается по истечении адаптационного периода, когда учитель уже владеет информацией о том, сколько в классе читающих и не читающих детей, и в соответствии с этим планирует свою работу.

Изучение букв и звуков. В первый школьный день каждый первоклассник получает набор учебников, среди которых есть «Азбука» или «Букварь», по которым и происходит обучение грамоте в течение букварного периода. Помимо этого, начинается подготовка руки к письму, а затем и обучение графическому начертанию письменных букв. В соответствии с требованиями ФГОС к этому должно добавиться и обучение набору текста на клавиатуре, в результате чего ребенок узнает место каждой буквы на клавиатуре компьютера. Надо сказать, что, несмотря на заданную последовательность изучения, в отдельных больших интегрированных заданиях учащиеся работают сразу со всем алфавитом.

Работая по азбуке или букварю, ребенок получает информацию о том, как выглядят буквы, какие звуки они обозначают, как складываются в слоги и т.д. Изучая, как выглядят буквы, стараясь их запомнить, дети могут выполнять самые разные задания на уроках технологии. Например, изготавливать буквы из различных материалов и играть с ними. Можно сконструировать буквы из кубиков Лего, закрепив их на имеющихся в наборах платах. Такие задания помимо изучения букв помогают детям в развитии пространственной ориентации, а также позволяют уменьшить такие трудности, как зеркальное отражение при графическом начертании букв у отдельных детей.

Интересно и полезно использовать в работе разные техники аппликации. «Рваная аппликация» позволяет развивать у детей мелкую моторику пальцев. Можно заранее приготовить и раздать учащимся листы картона, на которых уже будут обозначены контуры букв. Дети должны заполнить контуры букв мелкими кусочками цветной бумаги, которую они обрывают пальчиками и наклеивают на картон. Несмотря на грубость техники, работы получаются очень красочные и радостные. Из таких букв, так же как из букв, изготовленных из Лего, можно составлять слова.

Для удобства организации работы рекомендуется распределить буквы алфавита между детьми. Да и самим детям будет интересно выполнить свою часть работы полностью. Как вариант, можно предложить детям объединиться в группы. Набор букв в группе должен позволять составить слово. Читающим детям это будет под силу, кроме того они могут взять руководство составлением слов на себя и тем самым помочь детям, которые еще не умеют читать. Для последних это послужит подтверждением тому, что надо скорее учиться читать, чтобы на равных играть со всеми.

На уроках изобразительного искусства дети с удовольствием нарисуют предметы, названия которых начинаются на различные буквы алфавита. Учитель может рекомендовать детям использовать различные техники: рисование цветными карандашами, мелками, гуашью и т.д.

Результаты деятельности обязательно следует фиксировать с помощью цифрового фотоаппарата или сканера. По окончании работы в папке каждого ребенка должны лежать:

– фотография учащегося с разработанной им буквой;

– фотографии слов, которые составили учащийся и его товарищи из своих букв;

– сканированные рисунки ребенка.

Эти фотографии потом используются на страницах «Азбуки». Например, фотографии детей можно поместить в начале «Азбуки». В этом случае она не будет безликой книжкой, а заговорит лицами класса.

Программы обработки цифровых изображений, как правило, имеют функции, позволяющие вырезать из изображения нужную часть, уменьшать и увеличивать размер изображения. Поэтому все материалы должны иметь размер, соответствующий реально используемому в проекте.

Разработка дизайна и макета страницы в этом проекте выпадают на долю учителя. Он должен подготовить заготовку проекта, которую затем заполнят дети. Содержание этой заготовки определяется тем планированием образовательной деятельности по изучению азбуки, которое учитель разрабатывает независимо от того, готовится он к ее изданию вместе с детьми или нет.

 

Вид деятельности Информация для «Азбуки»
Изучаем вид буквы, строим буквы из Лего и т.п. цифровая фотография, на которой ребенок демонстрирует свою букву в виде рисунка или легомодели (такую фотографию ребенок может сделать сам, используя встроенную веб-камеру)
Учимся писать письменные буквы буква, написанная учащимся (в заготовке «Азбуки» должна быть нарисована тонкая косая линейка, на которой ребенок пишет букву, используя вместо ручки и бумаги графический планшет)
Учимся печатать буквы на клавиатуре компьютера большая и красивая буква,напечатанная учащимся(ребенок создает букву в текстовом редакторе, используя имеющиеся возможности изменения начертания буквы, ее размера, цвета и пр.)
Рисуем картинку для «своей» буквы рисунок к букве, созданный и отсканированный ребенком (сканированием можно заниматься во внеурочное время)
Ищем (в книгах и Интернете) стихи и загадки детских писателей для текстовой иллюстрации к букве текстовая иллюстрация к букве,набранная учащимся (ребенок сам форматирует текст); звуковой файл (для электронной «Азбуки»), дающий возможность послушать в готовом проекте, как ребенок выразительно декламирует стихи
Самостоятельно придумываем загадки про «свои» буквы, а также ребусы, в которых они используются текст загадки,напечатанный учащимся; ребус, нарисованный учащимся на бумаге, отсканированный и размещенный на странице «Азбуки»

 

Приведенное планирование предполагает наличие на каждой странице «Азбуки» шести объектов:

1) фотографии учащегося с буквой;

2) изображения прописной и строчной буквы на шаблоне «в косую линейку»;

3) изображения печатной буквы;

4) иллюстрации предмета, чье название начинается на соответствующую букву;

5) текста стихотворения о соответствующей букве;

6) текста загадки про букву, сочиненной учащимся, или ребуса, в котором используется данная буква.

Учитель заранее продумывает расположение этих объектов на станице «Азбуки», их возможный размер, выбирает программное средство, в котором первоклассники смогут выполнить такую работу.

Планирование работы. Работа над проектом занимает от 10 уроков до полуго<







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.