Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ





 

Основой для квалификационных требований к учителю служит образовательный Стандарта, сопровождающие его документы, а также квалификационные характеристики должностей работников образования. Соответствующий раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден приказом Минздравсоцразвития России 14 августа 2009 года. Данный документ, в частности, определяет само понятие компетентности работника образования. «Под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия». Согласно тексту этого документа, «к основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая». Там же даны подробные общие характеристики названных компетентностей и квалификационные характеристики должностей работников образования, в том числе и должности «учитель». Данный документ может быть использован для разработки должностных инструкций работников образовательных учреждений.

Современный учитель отличается от того, который входил в класс десять или даже пять лет назад. Прежде всего, качественно изменились требования к его квалификации. Сегодня квалификация учителя складывается в том числе из следующих компонентов:

· знание содержания предмета;

· владение современными методами проведения урока и контроля знаний;

· достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности, подразумевающий владение общедоступными программными средствами на уровне грамотного пользователя, знание цифровых образовательных ресурсов и источников по предмету, умение отбирать их в соответствии с образовательной задачей, владение инструментами информационной среды ОУ, а также наличие навыков работы с таким периферийным оборудованием, как сканер, цифровая камера (фото и видео), цифровой микроскоп, проекционное оборудование.



Совокупность этих компонентов позволяет говорить об изменении традиционного урока и системы преподавания в целом.

Учитель начальной школы во многом является более универсальным специалистом, чем любой другой работник образования, в число его задач входит и обучение чтению и письму, и формирование основ математических понятий, и представлений об окружающем мире. Кроме того, учитель начальной школы решает задачи формирования общеучебной и коммуникативной компетентности учащихся. Решение всех перечисленных задач требует разносторонней подготовки специалистов начального образования в области общей и возрастной педагогики и психологии, а также специальной подготовки в области предметного обучения, которая позволит учителю осуществлять преподавание различных предметов. Поскольку в последние годы идет активная интеграция предметов начального обучения, возрастает роль учителя начальной школы как носителя целостного содержания начального образования и организатора образовательного процесса. Сегодня в понятие «знание содержания предмета» вкладывается не только владение содержанием предметов начальной школы в рамках основной образовательной программы, но и наличие представлений об изучаемых образовательных областях в целом и понимание перспектив развития знаний, получаемых в начальной школе на других ступенях обучения. Так, в начальной школе можно научить ребенка считать, опираясь исключительно на запоминание, но при этом не дойти в изучении этого материала до понятийного уровня. Это значит, что ребенок на каком-то этапе, когда учебная задача потребует оперирования понятиями, а не несколькими известными цифрами, непременно столкнется с трудностями, с невозможностью найти решение и образовательный процесс надо будет начинать заново, с тех самых основ, часть которых наверняка можно было заложить в начальной школе.

Помимо названного, в сегодняшнее понимание «предметного содержания» включаются еще и современные технологии, необходимые для овладения предметными знаниями. Образовательный стандарт указывает такие технологии для каждой предметной области. Их освоение становится предметом изучения в начальной школе. Не случайно многие из них основаны на использовании компьютера и цифровой техники. В настоящее время это наиболее доступные и легко осваиваемые средства обучения. Даже технологически неподготовленный учитель понимает, какие преимущества имеют цифровые образовательные ресурсы и источники по различным предметам. У учителя появляется возможность демонстрации всевозможных цифровых учебных материалов, которые значительно повышают наглядность образовательного процесса. Несмотря на то что об объемах использования и целесообразности обучения с помощью ЦОР ведется множество споров, положительный эффект их включения в образовательный процесс очевиден.

Длительное время применение компьютера в массовой начальной школе ограничивалось именно использованием отдельных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В ограниченном количестве школ имеется большой опыт системного обучения информационным технологиям и использованию ИКТ в проектной деятельности. Сегодня требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и к кадровому обеспечению и техническому оснащению образовательного процесса обязывают учителя пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности. Только в этом случае учитель может решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащегося.

Для современного человека понятие ИКТ-компетентности означает возможность решать в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности общераспространенные задачи, правильно используя там, где это нужно, широко применяемые средства ИКТ (по своему выбору). Современному ИКТ-компетентному учителю ежедневно приходится решать ряд разноплановых личных, бытовых, педагогических, образовательных задач, в которых он использует средства ИКТ. Поэтому, говоря о требованиях к его ИКТ-компетентности, можно выделить несколько групп требований:

· технологическая, или общепользовательская компетентность;

· общеучебная, или метапредметная компетентность;

· педагогическая компетентность;

· профессиональная (предметная) компетентность.

Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель может решать повседневные жизненные задачи, используя общедоступные средства ИКТ.

Наличие технологической ИКТ-компетентности подразумевает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету. Прежде всего, он должен обладать элементарными знаниями об устройстве компьютера, уметь включать-выключать компьютер, а также загрузить операционную систему и организовать свое файловое пространство. Успешность любого дела определяется хорошей подготовкой и организацией. Так и наличие элементарных навыков работы с операционной системой компьютера обеспечит выполнение любых профессиональных и бытовых задач с помощью ИКТ. К технологической компетентности относится и владение общедоступными программными средствами.

Владение современными программными средствами на уровне грамотного пользователя дает учителю возможность мобильно и интенсивно жить и работать, четко организуя и планируя свое время, решая профессиональные и бытовые задачи наиболее оптимальным для себя и окружающих образом.

Для выполнения своих профессиональных функций учителю необходим целый набор программного обеспечения, которое он будет использовать как самостоятельно, так и при совместной работе с детьми.

Текстовый редактор. С одной стороны, это возможность вести необходимую документацию и готовить всевозможные раздаточные материалы к уроку. С другой – это средство обучения для детей. При наличии устойчивого навыка печати дети могут выполнять в текстовом редакторе упражнения по русскому языку, писать сочинения и творческие работы. Для эффективной работы в любом текстовом редакторе необходимо хорошо знать клавиатуру компьютера, ввод текста не должен создавать проблем и тормозить работу. Среди метапредметных результатов освоения ООП НОО назван слепой клавиатурный ввод. Поскольку данный результат является метапредметным, его достижение обеспечивается образовательной деятельностью на различных предметных уроках, и учитель начальной школы, в большинстве случаев ведущий весь набор предметов начальной школы, не сможет передать эту часть обучения другому специалисту. Таким образом, учитель начальной школы сам не только владеет навыком слепого клавиатурного ввода, но также и методикой обучения этому методу детей.

Графический редактор. Графический редактор является необходимым инструментом младшего школьника уже в первые школьные дни. Владение простейшими инструментами позволяет создавать на экране компьютера удивительный мир детского творчества. Это могут быть рисунки, выполненные с помощью графического планшета на уроках изобразительного искусства; коллажи, использующие результаты традиционной изобразительной деятельности (живопись, аппликация, лепка и т.д.), введенные в компьютер через сканер или цифровой фотоаппарат. Владение графическим редактором позволяет любому учителю самостоятельно проводить элементарную обработку цифровых изображений – изменение объема, обрезка, поворот и т.п. Необходимость этих операций возникает на первом этапе работы с цифровыми фотографиями, которые, согласно требованиям стандарта, активно используются в образовательном процессе как средство фиксации образовательной деятельности учащихся.

Редактор презентаций. Доступный вариант данного программного продукта дает возможность учителю подготовить и систематизировать наглядный материал к уроку, объединив в нем фотографии, сканированные рисунки, видеофрагменты, диаграммы и схемы, сопроводив, при желании, дикторским текстом. Презентация как основная часть мультимедийного выступления должна сопровождать отдельные виды деятельности учащихся, связанные с разработкой больших коллективных проектов и исследований, с индивидуальной работой учащихся по углубленному изучению отдельных вопросов в разных учебных предметах. Такая деятельность соответствует одному из требований Стандарта к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а именно «готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением».

Программное обеспечение для работы со звуком и видео. Владение на пользовательском уровне такого рода программным обеспечением позволяет учителю фиксировать результаты своей деятельности (запись хода урока на диктофон или видеокамеру) с целью дальнейшего анализа и улучшения качества образовательного процесса. В работе с детьми те же самые минимальные элементарные навыки обеспечат возможность использовать звукозапись и видеозапись для фиксации и подведения итогов образовательной деятельности, выполнении практических заданий, например в курсе русского языка и литературного чтения (контроль техники чтения, разыгрывание ситуаций общения, разработка сценария, тематическое озвучивание видеоряда).

Важным компонентом технологической ИКТ-компетентности учителя является умение работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета. Первое обеспечивает оперативную взаимосвязь и обмен учебными и методическими материалами между всеми учителями начальных классов внутри образовательного учреждения, а также доступ к работам учащихся и возможность совместной образовательной деятельности внутри класса (школы). Второе позволяет учителю использовать в образовательной деятельности доступные в мировой сети материалы и средства общения. Как правило, мотивом для освоения сервисов Интернета становятся личные потребности человека в оперативном получении новостей с новостных сайтов, общении с родственниками и друзьями по электронной почте, покупки в интернет-магазине и т.д. В деятельности учителя это обеспечивает оперативное дистанционное общение с учащимися и родителями, возможность вести образовательную деятельность вне урока.

Следующим компонентом ИКТ-компетентности учителя является общеучебная (метапредметная) компетентность, наличие которой означает, что учитель способен решать задачи, возникающие при организации образовательного процесса, эффективно используя средства ИКТ. По сути, наличие этой компетентности определяет способность учителя «учить» и «учиться».

Планируя текущую образовательную деятельность, учитель должен предусмотреть использование таких средств и технологий, которые не только позволят максимально эффективно разрешить стоящую перед учащимися образовательную задачу, но по возможности обеспечат контроль ее выполнения и оценку результата.

Примером такой деятельности является образовательная деятельность в Информационной среде (далее – ИС), реализованной в системе Moodle (модульная объектно-ориентированная среда для дистанционного обучения). Организуя образовательный процесс в этой среде, учитель выстраивает целостный образовательный процесс с использованием ИКТ в течение всего учебного года. Возможности среды позволяют организовать одновременный доступ учащихся к цифровым образовательным ресурсам, включая разработанные самим учителем презентации, тесты, электронные варианты заданий. Система позволяет зафиксировать ответы учащихся, задать оптимальную для каждого задания шкалу оценивания или использовать словесную оценку учителя в виде рецензии. Эти данные служат для анализа успешности отдельных учащихся и дают возможность вовремя скорректировать образовательный процесс, добиваясь успешного результата у большинства.

Наполнение ИС, а, точнее, курсов с ИКТ-поддержкой, где непосредственно происходит образовательный процесс, производится учителем. Для этого ему приходится включать в свою деятельность компоненты метапредметной компетентности:

· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, что позволяет наполнить ИС авторскими учительскими ресурсами, ориентированными на известную учителю аудиторию учащихся;

· использование информационных технологий при решении проблем творческого и поискового характера, что позволяет организовать в ИС взаимодействие учащихся по этим вопросам за рамками урока;

· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, что позволяет добиваться хороших результатов на уровне восприятия учебного материала, и т.д.

Третьей составляющей ИКТ-компетентности учителя можно считать педагогическую ИКТ-компетентность. Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования. Ее формирование на сегодняшний день является ключевой задачей системы повышения квалификации.

Поскольку основу организации образовательного процесса в классе и ОУ в целом составляет планирование, оно становится первым шагом, на котором проявляется ИКТ-компетентность учителя. Современный учитель планирует образовательный процесс с применением ИКТ на разных уровнях – от элемента урока до многолетнего курса. Основным инструментом планирования для него является ИС образовательного учреждения, доступная для просмотра через Интернет. Задача учителя – отразить в планировании адекватное применение современных образовательных технологий на уроке и во внеурочное время, а именно:

· применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной;

· планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ;

· использование доступных ресурсов Интернета;

· использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интегрированных сред для фронтальной, индивидуальной и групповой работы с классом;

· использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий;

· подготовка заданий и тестов в электронном виде или инструментами ИС.

Еще одна важная задача, стоящая перед учителем, – привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС), используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т.п. Использование этих средств может быть востребовано как в начальной, так и в основной школе. Дети, которые активно включены в обучение, тянутся к продолжению общения после уроков и в выходные дни. Учащиеся начальной школы с удовольствием будут представлять в форумах результаты своей деятельности по различным предметам, что, в свою очередь, будет служить дополнительной мотивацией к качественному выполнению заданий. Дети смогут обсуждать совместные творческие проекты и исследовательские задания с учащимися из других городов в режиме телеконференции. Например, одновременно с учащимися другой школы проводить эксперименты по изучению свойств воды, обмениваться результатами.

Важной составляющей педагогической ИКТ-компетентности является адекватное использование ресурсов Интернета для самообразования и самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Учитель должен знать и использовать доступные для учащихся цифровые ресурсы, дистанционные методические ресурсы, используемые при подготовке учебных материалов урока, ресурсы Интернета, подходящие для самостоятельной образовательной деятельности учащихся (простейший пример – сайты некоторых музеев). Все это позволит направить деятельность учащегося во всемирной сети на образовательные цели и избежать бесцельного использования Интернета в основной школе, что может быть просто опасно в подростковом возрасте.

И наконец, последняя составляющая – профессиональная ИКТ-компетентность учителя, наличие которой означает, что учитель способен решать задачи, возникающие в его предметной области, с использованием обычно доступных в этой предметной области средств ИКТ. Среди компонентов профессиональной компетентности сегодня особенно важным является обеспечение овладения учащимися видами деятельности, необходимыми для реализации требований Стандарта.

Для реализации этой задачи в рамках разных учебных предметов учителю необходимо владеть расширенными приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в предметных уроках и интегрированных курсах.

В профессиональной ИКТ-компетентности учителя отражаются современные тенденции оснащения образовательного процесса, также затронутые требованиями образовательного Стандарта. Ее компонентами можно считать:

· умение работать с компьютерным классом, в том числе мобильным: хранение, организация рабочего стола учащегося, назначение и возможности программного обеспечения, работа в локальной сети и выход в Интернет, модели использования разного числа мобильных компьютеров на уроке;

· умение работать с интерактивной доской: управление экраном компьютера, образовательные возможности входящего в комплект программного обеспечения, организация деятельности с использованием интерактивной доски на уроке.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов. Таким образом, учитель начальной школы чаще всего удерживает несколько предметных позиций, в каждой из которых ему необходимо демонстрировать соответствующую квалификацию, в т.ч.:

· в позиции учителя русского языка:

- знание технологии слепого клавиатурного ввода текста;

- знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения;

- знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования;

- знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;

- знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными учащимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов;

- знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики.

· в позиции учителя литературного чтения:

- работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов;

- работа с электронным литературным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации литературных произведений и их фрагментов, а также литературных работ учащихся;

- работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ учащимися собственной речи, записанной в цифровом виде; отработка навыков орфографического и орфоэпического чтения в процессе записи и прослушивания собственного чтения, развитие навыков выразительности чтения, создание мультфильмов и видеофильмов на основе литературных сюжетов, текстов, а также литературных работ учащихся.

· в позиции учителя математики и информатики:

- представление о моделировании объектов и процессов с помощью компьютерных программ; представление об объектах математики и окружающего мира, которые возможно и целесообразно моделировать с помощью компьютера;

- выбор адекватных возрасту учащихся и учебным задачам средств построения модели: среды для создания и управления реальными движущимися моделями, микромиры, позволяющие программирование исполнителей (Робот, Черепашка);

- разработка и запись, в том числе с использованием конструкций специального языка для записи, алгоритмов решения математических задач и управления объектами-исполнителями;

- моделирование и проектирование реальных процессов окружающего мира с помощью специальных программ (виртуальных лабораторий) или наборов конструкторов; разработка планов проведения исследований с помощью компьютерных моделей.

· в позиции учителя изобразительного искусства:

- использование графического редактора и графического планшета как средств создания компьютерного рисунка; подготовка и проведение он-лайн выставок;

- использование фото- и видеосъемки как основ для современных видов искусства: создание натурной мультипликации на основе художественных и других работ учащихся; подготовка и проведение он-лайн выставок цифровых фотографий по различной тематике.

· в позиции учителя музыки:

- использование музыкальной клавиатуры как средства для обучения основам музыкальной грамоты и сочинительства;

- использование музыкальных редакторов, позволяющих расширить набор доступных музыкальных инструментов, сочетать их звучание, добавлять фото- и видеоиллюстрации к музыкальным фрагментам.

Описанные выше компоненты ИКТ-компетентности учителя могут быть использованы при аттестации учителя на квалификационную категорию. Формирование ИКТ-компетентности учителя должно обеспечиваться системой повышения квалификации и дополнительного профессионального образования педагогов, в ходе взаимного обмена опытом учителей внутри образовательного учреждения и в сетевых профессиональных сообществах, а также посредством самообразования.


ИКТ В ОСНАЩЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В соответствии с Законом об образовании (2008 г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты … включают в себя требования к: …2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе … материально-техническим и иным условиям». Требования образовательного Стандарта описывают виды деятельности учащегося, которые должны быть обеспечены образовательным учреждением.

Большинство детей, поступающих в начальную школу, – это шестилетки, ведущей деятельностью для них является игра. Ребенок приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, этот процесс занимает разное количество времени и проходит с различной интенсивностью. Поэтому учителю нужно обеспечить индивидуализацию образовательной деятельности. Общей потребностью для детей данного возраста являются двигательная активность и необходимость частой смены деятельности. Для этого в начальной школе тоже приходится создавать специальные условия.

По мнению автора программы универсальных учебных действий академика А. Г. Асмолова, «ребенок должен войти в образование через пространство детской игры». Среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Современные средства, обеспечивающие образовательную деятельность ребенка, могут активно использовать ИКТ везде, где это целесообразно и оправдано. Образовательная среда представляет собой целый комплекс оборудования, компоненты которого трудно рассматривать в отрыве друг от друга.

Постараемся определить, в какой мере на развитие ребенка влияет образовательная среда и каковы особенности ее формирования.

Одной из главных образовательных целей в начале обучения можно считать развитие интеллекта. Исходя из определения, данного Ховардом Гарднером, психологом и профессором неврологии из Гарварда, интеллект – это способность создавать эффективные продукты, предлагать ценности, которые имеют культурное и общечеловеческое значение.Это также набор навыков, которые позволяют творчески решать задачи, которые жизнь ставит перед человеком, потенциал искать и находить новые знания. В своей теории Гарднер исходит из понимания интеллекта как множественности, определяя не один, а семь интеллектов. Согласно его модели, интеллект состоит из независимых модулей: формально-лингвистического, пространственного, логико-математического, музыкального, двигательного, межличностного, внутриличностного. Каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями: восприятие, запоминание, учение. При проектировании развивающей образовательной среды необходимо учитывать, что она должна инициировать развитие всех перечисленных интеллектов.

Образовательная среда воздействует прежде всего на первый уровень развития интеллекта – восприятие. На основе восприятия у ребенка создается образ внешнего мира и формируется индивидуальный опыт. Восприятие и ощущения – две отправные точки, которые с рождения дают ребенку чувственный материал, на котором строится процесс познания. Можно утверждать, что дети, у которых хорошо развиты все органы чувств и все виды восприятия, не испытывают серьезных трудностей в обучении. Отсюда следует, что компоненты образовательной среды, окружающей младшего школьника, обязательно должны работать на развитие его органов чувств и на усиление роли восприятия и ощущений в образовательном процессе.

Получается, что при создании образовательной среды начальной школы (неважно, говорим ли мы об использовании ИКТ, или нет), необходимо создать условия для активизации всех видов восприятия, учитывая:

· современное понимание интеллекта (можно использовать определение семи интеллектов по Гарднеру);

· возможность активизации и использования всех органов чувств;

· разный уровень подготовленности детей к школе;

· разную степень социализации.

Деятельностный характер Cтандарта заставляет пересмотреть требования к оснащению образовательного учреждения, определяя прежде всего виды деятельности ребенка, которые должны быть предусмотрены при оснащении образовательного процесса. Задачей школы становится создание адекватных условий для каждого вида деятельности учащегося.

Как мы уже говорили, ребенок приходит в школу, когда основной деятельностью для него является игра. Адекватные условия для игровой деятельности могут создаваться в разных зонах образовательного учреждения. Так, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство или должна быть легко трансформируема в игровое пространство, если в оснащении классной комнаты были использованы мобильные модульные конструкции. При небольшой площади помещений для классно-урочных занятий выделить активное игровое пространство можно в отдельном помещении или рекреации школьного здания. Выбирая игровое оборудование для этих целей для детей младшего школьного возраста, можно руководствоваться теми же целями развития семи интеллектов, о которых говорилось выше. В набор игровой комнаты могут входить наборы для сюжетно-ролевых игр, настольные игры (логические, математические и др.), конструкторы и, если позволяет место, модули для двигательной активности и спортивных занятий. Игровая деятельность является стартовой ступенью для учащегося начальной школы. Постепенно она будет дополняться и заменяться другими видами деятельности: учебной, творческой, проектной, исследовательской, трудовой, спортивной. Образовательная среда учреждения должна отреагировать появлением специфических средств, позволяющих организовывать эти виды деятельности. И здесь речь пойдет уже не об игровом оборудовании, а, возможно, о достаточно мощных компьютерах, цифровой технике и измерительных приборах.

За время обучения в начальной школе, независимо от уровня готовности ребенка к школе, должна произойти смена ведущей деятельности. Ею должна стать учеба. Современная школа имеет достаточно возможностей разнообразить образовательную среду различными средствами, создав адекватные условия для формирования учебной деятельности в различных областях знаний.

Говоря об образовательной среде и ее материальных и информационных средствах, мы часто сосредотачиваемся на том, в какой мере эта среда способствует освоению того или иного предметного содержания. Образовательный Стандарт, предусматривающий формированиея у обучающихся универсальных учебных действий, подчеркивает ведущую роль метапредметных результатов обучения. Важнейшим результатом образования являются некоторые общие модели деятельности человека, в том числе и интеллектуальной. Многие из этих моделей достаточно легко выстраиваются в детских играх, гораздо реже это происходит в ситуации урока. Однако время, проводимое ребенком в школе, занимает большую часть его дня; постепенно отрывая ребенка от игры, школа становится центром формирования ключевых компетентностей учащегося, в т.ч. метапредметных. Таким образом, в ходе урока ребенок осваивает целый ряд моделей деятельности.

Мы уже упоминали о возможности многофункционального устройства кабинета начальных классов с целью выделения игрового пространства. Разнообразие видов образовательной деятельности заставляет задуматься о многофункциональности учебного пространства. За время существования классно-урочной системы все уже свыклись с мыслью, что учащиеся обязательно должны сидеть за партами в три ряда. Однако современная школа шагнула далеко вперед в сторону разнообразия форм работы на уроке, что, в свою очередь, требует разнообразия в построении классного пространства. Даже в течение одного учебного дня учащийся может оказаться участником индивидуальной, групповой и фронтальной образовательной деятельности. Каждая из этих форм требует удобной расстановки мебели, компьютерной техники и лабораторного оборудования, достаточного количества дидактических материалов. Пространство для работы в классе не обязательно должно выстраиваться в три традиционных ряда. Рабочие места учащихся могут трансформироваться в зависимости от конкретной образовательной задачи. Говоря о различных возможностях построения классного пространства, мы учитываем не только перестановку мебели, но и организацию работы с оборудованием – тетрадями и учебниками, компьютерами, цифровой техникой, лабораторным оборудованием и т.д. Рассмотрим некоторые примеры:

· При фронтальной работе с классом рабочие места учащихся могут располагаться по периметру или выстраиваться в различных направлениях в произвольном порядке. В одном случае учитель будет иметь лучший контакт («глаза в глаза») с каждым ребенком, в другом – он сможет легче переходить к индивидуальным и групповым формам работы.

· В случае когда несколько детей работают над одной задачей, им естественно сидеть вместе и работать в своей группе, распределяя работу между собой, ассистируя друг другу по мере необходимости, обсуждая и формулируя результаты.

· Необходимость самостоятельной работы с книгой или ресурсами Интернета, выполнение индивидуального задания в дидактическом материале с печатной основой или на компьютере, написание сочинения и другие аналогичные виды деятельности предполагают наличие отдельного рабочего места, которое помогает сосредоточиться и собраться с мыслями. Для такой работы подойдет и традиционная посадка парами, но необходимо иметь несколько выделенных мест в разных частях учебного кабинета.

· Некоторые виды деятельности, в особенности связанные с конструированием из Лего, драматизацией литературных произведений или съемкой видеосюжетов, требуют достаточно большого пространства в центре класса. В этом случае столы и стулья сдвигают к стенам (если другой работы не планируется), либо максимально компактно расставляются в расчете на групповую работу, которая будет предшествовать общему действу.

· Для того чтобы послушать рассказ, просмотреть отснятые в течение дня фото- и видеоматериалы, обсудить продолжение работы в конце дня, когда дети уже устали от интенсивных занятий, удобно расположиться в той части класса, которая выделена как игровая. Возможно, там будет ковер или спортивный мат, на котором можно расположиться в удобной позе, или диван.

Конечно, для описанных выше изменений в построении образовательных пространств школьных кабинетов необходимо иметь подходящую легко перемещаемую мебель и мобильное учебное оборудование, включая компьютеры и цифровую технику.

Постоянное изменение пространства класса влечет за собой изменение традиционного понятия учебной доски, которая должна быть хорошо видна при любом расположении ученических мест. Эту проблему можно решить, одновременно используя в классе несколько классных досок, маркерных или меловых. При переходе к индивидуальной или групповой работе они также будут использованы для работы отдельных групп или отдельных учащихся.









Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.