Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Контрреформы и политика консервативного обновления Александра III.





В 1881 г. императором России стал Александр III (1881-1894). Россия вступила в новый период своей истории, получивший название “Контрреформ”. При Александре III многие преобразования, начатые правительством его отца не только не получили дальнейшего развития, но были сильно урезаны, а некоторые – отменены.

«Временные правила о печати» 1882г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

В 1884 г. принят указ, лишивший автономии университеты. Отныне губернатор мог закрыть любое учебное заведение. Для поступления в университет нужна была справка из РОИСЕ о благонадежности. Плата за обучение выросла в 2 раза. Все студенческие организации были отменены. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское образование.

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.

В 1889 г. издано “Положение об участковых земских начальниках”. Земский начальник стал для крестьянина и администратором, и судьёй в одном лице. В подчинении земского начальника находились сельские суды и сходы. Мировой суд упразднялся. Новое положение о земстве, принятое в 1890 г., подчинило его надзору губернатора и одновременно усилило в нем роль дворян. Число гласных от крестьян уменьшилось, и их выбирал губернатор из числа кандидатов, предложенных крестьянством.



«Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление, повысило имущественный ценз, сократив число избирателей в 3-4 раза, усилило контроль администрации за деятельностью городских дум.

В 80-90 гг. проводилась политика, направленная на сохранение сословной замкнутости русского общества. Стремясь возвысить роль дворянства, правительство в 1885 г. основало Дворянский банк, он давал ссуды под залог родовых имений на льготных условиях. Было принято выгодное для помещиков положение о найме на сельхоз. работы. Правительство собиралось отменить Петровский “Табель о рангах”. Крестьянство должно было оставаться таким, как при крепостном праве: запрещалось продавать и закладывать крестьянские наделы, укреплялась власть общины над крестьянами. Для укрепления и возвеличивания самодержавной власти по всей России воздвигались храмы в древнерусском стиле, устраивались торжества в честь церковных юбилеев – девятисотлетия крещения Руси, пятисотлетия со дня кончины Сергея Радонежского. Запрещались журналы, в том числе “Отечественные записки”. Внутренняя политика Александра III, не укрепила Россию, а повышала неприязнь к правительству.

Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже ХIX-XX вв. реформы С.Ю.Витте.

К концу XIX в. Россия была самой крупной по территории из развитых стран. Она занимала шестую часть суши, простиралась от Германии до Аляски, от Афганистана до Заполярья.

Могучая военная держава, Россия имела армию в 950 тыс. человек. За вторую половину XIX в. государственный бюджет увеличился в 4,5 раза. Все управление страной сосредоточивалось в руках одного человека: к концу XIX в. Россия была одной из последних абсолютных монархий Европы.

"Император есть монарх самодержавный и неограниченный - гласили основные законы Российской империи. - Повиноваться верховной власти Его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Всевластие самодержца нарушалось лишь 2-мя условиями: он не мог исповедовать неправославную веру и назначать себе наследника (по закону престол переходил старшему сыну).

Для управления огромной страной самовластному монарху требовалось все больше чиновников: за XIX в. аппарат увеличился в 7 раз. Чиновничество было связано сложной системой регламентов и правил: оно делилось на 14 классов - от действительного тайного советника до коллежского регистратора. Каждый класс имел свой мундир, титул, ордена.

Главными органами управления были министерства, введенные в 1802-1811 при Александре II. Их к концу XIX в. существовало 11: военное, морское, иностранных дел, юстиции, народного просвещения и др. Объединенного правительства в России не было: политический курс определял сам царь в ходе личных бесед с отдельными министрами. Сильнее всех было Министерство внутренних дел, ведавшее общей и секретной полицией, цензурой, неправославными исповеданиями и местной администрацией. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники; к концу XIX в. в России было 97 губерний, по 10-15 уездов в каждой.

Император считался верховным главой православной церкви, властвуя над ней через собрание епископов - Святейший Синод. В ходе либеральных реформ 60-70-х гг. правительство отошло от чисто бюрократических методов управления страной: возникли местное (земское и городское) самоуправление, независимый суд, университетам была дана автономия, печати - относительная свобода. Но перемены не затронули устройства верховной власти, в ходе контрреформ 80-90-х гг. дарованные обществу права были урезаны.

Под скипетром российского монарха соединялось около 150 народностей; полный титул "Император Всероссийского, Царя Польского, Великого Князя Финляндского" включал свыше полусотни названий. Среди множества вероисповеданий Российской империи господствующей признавалась православная церковь, ей одной была разрешена миссионерская деятельность, уход из неё воспрещался.

Российское общество делилось на сословия. Вне сословной системы стоял Российский императорский дом, связанный родством с английской, датской, греческой, немецкой и австрийской династиями. Родственники императора - великие князья - занимали по праву рождения высокие посты в армии и государстве. Высшим привилегированным сословием было дворянство, особо выделялись титулованные фамилии - княжеские, графские, баронские. "Благородное сословие" имело особые органы - уездные и губернские собрания, избирало предводителей дворянства, имевших большой вес в местном управлении. Исключ. из поместного дворянства назначались земские начальники - чиновники, ведавшие делами крестьян, дворяне господствовали и в земстве.

В России были купцы и духовенство, казаки, мещане и крестьяне. Крестьянство было сословием неполноправным. Оно не могло свободно распоряжаться своей землей, поскольку платило за неё выкуп после отмены крепостного права и было связано властью общины. Крестьяне не могли свободно передвигаться по стране, подвергались телесным наказаниям, в земства допускались с огромными ограничениями.

Витте.

Преобразование тарифного дела, превращение России в крупнейшую железнодорожную державу, управление финансами в сложную эпоху перехода страны на промышленный путь развития, смелая валютная реформа, введение казенной продажи винно-водочной продукции, подъем технологии финансового управления до высокого уровня, Портсмутский мир с Японией, манифест 17 октября, ряд важнейших законов 1905 - 1906 годов - все это связано с именем Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской академии наук, кавалером многих российских и иностранных орденов, получил титул графа за заслуги перед Отечеством.

 

В 1894-95 г. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочный изделий.

Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.

К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса.

Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения и предмет крайнего поклонения как крайних консерваторов, интриговавших против него у царя, так и социалистов, учения которых были враждебны всему тому, что он отстаивал. Он требовал сделать из крестьянина "персону" путем уравнения крестьян в правах с другими сословиями. Речь шла при этом обо всех правах, в том числе и имущественных, иными словами - о выходе из общины с выделом земли. В общине Витте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственного производства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку она воспитывала пренебрежение к праву собственности. Он утверждал, что суть крестьянского вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих владений.

Однако, все это, по крайней мере по отношению ко времени пребывания Витте в министерстве финансов, было до некоторой степени запоздалым остроумием. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало, что сделал на министерском посту против общины.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.