Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.





В основе массово-информационного права нашей страны лежит Закон «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года.

 

Этот закон во многом повторяет концепцию и основные положения закона, который существовал до него (правда, недолго — всего год с небольшим) и назывался Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Поэтому хотя ниже речь пойдёт о важных новеллах Закона о СМИ, необходимо иметь в виду, что фактически многие из них стали частью нашего права не с 27 декабря 1991 года, а со дня вступления в силу союзного закона — 1 августа 1990 года (принятого 12 июня 1990 года).

 

Оба этих закона объединяет — и это немаловажно — то, что их авторами-разработчиками являлись одни и те же люди. И союзный, и республиканский законы были приняты на основе инициативных авторских проектов Ю.М. Батурина, М.А. Федотова и В.Л. Энтина.

 

Хотя до Октябрьской революции в нашей стране действовали различные акты о печати, о цензуре и т.д., в результате смены режима в 1917 г. все существовавшие ранее законы, касающиеся журналистской деятельности, были отменены. Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров стал Декрет о печати от 27 октября (9 ноября) 1917 года, в котором говорилось: «Когда новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Вслед за этим большевики ввели цензуру и до конца 1917 года закрыли 92 газеты. Ждать принятия «прогрессивного закона» пришлось слишком долго: до 1990 года деятельность средств массовой информации не регулировалась специальным законом. Вся сфера печати, радио и телевидения управлялась решениями Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Совета Министров СССР, причем постановления принимались абсолютно по всем проблемам, начиная от того, кто будет редактором той или иной центральной газеты, и кончая вопросами строительства типографий, организации новых газет, ликвидации старых, разделения газеты на две новые или, наоборот, их слияния. Все эти вопросы решались исключительно на заседаниях ЦК, его Секретариата и Политбюро, а также на заседаниях Совета Министров. Если же возникал вопрос о мелких местных средствах массовой информации, то его решали партийно-советские структуры в регионах.

 

В результате такой сложившейся практики к 1990 году, когда уже широко развивалась политика гласности, редакции, которые получили в стране гигантский вес как рупор общественного мнения и как органы, способные формировать его, юридически оставались абсолютно бессильными. Они, как правило, существовали на правах подразделения того или иного издательства. Вся прибыль от многомиллионных тиражей направлялась в издательства или в те общественные и государственные организации, чьим «органом» являлась та или иная газета или журнал. Создание частной газеты было чем-то совершенно немыслимым. Практически такая же ситуация складывалась и в телерадиовещании. Существовал Государственный комитет по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР, который единолично управлял всеми республиканскими и областными теле- и радиокомпаниями, сами компании большой юридической самостоятельностью не обладали. У журналистов был гигантский авторитет, но не было никаких юридически закреплённых прав и обязанностей.

 

Такое положение, конечно, не устраивало ни журналистов, ни редакторов, ни — что важнее всего — руководителей страны, поэтому было принято решение подготовить законы о печати, о телерадиовещании и о гласности.

 

Одна из целей авторов инициативного законопроекта — создание правовых условий для учреждения независимых от партийно-государственной машины средств массовой информации. Они ввели в его текст полуфикцию, которую назвали учредителем СМИ. В отличие от других субъектов правоотношений в сфере действия закона смысл фигуры учредителя не был раскрыт в статье «Основные понятия». В законе СССР было, однако, сказано, что учредителем может быть Совет народных депутатов, другой государственный орган, политическая партия, общественная организация, массовое движение, творческий союз, кооперативное, религиозное, иное объединение граждан, трудовой коллектив, а также гражданин СССР, достигший 18-летнего возраста.

 

Учредитель был призван разбить систему взаимоотношений, в которых, с одной стороны, выступала партийная (общественная) организация или организация государственного аппарата, а с другой — беспрекословно ей подчинённый печатный орган. Логичным было бы заменить эту систему на схему «собственник — редакция». Но авторы справедливо опасались того, что, запиши они в закон слово «частный собственник», и такой закон не будет принят ни Верховным Советом СССР, ни впоследствии Верховным Советом РСФСР. Хотя в то же время понятие собственника и собственности в законе есть, но прописано оно крайне незаметно, по сути, между строк, и только юристы, которые знают, что право собственности состоит из трёх элементов: права владения, пользования и распоряжения, — могут увидеть в первой статье закона упоминание о том, что владение, пользование и распоряжение СМИ не подлежат ограничению. Но нужно быть юристом, чтобы разбираться в таких тонкостях, а парламентарии и по сей день, как правило, таковыми не являются. В законе было сказано, что учредитель имеет право учреждать средства массовой информации; что, для того чтобы СМИ могло выходить в свет, необходимо его зарегистрировать в уполномоченных органах государственной власти — по заявлению учредителя.

 

С 1 августа 1990 года в полном соответствии с законом СССР началась регистрация СМИ. Те редакторы и журналисты, которые внимательно прочитали этот закон, использовали его в своих интересах. Они оперативно зарегистрировали печатные издания — в основном издания, в редких случаях — телепрограммы — на имя трудового коллектива, либо журналистского коллектива, либо близких им по духу организаций, давших согласие выступить в качестве учредителя СМИ.

 

Для создания учредителя необходимо провести собрание или заседание и запротоколировать намерение учредить СМИ (частному лицу, естественно, этого не требовалось). Написать заявление и сообщить ограниченный набор сведений об учредителе и планируемом к выпуску в свет СМИ; уплатить регистрационный сбор (для подавляющего большинства СМИ он составляет сумму от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда). Заявление вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора подается в Министерство печати либо (в зависимости от территории предполагаемого распространения) в его территориальный орган. После получения свидетельства о регистрации газета фактически переходила в руки новых владельцев. Прежний владелец издания, не успевший вовремя его зарегистрировать, конечно, мог отобрать у журналистов принадлежащие ему помещения и средства производства (хотя обычно они были частью относительно самостоятельных издательств), но главного достояния издания — его названия, читательской аудитории и авторского коллектива — в любом случае он лишался

 

Разумеется, создание независимых СМИ происходило не только на базе «старых» изданий, возникали и совершенно новые газеты и журналы. В целом же введение регистрации означало переворот в советской системе средств массовой информации.Далеко не во всех зарубежных странах есть специальные законы, регулирующие деятельность печати и других СМИ. Ряд национальных правовых систем, например в США, Канаде, Ве­ликобритании, Голландии, Испании, Австралии, не признает особого массово-информационного права в собственном смысле этого слова, в них СМИ регулируются нормами гражданского и иного законодательства, статьи, касающиеся журналистской деятельности, разбросаны по различным кодексам и законам (как во Франции). Не случайно, что те страны, конституции которых уделяют особое внимание свободе массовой информации, имеют специальные законы о печати. В германских землях (субъектах федерации) существуют собственные (хоть и весьма схожие) законы о прессе. В Австрии и Швеции есть национальные законы о прессе, причём в Швеции такой закон является конституционным

 

Следует отметить, что даже в странах, не имеющих базовых национальных законов о печатных СМИ и правах журналистов, есть законы о телерадиовещании, регулирующие вопросы функционирования общественного и частного телевидения и радио, выдачи лицензий и т.п. В некоторых западных государствах приняты законы, серьёзно ограничивающие сбор и распростра­нение информации (например, английский закон о государственной тайне 1989 года).

 

Как и в России, важное значение в праве зарубежных стран занимают подзаконные акты. Например, в США до сих пор большую роль играет распоряжение президента Г. Трумэна о де­лении государственных документов по грифам секретности: «для служебного пользования», «секретно» и «совершенно секретно».

До 1990 в стране не было закона о СМИ (1917 - Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 - Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 - в действие). Революционность этого закона: отмена цензуры в СССР; удар по системе партийной советской печати; права и свободы ж-та, доступ к информации. Закон РФ о СМИ - февраль 1991 (1992 - в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избират прав и т. д.). Т.о., сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем. Совр закон-во РФ о СМИ состоит еще и из указов Президента, и из постановлений прав-ва (регулируют более частные сферы деятельности СМИ). кроме того, поскольку Россия - федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собстве законы о СМИ. В совр закон РФ о СМИ нет законов: о теле/радиовещании; о праве граждан на информацию. (Законопроекты существуют, но они еще обсуждаются). 7 разд – 1. общ полож (свобода масс инф, осн понятия, недопустим цензуры, незлоупортеб свободой). 2. Об организации деят-ти (учредитель, правила регистрации, отказ о регистрации, сбор, причины прекращ деят-ти, права и обяз-ти, статус учред). 3. Распр-е (выходн данные, куда направ-ся обяз экземпляры, хранение ТВРВ передач, СМИ эрот х-ра). 4. Отн СМИ с гражд и орг-ями (конфиденц, положения авт.права, право на опроверж). 5. Права и обяз ж-та. 6. Межгосуд сотруд-во. 7. Ответств за наруш закона. Порядок учреждения, регистрации, перерегистрации, прекращения и приостановления деятельности СМИ. У и Р связывает устав Р или договор, определяющий взаимные права и обязанности У, Р и глав.ред.; полномочия и обязанности сотрудников; порядок образования редколлегии и назначения или избрания глав.ред.; основания и порядок приостановления, прекращения или реорганизации Р, в том числе изменение У и статуса Р; порядок утверждения и изменения ее устава. Журналист (Ж) - полноправный участник разработки инф. политики СМИ. Ж - обязан соблюдать устав редакции, но вправе отказаться от публикации чего-либо под своим именем. Отказаться нельзя, если материал идет без подписи. Безоговорочное право отказаться от задания, если его выполнение требует нарушения закона. При сборе инф. прежде всего действует право "искать, запрашивать, получать инф." + предъявлять "по первому требованию редакционное удостоверение" + право посещать учреждения и орг. или их PR + "получить доступ к документам", если это не тайна + копировать материалы, производить записи (предупредив информанта). Особо оговорено право "посещать спец. охраняемые места аварий" и т.п. Важный запрет - "на сбор информации в пользу постороннего лица". Использование инф. также регламентируется законом (конфиденциальность, авторство цитат и т.п.). Ж может писать со своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Запрещается: "порочить гражданина или отдельные категории граждан", порнография, эротика без согласия модели. Те, кого оклеветали, имеют право выступить с опровержением в том же СМИ. Нарушение прав Ж влечет админ., дисципл., и уголовн. (до 2х лет) ответственность.

Закон о СМИ "О праве на получение информации"

Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями регламентируются в главе 4 закона «О СМИ»

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах (ст.38).

Закон о средствах массовой информации «О не допустимых методах получения информации». Недопустимо проводить аудио-, кино- и фотосъемку при получении информации от граждан и должностных лиц, если они об этом не предупреждены.

Недопустимо использование скрытой аудио- и видео-, кино- и фотосъемки, если это нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина, если это не является необходимой мерой для защиты общественных интересов и не приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц (все это - за исключением того случая, если деонстраиця записи производится по решению суда).

Ж-т не должен скрывать или фальсифицировать общественно значимые сведения, распространять слухи под видом достоверных сообщений, недопустим сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Запрещается использовать право ж-та на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Из Хартии телерадиовещателей (может пригодиться):

Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото- и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются.

Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.

Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.