Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.





 

Термин возник в Англии и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. Он несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость.

Общественное мнение - всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что дает повод вообще усомниться в существовании объективного критерия для определения данного понятия.

Общественное мнения является формой общественного сознания, в которой выражена наряду с другими непосредственно оценочная компонента. Тем не менее нельзя сводить общественное мнение, как это часто делается, лишь к выражению оценок, отношения к тем или иным сторонам действительности. В общественном сознании все три компоненты, естественно, не разделены перегородками, и любое высказывание может нести все три из них в разной степени выраженности.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Выборка исследования;

Социологический мониторинг рынка журналистских услуг;

Формирование актуального перечня направлений журналистской работы посредством мониторинга;

Биографический метод социологии;

Практические советы к разработке анкеты;

Виды интервью, построение беседы;



Способы анализа эмпирических данных;

Работа со статистикой, компьютерные программы обработки данных;

Социология личности в социальной работе журналиста;

Стратификационная структура современного общества;

Социологические методы сбора данных: наблюдение, документальные источники, анкетные опросы и интервью, некоторые психологические процедуры в настоящее время являются для профессиональных журналистов нашей страны и мира в целом основой для проведения расследований и достоверного раскрытия фактов.

Принципы социологического мониторинга рынка журналистских услуг позволяют рассматривать программу как пособие для формирования актуального перечня направлений журналистской работы.

Биографический метод социологии, являясь составным звеном, представленным в программе, дает ряд преимуществ журналистам, владеющим этим методом. Практические советы к разработке анкеты, виды интервью, построение беседы и способы анализа эмпирических данных позволяют студентам, проходящим курс, глубже вникать в контекст событий.

Социологические исследования виртуальной журналистики:

Работа журналиста в Интернет-форумах;

Социальные адресные обращения журналиста в сети;

Моделирование общественного мнения в Интернет-аудиториях через

социологически обоснованные журналистские расследования;

Разработка стратегий социальной работы в интернет;

Работа с ресурсами сети.

Приверженность поколения "Х" к СМИ.

социологи поделили население на 3 группы:

1 ) 18-29 лет - поколение "Х"

2 ) 30-49 лет - baby boomers (ВВ) - после второй мировой войны

3 ) за 50 лет - mothers (М) - взрослые.

Вещатели ориентируются на поколение Х, которое отличает:

J более высокое техническое развитие (компы, сети, новинки ТВ и радио)

J наличие альтернативных интересов в программах новостей

Сейчас Х 24%, ВВ - 40%, М - 35% всего населения, потребляющего ТВ.

Поколение Х - наиболее монолитная часть общества, любит труд, чрезвычайно прагматично, нет и не будет уверенности в завтра, основная забота - финансовая обеспеченность, готово к смене работы так часто, как только это потребуется. Долго тянет с началом самостоятельной жизни, долго держится за предков. Не доверяет инф-и от СМИ, враждебно относится к рекламным роликам.

Отношение к новостям:

ТВ новости смотрят регулярно 73% М, 60% ВВ, 45% Х.

Радионовости - 35% М, 40% ВВ, 20% Х.

Старшее поколение получает новости из программ местного ТВ, газет, национального ТВ. ВВ - местное ТВ, новости по радио, газеты. Х - местное ТВ, новости по радио, газеты (чаще других - спорт. новости).

 

 

Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции СМИ, социальные эффекты.

В последние десятилетия резко возрос интерес к миру коммуникаций в целом. Все чаще выделение этапов развития человеческого общества связывается с преобладанием на каждом из них социальных коммуникаций определенных видов. Американский футуролог и публицист О. Тоффлер исходит из того, что человечество пережило два вида цивилизации: дописьменную, письменную — и переживает нынешнюю, электронную.

 

Появление Интернета открыло невиданное разнообразие вариантов организации дистанцированного общения между людьми: электронные почта и коммерция; библиотеки, конференции и многое другое — все это, не отходя от одного и того же средства индивидуального пользования — персонального компьютера.

 

В последней четверти прошедшего века многое было сказано и по поводу медиатизации — возрастания объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей; усиления роли фокусирования СМИ на явлениях и персонах, зависимость их статуса от внимания медиа.

Наиболее широкое понятие, охватывающее разные явления, относящиеся к сфере обмена информацией между людьми, — социальные коммуникации. Их выделяют среди более широкого класса взаимодействий — коммуникаций в целом.

В социологии социальная коммуникация рассматривается как социальный процесс — «необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляются передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д.».

 

Общая схема коммуникации

 

Прежде всего коммуникации различаются в зависимости от социально-структурного уровня их действия: межличностная, групповая, массовая. Иногда добавляют и внутриличностную, но это объект психологического изучения. Что же касается трех перечисленных, то речь идет о следующем: 1) общении межличностном, охватывающем двух или несколько больше участников; 2) общении групповом — в малых (семья, компания друзей или департамент организации) и крупных группах (корпорация, клубная публика и т.п.); 3) общении массовом — среди больших и рассредоточенных множеств людей в очень разных масштабах: от территориальной общины до человечества.

 

Универсально разделение коммуникаций (моделей коммуникаций) по типу движения информации: 1) от центра к множеству получателей одновременно (лекция, проповедь, радиовещание); 2) от каждого — к каждому, сетевое, без опосредующего центра (личная переписка во всех формах, включая e-mail); 3) с поиском в центре хранения информации (база данных, библиотека) в соответствии с нуждами пользователя, клиента; 4) в центр от множества периферийных участников, в том числе без их ведома (автоматическая запись телефонных звонков, электронная система сигнализации, счетчики для измерения аудитории, установленные в домах). Здесь главное — кому принадлежит контроль (т.е. отбор, фильтрация, коррекция содержания) над информацией: центру или индивиду.

По составу участвующих в коммуникации субъектов (коммуникантов) можно выделить следующие виды: от одного ко многим (такова, например, рассылка писем в Интернете или отправка свадебных приглашений по почте), от многих ко многим (чат в Сети или «стена В. Цоя» на Арбате, «Живой журнал» в Рунете); от одного — к одному (самые разнообразные межличностные контакты, в том числе в электронном виде), от многих — к одному (поисковые системы в Интернете). Данная классификация особенно актуальна для исследований Интернета, где важно учесть роль пользователя в разных видах коммуникации.

Коммуникации могут быть институциализированными (учреждения, организации или их подразделения, в чьи функции входит производство и/или распространение информации) и неинституциализированными, где информационная деятельность не специализирована, вплетена в другие виды активности (таково межличностное общение).

Дифференцируются коммуникации по степени открытости: публичные (открытые) и закрытые (секретные, ограниченные).

Весьма существен учет распределения ролей между участниками коммуникации. Оно может быть неполяризованным (дружеская беседа) и поляризованным (такова ситуация в СМИ, где на одном полюсе — профессиональные работники; вспомним девиз НТВ: «Новости — наша профессия», а на другом — непрофессиональные по отношению к производству информации читатели, слушатели, зрители). При этом степень поляризации может по инициативе одного из полюсов (профессионального) варьироваться в широких пределах — от жесткой, и тогда мы имеем дело с односторонней коммуникацией, — до умеренной, и тогда мы имеем дело с коммуникацией частично двусторонней.

По распределению позиций можно выделить коммуникации с вертикальной направленностью (или вертикальные), которые представляют собой процесс воздействия одного индивидуального или коллективного субъекта на другого как на объект и поэтому часто называются субъект-объектными (приказы, указы). Другие же предполагают горизонтальную направленность, равенство отношений и могут быть названы субъект-субъектными (чат).

Коммуникации могут быть с наличием или отсутствием обратной связи, которая представляет собой возможность для тех, кто организует, инициирует коммуникацию, получать информацию о реакции реципиента (-тов). Различают синхронную, т.е. в момент коммуникации, обратную связь (она наиболее полно представлена в межличностной коммуникации) и несинхронную (имеющую место в случаях, когда требуются специальные усилия для выявления реакции реципиентов — опросы, тесты и т.п., вне самого акта/актов коммуникации). Схема комуникации с обратной связью

 

Для выполнения разнообразных социальных функций важно учитывать синхронность/асинхронность распространения и приема информации. Книгу разные люди читают, как правило, не одновременно. Традиционные же СМИ — периодическая печать, телевидение, радиовещание — рассчитаны на одновременный или близкий по времени прием одной и той же информации многими. Синхронность ее приема способствует и согласованности позиций, действий.

По характеру используемых знаковых средств и форм можно выделить коммуникации устные и письменные, вербальные и визуальные; посредством естественного или искусственного языка и т.д.

С точки зрения преобладающих целей можно разделить коммуникации на оповещающие, управленческие, консультирующие, просветительские, развлекательные и т.п.

 

массовые коммуникации — те, что рассчитаны на численно большие, рассредоточенные анонимные, вероятностные по составу и количеству гетерогенные (образованные из представителей разных групп) аудитории. СМИ являются частью массовых коммуникаций, но имеют свою специфику: институциализированный, корпоративный и профессиональный характер сбора, обработки, распространения информации; периодичность выпуска; универсальность, общезначимость содержания, видов информации и др. Эта часть массовых коммуникаций составляет объект социологии СМИ.

 

В социологии функции понимают как: а) роль, которую должен выполнять социальный субъект (индивид, организация и т.д.) в соответствии с его целями и задачами в данной социальной системе (функция как задача); б) объективные последствия выполнения такой роли (функция как результат, реальная деятельность). Получается, что понятие функции охватывает и предназначение, и реальную роль СМИ. Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает практику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представления о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать природе общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются представления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном).

Самая ранняя универсальная модель функций любых видов социальной коммуникации была еще в середине прошлого века опубликована американским обществоведом Г. Лассуэллом. Это: 1) контроль за окружающей действительностью (surveillance); 2) установление координации в отношении разных частей общества к окружающей действительности (correlation); 3) передача социального наследия следующим поколениям (transmission).

Для формирования представлений о социальном назначении СМИ важно обратить внимание на то, что Г. Лассуэлл считал: любые коммуникации могут действовать в пределах присущих им возможностей и в одностороннем (one-way), и в двустороннем (two-way) режиме, а решающим оказывается качество обратимости в общении (reciprocity). Чем больше возможности и желания у коммуникантов (участников общения) устанавливать и поддерживать режим обратимости, т.е. хотя бы временной смены ролей по передаче информации, тем ближе к двусторонней организации функционирования оказывается процесс коммуникации. И в этом случае функции любой коммуникации, в том числе СМИ, естественным образом расширяются, но в пределах их природных возможностей.

Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны «сопровождать», обслуживать. Эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение). На такой основе, с учетом специфики СМИ, представляется возможным говорить о функциях коммуникативной, информационной (информационно-познавательной), ценностно-регулирующей, социально-организационной и ее психологическом срезе — функции психического регулирования. А с включением в рассматриваемую деятельность как активного субъекта аудитории можно выделить и функцию форума (или шире — канала социального участия).

Коммуникативная функция

Это охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, взаимонастройки и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий.

Особенности коммуникативной функции — способность соединять большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в индивидуальном порядке.

Первейшее условие выполнения коммуникативной (а значит, и всех других) функции — доступ к коммуникациям на полюсе как производства и распространения, так и потребления информации.

Доступность — одна из наиболее важных для социологического изучения проблем: речь идет о распределении в обществе тех благ или ресурсов, которые становятся все более значимыми, — информационных, с учетом неравного экономического и политического, социально-культурного положения различных частей общества. Появление и распространение Интернета обострило эту проблему.

Будучи самой мощной системой среди социальных коммуникаций, СМИ способны обеспечивать связи как по вертикали «власть (правящий класс) — общество», так и по «горизонтали» (между различными частями общества). Связь же между редакцией (или иной медиаорганизацией) и аудиторией может принимать в конкретных социально-политических условиях тот или иной характер.

Информационная функция

Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.

Здесь так же, как и в связи с коммуникативной функцией, решающее значение имеет условие доступности, но в данном случае — не в целом к коммуникациям, а к содержанию (контенту). На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания.

Требования к информации вытекают из тех всеобщих функций социальной коммуникации, о которых говорил Г. Лассуэлл: контроль над окружающей средой, корреляция отношения к ней, передача информации последующим поколениям

СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и социальной среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть:

■ актуальной, соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент;

■ предупреждающей об опасности как природного, так и социального плана (именно эту насущную роль информации нещадно эксплуатируют СМИ, драматизируя все окружающее, рассчитывая на инстинкт самосохранения);

■ своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент (например, аудиторию важно не только оповещать о решениях властей, но и предупреждать о готовящихся решениях, с тем чтобы граждане могли заранее высказать собственное мнение, подготовиться к оппонированию, повлиять на решение);

■ общезначимой, представлять интерес для значительной части аудитории, отражать ее жизнь. Поэтому, в частности, не следует злоупотреблять местом в изданиях и временем вещания для освещения внутренних событий в медиаорганизациях;

■ полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего. Поэтому недопустимы ограничения в этой связи (кроме случаев, оговоренных законом), цензурирование. Полнота информации предполагает и ее социальный срез: в содержании должны быть представлены жизнь, духовный мир, мнение о текущих событиях всех социальных, демографических, этнических, территориальных групп, деятельность социальных институтов, процессы, происходящие в разных сферах общественных отношений;

■ объективной, чтобы полученная информация позволяла адекватно реагировать на происходящее, и тем самым СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля за средой. Это достигается, в частности, за счет всестороннего освещения явлений с включением позиций разных заинтересованных сторон.

■ разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Разнообразие источников информации, в том числе по их позициям, — гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории.

Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте.

Поскольку информационная функция определяет целый ряд других, важно обратить внимание на последствия плохого ее выполнения. Принцип доступности содержания (контента) предполагает подход к

свободе печати и — шире — свободе слова как не только необходимому условию выполнения своего профессионального долга журналистами, но и всеобщему праву людей на получение и распространение любой информации, не наносящей ущерб другим людям.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.