Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Психология возрастных кризисов





План работы

1. Понятие кризиса развития. Общая характеристика.

2. Социальная ситуация развития в кризисе.

3. Структура возрастного кризиса.

4. Характеристика возрастных кризисов развития.

 

Особенности кризиса различия. Различные периоды к периоду развития
На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация лежит в основе “базального недоверия”, которое в дальнейшем потенцирует развитие страха, подозрительности, аффективных расстройств.
На второй стадии психосоциального развития (1-3 года) психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно-компульсивного симптомокомплекса.
На третьей стадии психосоциального развития (3 - 6 лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности. [7, С.84].
Cоздатель концепции родовой травмы О. Rank (1952) говорил о
том, что тревога сопровождает человека с момента его рождения и обусловлена страхом смерти, связанным с переживанием отрыва плода от матери во время рождения. R. J. Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень маленькие дети испытывают душевный дискомфорт, связанный со смертью и часто родители даже не подозревают об этом. Иного мнения придерживался R. Furman (1964), который настаивал на том, что только в возрасте 2-3 лет может возникнуть понятие о смерти, так как в этот период появляются элементы символического мышления и примитивный уровень оценок реальности.
M. H. Nagy (1948), изучив сочинения и рисунки почти 4 тысяч детей Будапешта, а также проведя индивидуальные психотерапевтические и диагностические беседы с каждым из них, выявила, что дети до 5 лет рассматривают смерть не как финал, а как сон или отъезд. Жизнь и смерть для этих детей не исключали друг друга. В последующих исследованиях она выявила особенность, поразившую ее: дети говорили о смерти как о разделении, о некоем рубеже. Исследования М.С. McIntire (1972), проведенные четверть века спустя, подтвердили выявленную особенность: только 20% 5-6 летних детей думают, что их умершие животные оживут и только 30% детей этого возраста предполагают наличие сознания у умерших животных. Аналогичные результаты были получены и другими исследователями (J. E. Alexander, 1965; T. B. Hagglund, 1967; J. Hinton, 1967; S. Wolff, 1973). B. M. Miller (1971) отмечает, что для ребенка дошкольного возраста понятие “смерть” отождествляется с потерей матери и это часто является причиной их неосознанных страхов и тревоги. Страх смерти родителей у психически здоровых дошкольников наблюдался у 53% мальчиков и у 61% девочек. Страх своей смерти отмечался у 47% мальчиков и 70% девочек (А.И. Захаров, 1988). Суициды у детей до 5 лет - единичны, однако в последнее десятилетие наметилась тенденция к их росту. [9, С.54]
Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с разлукой со значимыми близкими, сопровождающимися неадекватными страхами одиночества и расставания, ночными кошмарами, социальной аутизацией и рецидивирующими сомато-вегетативными дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении психиатра. В МКБ-10 такое состояние классифицируется как “Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте”
Дети школьного возраста, или 4 стадии по Э. Эриксону (6-12 лет) приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. В дальнейшем эти дети могут
утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты.
Психологические исследования показали, что дети этого возраста интересуются проблемой смерти и уже достаточно подготовлены к разговору о ней. В словарный текст было включено слово “мертвый”, и это слово было адекватно воспринято подавляющим большинством детей. Лишь 2 из 91 ребенка умышленно обошли его. Однако, если дети 5,5 - 7,5 лет считали смерть маловероятной лично для себя, то в возрасте 7,5 - 8,5 лет они признают ее возможность и для себя лично, хотя возраст предполагаемого ее наступления варьировал в пределах от “через несколько лет до 300 лет”.
G. P. Koocher (1971) исследовал представления неверующих детей 6-15 лет касающееся их предполагаемого состоянии после смерти. Разброс ответов на вопрос, “что случится, когда ты умрешь? ”, распределился следующим образом: 52% ответили, что их “закопают”, 21%, что они “попадут на небо”, “буду жить и после смерти”, “подвергнусь Божьей каре”,19% “организуют похороны”, 7% посчитали, что они “заснут”, 4% - “перевоплотятся”, 3% - “кремируют”. Вера в личное или всеобщее бессмертие души после смерти была выявлена у 65% верующих детей 8 - 12 лет (M. C. McIntire, 1972).
У детей младшего школьного возраста резко возрастает распространенность страха смерти родителей (у 98% мальчиков и 97% психически здоровых девочек 9 лет), который наблюдается уже практически у всех 15 летних мальчиков и 12 летних девочек. Что касается страха своей собственной смерти, то в школьном возрасте он встречается довольно часто (до 50%), хотя реже у девочек (Д.Н. Исаев, 1992).
У младших школьников (в основном после 9 лет) уже наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.
Подростковый период (12 - 18 лет), или пятая стадия психосоциального развития, традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. Э. Эриксон выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в трех основных сферах поведения:

· проблема выбора карьеры;

· выбор референтной группы и членство в ней (реакция группирования со сверстниками по А.Е. Личко);

· употребление алкоголя и наркотиков, которые могут временно ослабить эмоциональные стрессы и позволяют испытать чувство временного преодоления недостаточной идентичности (E. N. Erikson, 1963).
Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я? ”, “Как Я впишусь в мир взрослых? ”, “Куда Я иду? ” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая их ценности. Классическим примером является движение хиппи. Представление о смерти у подростков, как об универсальном и неизбежном конце человеческой жизни приближается к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно с момента постижения идеи смерти ребенок становится агностиком, то есть у него появляется присущий взрослому способ мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально “смерть для других”, они фактически на эмоциональном уровне отрицают ее для себя. У подростков преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют ее как иной способ существования.

Кризисы развития зрелых возрастов
Развитие в зрелых возрастах - это молодость как начальный этап зрелости, установление интимности, личных близких связей с другим человеком - основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и дружбы. Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Основные проблемы данного возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, сознание обобщенного, нереалистического характера юношеских (подростковых) мечтаний, складывание более конкретного представления о будущей жизни, вступление в брак. Молодость как "время путешествий", переход от "кочевой" жизни к оседлой. Профессиональная деятельность - задача специализации в избранной профессии, приобретение мастерства, либо смена профессии, вуза и так далее.
Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса как расхождения между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Личностная перестройка. Распад ранних браков, смена профессии как иллюзорные пути выхода из кризиса, взгляд на кризис с точки зрения "третьего рождения личности". Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа. [10, С.67] Расцвет (середина жизни) как "золотой возраст", "период бури и натиска", беспокойства, огромной работоспособности и отдачи, как бы возврат отрочества. Появление потребности отдачи опыта другим. Представление о причинах возникновения данной потребности. Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни", осознание утраты молодости, начало снижения уровня физических возможностей. Присущие данному периоду личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов, сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода. Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа. Зрелость как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Примирение с самим собой как один из путей выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Одиночество в зрелом возрасте. Возможности обучения в зрелых возрастах. Осознание возрастных перестроек и изменение образа жизни зрелого человека. Кризис середины жизни, его психологический смысл.
В молодости (или ранней зрелости по Э. Эриксону - 20-25 лет) молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи [5, С.14]. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируется способность любить, альтруизм, нравственное чувство.
Еще несколько десятилетий тому назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных
с развитием личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона “Сезоны человеческой жизни”, Нейгартена “Осознание зрелого возраста”, Ошерсона “Печаль о потерянном “Я” в середине жизни”, а также изменения в структуре заболеваемости и смертности в этот возрастной период заставили исследователей по иному посмотреть на психологию зрелости и назвать этот период “кризисом зрелости”. [8, С.23]. В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами). [4, С.53]. В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30% -70% лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя “чуть-чуть бессмертнее других”. Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что как правило, если ко времени наступления зрелости не реализованы поставленные цели, то они уже мало достижимы. А если реализованы? Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт не всегда пригоден для решения проблем этого времени. Проблеме 40-летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад “Жизненный рубеж”(1984), в котором он ратовал за создание “высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни”, ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений, происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение с движением солнца, имея в виду солнце, “одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше.
С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты - непредвиденной, потому что из-за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания”.
Пожилые люди (стадия поздней зрелости по Э. Эриксону). Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Г. Руффин (1967) условно выделяет три вида старости: “счастливую”, “ несчастливую” и “психопатологическую”. Ю.И. Полищук (1994) исследовал методом случайной выборки 75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным полученных исследований в этой группе преобладали лица, чье состояние квалифицировалось как “несчастливая старость” - 71%; 21% составили лица с так называемой “психопатологической старостью” и 8% переживали “счастливую старость”.
“Счастливая” старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью и философским отношением к смерти. Э. Эриксон (1968, 1982) считал, что
“только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды предшествующих стадий”. Он полагал, что только в старости приходит настоящая зрелость и называл этот период “поздней зрелостью”. “Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти”. Многие выдающиеся личности создали свои лучшие произведения в старости. [6, С.75] Тициан написал “Битву при Леранто”, когда ему было 98 лет и он создал свои лучшие произведения после 80 лет. Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни. Великий естествоиспытатель Гумбольт до 90 лет работал над своим трудом “Космос”, Гете создал бессмертного Фауста в 80 лет, в этом же возрасте Верди написал “Фальстафа”. В 71 год Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца. Книга “Происхождение человека и половой отбор” была написана Дарвиным, когда ему было за 60 лет [см. Приложение 2]. “Несчастливая старость” чаще возникает у личностей с чертами тревожной мнительности, сензитивности, наличием соматических заболеваний. Для этих лиц характерна утрата смысла жизни, чувство одиночества, беспомощности и постоянные размышления о смерти, как об “избавлении от страданий”. У них часты суицидальные мысли, возможны суицидальные действия и обращение к методам эвтаназии. Иллюстрацией может служить старость всемирно известного психотерапевта З. Фрейда, прожившего 83 года. В последние десятилетия своей жизни З. Фрейд пересмотрел многие постулаты созданной им теории психоанализа и выдвинул ставшую основополагающей в его поздних работах гипотезу о том, что основой психических процессов является дихотомия двух могущественных сил: инстинкта любви (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса). Большинство последователей и учеников не поддержали его новых взглядов о фундаментальной роли Танатоса в жизни человека и объяснили поворот в мировоззрении Учителя интеллектуальным увяданием и заострившимися личностными чертами. З. Фрейд испытывал острое чувство одиночества и непонятости. Ситуация усугубилась и изменившейся политической обстановкой: в 1933 году к власти в Германии пришел фашизм, идеологи которого не признали учение Фрейда. Его книги сжигались в Германии, а через несколько лет в печах концентрационного лагеря были умерщвлены и 4 его сестры. Незадолго до смерти Фрейда, в 1938 году, фашисты оккупировали Австрию, конфисковав его издательство и библиотеку, имущество и паспорт. Фрейд стал узником гетто. И только благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов, который заплатила за него его пациентка и последовательница принцесса Мария Бонапарт, его семья смогла эмигрировать в Англию. Смертельно больной раком, потерявший своих родных и учеников, Фрейд потерял и Родину. В Англии, несмотря на восторженный прием, его состояние ухудшалось. 23 сентября 1939 года по его просьбе лечащий врач сделал ему 2 укола, которые и прервали его жизнь. “Психопатологическая старость” проявляется возрастно-органическими нарушениями, депрессией, ипохондрией психопатоподобными, неврозоподобными, психоорганическими расстройствами, старческим слабоумием. Очень часто у таких пациентов выражен страх оказаться в доме для престарелых. Исследования 1000 жителей Чикаго выявили актуальность темы смерти практически для всех лиц пожилого возраста, хотя вопросы финансов, политики и т.п. были для них не менее значимыми. Люди этого возраста философски относятся к смерти и склонны воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как источник страданий. Социологические исследования выявили, что у 70% лиц пожилого возраста мысли о смерти касались подготовки к ней (28% - составили завещание; 25% - уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила свою смерть с ближайшими наследниками(J. Hinton, 1972). В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей - такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода.

Контрольные вопросы:

1. Что лежит в основе возрастной периодизации Эльконина Д.Б.?

2. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б.

3. Какова роль ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка?

 

Приложение 6

Положение об Олимпиаде по психологии для студентов непрофильных институтов и факультетов УрГПУ

Общие положения

1.1 Олимпиада является комплексом творческих и познавательных заданий, направленных на развитие личностно - профессиональной позиции участников, выявление их профессиональных умений и навыков, а так же знаний по дисциплине «Психология».

1.2 Цель олимпиады - повышение психологической культуры как составляющей профессиональной компетентности педагога.

Олимпиада по психологии как форма организации учебно-исследовательской работы студентов направлена на повышение значимости психологических дисциплин в профессиональной подготовке будущего педагога, на выявление студентов, мотивированных на научно-исследовательскую деятельность. Олимпиада позволяет участникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей образования, самообразования и саморазвития личности.

1.3 Задачи олимпиады:

· стимулирование мотивации студентов к изучению психологических дисциплин;

· совершенствование качества подготовки студентов;

· создание условий для раскрытия и реализации профессиональных и творческих способностей студентов в учебном процессе;

· развитие креативного психолого-педагогического мышления студентов;

· выявление уровня психологической компетентности студентов;

· обеспечение творческого взаимодействия студентов разных факультетов.

Участники олимпиады

В олимпиаде могут принять участие все студенты 2-х и 3-х курсов, обучающиеся на непрофильных институтах и факультетах УрГПУ.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.