Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гвардини Р. Конец нового времени





Средневековый образ мира и обусловленный им на­строй человека и культуры начинают разрушаться в XIV в. Этот процесс продолжается в течение XV и XVI веков, а в XVII веке принимает определенные очертания новая картина мира. Чтобы понять, как это происходит, обра­тимся снова к разным сферам человеческой жизни и творчес­кой деятельности. Разумеется, и здесь, как и при описании сред­невековой картины мира, мы не имеем права рассматривать одну из этих сфер как «причину», а остальные выводить из нее. Речь идет о таком целом, в котором каждый элемент поддерживает и определяет все остальные: иначе говоря, о чело­веческом бытии, о чувствовании, понимании и видении бытия.

Начать, пожалуй, лучше всего с возникновения науки нового времени. Для средневекового человека наука означает прежде всего осмысление того, что дано ему в авто­ритетных источниках как истина. Уже со второй половины XIV в., окончательно - в XV в. положение меняется. Стремление к познанию заставляет че­ловека обратиться к непосредственной действительности ве­щей. Он хочет - независимо от заданных образцов — уви­деть все своими глазами, испытать собственным рассудком и получить критически обоснованное суждение. Он обращается к природе, и возникает эксперимент и ра­циональная теория нового времени. Поворачивается к общественной жизни: появляются новые учения о государстве и праве. На­ука высвобождается как автономная область культуры из су­ществовавшего до тех пор единства жизни и деятельности, определяемого религией, и утверждается самостоятельно.

Аналогичный процесс происходит и в хозяйственной жиз­ни. Здесь он начинается даже раньше - в Италии уже с конца XIII в. До тех пор промысел и доход были скованы сословны­ми представлениями и цеховыми предписаниями, а канонический запрет на взимание процентов делал невозможным кредит - главную предпосылку хозяйственного предпринимательства; теперь стремление к доходу обретает свободу и отныне заклю­чает свой смысл в самом себе. Ограничивают его лишь чрезвычайно эластичные этические нормы и предписания правопо­рядка, призванного утвердить хозяйственную конкуренцию.

Возникает капиталистическая система хозяйства, в кото­рой каждый вправе иметь столько, сколько сумеет приобрес­ти, не нарушая действующих правовых норм. Достижения этой системы огромны как в созидании, так и в распределении благ. Собственность взрывает установившийся социальный порядок и открывает доступ к некогда привилегированным сословиям и должностям. Развивается еще одна автономная область куль­туры — хозяйство, живущее по своим собственным законам.

Что же до политики, то здесь меняются и основания и ме­рила оценки. Политика всегда была борьбой исторических носителей власти, стремящихся приобрести власть и органи­зовать ее по своему усмотрению. И всегда она была сопряже­на с несправедливостью. Но в средние века политика включа­лась в общий нравственно-религиозный порядок, в целост­ность государства и церкви как двух форм Божьего владычес­тва на земле. И потому ее деятельность оценивалась их оцен­ками; и где совершалась несправедливость, там это делалось с нечистой совестью. Теперь здесь тоже все меняется. Политическая деятельность начинает представляться чем-то таким, что заключает свои нормы лишь в себе.

Столь же глубокие перемены происходят в космологичес­ких воззрениях, в представлении о мире как целом. Прежде мир представлялся ограниченной величиной. Теперь же мир начинает расширяться, разрывая свои гра­ницы. Оказывается, что во все стороны можно двигаться без конца. Астрономия обнаруживает, что Земля вертится вокруг Солнца; тем самым Земля перестает быть центром мира. Джордано Бруно провозглашает в своих неистовых сочинени­ях философию бесконечного мира, более того — бесконечного числамиров, так что исключительное значение данного мира становится сомнительным.

То же самое происходит с историей. Библейское учение об определенном начале и столь же определенном конце времени ставится под сомнение.Ломая его, пробивает себе путь пред­ставление об историческом процессе, возникающем из все более отдаленного прошлого и уходящем во все более дале­кое будущее. Исчезают моменты, на которых покои­лось средневековое представление о порядке: начало и конец, граница и середина. Возникает уходящая во все стороны бесконечная связь: с одной стороны, она дает про­стор и свободу, с другой — лишает человеческое существова­ние объективной точки опоры. Человек получает простор для движения, но становится бездомным.

Космическое переживание бесконечности продолжается и на земле. Прежде человек ограничивался знакомыми облас­тями — пределами старой ойкумены; теперь он перестает ощущать окружающие ее неведомые земли запретной зоной. Человека нового времени неизведанное манит, влечет к познанию. Он начинает откры­вать новые земли и покорять их. Он ощутил в себе отвагу от­правиться в бесконечный мир и сделаться его хозяином.

Одновременно складывается характерное для нового време­ни сознание личности. Индивид становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. Пробуждается чувство человечески-исключительного. На первый план выходит гений. Это понятие, связанное с чув­ством открывающейся бесконечности мира и истории, стано­вится мерилом для определения человеческой ценности.

Все эти перемены вызывают у человека двойственное ощу­щение. С одной стороны, — свобода движения и личной деятель­ности. Появляется самовластный, отважный человек-творец, движимый врожденным разумом, ведомый «фортуной», по­лучающий в награду славу. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, даже угрозы.

Просыпается новый страх, отличный от стра­ха средневекового человека. Тот тоже боялся, ибо страх — общечеловеческая участь, он будет сопровождать человека всегда, даже под столь надежной с виду защитой науки и тех­ники. Но повод и характер его в разные времена различны. Страх средневекового человека был связан с незыблемы­ми границами конечного мира, противостоящими стремлению души к широте и простору. Напротив, страх, присущий новому вре­мени, возникает из сознания, что у человека нет больше ни своего символического места, ни не­посредственно надежного убежища, из ежедневно подтвержда­ющегося опыта, что потребность человека в смысле жизни не находит убедительного удовлетворения в мире.

Присмотревшись к новой картине бытия, мы смо­жем различить важнейшие ее элементы. Прежде всего, новое понятие природы. Оно подразумевает непосредственную данность; совокупность вещей, как они есть до тех пор, пока человек ничего с ними не сделал, общее понятие для энергий и веществ, сущностей и закономерностей. Это и предпо­сылка нашего существования, и задача для познания и творчества.

В основе второго главного элемента нового понимания человеческого бытия - понятие субъектив­ности. Субъект представал Божьим творением, призванным исполнять высшую волю. На закате средневековья и в эпоху Возрождения пробуждается ощущение «Я» совсем иного рода. Человек становится важен себе самому; Я, и в первую очередь, незаурядное, гениальное Я, становится критерием ценности жизни.

Субъективность проявляется, прежде всего, как «личность»,как образ человека, развивающегося на основе собственных дарований и собственной инициативы. Как и природа, лич­ность есть нечто первичное, далее не подлежащее обсужде­нию. Личность, и в особенности великая личность, должна быть понята из нее самой, и свои действия она оправдывает собственной изначальностью. В идеалистическом понятии духа субъективность индивида соотносится с субъективностью вселенной — миро­вым духом — и явления, собственно, его выражением.

Между природой, с одной стороны, и личностью-субъек­том, с другой, возникает мир человеческого действия и твор­чества. Он покоится на этих двух полюсах, но может высту­пать и самостоятельно — в третьем важном понятии нового времени, в понятии «культура». Средневековье производило изумительные вещи, сумело до­стичь почти совершенных форм человеческого общежития — создало, одним словом, культуру высшего класса. Однако все это понималось как служение творению Божию. В эпо­ху Возрождения произведение и созидающий его человек получают новое значение. Они сосредоточивают в себе весь тот смысл, который прежде принадлежал лишь Божьему творению. Мир перестает быть тварью и становится «при­родой»; человеческое дело перестает быть служением, выра­жающим послушание Творцу, и само становится «творени­ем», «творчеством»; человек, прежде слуга и раб, становится «созидателем».

Рассматривая мир как «природу», человек переносит его в самого себя; понимая себя как «личность», он делает себя господином собственного существования; проникаясь во­лей к «культуре», он берет на себя построение собственно­го бытия.

Понятие «культура» возникает одновременно с формиро­ванием науки нового времени. А из науки появляется техника - квинтэссенция всех тех способов деятельности, благодаря ко­торым человек может ставить себе цели по своему усмотре­нию. Наука, политика, экономика, искусство, педагогика все сознательнее отделяются от веры, а также и от общеобяза­тельной этики и строят себя автономно. Но хотя каждая от­дельная область обосновывает, таким образом, сама себя, они создают и нечто общее, что оказывается одновременно и их общим основанием. Это и есть «культура» самостоятельного человеческого созидания, противостоящего Богу и Его Откро­вению.

На вопрос: «Каким образом существует сущее?»сознание нового времени отвечает: как природа, как личность-субъ­ект и как культура. Эти три феномена составляют одно це­лое. Они обусловливают и завершают друг друга. Их связь — последняя непроницаемая основа всего.

Как проявилась перестройка всего человеческого су­ществования при переходе от средних веков к ново­му времени в религии? На протяжении более чем тысячелетия церковно-христианское учение было мерилом истинного и ложного, правильного и неправильного; с разложением средневековья на передний план выступает чисто светская система ценностей. Возникает новая, враждебная христианскому Откровению или, во всяком случае, безразличная к нему ориентация, и отныне она определяет раз­витие культуры. Так христианская вера все больше оттесняется на оборони­тельные позиции. Целый ряд догматов оказывается вдруг в кон­фликте с действительными или предполагаемыми результатами философии и науки — вспомните, например, о чуде, о сотворе­нии мира, о том, что Бог правит миром; возникает как литера­турный жанр и как духовная позиция апологетика нового вре­мени. Прежде Откровение и вера составляли основу и атмосферу человеческого бытия; теперь они должны доказывать свои при­тязания на истинность. Даже там, где вера устояла, она теряет свою спокойную несомненность. Она находится в постоянном напряжении, подчеркивает и акцентирует себя. Она уже не в послушном ей мире, а в чуждом и даже враждебном.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии, 1990, № 4.

 

Питання та завдання:







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.