|
Кант И. О педагогике //Хрестоматия по истории педагогики: В 4-х Т., Т.2, Ч.1., М., 1940, С. 86-90.Питання та завдання: 1. Якого сенсу надає І.Кант поняттю “неповноліття”? 2. Чому, на Вашу думку, гаслом Просвітництва можна вважати вислів: «Имей мужество пользоваться собственным умом!” 3. Що, згідно з І.Кантом, є причиною того, що частина людей не дотримується цього принципу? Прокоментуйте Ваше ставлення до вислову І.Канта. 4. Як пов’язані загальні принципи щодо виховання людини, сформульовані І.Кантом, з духом епохи Просвітництва? 5. Як Ви вважаєте, чи забезпечує набуття широких знань саме по собі вихованість людини?
Кессиди Ф.Х. К проблеме греческого чуда. Каждая нация отличается только ей одной присущим сочетанием и соотношением темпераментов, типов мышления и мировосприятия. В уникальности внутреннего мира нации, в устойчивости ее психического склада, определенным образом организующего получаемую информацию, и состоит ценность любой нации как биосоциального сообщества людей и культурного феномена. И если задача состоит в раскрытии причин "греческого чуда", то без установления отличительных черт национального характера древних греков, прежде всего, афинян, нам не обойтись. Во всей истории человечества, пожалуй, не было народа, более проникнутого агональным (состязательным, соревновательным, полемическим) духом во имя стяжания славы, чем древние греки. Состязательность пронизывала почти все стороны жизни и деятельности последних, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры, театральные постановки или судебные тяжбы. У древних греков состязаются даже боги. Более того, согласно греческой мифологии, наблюдаемый миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой славной победы бессмертный Зевс повелел устроить состязания смертных людей на земле Олимпии в знак почитания богов и их местопребывания на горе Олимп. Установка на агон четко обозначена и в гомеровском эпосе: " Всегда первенствовать и превосходить других ". Гераклит из Эфеса, объявив борьбу источником всего происходящего, сказал, что "лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу – тленным вещам". А его согражданин Герострат, горя желанием приобрести известность, поджег храм Артемиды Эфесской (одно из семи "чудес света"). Погоня греков за славой и обретением бессмертия в памяти поколений была одним из ярких проявлений их острого чувства "скоротечности" человеческой жизни и неуемного желания преодолеть смерть. Отсюда и обостренное у эллинов чувство истории, их склонность к увековечиванию временного, к извлечению (можно сказать, спасению) людей и их деяний из необратимого потока времени. "Отец истории" Геродот начинает свой труд с пожелания, чтобы "прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности". Платон вскрыл наиболее глубокие (антропологические, онтологические) корни одержимости эллинов к стяжанию "бессмертной славы". В уста мудрой мантинеянки Диотимы он вкладывает такие слова: "Бессмертия – вот чего люди жаждут". Иначе говоря, культ славы, острое желание сохранить свое имя в памяти поколений были для грека тем высшим (духовным) способом жизни, который неподвластен смерти. Для древних греков славное имя было нетленным, непреходящим: ценное (точнее, бесценное) само по себе, оно не покупается и не продается; славное имя превосходит любую материальную награду. Когда, согласно легенде, Фалеса из Милета спросили, какой награды он желал бы за свое математическое открытие, он заявил, что самой большой наградой было бы для него сохранение в памяти поколений именно его имени как автора этого открытия. Приоритет, которым дорожил Фалес, свидетельствует о преобладании у греков духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Современному человеку, с его установкой на практическое использование достигнутых знаний, крайне трудно понять древнего грека, ценившего знание ради знания, истину ради истины. Между тем одной из психологических предпосылок фундаментальных открытий и творческих достижений вообще является бескорыстная любовь к истине, влечение к мудрости, говоря в духе древних философов. Древние египтяне знали теорему Пифагора в качестве эмпирического знания, но лишь Пифагор теоретически доказал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Фалес и Пифагор были одними из первых, кто стал оперировать не только фактами и опытными сведениями, но также понятиями и категориями, то есть мыслить теоретически. Переход от эмпирическихпредставлений к понятийно-доказательному знанию ознаменовал собой становление науки как нового вида интеллектуальной активности. Бесспорно, свойственные древним грекам дух соперничества и стремление к славе, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры. Однако ко многим вещам следует подходить диалектически – видеть, так сказать, обе стороны одного и того же явления. Например, терпение само по себе положительная черта характера, чего нельзя сказать относительно долготерпения. Древние греки были мудры, призывая соблюдать " меру во всем ". Но сами они редко следовали этому разумному правилу: сказывались такие черты их характера, как чрезмерная склонность к соперничеству, излишнее честолюбие и жажда славы. Жизнь древнегреческих полисов (городов-государств) – это ожесточенная борьба партий внутри их и почти непрекращающиеся раздоры и войны между ними, ставящими свою независимость выше общегреческих интересов. В отличие от древних римлян, древние греки – народ гражданской общины, но не государственный в собственном смысле слова. Во всяком случае, грекам так и не удалось объединиться в какую-либо форму государства, федеративную или конфедеративную, говоря в современных терминах. И совсем поражает в истории древних греков тот факт, что этот талантливейший из народов хладнокровно истреблял сам себя именно на почве соперничества партий и государств. Дух соперничества, стимулируя активную деятельность и творческие поиски, является не только созидательным началом, но и разрушительным. Злосчастная Пелопонесская война, явившаяся, по пророческим словам Фукидида, великим бедствием для всех эллинов, – яркий тому пример. Старинная болезнь греков – «любовь к несогласию» - погубила Элладу. «Состязание в речах», говоря словами Платона, борьба мнений и свобода критики явились той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая философия и наука, в частности, диалектика как искусство доказывать или опровергать какой-либо тезис. Историк Иосиф Флавий, видя в бесконечных спорах греков лишь дестабилизирующий фактор, замечает, что греки не признают никаких авторитетов, не считаются с заветами предков, предписаниями старины. Поистине, диалектика – оригинальный продукт греческой национальной культуры. Фундаментом тезиса о том, что "в споре познается истина", явились высокая оценка греками свободы как ни с чем не сравнимого дара и уверенность в том, что только свободный человек может добиться счастья в рамках возможного собственными усилиями. Внешним выражением внутренней свободы греков явилась их демократия. Становление греческой демократии, начиная с "военной демократии" гомеровских времен, переходя к реформам Солона и Клисфена вплоть до расцвета афинской демократии в " золотой век " Перикла, и есть не что иное, как этапы борьбы демоса греческих полисов за свободу, завоевания гражданских прав и установления демократического политического строя. Как политический строй демократия греков – явление редкое, если не сказать исключительное в древнем (и не только в древнем) мире. Можно сказать, что древние греки совершили нечто невероятное для своего времени, да и для последующих времен. Уверовав в свободу как в высшую ценность, они выбрали социально-политический строй, названный ими демократией. На демократическом пути развития они достигли успехов в различных сферах жизни и деятельности, которым нет равных в истории. Демократическая парадигма греков вдохновляла людей в эпохи Возрождения и западноевропейских буржуазных революций. Она и поныне вселяет уверенность в человеческих возможностях. Здесь хотелось бы коснуться генетических предпосылок необычайной одаренности древних греков, в особенности афинян. Речь идет о функциональной асимметрии мозга. Установлено, что в левом полушарии локализовано логическое мышление, а в правом – художественное. Судя по всему, универсальная одаренность древних греков в том и состояла, что у них оба типа мышления были необычайно развиты. Этот факт – один из самых уникальных феноменов в истории человечества. И Платон служит как бы олицетворением греческого гения. В личности и творчестве Платона совмещаются черты поэта и мыслителя, мечтателя и политика, умозрительного философа и родоначальника "идеального" государства – парадигмы всех последующих социальных утопий. Платон – несравненный стилист и тонкий диалектик, виртуозно оперирующий понятиями. Как это ни парадоксально, но в "универсальной одаренности", в типе мышления греков, в их темпераменте и чертах характера – источник не только их успехов, но также и бед. Иначе говоря, древние греки – отнюдь не баловни судьбы. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их с римлянами, в частности, сопоставить образ мышления и ценностные ориентации тех и других. К примеру, спортивные игры греков были направлены по преимуществу на стяжание славы, приобретение известности, а не на военно-утилитарные цели. Римляне же, создавшие могущественную армию и завоевавшие едва ли не весь известный в те времена мир, не только не увлекались атлетическими состязаниями, но даже рассматривали их как занятия недостойные. За крайне редкими исключениями, римские граждане не принимали участия и в столь популярных у них гладиаторских боях. Как уже было отмечено, для многих греческих мыслителей самоценность знания, любознательность, словом, " созерцательная жизнь ", не связанная с утилитарными соображениями, являлась наилучшей формой жизни, ибо она посвящена познанию и поиску истины – высшему виду творческой активности. Римляне же, отличаясь практическим (рассудочным) складом ума. Если Сократ, забросив все домашние дела, занялся поиском истины, особенно этических определений, то известный римский государственный деятель Катон Старший усердно занимался домашним хозяйством, восхваляя крестьянский труд. Не удивительно, что римляне преуспели в политике и юриспруденции. Необычайный взлет фантазии эллинов дал миру замечательную по богатству и оригинальности мифологию, в то время как прозаичный подход к жизни римлян, надо полагать, не содействовал созданию более или менее разработанной мифологии. Древние эллины ставили театральные представления, где разыгрывались драмы, трагедии и комедии; римляне же, со свойственным им, так сказать, натуралистическим восприятием жизни, театру предпочитали цирк, где нередко происходили смертельные поединки гладиаторов или единоборства людей со зверями. Можно сказать, что греки были в известном смысле " витающими в облаках" мечтателями и теоретиками, занятыми отвлеченными проблемами, а римляне – суровыми реалистами и расчетливыми прагматиками. Они не изменяли себе даже тогда, когда обращались к греческой философии, заимствуя в основном только практическую ее часть – учение о нравственности и государстве. Итак, греки, превосходя римлян в одном отношении, уступали им в другом. Эллины, давшие миру великих философов и ученых, поэтов и художников, были на редкость высокоодаренным народом. Однако их исключительная одаренность не обеспечила им никаких преимуществ в исторической судьбе. Более того, римляне, казавшиеся менее интеллектуально одаренными, покорили эллинов, доказав своеобразное «превосходство» ориентированного на практику рассудка над теоретическим разумом. Если древние греки не сумели ответить на вызов истории, преодолеть свой партикуляризм, полисную систему, и потому в конце концов потерпели поражение, то римляне – народ государственный, более того – имперский. Завоевав все Средиземноморье и создав на почве беспощадной эксплуатации провинций своеобразное «общество массового потребления», римляне стали народом-паразитом, требовавшим «хлеба и зрелищ». Не удивительно, что деградировавшие и разложившиеся в гедонизме римляне не смогли устоять перед натиском «варваров» – германских племен. Итак, в генетически и социально обусловленном национальном характере древних греков – первопричина как "греческого чуда", так и падения созданного ими мира. Перефразируя древнего Гераклита, можно сказать: характер народа – его судьба. Кессиди Ф.Х. К проблеме «греческого чуда» //Философская и социологическая мысль. 1992.№3, С.127-136.
Питання та завдання: 1. Яка з основних рис національного характеру давніх греків виражена словами: "Всегда первенствовать и превосходить других"? ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|