Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стёпин В.С. О современной цивилизации





Синтез достижений античной культуры с христианской тради­цией в эпоху Ренессанса и последующее развитие этих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформировал систему ценностей техно­генной цивилизации, ее мировоззренческих ориентиров. Они состав­ляют своего рода «культурную матрицу», нечто вроде «генома» дан­ного типа цивилизации, обеспечивающего воспроизводство и разви­тие социальной жизни на определенных основаниях.

В системе ценностных приоритетов техногенной культуры чело­век понимался как активное существо, которое находится в деятель­ном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направ­лена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить своей власти. Эта идея была важнейшей составляющей того «генетического кода», который определял само существование и эволюцию техногенных обществ. Что же касается традиционных обществ, то здесь деятельностное отношение к миру понималось и оценивалось с принципиально иных позиций. Принципу преобразующего деяния, сформулированному в ев­ропейской культуре в эпоху Ренессанса и Просвещения, можно про­тивопоставить в качестве альтернативного принцип древнекитайской культуры «у-вэй», требующий невмешательства в протекание при­родного процесса, ис­ключал стремление к его целенаправленному преобразованию, требо­вал самоконтроля и самодисциплины индивида. Ценности техногенной культуры задают принципиально иной вектор человеческой активности. Преобразующая деятельность рас­сматривается здесь как главное предназначение человека.

Важной составляющей в системе цен­ностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, ибо научно-техническое отношение к миру является базисным для его преобра­зования. Оно создает уверенность в том. что человек способен, кон­тролируя внешние обстоятельства, рационально-научно устроить природу, а затем и саму социальную жизнь.

Успехи техногенной цивилизации в технико-технологических инновациях, в улучшении образа жизни людей, в ее победоносном шествии по всей планете порождали представление, что именно она является магистральным путем развития человечества. Еще пятьде­сят лет назад мало кто полагал, что сама линия техногенного про­гресса и ее система ценностей приведут человечество к критическим рубежам, что резервы цивилизационного развития этого типа могут быть исчерпаны.

Это обнаружилось только во второй половине нашего столетия, когда глубочайшие глобальные кризисы – экологический, антрополо­гический и др. - заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса. Человечеству, столкнувшемуся в конце XX в. с новыми пробле­мами выживания, осталось немного времени на размышления. Оно не может продолжать свое развитие на прежних путях, заложенных в культурных матрицах техногенной цивилизации.

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Речь идет о фундаментальных основа­ниях человеческого бытия, выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов гос­подства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человече­ской деятельности, нового понимания перспектив человека. Эти идеи разрабатывались еще в исследованиях Римского клуба. Известны также разработки экологической этики, в рамках которой наиболее радикальные направления провозглашают отказ от идеала господства человека над природой.

Не отрицая ценности идей новой этики, я предлагаю посмотреть на них с иной точки зрения, связать их с происходящими внутри са­мого техногенного развития изменениями типа научной рациональ­ности и стратегий технологической деятельности. Эти стратегии свя­заны с освоением принципиально новых видов объектов, которые представляют собой сложные саморазвивающиеся системы. Среди них главное место занимают человекоразмерные системы, вклю­чающие человека в качестве особого компонента. Стратегия деятельности с саморазвивающимися системами не­ожиданным образом порождает перекличку между культурой запад­ной цивилизации и древними восточными культурами. И это очень важно, если иметь в виду проблемы диалога культур как фактора выработки новых ценностей и новых стратегий цивилизационного развития. Долгое время наука и технология в новоевропейской куль­турной традиции развивались так. что они согласовывались только с западной системой ценностей. Теперь выясняется, что современный тип научно-технологического развития можно согласовать и с аль­тернативными и, казалось бы, чуждыми западным ценностям миро­воззренческими идеями восточных культур. Здесь я выделил бы три основных момента.

Во-первых, восточные культуры всегда исходили из того, что природный мир, в котором живет человек, — это живой организм, а не обезличенное неорганическое поле, которое можно перепахивать и переделывать. Долгое время новоевропейская наука относилась к этим идеям как к пережиткам мифа и мистики. Но после развития современных представлений о биосфере как глобальной экосистеме выяснилось, что непосредственно окружающая нас среда действи­тельно представляет собой целостный организм, в который включен человек.

Во-вторых, объекты, которые представляют собой развивающиеся человекоразмерные системы, требуют особых стратегий деятельности. Этим системам присущи синергетические эффекты, и в них существен­ную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. В точках бифуркации незначительное воз­действие может радикально изменить состояние системы, порождая новые возможные траектории ее развития. Установка на активное сило­вое преобразование объектов уже не является эффективной при дейст­вии с такими системами. В состоянии неустойчивости, в точ­ках бифуркации часто небольшое воздействие способно порождать новые структуры и уровни организации. Этот способ воздействия напоминает стратегии ненасилия, которые были развиты в индийской культурной традиции, а также действия в соответ­ствии с принципом «у-вэй».

В-третьих, в таких стратегиях деятельности возникает новый тип интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностно-рационального действия. Научное познание и технологи­ческая деятельность с такими системами предполагает учет целого спектра возможных траекторий развития системы в точках бифурка­ции. Реальное воздействие на неё с целью познания или технологи­ческого изменения всегда сталкивается с проблемой выбора опреде­ленного пути развития из множества возможных сценариев. Ориен­тирами в этом выборе служат не только знания, но и нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека способы экспериментирования с системой или ее преобразования.

В западной культурной традиции долгое время доминировал идеал истинного знания как самоценности, не нуждающейся в до­полнительных этических обоснованиях. Более того, рациональное обоснование считалось основой этики. Когда Сократа спрашивали, как жить добродетельно, он отвечал, что сначала надо понять, что такое добродетель. Иначе говоря, истинное знание о добродетели задает ориентиры нравственного поведения.

Принципиально иной подход развивался в восточной культур­ной традиции. Там истина не отделялась от нравственности, а нрав­ственное совершенствование полагалось условием и основанием для постижения истины. Один и тот же иероглиф «дао» обозначал в древнекитайской культуре закон, истину и нравственный жизненный путь. Когда ученики Конфуция спрашивали у него, как понимать «дао», то он каждому давал разные ответы, поскольку каждый из его учеников прошел разный путь нравственного совершенствования.

Новые точки роста соз­дают иную, чем ранее, основу для диалога западной культуры с дру­гими культурами. У человечества есть шанс найти выход из глобаль­ных кризисов, но для этого придется пройти через эпоху духовной реформации и выработки новой системы ценностей.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.