Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этика и психология речевой деятельности





 

Задание № 1. Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор той или иной формы приветствия/прощания. Какие из приветствий/прощаний передают дополнительную информацию? Укажите, какую.

1. Здравствуй! Здравствуйте! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так вам рад! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здорово, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение. Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Как оно? Доброго здоровьица! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! Хелло! Сколько лет, сколько зим! Ба, какие люди! Как дела?

2. В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути! Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До скорого...! Имею честь откланяться. Разрешите откланяться. Жму вашу руку. Чао! Пока! Звоните! Гуд бай! Не забывайте! Спокойной ночи! Честь имею! Доброй ночи! Прощайте! Всего доброго! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Салют! Всего! До завтра! Ни пуха, ни пера! Адью!

 

Задание № 2. Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.

Нейтральное Официальное Разговорное, с оттенком фамильярности
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)
Нельзя ли мне позвонить?
Просьба соблюдать регламент
Разрешите обратиться к вам с просьбой
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)

 

Задание № 3. Уместно ли употребление этикетных формул в приведенных ниже примерах? Какой эффект может вызвать использование моделей речевого этикета: а) если оно стилистически немотивированно; б) если оно обусловлено определенной стилистической задачей?



Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать? Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Наше вам с кисточкой, господин директор!

 

Задание № 4. Какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника; 4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; 6) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.

Задание № 5. Опишите свое поведение в следующей ситуации: Вам необходимо провести переговоры с клиентом фирмы, который заранее относится к вам предвзято и недоброжелательно. Какие средства установления контакта вы используете? Каким образом?

Задание № 6. У вас в офисе делегация иностранных коллег. В каком порядке вы будете вести представление? Вы должны представить им сотрудников: секретаря-референта (девушку 26 пет), менеджера по сбыту (мужчину 37 лет), делопроизводителя (женщину 42 лет) и своего помощника (мужчину 32 лет).

Задание № 7. Вы встречаете в аэропорту японского представителя фирмы-партнера. Как вы будете его приветствовать? Покажите.

 

Задание № 8. Какие средства общения вы выберете в следующей ситуации? Вам необходимо заключить сделку с человеком, который имеет очень приблизительное понятие о правилах хорошего тона, вежливости и корректности.

 

Задание № 9. Для проверки, насколько вы готовы уже сегодня вступить в деловые контакты с партнерами разного статуса, предлагаем вам провести самотестирование, учитывая приводимые ситуации.

А. Представляются:

а) старший — младшему,

б) младший — старшему,

в) мужчина — женщине,

г) женщина — мужчине,

д) человек с более высоким положением — человеку с более низким,

е) обратное к «д».

 

Б. Обязательно ли рукопожатие при встрече знакомых мужчин?

а) обязательно,

б) необязательно,

 

В. Только что прибывшие на встречу, переговоры, прием столкнулись с покидающими их. Нужно ли представляться?

Г. К вам пришел посетитель. Перед вашим столом несколько стульев. Приглашая садиться, укажете ли вы на конкретный стул?

Д. Кто начинает беседу: хозяин кабинета или посетитель? Какими словами это лучше сделать?

Е. Нужно ли стучаться, входя в кабинет? (только в нерабочее, т.е. в личное время хозяина кабинета; в рабочее время, чуть приоткрыв дверь, попросить разрешения войти)

Ж. Влияет ли одежда на деловой успех?

а) да

б) нет, это «встречают по одежке», да ведь провожают «по уму»!

З. В деловом общении следует быть максимально серьезным:

а) всегда,

б) не всегда.

И. О чем свидетельствуют следующие рукопожатия?

а)слишком короткое сухой ладонью,

б) слишком влажной ладонью,

в) чуть более продолжительное, сопровождаемое широкой улыбкой,

г) с задержанием руки партнера s своей.

 

Задание № 10. Решите следующие задачи, выбрав правильный ответ или cформулировав собственный:

А. Договариваясь о встрече для переговоров, вы:

а) назовете время встречи,

б) предложите партнеру назвать свое время.

Б. Организуя место переговоров, что вы предпочтете:

а) кресла.

б) стулья.

В. Делегацию гостей нужно посадить:

а) лицом к двери,

б) спиной к двери.

Г. Что нужно сделать для организации стенографирования или магнитофонной записи переговоров?

Д. Что является сигналом к началу переговоров?

Е. Какая тактика предпочтительнее в начале переговоров:

а) изложить свою точку зрения,

б) выслушать точку зрения другой стороны.

Ж. На чем делается упор в ходе переговоров: на проблеме или на личности партнера?

З. Наилучший компромисс заключается тогда, когда:

а) стороны идут на взаимные уступки в рамках решаемой проблемы,

б) выходят за рамки проблемы.

И. Вы заметили просчет партнера по переговорам, делающий впоследствии этот договор выгодным только для вас:

а) скажете об этом,

б) не скажете.

в) в крайнем случае потом ему уступите.

 

Задание № 11. Прочитайте приведенную ниже главу из книги Дж. Честара «Деловой этикет» и попробуйте выписать по порядку все предлагаемые им действия по подготовке к деловой встрече, переговорам, докладу.

Планируйте! Планируйте! А потом репетируйте!

Если я планирую какой-то важный разговор: один на один, по телефону, доклад шефу или речь перед слушателями, официальную или неофициальную, договариваюсь о встрече, о дате, о повышении, об одолжении — о чем бы то ни было, я стараюсь сделать все возможное (настолько, насколько я могу это сделать), чтобы мое послание было воспринято и интерпретировано максимально близко к тому смыслу, который я хотел передать. Вначале я записываю все это на бумаге. Я пишу свои слова, а затем слова моего собеседника, которые он, по всей вероятности, произнесет мне в ответ. Ответов может быть несколько. Итак, вопросы и ответы. Я записываю также несколько вариантов своих ответов на слова моего собеседника. По сути дела, я размечаю наш будущий разговор точно так же, как я обычно размечаю карту дорог, когда собираюсь выехать в каком-то определенном направлении, чтобы приехать именно туда, где я намеревался оказаться.

Я пытаюсь представить наш разговор визуально, наглядно воображая детали, которые будут иметь место. О чем меня могут спросить? Меня могут спросить о работе, о повышении по службе, о дате, даже отказать в работе. Я планирую каждый возможный поворот в разговоре и готовлюсь ответить на него правильно. Я буду репетировать предстоящий разговор до тех пор, пока не буду абсолютно уверен в том, что он пройдет — или что я смогу провести его — именно так, как я хочу (как по содержанию, так и по стилю). Только после этого я отправлюсь в ваш офис... к вам домой... наберу номер вашего телефона... Я думаю, что таким образом мне удастся достичь цели, которую я поставил перед собой. То есть я смогу передать свое сообщение ясно и понятно и благодаря этому сумею аргументированно убедить своего собеседника, повлиять на него, уговорить, заинтересовать и так далее. Если же мне предстоит деловая беседа, обсуждение или деловые переговоры, я буду в этом случае говорить свободно, открыто, используя весь свой интеллект, прямо пропорционально тому, насколько хорошо я знаю вас — ваш характер, ваши предубеждения, ваши ценности, вашу личность, а также предмет разговора. Кроме того, я буду также учитывать характер наших отношений. Если вы последуете моему примеру, то вы будете на полпути к тому, чтобы правильно общаться с другими людьми. На полпути? Да, потому что другая половина — это ваше умение слушать других. Общение — это улица с двусторонним движением. Чтобы сообщить что-то другим, мы должны слушать. Слушать, что нам говорят те, с кем мы вступаем в общение.

Задание № 12.Выполните тест «Трансакционный анализ общения» (по Э. Берну). Проанализируйте результаты.

Согласно Э. Берну, вступая в общение с другим человеком, каждый из нас выбирает одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние «Родителя», «Взрослого» или «Ребёнка». Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении.

Приведённые ниже утверждения оцените в балл ах от 0 до 10.

 

1.Мне порой не хватает выдержки.

2.Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3.Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4.Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5.Меня нелегко провести.

6.Мне бы понравилось быть воспитателем.

7.Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8.Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9.Каждый должен выполнять свой долг.

10.Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12.Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13.Как и многие люди, я бываю обидчив.

14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15.Дети, безусловно, должны следовать указаниям родителей.

16.Я увлекающийся человек.

17.Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18.Мои взгляды непоколебимы.

19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20.Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

 

Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 — Дитя (Д)

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 — Взрослый (В)

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 — Родитель (Р)

Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Эти качества необходимо сохранять. Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность. Вы с детской непосредственностью режете «правду-матку» в глаза, не заботясь о последствиях, поэтому вам лучше работать не с людьми, а с механизмами, кульманом, машинами, этюдником и т.д. Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной работы. Но помните, что детская непосредственность хороша до определённых пределов, и если она начинает мешать делу, пора брать свои эмоции под контроль.

Задание № 13. Проанализируйте диалоги или полилоги, в которых, согласно теории транзактного анализа Э. Берна участники общения находятся в разных Эго-состояниях (Я-родитель, Я-взрослый, Я-ребенок).

 

Диалог 1.

«П» – постоялец гостиницы; «А» – администратор гостиницы.

П – Осматривая номер, в который я заселился несколько минут назад, я обнаружил в ванной грязные полотенца.

А – Извините за неудобства. Горничная немедленно обслужит Ваш номер.

П – Не ожидал от этой гостиницы таких неприятных сюрпризов! По-моему, я заплатил достаточно для того, чтобы меня обслужили подобающе!

А – Ещё раз просим прощения за это недоразумение.

П – Ваши извинения уже не изменят моего впечатления о гостинице.

А – Я понимаю Ваше недовольство. Поверьте, мы заботимся о каждом клиенте и стремимся предоставить ему комфортные условия. В доказательство мы угостим Вас десертом, который будет доставлен в Ваш номер.

П – Вот это да! Спасибо! Думаю, мы оба друг друга поняли.

Диалог 2

Разговор менеджера турфирмы с клиентами.

Менеджер: Добрый день. Наша турфирма рада приветствовать вас! Куда бы вы хотели отправиться?

Клиент: Я бы хотел путевку на двоих в Таиланд.

Дочь клиента: Папа, ну о чём ты говоришь? Неужели ты новости совсем не смотришь? Там же цунами недавно было! Я никогда не поеду в такое опасное место!

Жена клиента: Хорошо, доченька, куда же ты хочешь?

Менеджер: Вы знаете, у нас прекрасный выбор путевок в теплые страны.

Дочь клиента: Я бы хотела отправиться в Египет.

Клиент: Милая, ты уверена? Говорят, там сейчас засуха... (состояние приспосабливающийся ребёнок, скрытый трансакт)

Дочь клиента: Папа, ну мы же не в пустыне ночевать будем!

Менеджер: На самом деле, это отличный выбор! У нас как раз имеется в наличии горящая путевка в прекрасный отель.

Жена клиента: Милый, это же просто замечательно! Ну давай поедем?

Клиент: Хорошо, мы Согласны купить эту путевку!

Менеджер: Прекрасно, обсудим условия.

Диалог 3

Б – глава организации; А – ведущий специалист; В – стажер в общем отделе; Г – главный специалист общего отдела.

 

А– Добрый день, Борис Иванович. Ну, как прошло заседание у руководства?

Б – Здравствуйте. Я к вам как раз по этому поводу. Хотелось бы узнать, за чью работу меня отчитали. Гарантийные письма об использовании туров туроператора «Тез-Тур» составлены неправильно. Такое впечатление, что человек, составлявший его не имеет ни малейшего представления о такого рода документах. Прошу вас разъяснить ситуацию.

В – Это я составляла письма. Я на этой работе всего месяц, Борис Иванович, я прошу прощения. Но, я заранее говорила, что мне, возможно, не удастся выполнить это задание.

А– Жанна, сколько раз я вам показывала образцы гарантийных писем! Вы где находились во время объяснения? Я уже не знаю, что с вами делать! Как вы собираетесь дальше работать в нашей организации? Вы ничего не можете сделать сами! Вам нельзя ничего поручить!

Г – Ольга Фёдоровна, успокойтесь. Мы обязательно займёмся этим вопросом с Жанночкой. Я всё сделаю и проконтролирую этот процесс лично.

Б – Не стоит делать ВСЁ. Я полагаю, что от вас требуется всего лишь объяснить новому работнику порядок составления деловых документов. Не стоит её грубо отчитывать или выполнять работу вместо неё. Естественно с таким положением дел в нашем отделе не может быть и речи о преемственности, обучении новых сотрудников.

В – Я не хотела. Я изучу необходимую литературу и образцы документов. Прошу вас, простите. Такого больше не повториться.

Г – Жанночка, хватит оправдываться, всё будет в порядке.

А – Надеюсь, Жанна, вы понимаете, насколько серьёзный проступок вы совершили. Мы можем потерять крупнейшего партнёра!

Б– Господа, опять вы за своё. Прекратите! Жанна, ситуация очень серьёзная. Вас ждёт дисциплинарное взыскание.

А – Борис Иванович, она не должна этого делать!

В - Я всё объясню!

Б – С объяснениями мы разберёмся позже. Главным вопросом остаются эти самые гарантийные письма. Убедительно прошу вас составить их в ближайшее время. Сроки поджимают. Я уверяю вас, что этим должна вновь заняться Жанна.

В– Боюсь мне это не под силу.

Б– Нет. Теперь вы отнесётесь к проблеме со всей серьёзностью. Я полагаю, на этот раз вы не повторите прошлых ошибок. Вера Евстигнеевна, вы проконтролируйте процесс составления документации, а вы, Ольга Фёдоровна, предоставите Жанне необходимые образцы документов. Так же, не забывайте о приказах о приёме на работу двух новых сотрудников, подготовке вопросов на квалификационный экзамен. Все эти документы должны быть у меня на столе сегодня вечером. С возникшими вопросами подходите ко мне в кабинет. Удачного дня. Я у себя.

 

Диалог 4

Разговор администратора отеля с потенциальными клиентами.

Администратор: Добрый день, мы рады Вас приветствовать в нашем отеле. Какой номер Вы бы хотели забронировать?

Клиент: Добрый день. Мы бы хотели номер на восьмом этаже с видом на бухту.

Жена клиента: Ты что, дорогой?! На восьмом этаже — это же так высоко! Я боюсь высоты! А вдруг какое-нибудь бедствие? Мы же не сможем выбраться оттуда!

К.: Ладно, хорошо. Успокойся, моя хорошая. На каком этаже и сколько комнат ты хочешь? А.: У нас в наличии достаточно свободных номеров разного плана, вы сможете выбрать.

Ж.: Да, мы бы хотели номер на третьем этаже, двухкомнатный. И с видом на море, пожалуйста.

К.: А ты уверена, солнышко, что нам нужны две комнаты?

Ж.: Конечно! Не забывай, к нам могут приехать гости.

А.: У нас есть для вас отличный вариант! Номер со всеми удобствами и комнаты не такие уж большие. Вам понравится. Будут ещё какие-нибудь пожелания?

К.: Спасибо, пока нет. Моя жена свяжется с вами по телефону, если будет необходимо ещё что-нибудь.

А.: Конечно. Приятного времяпрепровождения!

Диалог 5

Туристический агент:Я правильно сделал, что отправил его к вам?

Администратор:Ты должен был сначала попробовать решить эту проблему

самостоятельно.

Туристический агент:Ятолько хотел облегчить нашему клиенту выбор.

Администратор:Тебе следовало предложить ему и остальные туры.

Туристический агент:Я не уверен, что он согласился бы на более дорогой

Тур.

Администратор:Сколько раз тебе повторять, ты должен рассказывать обо всех наших предложениях покупателям!

Туристический агент:Я попробую.

Задание № 14.Выполните тест «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Проанализируйте результаты.

Инструкция: Ответьте на приведенные утверждения «да» или «нет».

1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо.

2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.

5. Я часто бываю скован в движениях.

6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-либо не облокотиться.

7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредотачиваясь на его речи.

8. Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.

9. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.

10. Мне трудно скрыть внезапно возникшие эмоции.

11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.

Обработка результатов

Чем меньше утвердительных ответов (ответов «да»), тем лучше человек владеет невербальными средствами общения.

Если даны 11 отрицательных ответов («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность.

Задание № 15. Выполните тест «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)».

Инструкция: Вам предлагается ответить на 40 вопросов. Имейте в виду, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. Итак, если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то около номера вопроса поставьте «да»; если ваш ответ отрицательный (вы не согласны) — поставьте «нет».

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

Для того чтобы узнать свои коммуникативные способности, воспользуйтесь «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 вопросы и за каждый ответ «нет» на 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 вопросы. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяют по формуле: Кк = т/20, где т — количество совпавших с «ключом» ответов.

Если Кк соответствует:

от 0,10 до 0,45 — низкий уровень;

от 0,46 до 0,55— уровень ниже среднего;

от 0,56 до 0,65 — средний уровень;

от 0,66 до 0,75 — высокий уровень;

от 0,76 до 1,00 — очень высокий уровень.

Коммуникативные способности — это способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Низкие — человек малообщительный, испытывает трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.

Ниже среднего — человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение и трудно переживает обиды.

Средние — человек общительный, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает.

Высокие — человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, стремится расширить круг своих знакомых.

Очень высокие — человек очень общительный, испытывает потребность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей.

 

Для подсчета организаторских способностей воспользуйтесь следующим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 вопросы и за каждый ответ «нет» на 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 вопросы. Коэффициент организаторских способностей (К0) определяют по формуле: К0 = т/20, где т — количество ответов, совпавших с «ключом».

Если К0 соответствует:

от 0,20 до 0,55— низкий уровень;

от 0,56 до 0,65 — уровень ниже среднего;

от 0,66 до 0,70 — средний уровень;

от 0,71 до 0,80 — высокий уровень;

от 0,81 до 1,00 — очень высокий уровень.

Организаторские способности — это способность человека организовывать себя и других.

Низкие — человек не умеет себя организовать, отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляет.

Ниже среднего — человек избегает принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено.

Средние — в экстремальных ситуациях человек может организовать себя и убедить коллег в принятии какого-либо решения.

Высокие — человек все делает согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения.

Очень высокие — испытывает потребность в организаторской деятельности. Принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято другими.

Методика КОС позволяет определить наличие уровня коммуникативных и организаторских способностей на данный период. При наличии целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

 

Задание № 16.Выполните тест «Эмоциональная чувствительность». Проанализируйте результаты.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Каждый вопрос имеет три ответа: А, Б, В. Выберите тот, который больше всего подходит вам. Правильных или неправильных ответов нет. Отвечайте быстро, долго не раздумывайте.

1. За чем вы могли бы встать в очередь?

A. Ни за чем.

Б. Если нужно купить то, за чем стоит очередь, и другого выхода нет, то занимаете очередь.

B. Если есть возможность, вы лучше отправитесь в другой магазин, даже если он и не слишком близко.

 

2. Вздрагиваете ли вы, если зазвонит телефон?

A. Вы так привыкли к этому, что даже не замечаете звонков.

Б. Да.

B. Нет.

 

3. Если вы уезжаете в другой город, за сколько времени до отправления поезда вы приезжаете на вокзал?

A. За час до отправления поезда.

Б. За четверть часа.

B. За полчаса.

 

4. Если вы находитесь в обществе человека, который почему-либо напряжен и нервничает, передается ли вам его настроение?

А. Если это близкий человек, то безусловно.

Б. Если не можете помочь его беде, то хотя бы пытаетесь успокоить его.

В. Напряжение передается в любом случае.

 

5. Ухудшается ли ваше самочувствие (например, вас бросает в жар или в холод, болит голова, начинается головокружение), если вы переживаете из-за чего-либо?

A. Нет.

Б. Случается.

B. Из-за каждого переживания вы чувствуете себя больным целый день.

 

6. Насколько, по-вашему, справедливо изречение: «Рано или поздно все образуется само собой»?

A. Целиком и полностью.

Б. Хорошо, если бы так было, но вы в это не верите.

B. Сам человек должен приложить к этому усилия.

 

7. Если вы опоздали на урок, что вы чувствуете?

А. И с другими может такое случиться.

Б. В таком случае лучше не входить в класс.

В. Естественно, испытываете стеснение.

 

8. Если у вас множество разнообразных дел, лучше или хуже продвигается работа, чем в том случае, когда дел мало?

A. В таких случаях у вас как будто вырастают крылья, вы делаете одно дело за другим.

Б. Обилие дел вас подавляет, вы не знаете, за что хвататься, поэтому с трудом управляетесь с ними.

B. Вы всегда работаете в одном темпе.

 

9.

A. Иногда — да, иногда — нет.

Б. Не выносите, нервничаете из-за этого.

B. Вам это не мешает.

 

10. Можете ли вы спокойно спать на новом, чужом месте?

A. В том случае, если условия подходящие, спите хорошо.

Б. Едва ли.

B. В любом месте спите беспробудно.

 

Обработка результатов

Баллы, соответствующие ответам:

Вопрос Вариант ответа Вопрос Вариант ответа Вопрос Вариант ответа  
  А Б В А Б В А Б В  
 
 
         
         

 

 

Подсчитайте сумму баллов.

Если вы набрали:

менее 35 баллов — вы эмоционально чувствительный человек. Не всегда уверены в себе, часто теряетесь в сложной ситуации;

от 36 до 65 баллов — вы рассудительны, спокойны и осмотрительны, ваши настроения не достигают крайностей. Ваши поступки определяются не эмоциями, а намерениями. Вас, конечно, можно вывести из равновесия, но лишь в том случае, если к тому имеется действительная причина. Вы правильно оцениваете значение вещей, этому способствует ваша уравновешенность. Если что-то случается, вы в первую очередь занимаетесь решением этой проблемы;

свыше 65 баллов — у вас низкая эмоциональная чувствительность. Окружающих можете вывести из терпения своей рассудительностью. Возможно, в некоторых случаях вы не слишком следите за теми из происходящих с вами событий, которые вам не­приятны. Если это так, то вы очень везучий человек.

 

Задание № 17.Выполните тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру). Проанализируйте результаты.

Тест позволяет оценить ваш уровень самоконтроля при общении с другими людьми. В предложениях описаны реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как «верное», если вы сами так поступаете, или «неверное», если вам такая реакция не присуща. «Верные» ответы обозначьте буквой «В», «неверные» — буквой «Н».

1.Мне кажется трудным искусство подражания привычкам других людей.

2.Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3.Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4.Людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5.В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6.В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7.Я могу отстаивать только то, в чем я совершенно убежден.

8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9.Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10.Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Оценка результатов: по 1 баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7, и за ответ «В» — на все остальные.

0-3 балла показывают низкий уровень коммуникативного контроля. Ваше поведение устойчиво, и вы не желаете меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, поэтому некоторые люди считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности.

4—6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни. Не умея сдерживать эмоциональные проявления, вы все же способны корректировать свое поведение в соответствии с требованиями окружающих.

7—10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

 

Задание № 18.Выполните тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение». Проанализируйте результаты.

Тест поможет вам проанализировать ваше возможное поведение во время делового общения (совещание, беседа), определить стиль поведения. Следует иметь в виду, что каждый из этих стилей зависит от конкретной ситуации. В одних случаях успех приносит авторитарное поведение, не допускающее возражений, в других — тактическое, гибкое поведение.

Ответьте на вопросы и запишите оценки в баллах (от 1 до 5): 1 — «Нет, так не бывает»; 2 — «Нет, как правило, так не бывает»; 3 — неопределённая оценка; 4 — «Да, как правило, так бывает»; 5 — «Да, так бывает всегда».

1.Я даю подчинённым нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

2.У меня всегда много идей и планов.

3.Я прислушиваюсь к замечаниям других людей.

4.В основном мне удается приводить логически правильные аргументы при обсуждении,

5.Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

6.Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7.Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

8.Для того, чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9.Свои ошибки я, как правило, признаю.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.