Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Паралингвистические средства общения. Речевые тактики





Задание № 1.Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, дайте несколько возможных вариантов.

Маша схватилась за голову и закричала... Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул... Старик замахал руками, повторяя... Парень сказал, почесав в затылке...

Задание №2. Определите, что означают указательные жесты и какими словами, восклицаниями, возгласами они обычно сопровождаются:

—себе за правое плечо большим пальцем правой руки;

—себе под ноги;

—поднятым большим пальцем правой руки вверх;

—себе в середину груди пальцами правой руки с одновременным кивком головой.

Задание № 3.Жестом изобразите предметы, указанные в списке.

Например: «У меня кончилась...» (изображается как чистят зубы). Ответ — зубная паста.

Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.

Задание № 4.Произведите жест, который бы соответствовал содержанию предложения, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:

Вареники лепят вот так.

Ну, это что-то такое огромное, необъятное.

Замкнутый круг какой-то.

Машинка шьет зигзагом.

Есть у вас дырокол?

Его надо держать крепко, а то разболтается.

Полюбуйтесь-ка на него,

Описание жеста: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

Задание № 5.Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:



Все это не для меня. Стучат, стучат и вверху и внизу. Пришли и те и другие. Пусть это останется между нами. Мы-то с тобой поймем друг друга. Пускай, пускай, оставь его. Да что там, ну пусть. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. Нет-нет, ни за что. Так все напутано, такая неразбериха. Никто ничего не поймет, полная сумятица. Все это не совсем так. Тут как-то все, знаете, эдак.

Задание № 6.Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый из описанных И. С. Тургеневым в романе «Новь»:

«— И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана. — Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы».

«Соломин повел сперва одним плечом — потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

— Без сомнения, — промолвил он наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

— О! да и вы, я вижу, злой!»

«За наше... наше предприятие!» — воскликнул Голушкин, мигая при этом глазом и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!»

« — Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди».

« — Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул».

«Ведь если взвешивать наперед все последствия, — наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой! т. е. высасывают последнюю кровь из мужика!»

« — Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс».

« — Ну, так чем же вы решили?

Нежданов пожал плечами.

— Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще подождать».

« — Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика?

—Про господина студента.

—Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба) ... что-нибудь завелось? А?»

Задание № 7.Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М. В. Ломоносов, когда они используются и что означают?

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеми руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают, в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.

 

Задание № 8. Примите участие в игре.

Условия: в переговорах участвуют ведущие специалисты двух фирм, желающих заключить договор о сотрудничестве. Основа — акционирование фирмы обеими сторонами в долях: 30-70%. На этом настаивает одна из сторон. Ее аргумент — контакты с зарубежными партнерами, стабильность, популярность на рынке. Подумайте, при помощи каких доводов другая сторона может добиться половинного участия в пакете акций?

Стороны представлены коммерческими директорами, экономистами и юристами от каждой из фирм.

Метод ведения переговоров — переговоры по существу.

Тактика — постепенные уступки.

Задание № 9. Прочитайте диалог партнеров по переговорам и определите: роли партнеров; метод ведения переговоров; тактические приемы сторон; степень достижения каждой из сторон поставленной цели,

А.: Перейдем к делу. По условиям нашего договора, Вы должны были отгрузить нам крупы до начала нового квартала. Нарушение Вами этого пункта договора привело к простою агрегата по расфасовке сыпучих продуктов. Сегодня уже 14-е, а наше последнее письмо с рекламацией в ваш адрес мы отправили 3-го.

Б.: Позвольте объяснить Вам ситуацию. Мы получаем сыпучие продукты, в том числе и крупы, из разных стран. Произошла задержка состава с зерном на границе, причем не по нашей вире. Однако сейчас все крупы уже отгружены в наши хранилища.

А.: Извините, господин Б., но при всем желании я не могу считать проблему решенной. Наши машины простаивают, рабочие не получают зарплату...

Б.: Нарушение наших обязательств было вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Но ведь сейчас мы уже готовы их выполнить!

А.: Вряд ли можно согласиться с таким доводом. В нашем контракте среди перечисленных форс-мажорных обстоятельств ничего не сказано о задержке составов с зерном на границе.

Б.: Я понимаю вас, господин А. Думаю, что мы сможем исправить положение, только компенсировав вам убытки. Для того чтобы наши отношения не прерывались из-за этой истории, прошу Вас дать нам 5 дней для решения всех проблем.

А.: Мы долгое время работали достаточно продуктивно и согласованно. Думаю, что будет правильно дать вам срок до 21-го. Но, надеюсь, вы понимаете, что это окончательный срок? Дальше наш конфликт сможет разрешить только суд.

Б.: Спасибо. Вы приняли верное решение. Обещаю, что мы не подведем Вас.

А.: Остается только надеяться...

Задание № 10. Выберите актуальную для вас тему деловых переговоров и проведите ее по всем этапам, меняясь ролями и изменяя параметры отношений собеседников (доброжелательные, настороженные, агрессивные сдержанные, рациональные и т.д.).

Вопросы:

1. Невербальные средства общения: дистанция.

2. Мимика. Поза.

3. Жесты.

4. Что такое стратегия общения?

5. Что такое речевая тактика?

6. Перечислите ходы в построении речи.

7. Дайте характеристику таким ходам как: обобщение, приведение примера, уступка, усиление, сдвиг, контраст, неожиданность, провокация.

8. Дайте характеристику таким ходам как: апелляция к авторитету, прогнозирование, внесение элемента неформальности, прямое включение, юмор, «да-да-да», «черный» оппонент, «подмазывание» аргумента.

9. Охарактеризуйте приёмы, используемые при позиционном торге.

10. Охарактеризуйте приемы, используемые при переговорах на основе взаимного учета и приемы, носящие двойственный характер.

11. Охарактеризуйте специфические тактики в сфере делового общения.

 

Темы для самостоятельного изучения

1.Самостоятельное изучение темы «Функции теории коммуникации. Формы и типы речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Модель речевой коммуникации» (сроки выполнения –3 неделя, форма контроля – опрос)

2.Самостоятельное изучение темы «Три слоя современной лексики. Фразеология. Речевая норма. Признаки нормативности языкового явления. Орфоэпия. Определение понятия «культура речи». Критерии культуры речи» (сроки выполнения –3 неделя, форма контроля – опрос)

3.Самостоятельное изучение темы «Совершенствование навыков чтения Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, составление аннотации и реферата. Методика составления аннотации и реферата-резюме с использованием дифференциального алгоритма чтения» (сроки выполнения –4 неделя, форма контроля – опрос)

4.Самостоятельное изучение темы «Умение концентрироваться. Умение анализировать содержание. Принципы критического слушания. Принципы конспектирования лекции. Техника записи. Двойственный характер процесса коммуникации в ситуации диалога» (сроки выполнения –5 неделя, форма контроля – опрос)

5.Самостоятельное изучение темы «Технология продуцирования письменной речи: автор, ситуация, материал, адресат. Факторы, влияющие на речевое продуцирование: цель, предмет, проблема, тема, жанр» (сроки выполнения –5 неделя, форма контроля – опрос)

6.Самостоятельное изучение темы «Риторика как наука. Три основные группы дефиниций сути риторики. Понимание речи в риторике. Понимание риторики в современной теории речевой коммуникации» (сроки выполнения –8 неделя, форма контроля – опрос)

7.Самостоятельное изучение темы «Пути достижения согласия в речевой коммуникации. Путь к согласию в диалоге» (сроки выполнения –9 неделя, форма контроля – опрос)

8.Самостоятельное изучение темы «Основные типы коммуникабельности людей» (сроки выполнения –10 неделя, форма контроля – опрос)

9.Самостоятельное изучение темы «Коммуникативная компетентность специалистов СКС и Т. Особенности коммуникации на рынке услуг» (сроки выполнения –10 неделя, форма контроля – опрос)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.