Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семья как объект социальной работы.





Семья - группа состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц. ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием иди другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья - сложная социальная система, которой присуши черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Оказывает сильнейше влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально - волевые, духовно - нравственные основы личности. В то же время зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Социальные проблемы современной семьи - безработица, низкий прожиточный уровень, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок.

Семья как малая группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально - нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи, опосредованность совместной деятельности.

Функции семьи:

1. репродуктивная - биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребности в детях.

2. воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми их воспитании, самореализации в детях.

3. хозяйственно - бытовая. Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

5. сфера первичного социального контроля. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность и обязательства в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения.

6. сфера духовного общения. Развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение, укрепление дружеских основ брачного союза.

7. социально - статусная. Представление определенного статуса членами семьи, воспроизводство социальной структуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

8 досуговая. Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

9. эмоциональная. Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. Получение индивидами психологической зашиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в лично счастье и любви.

10. сексуальная. Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей.

Типы семей:

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья: благополучные, семьи групп социального риска; не благополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия: благоприятные, благоприятно неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные, конфликтные, десоциализированные.

По материальной обеспеченности: семьи с высоким материальным достатком, средним, низким (малообеспеченные) материальным достатком, нуждающиеся (за чертой бедности).

По особым условиям семенной жизни: один или оба супруга несовершеннолетние, студенческие, дистантные, внебрачные семьи.

По уровню социально психологического здоровья: благополучные, семьи групп социального риска, неблагополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия: благоприятные, благоприятно неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные, конфликтные, десоциализованные.

По материальной обеспеченности: семьи с высоким материальным достатком, средним, низким (малообеспеченные) материальным достатком, нуждающиеся (за чертой бедности).

По особым условиям семенной жизни: один или оба супруга несовершеннолетние, студенческие, дистантные, внебрачные семьи.

В настоящее время большое распространение получили типы семей «групп социального риска».

Факторы, критерии социального риска:

• Соц. экономические факторы (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, безработица)

• Соц. демографические факторы (отсутствие одного или более родителей, повторный брак, неродной ребенок).

• Медико - санитарные (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в семье инвалидов).

• Психолого - педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, педагогическая несостоятельность родителей, дефекты воспитания и т.д.).

• Криминальные факторы (домашняя жестокость, паразитический образ жизни родителей, пьянство т.д.).

Т.о. «семьи групп риска» - тип семьи, в которой существует отклонение от норм. К семьям «соц. риска» относят малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные, семьи с инвалидами).

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты:

• Увеличение числа малообеспеченных слоев населения;

• Увеличение социальной и географической мобильности, миграция;

• Ухудшение состояния здоровья, демографическая ситуация (убыль населения);

• Изменение традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

Рост количества неполных семей;

• Повышение коэффициента иждивенчества;

• Насилие в семье социальное сиротство.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющих родителей - инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов безработных и т.д.

Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Можно выделить три основных направления социальной работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье, ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

• Объективность, взаимодополняемость и проверка получаемой информации;

• Клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента);

• Конфиденциальность, адекватность методов и методик;

• Соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.

Диагностика семьи - процесс длительный, не допускает непродуманных поступков и выводов. При диагностике семейных ситуаций могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

На основании полученного материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье.

Реабилитация - система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты, медико - психолого - социальные кризисные центры.

Содержание деятельности оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной), переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.

Также реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, представляют комплекс различных процессов и методик:

1. кризисные варианты помощи семье (телефон доверия, экстренная психологическая помощь в приюте, выезд в семью).

2. помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие службы и специалисты. Используются работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары.

3. патронаж (покровительство) - система социальною обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания.

Этапы патронажа: подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования.

Вступительная часть - непосредственное знакомство с членами семьи, сообщение о цели визитов, возможной помощи.

Сбор и оценка информации - выяснение состава, условий проживания семьи, взаимоотношений в ней методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи, сбор сведений о значимых событиях (потеря работы, развод), заполнение социальной карты, выделение проблем, которые может решить служба социальной защиты.

Заключение — резюмирование для членов семьи сути стоящих перед ними проблем, совместный выбор тактики дальнейших действий, информация о вилах помощи, которые могут быть предложены, сообщение подробных адресов социальных служб.

Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка и т.д.)

Отчет - подробное описание результатов визита в акте обследования семьи, составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей.

Профилактика - комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики - разработка специальных обучающих и просветительских программ. Просвещение членов семьи как элемент профилактики может проходить в процессе тренингов, которые позволяют формировать навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других.

Основные документы по семье:

- Семейный кодекс РФ (1995).

- Указ Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» (1996).

- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.